Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: снижение уровня агрессивности у дошкольников путем снятия эмоционального напряжения, повышение самооценки.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
—устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;
— повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии ;
— закрепить положительные коммуникативные
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno.docx | 25.64 КБ |
Коррекционно – развивающая программа
« Путешествие по стране Добра»
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия?
Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
*физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта
*вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
*прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта
*косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании
ногами, битье кулаками по столу)
* инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели
враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгигих.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
Ø скандалы в семье
Ø применение физической силы во время семейных ссор (драки)
Ø грубое, жестокое обращение с ребенком
Ø привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
Ø просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
Ø одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
Ø Отказывается от коллективной игры.
Ø Слишком говорлив.
Ø Чрезмерно подвижен.
Ø Не понимает чувств и переживаний других детей
Одним из способов оказания психологической помощи детям 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционно — развивающей программы « Путешествие по стране Добра»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : снижение уровня агрессивности у дошкольников путем снятия эмоционального напряжения, повышение самооценки .
— устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;
— повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии ;
— закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.
Дети дошкольного возраста (5-7 лет) с высоким уровнем агрессивности и повышенной тревожностью.
Занятия проводят 1раз в неделю, время – 20-30 минут, в первую половину дня после основных занятий примерно в 10.30-11.00 индивидуально. На каждом занятии решают определенную задачу по снижению уровня агрессивности. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторят 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на 1-ом занятии педагог-психолог рассказывает, как «это делать», показывает, т.е. действует как учитель, на 2-ом занятии педагог-психолог выступает ,как партнер (совместная деятельность), на 3-ем занятии — дети действуют самостоятельно. Взрослый — организатор среды. Общее количество занятий – 10 . Рассчитаны на 2.5 месяца.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности предполагает учет психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
4 Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.
Источник
Наталья Тимонова
Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников
Организация работы в дошкольном общеобразовательном учреждении с родителями по коррекции агрессивности дошкольников.
Подготовила Тимонова Н. В. педагог-психолог МБДОУ № 12
г. Сорочинск Оренбургской области.
Агрессивные дети -это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни, что взрослые бывают разные, а мир не так плох; что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Агрессия — это реакция на неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку. Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны взрослого вся работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу либо педагогу и будет сопротивляться дальнейшей работе.Также важно занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «не хорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.
В целях проведения успешной психокоррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы:
• контакт с ребенком;
• уважительное отношение к личности ребенка;
• положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
• безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
• сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и контроля.
Как выявить агрессивного ребенка? Психологу необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования и в составлении заключения об уровне агрессивности испытуемого.
Поэтому необходимо соблюдать следующие основные правила:
• для получения надежного результата и составления более качественного заключения о личностном развитии ребенка, использовать не менее трех диагностических методик;
• строго следовать инструкции, приведенной в методике. Понятно и доступно изложить инструкцию испытуемому;
• строго придерживаться возрастной границы использования методики в работе с испытуемым;
• выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.
Первым шагом педагога- психолога ДОУ в работе с агрессивными детьми должно стать выяснение возможных причин его поведения.
Опытный педагог в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из детей обладает повышенной агрессивностью. Но прежде чем делать выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности, в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко (1992 г.) для родителей и воспитателей. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение психолога.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста:
1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.
Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребёнка в группе, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы.
1 Наблюдение за невербальным поведением ребёнка и за поведением ребёнка в игре Клюева Н. В., Филипова Ю. В.
2 Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля
3 Тест для изучения особенностей поведения ребёнка в конфликтных ситуациях Розенцвейга
4 Тест «Руки» (Hand –Test) Э Вагнера
5 Тест «Сказка» Л. Дюсс
6 КРС Овчарова Р. В.
7 Проективная методика «Рисунок несуществующего животного».
8 Цветовой тест Люшера.
9 Опросник Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко
Данная вариативная диагностическая программа с большей вероятностью позволить психологу разобраться в причинах агрессивного поведения ребёнка и наметить дальнейшую коррекционную работу с ним.
Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» — одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Помогает выяснить и уточнить черты личности, установки и психологические проблемы ребенка. А так же дает возможность наглядно увидеть и проанализировать неадекватное поведение ребенка.
Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.
Работа с ребёнком и взрослыми (родителями, педагогами и его окружением) должна вестись параллельно.
1 Тест «Руки» (Hand –Test) Э Вагнера
3 Анкета для выявления эмоционально- личностных проблем детей Хельбрюгель Т.
4 Тест родительского отношения А. Я. Варга, ВВ. Столина.
Опросник Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко
В зависимости от выявленных причин в работесо взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
-изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную;
— изменение стиля взаимодействия с ребёнком;
— расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Работа с родителями на этапе психокоррекции агрессии у ребенка строиться в 3 этапа.
На подготовительном этапе работы с родителями должно быть проведено изучение семьи, чтобы мы могли составить представление об адекватности родительских установок на воспитание и обучение, а также определить влияние разных членов семьи на развитие ребёнка, характер родительско –детских отношений.
Задачи первого этапа направлены на установление контакта с родителями. Важно показать роль всех членов семьи в процессе взаимодействия с детским садом. Это обусловлено тем, что зачастую контакт психолога ограничивается взаимодействием с одним членом семьи, который в действительности может иметь наименьшее влияние на ребёнка или не собирается заниматься с ним. Поэтому подчеркиваю необходимость тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для наилучшего воспитания и развития ребёнка.
Узнать каким образом можно вовлечь всех членов семьи в педагогический процесс, педагогу поможет вариативный план беседы с родителями,составленный следующим образом:
Кто проводит с ребёнком основное время в будние дни (кто забирает из сада) и в воскресение. В соответствии с этим планируется, с кем из взрослых необходимо проводить основную работу, с кем можно ограничится рекомендациями
Указать в какое время дня и в каких случаях каждый член семьи может общаться с ребёнком. Если родители жалуются на недостаток времени, то особенно важно показать им, что окажется достаточно, если верно его использовать. Главное чтобы не один член семьи занимался с ребёнком, но чтобы каждый по своим силам сумел внести лепту в воспитание сына или дочки.Поэтому задача психолога: предоставить родителям множество вариантов, каким образом можно распределить обязанности в воспитании.
На втором этапе важно уже не просто познакомить родителей с работой учреждения, возможными формами взаимодействия со специалистами, спецификой воспитания и обучения проблемных детей, изменить неверные родительские установки на воспитание, обучить приёмам коррекции.
Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую для удара руку, окликнуть ребёнка.
2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения. Демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.
Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.
Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.
Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.
Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.
Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.
Песочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.
План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.
Источник