Анкета мое настроение для детей

ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся

Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Читайте также:  Круг радости для детей детского сада

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Источник

Анкета «Особенности эмоционального развития ребенка»

Юлия Ушакова
Анкета «Особенности эмоционального развития ребенка»

1. Ф. И. О., возраст ребенка___

2. Кто из родителей заполняет анкету? (Мата, папа)___

За. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Да, нет, не могу сказать)___

4. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:

(Отметить каждую эмоцию)

5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:

(Отметить каждую эмоцию)

6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (Всегда, иногда, никогда)___

7. Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) Вы наказываете своего ребенка?___

В чем выражается наказание? ___

8а. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый ___; эмоционально заторможенный (Да, нет, не могу сказать)___

8б. Не наблюдаются ли у Вашего ребенка яркие отрицательные реакции на определенную ситуацию, человека или предмет? (Да, нет, не могу сказать)___

9а. Случались ли в жизни Вашего ребенка трагические события (тяжелые болезни, смерть друзей и близких, расставание с ними, развод родителей, стихийные бедствия, несчастные случаи, физическое насилие, нападения и др.? (Да, нет, не могу сказать)___

9б. Особенности реакции ребенка на данное событие (шок, истерика, кома и др.): ___

10а. Какое событие (радостное, печальное, не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?___

10б. Какие причины (человек, ситуация, предмет, не могу сказать) вызывают воспоминания об этом событии?___

11. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых им чувствах? (Всегда, иногда, никогда)___

12. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (Да, нет, не могу сказать)___

13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам? (Да, нет, не могу сказать)___

14а. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (Да, нет)___

14б. Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (Да, нет, не могу сказать)___

15. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка? (Самочувствие, конкретные ситуации, темперамент, не знаю)___

Читайте также:  Эмоции как класс психических явлений это

16а. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (Часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда)___

16б. Какие слова вы используете для объяснения проявлений чувств (эмоций) в жизни, литературе, кинофильмах?___

17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (Поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется) ___

Анкета для родителей «Организация домашнего чтения» Анкета для родителей «Организация домашнего чтения» 1. Возраст ребенка, кто отвечает на анкету (мама, папа, бабушка,дедушка) 2. Какое.

Анкета для родителей «Особенности формирования у детей дошкольного возраста культуры личной безопасности» Анкету разработали: Ожегова Ю. Ю., заведующий, Недодел Н. В., зам. зав. по ВМР, Маркелова Л. И., воспитатель, МБДОУ № 90 г. Братск Уважаемые.

Источник

Анкета: «Ваше эмоциональное состояние»
тест

Анкета: «Ваше эмоциональное состояние»

Инструкция: Вам будут предлагаться набор из 10 утверждений, относящихся к Вашему состоянию. Вам необходимо из этих 10 утверждений выбрать только те, которые наиболее подходят Вашему эмоциональному состоянию.

Шкала «Спокойствие-тревожность»

  1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган трудностями.
  2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
  3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью.
  4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство. Волнуюсь.
  5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
  6. Ничего особенно не беспокоит меня.
  7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
  8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
  9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
  10. Совершенное и полное спокойствие, непоколебимо уверен в себе.

Шкала «Энергичность-усталость»

  1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.
  2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию.
  3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
  4. Довольно усталый. Апатичный. В запасе не очень много энергии.
  5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
  6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
  7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия.
  8. Много энергии, сильная потребность в действии.
  9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия и деятельность.
  10. Порыв, не знающий границ. Жизненная сила выплескивается через край.

Шкала «Приподнятость-подавленность»

  1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен, все черно и серо.
  2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
  3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.
  4. Настроение подавленное и несколько унылое.
  5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».
  6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».
  7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
  8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
  9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность.
  10. Сильный подъем, восторженное веселье.

Шкала «Уверенность в себе — чувство беспомощности»

  1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не выйдет.
  2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
  3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
  4. Чувствую себя довольно неспособным.
  5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.
  6. Чувствую себя довольно компетентным.
  7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
  8. Очень уверен в своих способностях.
  9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
  10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.

Описание шкал:

Шкала «Спокойствие-тревожность»

  • выше 5-6 утверждений:

В опросе испытуемый показывает преобладание «Спокойствия»: выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость

  • выбор 5-6 утверждений:

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Спокойствие-тревожность» без явного преобладание одного из полюсов.

  • выбор 1-4 утверждений:

По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость

Шкала «Энергичность-усталость»

  • выше 5-6 утверждений:

Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный.

  • выбор 5-6 утверждений:

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Энергичность-усталость» без явного преобладание одного из полюсов.

  • выбор 1-4 утверждений:

Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, безразличный, медлительный.

Шкала «Приподнятость-подавленность»

  • выше 5-6 утверждений:

Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий.

  • выбор 5-6 утверждений:

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Приподнятость-подавленность» без явного преобладание одного из полюсов.

  • выбор 1-4 утверждений:

Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.

Шкала «Уверенность в себе — чувство беспомощности»

  • выше 5-6 утверждений:

Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный.

  • выбор 5-6 утверждений:

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Уверенности-беспомощности» без явного преобладание одного из полюсов.

  • выбор 1-4 утверждений:
Читайте также:  Эмоций детей от 1 года до 3 лет

Оценивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.

Скачать:

Вложение Размер
Анкета: «Ваше эмоциональное состояние» 20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета: «Ваше эмоциональное состояние»

Инструкция: Вам будут предлагаться набор из 10 утверждений, относящихся к Вашему состоянию. Вам необходимо из этих 10 утверждений выбрать только те, которые наиболее подходят Вашему эмоциональному состоянию.

  1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган трудностями.
  2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
  3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью.
  4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство. Волнуюсь.
  5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.
  6. Ничего особенно не беспокоит меня.
  7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
  8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
  9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
  10. Совершенное и полное спокойствие, непоколебимо уверен в себе.
  1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.
  2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию.
  3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
  4. Довольно усталый. Апатичный. В запасе не очень много энергии.
  5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
  6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
  7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия.
  8. Много энергии, сильная потребность в действии.
  9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия и деятельность.
  10. Порыв, не знающий границ. Жизненная сила выплескивается через край.
  1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен, все черно и серо.
  2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
  3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.
  4. Настроение подавленное и несколько унылое.
  5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе».
  6. Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке».
  7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
  8. Возбужден, в хорошем расположении духа.
  9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность.
  10. Сильный подъем, восторженное веселье.

Шкала «Уверенность в себе — чувство беспомощности»

  1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не выйдет.
  2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
  3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
  4. Чувствую себя довольно неспособным.
  5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.
  6. Чувствую себя довольно компетентным.
  7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
  8. Очень уверен в своих способностях.
  9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
  10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.

В опросе испытуемый показывает преобладание «Спокойствия»: выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Спокойствие-тревожность» без явного преобладание одного из полюсов.

По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость

Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный.

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Энергичность-усталость» без явного преобладание одного из полюсов.

Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, безразличный, медлительный.

Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий.

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Приподнятость-подавленность» без явного преобладание одного из полюсов.

Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.

Шкала «Уверенность в себе — чувство беспомощности»

Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный.

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Уверенности-беспомощности» без явного преобладание одного из полюсов.

Оценивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра — самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс.

Полезная информация для родителей детей, имеющих нарушение зрения.

Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: — ощущения – бы.

АПАТИЯ – психическое состояние, характеризующееся отсутствием проявления эмоций и чувств. Внешними признаками апатии являются отрешенность человека от других людей и от окружающего м.

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства.

В консультации предоставлен материал по использованию речевых настроек, способствующих доброжелательному взаимоотношению, тренировке механизмов саморегуляции.

Консультация для педагогов о необходимости профилактики стресса и профессионального выгорания.Техники, позволяющие снять нервное напряжение и поддерживать позитивный жизненный настрой.

Источник

Оцените статью