АНКЕТА САМОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА СТРЕССОМ (для подростков)
Pdf просмотр
страница | 81/169 |
Дата | 23.04.2021 |
Размер | 1,58 Mb. |
Тип | Учебно-методический комплекс |
стычки / ссоры родителей между собой
с учительницей / с учителем
с моим одноклассником
с другом / подругой
с одним из моих коллег
с кем б) слишком много домашних заданий
в) неудача в школе
г) потому что у моих родителей слишком много производственных обязанностей мать отец оба
е) болезнь родителей
которого ж) критика в мой адрес
Кем з) потому, что я что-то забыл
что и) потому, что кто-то из членов моей семьи что- то забыл
кто к) отрицательная оценка
со стороны кого л) потому что я чувствовал себя отвергаемым или игнорируемым
м) из-за моего внешнего видан) из-за мыслей о своем будущем
о) из-за сегодняшнего или будущего положения одного из членов семьи
кого п) из-за моих школьных / производственных способностей
которого с) из-за запрещений моих родителей
т) из — за наказания
кем у) из-за работы, которую я должен был сделать
ф) из-за недостатка денег
х) по другим причинам
каким Какое из этих событий для Вас было самым важным Ответьте на все последующие вопросы относительно только одного этого события.
2. В какой мере это событие являлось стрессовым также для членов семьи или других людей Кто это был например, брат, учитель т.д.) немного сильно очень сильно
3. Какие чувства Вы испытывали в момент протекания события Я чувствовала) себя Почти совсем нет Немного Сильно Очень сильно
Испуганым (ой)
У меня были другие чувства
4. Кто, по Вашему мнению, явился причиной этого события или несет за него ответственность Назовите ответственного(-ых) или причины нет немного сильно очень сильно Я сама Мой отец
Другой члены семьи
Кто Одно или несколько лиц, не относящихся к семье
5. В каком масштабе, по вашему мнению, можно было контролировать событие (решить проблему) и с чьей помощью
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ
Контролируемость события или решение проблемы почти совсем нет немного сильно очень сильно Собственно мной
Какой / каким ? Другим членом семьи
Кем
Кем-то, не относящимся к семье
Кем По другим причинам
6. Существует много возможных реакций на это событие. В какой мере вы их применили Реакция нет немного сильно очень сильно Я пробовала) об этом не думать
Я пробовала) расслабиться
Как Я думала, как разрешить проблему
Я покорился(ась) этому
Я открыто упрекала) других
Я в мыслях упрекала) других
Я приуменьшил(ала) значимость ситуации
Я упрекала) самого себя
Я пробовала) избежать этой ситуации
Я ничего не сделала)
Я пробовала) решить проблему
Как Я попросила) другого человека помочь мне
Кого Вмешались другие члены семьи
Кто Как Я почувствовала) это как поддержку
Это только все усложнило
Я молила) Бога и святых помочь мне
7. Как развивалось событие В какой мере была решена проблема
полностью частично в незначительной степени Проблема была решена
Проблема усложнилась
8. В какой мере я чувствую себя теперь лучше или хуже вне зависимости отрешения или нерешения проблемы Я чувствую себя теперь почти совсем нет немного сильно очень сильно
Испуганым (ой)
У меня были другие чувства
9. Почему проблема решена или не решена Назовите ответственных лиц или другие причины и их важность Ответственны нет немного сильно очень сильно Я сам
Другой член семьи
Кто Одно или несколько лиц, не относящихся к семье
Ответьте наследующие вопросы, но только вечером
10. Делали ли вы сегодня что-нибудь вместе со своей семьей Что это было
1)
2)
3)
Источник
Систематическое исследование повседневного стресса и копинга в семьях незрячих подростков
Существующие в психологии на сегодняшний день методоло-гические стандарты оценки психологических факторов, влияющих на психическое здоровье (интервью, опросники), по мнению М.Perrez (1995), не отвечают требованиям современной науки. Предметом изучения в этом случае являются скорее ретроспективные воссоздания поведения респондентов с соответствующими когнитивными и личностными искажениями, а не манифестация нарушенного поведения в реальных условиях. Систематическое наблюдение за нарушенными психическими и поведенческими процессами почти полностью отсутствует. Получаемая таким образом информация не дает данных о том, что реально переживает субъект и каким образом он себя ведет, а представляет собой его когнитивные репрезентации жизненного опыта с соответствующими искажениями собственной системы переработки информации (Margraf J., 1990). Информация такого рода также не позволяет проанализировать динамику взаимодействия между поведением субъекта и социальными условиями, в которых оно разворачивается. Кроме того, опросники, предлагая различные стрессовые ситуации либо варианты копинг-реакций на них, изначально ограничивают опыт респондента, поведенческий репертуар которого может оказаться шире или вообще другим. Таким образом, ответ на вопрос: что же мы изучаем — реальное поведение субъекта в стрессовой ситуации или его отношение к ней — остается дискуссионным.
Кроме этого, важным фактором, влияющим на надежность такой процедуры сбора информации, является временной разрыв между непосредственным опытом респондента и его регистрацией. Сокращение разрыва по времени позволит минимизировать искажения памяти. Для этого используются либо искусственные системы памяти (карманный компьютер), сохраняющие информацию о стрессе, либо систематическое наблюдение, формирующее репрезентативную выборку стрессовых эпизодов и позволяющее изучить, как субъект или группа субъектов разрешает стрессовые ситуации повседневной жизни (Perrez M., Reicherts M., 1992).
Разработанный М.Перре (1992) метод систематического самонаб-людения за стрессом и копингом в семьях отвечает указанным тре-бованиям и позволяет определить, в какой связи находятся внутри-личностные и средовые факторы с неадаптивным поведением или настроением. Этот метод позволяет определить копинговые паттерны повседневной жизни и сформулировать правила поведения для адекватного функционального разрешения стрессовой ситуации.
Изучение семейного стресса и способов его преодоления в семьях с аномальным развитием ребенка, которое осуществлялось бы в естественных условиях, в нашей стране до настоящего времени не проводилось из-за сложности подобного исследования: систематичности наблюдений, обязательного участия всех членов семьи, трудоемкости технологии обработки огромного количества первичных данных и т.д. Тогда как семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сама по себе представляет собой уникальную модель для изучения семейного стресса и копинга. Как семье удается сохранять свою структуру и функционировать в условиях хронического дистресса, вызванного дефектом ребенка? Какие она для этого использует внутренние и средовые копинг-ресурсы, позволяющие ей успешно справляться с повседневным стрессом? Как незрячий ребенок адаптируется в условиях повседневного стресса и кто ему помогает в этом? В данном исследовании основное внимание уделялось повседневным стрессовым событиям, которые могут касаться как очень серьезных проблем, так и бытовых конфликтов.
В исследовании участвовало 12 полных семей, имеющих детей подросткового возраста (до 16 лет), в общей сложности 36 человек. Из них 6 семей (18 человек) имели незрячего ребенка, обучающегося в школе-интернате №1 Санкт-Петербурга и проживающего дома. Следует отметить, что полная семья у слепого ребенка — большая редкость. Из 32 семей, принявших участие в исследовании, только 6 были полными. Остальные имели одного родителя или опекуна.
В качестве методов исследования использовались анкета самонаб-людения за стрессом М.Перре, шкала семейной сплоченности и семейной адаптации — FACES-III, шкала психического здоровья Беккера -SDSG.
Согласно методу систематического наблюдения каждому члену семьи необходимо было в течение 28 дней ежедневно вечером регистрировать стрессогенные события в специальной анкете самонаблюдения за стрессом, остальные методы предъявлялись однократно. Репрезентативная выборка по каждой семье составила в среднем 82 стрессовых эпизода.
Частотное распределение наиболее стрессогенных повседневных событий в семьях незрячих подростков было следующим:
Отцы отмечали ссоры с коллегами (9%), ссоры с женой (9%), собственную болезнь (8,4%), невыполненную работу (7,2%), нехватку денег (7,2%), ссоры детей между собой (6,6%), школьные проблемы у одного из детей (5,4%), слишком много производственных обязанностей (5,4%), мысли о собственном будущем (5,4%), ссора с ребенком (4,8%) и т.д.;
Матери отмечали ссоры с коллегами (7,8%), ссоры детей между собой (6,6%), слишком много производственных обязанностей (6,6%), сегодняшнее или будущее положение одного из членов семьи (6,6%), ссоры с ребенком (6%), ссоры с мужем (6%), нехватку денег (6%), ссоры с начальником (5,4%), невыполненную работу (5,4%), собственную болезнь (4,8%) и др.;
Подростки выделяли в качестве наиболее важного стрессора за день неудачи в школе (11,4%), перегрузку домашними заданиями (10,2%), ссоры с другом (9%), ссоры с учителем (7,2%), ссоры с кем-то из одноклассников (6,6%), ссоры с родителями (5,4%), ссоры с кем-то другим (4,8%), невыполненную работу (4,2%), ссоры с братьями/сестрами (3,6%), собственную болезнь (3%).
В результате статистической обработки данных ежедневных самоотчетов о пережитых за день стрессовых эпизодах были обнаружены достоверные различия между основной и контрольной группами:
1. Отцы в семьях незрячих подростков, в отличие от отцов здоровых детей, достоверно реже отмечали ссоры с ребенком (р=0,025), слишком много домашних заданий у одного из детей (р=0,017), школьные проблемы ребенка (р=0,005), слишком много производственных обязанностей (р=0,004), критику или отрицательную оценку с чьей-то стороны (р=0,012), недостаток денег (р=0,001), сегодняшнее или будущее положение одного из членов семьи (р=0,004), и достоверно чаще — ссоры детей между собой (р=0, 043), ссоры с коллегами (р=0,034), ссоры с другом (р=0,057).
2. Матери же в семьях незрячих достоверно реже, чем матери контрольной группы, отмечали ссоры с ребенком (р=0,034), ссоры с мужем (р=0,054), школьные проблемы у одного из детей (р=0,008), критику или отрицательную оценку с чьей-то стороны (р=0, 028), собственный внешний вид (р=0, 001), сегодняшнее или будущее положение одного из членов семьи (р=0,012), школьные способности одного из детей (р=0,001), недостаток денег (р=0,001), и достоверно чаще -ссоры детей между собой (р=0,037), ссоры с начальником (р=0,042), ссоры с сотрудниками (р=0,029), ссоры с подругой (р=0,029), ссоры с одним из коллег (р=0,039).
3. Незрячие подростки, в отличие от своих здоровых сверстников, достоверно реже отмечали слишком много производственных обязанностей или проблем у родителей (р=0,001), ощущали себя отвергаемыми или игнорируемыми (р=0,001), недостаток денег (р=0,001), невыполненную работу (р=0,036), переживания по поводу своего внешнего вида (р=0,018) и собственного будущего (р=0,001), своих школьных способностей (р=0,001), и достоверно чаще — ссоры с учителями (р=0,032), ссоры с одноклассниками (р=0,001), неудачи в школе (р=0,0021), ссоры с кем-то другим, не относящимся к семье или школе (р=0,011).
Приведенные различия указывают на своеобразие повседневных условий и причин переживаний в семьях детей-инвалидов, что обусловлено преимущественным пребыванием слепых детей в школе-интернате и уменьшением доли стрессоров, связанных с выполнением домашних заданий и семейным функционированием. Школа фактически выполняет для них замещающую функцию семьи. Происходит частичное делегирование родительских функций школе. Родители незрячих детей чаще отмечали внесемейный стресс — ссоры с друзьями и коллегами. Аналогично, и их дети реже ссорились с родителями и чаще с учителями и школьными друзьями, что свидетельствует об особой значимости в жизни ребенка-инвалида школы. Незрячие дети меньше информированы о проблемах своих родителей и в меньшей степени вовлечены в их разрешение и семейное функционирование. Родители в семьях незрячих подростков также реже отмечали конфликты с больным ребенком и чаще конфликты между детьми в семье, что указывает на их статус «особого ребенка» и, как следствие, конкуренцию с сиблингами. Можно предположить, что и система предъявляемых родителями требований к ним будет другой.
4. Зрительный дефект подростка ставит его в исключительный фокус внимания родителей и формирует в нем экстернальность. Так, матери детей-инвалидов достоверно реже считали виновниками стрессовых ситуаций своих больных детей (р=0,004) и внесемейные факторы (р=0,005). Отцы в семьях незрячих достоверно чаще считали себя виновными в стрессовых эпизодах, по сравнению с отцами контрольной группы, и достоверно реже приписывали вину другим лицам, не относящимся к семье, что свидетельствует об их высокой интернальности. Сами же незрячие подростки достоверно чаще по сравнению со своими здоровыми сверстниками возлагали вину за стресс на своих братьев-сестер (р=0,018), и достоверно реже на матерей (р=0,024), отцов (р=0,04) и внесемейные факторы (р —>
Источник
Опросник копинг-поведения Е.Heim
Инструкция: Постарайтесь вспомнить каким образом обычно Вы разрешаете для себя негативные ситуации. В бланке отметьте тот ответ, который Вам подходит.
№ | Способы преодоления | Варианты ответов |
Да Нет Нет | ||
1. | Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь о них забыть | |
2. | Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях | |
3. | Стараюсь не думать, всячески избегаю думать о своих неприятностях | |
4. | Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т.п.) | |
5. | Чтобы пережить эти трудности, я берусь за осуществление своей давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.) | |
6. | Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой | |
7. | Я ищу людей, способных помочь мне советом | |
8. | Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей | |
9. | Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться | |
10. | Стараюсь убедить себя, что эти трудности – мелкие неприятности на фоне всего остального | |
11. | Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего истинного состояния | |
12. | Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось | |
13. | Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои – это пустяк | |
14. | Если что-то случится, то так угодно Богу | |
15. | Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствую себя | |
16. | В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться с ними и с более сложными, как ранее | |
17. | Это не существенные трудности, не все так плохо, в основном всё хорошо | |
18. | Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей | |
19. | Я глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую | |
20. | Я впадаю в отчаянье, я рыдаю и плачу | |
21. | Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным | |
22. | Я подавляю эмоции в себе | |
23. | Я уверен, что есть выход из трудной ситуации | |
24. | Я впадаю в состояние безнадежности | |
25. | Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам | |
26. | Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне |
Опросник копинг-поведения Е.Heim, вариант Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций». Опросник апробирован на различных группах больных с получением нормативных данных на здоровой популяции в отделении неврозов и психотерапии института им. В.М.Бехтерева Санкт-Петербурга [Исаева Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией: Дис. …к. психол. наук: 19.00.04 / Санкт-Петербург, 1999].
Опросник состоит из трех шкал, содержащих 26 утверждений, которые определяют способы преодоления трудностей по трем плоскостям копинг-поведения (поведенческой, когнитивной и эмоциональной), шкала ответов – полярная. Он нашел широкое применение отечественными исследователями в рамках клинической психологии, в тоже время отмечается недостаточная теоретическая обоснованность методики. Применительно к поведенческой сфере – 8 пунктов (вариантов поведенческих стратегий); когнитивной — 10 вариантов когнитивных стратегий; эмоциональной — 8 вариантов эмоциональных стратегий. Виды копинг-стратегий расположены в опроснике в порядке их отнесения к трем сферам жизнеденятельности, распределены на три группы по степени адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.
Адаптивные в поведенческой сфере – «сотрудничество», «альтруизм», «обращение»; в когнитивной – «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания, в эмоциональной – «оптимизм» и «протест» (активное возмущение, протест по отношению к трудностям).
Неадаптивные в поведенческой сфере – «активное избегание», «отступление», в когнитивной – «смирение», «растерянность», «диссимуляция» «игнорирование действительности», в эмоциональной – «подавление чувств», «покорность», «агрессивность». Остальные способы преодоления относятся к псевдоадаптивным (относительно адаптивным).
АНКЕТА самонаблюдения за стрессом (для родителей)
(авторы – Perrez M., Reicherts M.)
Инструкция: Подумайте о событиях, которые расстроили или взволновали вас сегодня утром, днем или вечером.
1.Сегодня я был расстроен или взволнован следующими событиями
События | нет | немного | сильно | очень сильно |
а) стычка / ссора с ребенком | ||||
с которым? | ||||
— детей между собой | ||||
— с мужем / женой | ||||
— с начальником / начальницей | ||||
— с сотрудником / сотрудницей | ||||
— с другом / подругой | ||||
— с одним из моих коллег | ||||
— с кем-то другим | ||||
с кем? | ||||
б) слишком много домашних заданий у одного из детей | ||||
у которого? | ||||
в) проблемы у одного из детей в школе / на работе | ||||
г) слишком много производственных обязанностей | ||||
д) моя болезнь | ||||
е) болезнь одного из детей | ||||
которого? | ||||
ж) критика в мой адрес | ||||
Кем? | ||||
з) потому, что я что-то забыл | ||||
что? | ||||
и) потому, что кто-то из членов моей семьи что-то забыл | ||||
кто? | ||||
к) отрицательная оценка | ||||
со стороны кого? | ||||
л) потому что я чувствовал себя отвергнутым или игнорируемым | ||||
м) из-за моего внешнего вида | ||||
н) из-за мыслей о своем будущем | ||||
о) из-за сегодняшнего или будущего положения одного из членов семьи | ||||
кого? | ||||
п) из-за моих производственных способностей | ||||
р) из-за школьных / производственных способностей одного из детей | ||||
которого? | ||||
с) из-за ограничения моей деятельности | ||||
т) из-за отрицательного или агрессивного поведения | ||||
кого? | ||||
у) из-за работы, которую я должен был сделать | ||||
ф) из-за недостатка денег | ||||
х) по другим причинам | ||||
каким? |
Какое из этих событий для Вас было самым важным?
Ответьте на все последующие вопросы относительно только одного этого события.
2. В какой мере это событие являлось стрессовым также для членов семьи или других людей?
Кто это был? (например, друг, начальник т.д.) | немного | сильно | очень сильно |
3. Какие чувства Вы испытывали в момент протекания события?
Я чувствовал себя | Почти совсем нет | Немного | Сильно | Очень сильно |
испуганной | ||||
печальной | ||||
обиженной | ||||
возмущенной | ||||
разочарованной | ||||
бесчувственной | ||||
взволнованной | ||||
растерянной | ||||
угнетенной | ||||
нервной | ||||
раздосадованной | ||||
бессильной | ||||
У меня были другие чувства | ||||
Какие? |
4. Кто, по Вашему мнению, явился причиной этого события или несет за него ответственность?
Назовите ответственного(-ых) или причины | нет | немного | сильно | очень сильно |
Я сам (а) | ||||
Мой муж | ||||
Моя жена | ||||
Мой ребенок | ||||
Который ? | ||||
Другой члены семьи | ||||
Кто? | ||||
Одно или несколько лиц, не относящихся к семье | ||||
Какие? | ||||
случайность | ||||
проведение | ||||
судьба | ||||
Бог | ||||
Другие причины | ||||
Какие? |
5. В каком масштабе, по вашему мнению, можно было контролировать событие (решить проблему) и с чьей помощью?
Контролируемость события или решение проблемы | почти совсем нет | немного | сильно | очень сильно |
Собственно мной | ||||
Моим мужем | ||||
Моей женой | ||||
Ребенком | ||||
Которым? | ||||
Другим членом семьи | ||||
Кем? | ||||
Кем-то, не относящимся к семье | ||||
Кем? | ||||
По другим причинам | ||||
Каким? |
6. Существует много возможных реакций на это событие. В какой мере вы их применили?
Реакция | нет | немного | сильно | очень сильно |
Я пробовал об этом не думать | ||||
Я пробовал расслабиться | ||||
Как? | ||||
Я думал, как разрешить проблему | ||||
Я покорился этому | ||||
Я открыто упрекал других | ||||
Я в мыслях упрекал других | ||||
Я приуменьшил значимость ситуации | ||||
Я упрекал самого себя | ||||
Я пробовал избежать этой ситуации | ||||
Я ничего не сделал | ||||
Я пробовал решить проблему | ||||
Как? | ||||
Я попросил другого человека помочь мне | ||||
Кого? | ||||
Вмешались другие члены семьи | ||||
Кто? | ||||
Как? | ||||
Я почувствовал это как поддержку | ||||
Это только все усложнило | ||||
Я молил Бога и святых помочь мне |
7. Как развивалось событие? В какой мере была решена проблема?
полностью | частично | в незначительной степени |
Проблема была решена: | ||
Проблема усложнилась: |
8. В какой мере я чувствую себя теперь лучше или хуже вне зависимости от решения или нерешения проблемы?
Я чувствую себя теперь | почти совсем нет | немного | сильно | очень сильно |
испуганным | ||||
грустным | ||||
обиженным | ||||
возмущенным | ||||
разочарованным | ||||
бесчувственным | ||||
взволнованным | ||||
растерянным | ||||
угнетенным | ||||
нервным | ||||
раздосадованным | ||||
бессильным | ||||
У меня другие чувства | ||||
Какие? |
9. Почему проблема решена или не решена?
Назовите ответственных лиц или другие причины и их важность
Ответственны | нет | немного | сильно | очень сильно |
Я сам | ||||
Моя жена | ||||
Мой муж | ||||
Мой ребенок | ||||
Который? | ||||
Другой член семьи | ||||
Кто? | ||||
Одно или несколько лиц, не относящихся к семье | ||||
Какие? | ||||
случайность | ||||
провидение | ||||
судьба | ||||
Бог/святые | ||||
Другие причины | ||||
Какие? |
Ответьте на следующие вопросы, но только вечером:
10.Делали ли вы сегодня что-нибудь вместе со своей семьей?
Что это было? 1) |
2) |
3) |
Действие 1
Кто присутствовал? |
Вы делаете это в семье 1) регулярно 2) от случая к случаю 3) редко |
Действие продолжалось ….минут |
Таким же образом действие протекает 1) всегда 2) в большинстве случаев 3) редко 4)никогда |
Атмосфера при этом была 1) приятная 2) скорее приятная 3) скорее не приятная 4) неприятная |
Почему? |
Это действие важно для семьи? 1) очень важно 2) скорее важно 3) скорее важно 4) совсем неважно |
Почему? |
Действие 2
Кто присутствовал? |
Вы делаете это в семье 1) регулярно 2) от случая к случаю 3) редко |
Действие продолжалось ….минут |
Таким же образом действие протекает 1) всегда 2) в большинстве случаев 3) редко 4)никогда |
Атмосфера при этом была 1) приятная 2) скорее приятная 3) скорее не приятная 4) неприятная |
Почему? |
Это действие важно для семьи? 1) очень важно 2) скорее важно 3) скорее важно 4) совсем неважно |
Почему? |
Действие 3
Кто присутствовал? |
Вы делаете это в семье 1) регулярно 2) от случая к случаю 3) редко |
Действие продолжалось ….минут |
Таким же образом действие протекает 1) всегда 2) в большинстве случаев 3) редко 4)никогда |
Атмосфера при этом была 1) приятная 2) скорее приятная 3) скорее не приятная 4) неприятная |
Почему? |
Это действие важно для семьи? 1) очень важно 2) скорее важно 3) скорее важно 4) совсем неважно |
Почему? |
АНКЕТА самонаблюдения за стрессом (для подростков)
(авторы – Perrez M., Reicherts M.)
Инструкция: Подумайте о событиях, которые расстроили или взволновали вас сегодня утром, днем или вечером.
1.Сегодня я был расстроен или взволнован следующими событиями
События | нет | немного | сильно | очень сильно |
а) стычка / ссора с матерью / отцом | ||||
братом / сестрой | ||||
стычки / ссоры родителей между собой | ||||
с учительницей / с учителем | ||||
с моим одноклассником | ||||
с моим начальником / начальницей | ||||
с другом / подругой | ||||
с одним из моих коллег | ||||
с кем-то другим | ||||
с кем? | ||||
б) слишком много домашних заданий | ||||
в) неудача в школе | ||||
г) потому что у моих родителей слишком много производственных обязанностей мать отец оба | ||||
д) моя болезнь | ||||
е) болезнь родителей | ||||
которого? | ||||
ж) критика в мой адрес | ||||
Кем? | ||||
з) потому, что я что-то забыл | ||||
что? | ||||
и) потому, что кто-то из членов моей семьи что-то забыл | ||||
кто? | ||||
к) отрицательная оценка | ||||
со стороны кого? | ||||
л) потому что я чувствовал себя отвергаемым или игнорируемым | ||||
м) из-за моего внешнего вида | ||||
н) из-за мыслей о своем будущем | ||||
о) из-за сегодняшнего или будущего положения одного из членов семьи | ||||
кого? | ||||
п) из-за моих школьных / производственных способностей | ||||
р) из-за производственных способностей моих родителей | ||||
которого? | ||||
с) из-за запрещений моих родителей | ||||
т) из — за наказания | ||||
кем? | ||||
у) из-за работы, которую я должен был сделать | ||||
ф) из-за недостатка денег | ||||
х) по другим причинам | ||||
каким? |
Какое из этих событий для Вас было самым важным?
Ответьте на все последующие вопросы относительно только одного этого события.
2. В какой мере это событие являлось стрессовым также для членов семьи или других людей?
Кто это был? (например, брат, учитель т.д.) | немного | сильно | очень сильно |
3. Какие чувства Вы испытывали в момент протекания события?
Я чувствовал себя | Почти совсем нет | Немного | Сильно | Очень сильно |
испуганным | ||||
грустным | ||||
обиженным | ||||
возмущенным | ||||
разочарованным | ||||
бесчувственным | ||||
взволнованным | ||||
растерянным | ||||
угнетенным | ||||
нервным | ||||
раздосадованным | ||||
бессильным | ||||
У меня другие чувства | ||||
Какие? |
4. Кто, по Вашему мнению, явился причиной этого события или несет за него ответственность?
Назовите ответственного(-ых) или причины | нет | немного | сильно | очень сильно |
Я сам (а) | ||||
Мой отец | ||||
Моя мать | ||||
Мой брат | ||||
Моя сестра | ||||
Другой члены семьи | ||||
Кто? | ||||
Одно или несколько лиц, не относящихся к семье | ||||
Кто? | ||||
случайность | ||||
проведение | ||||
судьба | ||||
Бог | ||||
Другие причины | ||||
Какие? |
5. В каком масштабе, по вашему мнению, можно было контролировать событие (решить проблему) и с чьей помощью?
Контролируемость события или решение проблемы | почти совсем нет | немного | сильно | очень сильно |
Собственно мной | ||||
Моим отцом | ||||
Моей матерью | ||||
Сестрой / братом | ||||
Какой / каким ? | ||||
Другим членом семьи | ||||
Кем? | ||||
Кем-то, не относящимся к семье | ||||
Кем? | ||||
По другим причинам | ||||
Каким? |
6. Существует много возможных реакций на это событие. В какой мере вы их применили?
Реакция | нет | немного | сильно | очень сильно |
Я пробовал об этом не думать | ||||
Я пробовал расслабиться | ||||
Как? | ||||
Я думал, как разрешить проблему | ||||
Я покорился этому | ||||
Я открыто упрекал других | ||||
Я в мыслях упрекал других | ||||
Я приуменьшил значимость ситуации | ||||
Я упрекал самого себя | ||||
Я пробовал избежать этой ситуации | ||||
Я ничего не сделал | ||||
Я пробовал решить проблему | ||||
Как? | ||||
Я попросил другого человека помочь мне | ||||
Кого? | ||||
Вмешались другие члены семьи | ||||
Кто? | ||||
Как? | ||||
Я почувствовал это как поддержку | ||||
Это только все усложнило | ||||
Я молил Бога и святых помочь мне |
7. Как развивалось событие? В какой мере была решена проблема?
полностью | частично | в незначительной степени |
Проблема была решена: | ||
Проблема усложнилась: |
8. В какой мере я чувствую себя теперь лучше или хуже вне зависимости от решения или нерешения проблемы?
Я чувствую себя теперь | почти совсем нет | немного | сильно | очень сильно |
испуганной | ||||
грустной | ||||
обиженной | ||||
возмущенной | ||||
разочарованной | ||||
бесчувственной | ||||
взволнованной | ||||
растерянной | ||||
угнетенной | ||||
нервной | ||||
раздосадованной | ||||
бессильной | ||||
У меня другие чувства | ||||
Какие? |
9. Почему проблема решена или не решена?
Назовите ответственных лиц или другие причины и их важность
Ответственны | нет | немного | сильно | очень сильно |
Я сам | ||||
Моя мать | ||||
Мой отец | ||||
Мой брат | ||||
Моя сестра | ||||
Другой член семьи | ||||
Кто? | ||||
Одно или несколько лиц, не относящихся к семье | ||||
Кто? | ||||
случайность | ||||
провидение | ||||
судьба | ||||
Бог/святые | ||||
Другие причины | ||||
Какие? |
Ответьте на следующие вопросы, но только вечером:
10. Делали ли вы сегодня что-нибудь вместе со своей семьей?
Источник