Анисимов птица радость план
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 472
- КНИГИ 654 644
- СЕРИИ 25 047
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 781
За горами, за долами, за синими морями жил-был могучий старик Светозар. И было у Светозара две дочери, красотою равные, а обликом разные. Старшая дочь веселая, на речах приветливая, белая — румяная, очи голубые, косы золотые. Как она появится, так словно рассветает. За то и имя ей дали — Светлана. А младшая дочь лицом темная, косы у нее черным — черны, а глаза и того чернее. И характером она тихая да молчаливая, всегда задумчивая. За то и имя ей было — Смугляна.
Светозар дочерей любил равно, а обращался с ними по-разному — старшую Светлану берег да баловал, от себя ни на шаг не отпускал, а младшую Смугляну ни в чем не стеснял — где хочешь, там и ходи, что хочешь, то и делай.
Однажды задумал Светозар дочерей порадовать, подарил он Светлане ленту алую и светлое зеркальце, а Смугляне нитку старинных алмазных бус — самому-то от бабушек-прабабушек досталась. Светлана подарку обрадовалась, перевязала алой лентой свои косы золотые и стала в зеркальце глядеться.
А Смугляна поклонилась отцу и тихо сказала:
— Благодарю, батюшка, за подарки.
Глядит на нее Светозар и не поймет — рада она подарку или не рада. И спрашивает он ее:
— По душе ли тебе, дочка, подарок мой?
— По душе, батюшка.
— Может быть, тебе еще что подарить? Проси, чего хочешь, я все для тебя сделаю.
— Нет, батюшка, ничего больше не надо. Только позволь за ворота выйти, по лесам, по лугам погулять.
Светозар подумал и согласился.
— Ну что же, — говорит, — поди, дочка, погуляй. Я тебе не запрещаю.
Надела Смугляна на шею светлые бусы и отправилась погулять. Ходит красавица по лесам, по лугам, по долинам широким, по оврагам глубоким. А кругом стало темным-темно, на лугах трава стоит не шелохнется, в лесу листики не дрожат, не шумят. Только раздается в тишине песня соловьиная. И все Смугляне любо, и все ей мило.
Шла она темным лесом, нечаянно задела за веточку, думала — шаль каймой зацепилась, ан нет — зацепилось ожерелье, оборвалась ниточка, и рассыпались светлые бусы по сырой земле, но густой траве. А Смугляна того не заметила, и уж только когда домой пришла, хватилась — нет бус…
Ну, нет и нет. Потеряла.
Увидела старшая сестра Светлана, что младшая сестра что-то припечалилась, и стала ее спрашивать:
— Ты что, сестрица, такая невеселая? Вздохнула Смугляна и говорит:
— Я, сестрица, бусы потеряла. Не столь дороги бусы, сколь дорого — батюшкин подарок. Как я ему теперь скажу?
Погоревали сестры, подумали — как быть? Светлана посоветовала:
— Погоди, сестрица, отцу сказывать. А пройди по тем местам: может быть, найдешь бусы.
Сказано — сделано. Пошла красавица Смугляна по тому пути, каким шла. Прошла лугами, прошла долинами — нет бус. Пришла в темный лес, и тут нет. Идет она дальше, глядит понизу — бусы ищет. А с того места, где она за ветку задела, отошел какой-то молодец и встал невдалеке за дерево. Смугляна этого и не заметила. Идет она мимо, а молодец ее красотой любуется, а сам думает: «Чего эта красавица ищет? Уж не те ли бусы, которые я тут подобрал? Сейчас ей бусы отдать или погодить? Лучше погожу, сначала узнаю, где живет и кто она такая».
Идет Смугляна к дому все ближе, а голову клонит все ниже — бусы ищет. А молодец за ней назерком следует. Вот вошла Смугляна в ворота, а молодец неподалечку остановился. Остановился он и от удивления даже руками развел: «Так вот, — думает, — кто она такая! Ворота-то Светозаровы, значит она и есть та самая Светозарова дочь, красоте которой весь мир дивуется. На такую мне заглядываться нечего. Я Светозаровой дочери не пара».
Пришла домой Смугляна ни с чем. Говорит сестре:
— Не нашла бусы. Невозможно их отыскать — там везде темным-темно, ничего не видно.
Светлана подумала-подумала и говорит:
— Не печалься, сестрица. Оставайся дома, а я схожу поищу твои бусы.
Сказано — сделано. Выходит красавица Светлана за ворота, и видит: недалеко от дороги стоит какой-то молодец. И так он задумался, что и не заметил, как Светлана мимо прошла и скрылась в лесу. Только он и видел — будто алая ленточка за деревьями мелькнула.
Долго ходила красавица Светлана по лесам, по лугам, по долинам, ни с чем домой воротилась. Говорит Смугляне:
— Не нашла, сестрица, твои бусы. Да и как их там сыскать — кругом светлым-светло, трава стоит высокая, цветы цветут разноцветные. А бусы такие маленькие, разве их углядишь среди такой красоты? Придется, верно, отцу сказать.
— Нет, — говорит Смугляна, — погодим отцу сказывать. Я еще схожу поищу. Теперь пойду прямо к тому месту, где за ветку задела. Бусы должны быть там.
Вышла красавица Смугляна за ворота и пошла скорым шагом. Вот пришла она, наклонилась низко и стала руками шарить по сырой земле, по густой траве. И вдруг слышит голос:
— Какую пропажу, красавица, ищешь? Вот нашел я бусинку, не ты ли обронила?
Смугляна взяла бусину и говорит:
— Благодарю тебя, добрый молодец. Это я обронила. Только не одну бусину, а все ожерелье рассыпала.
— Не горюй, красавица. Хотя и не сразу, а все твои бусины отыщу. Приходи завтра об эту пору на это же место.
— Ладно, — говорит Смугляна, — приду.
Сказано-сделано. Пообещала и пришла. Молодец ей еще одну бусину отдал. Так и повелось — придет Смугляна в темный лес, и каждый раз молодец ей по одной бусинке отдает. И вот однажды он ее спрашивает:
— Скажи, красавица, ведь ты Светозарова дочь?
Смугляна ему отвечает:
— Да. Я Светозарова дочь. Он спрашивает:
— А ты видишь, что я по тебе сохну и весь извелся?
— Да, вижу. И, конечно, жалею. Вздохнул молодец и говорит:
— Вот ведь беда — то какая — ты Светозарова дочь, а я перед Светозаром никто и ничто. Не отдаст тебя Светозар за меня. А уж лучше возвращу я тебе сейчас все до единой бусины, и больше ты меня не увидишь!
— Нет, — говорит Смугляна, — я этого не хочу. Обрадовался молодец:
— Значит, тебе бусы не дороже меня? Если так, то попроси Светозара, чтобы он принял меня на какую-нибудь службу. Буду делать все, что прикажет, а дослужусь до того, что согласится он выдать тебя.
— Хорошо, — говорит Смугляна, — я попрошу отца. А ты приходи к воротам и жди.
И вот собралась Смугляна идти к отцу с просьбой. Пришла она, поздоровалась. Не успела слова сказать, как Светозар сам заговорил:
— Что это, дочка, не вижу я на тебе бус алмазных? Почему не носишь мой подарок?
Задрожала Смугляна, как листочек на осинке, и едва выговорила:
— Прости меня, батюшка, я твой подарок потеряла.
— Как так потеряла? Где потеряла?
— Сама не знаю, как и где, а потеряла. Сильно разгневался Светозар и приказал дочери:
— Иди в светлицу и больше не смей никуда со двора выходить.
Пришла Смугляна в светлицу вся в слезах. Светлана ее опрашивает:
— Ты что, сестрица, плачешь? Какое у тебя горе?
Рассказала Смугляна старшей дочери, как призналась отцу, что алмазные бусы потеряла, и про то сказала, с какой просьбой хотела к отцу подойти. Пожурила Светлана сестру за скрытность.
— Давно бы, — говорит, — все мне рассказала, дело-то лучше повернулось бы. Ну ладно, — говорит, — тебе нельзя теперь отца просить, так я попрошу. Где он, этот твой молодец-то?
— Он у ворот стоит.
Пошла Светлана к отцу и говорит:
— Батюшка, там у ворот какой-то молодец стоит, нескладный и неладный. Хочет просить тебя, чтобы ты его на какую-нибудь службу принял, да не осмелится войти. Тебе, батюшка, одному трудно, возьми его на какую-нибудь работу. Все-таки тебе помощь будет.
— Верно, дочка, одному мне трудно, за всем не углядишь. А за добрый твой совет спасибо. Ладно, посмотрю, что за молодец.
Источник
Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_po_literaturnomu_chteniyuzashchita_proekta_3klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО
ПО ТЕМЕ : «Верно ли, что
в современной жизни
нет места сказке?».
Учитель 3 «В» класса
МОУ «Гимназия № 58»
Тема: «Защита проекта. Публичное выступление. Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?».
Учащиеся должны знать : характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, отличительные черты сказки, композицию, средства и приемы создания образов в народных сказках, отличие литературной сказки от фольклорной(народной) сказки, знать народные сказки, знать авторов литературных сказок.
Учащиеся должны уметь : анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.
Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой, аудиоматериалы, видеоматериалы, мультимедиа, (интерактивная доска, проектор, слайды), портреты писателей сказочников.
I. Организационный момент .
1.Распределение детей по группам.
Учитель организует несколько инициативных групп по направлениям исследований.
Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.
2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности .
II. Формулирование целей и задач проектной деятельности.
Тема урока: «Защита проекта. Публичное выступление.
Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?». Учитель рассказывает об отличиях проектной деятельности и распределяет задания для каждой группы. Оценивает работу каждой группы- жюри( стартовая презентация учителя, буклеты по проектной деятельности передаются в жюри и гостям). Группы: социологи, фольклорная группа, аналитики, исследователи, авторы.
Ш. Создание проблемной ситуации.
-Мы закончили несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал, большое количество информации, провели исследование, социологический опрос.
-Какие формы систематизации и обработки материала вы можете предложить.
(Варианты защиты проекта: альбом , опорная таблица, памятка, игра, книга сказок , спектакль )
IV.Испытание всего проекта.
1.Публичное выступление — индивидуальные проекты.
2. Спектакль по мотивам русских народных сказок «Чудо- меленка»(фрагмент).
Оценивает защиту проекта каждой исследовательской группы-жюри (ответы участников оценивать по 5-бальной системе).
Задания для группы социологов :
1.Провести соцопрос родителей, родственников, знакомых о том, какие сказки читали?
2.Какие сказки нравились больше всего (каких народов, каких авторов)?
-Мы составили анкету и провели опрос среди учеников и родителей нашего класса. Защита проекта группы социологов в виде презентации «Сказочные дорожки»(анализ ответов учеников, родителей, диаграмма).
Стихотворение «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
И сидим мы, еле дышим
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышно,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постель…
Ну а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну а нам какое дело,-
Говори да говори.
Задания для фольклорной группы:
1.Что такое сказка? Что мы знаем о сказке?
2.Какие типы сказок вы знаете? Чем отличается народная (фольклорная) сказка от авторской(литературной) сказки?
3.Какую роль играли народные обряды?
Сказка- произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил, которых не было в действительности.
Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
У фольклорной сказки много авторов, ее сочинил народ.
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Учащиеся фольклорной группы(портреты сказочников) :
Автор у каждой сказки был. Но кто он, мы не знаем.Самые первые сказки были записаны в древней Индии, потом сказки стали записывать в Европе, известны бр.Гримм . Они издали сборник немецких сказок. В России начинателем собирания русских сказок явился русский этнограф Афанасьев А.Н., Авдеева Е.А., Даль В.И.
О народных обрядах. Во время праздников на Ивана Купалу, на Масленицу, Праздник Урожая девушки пели песни, частушки, водили хороводы, парни прыгали через костер. В сказках народ очень часто использует народные песни, частушки, прибаутки, рассказывается о народных гуляниях, да и в литературных сказках часто встречаются обрядовые танцы и песни.
Учащиеся фольклорной группы исполняют танец и поют русские народные песни : «Уточка», «Я с комариком плясала».
-В каких сказках встречаются песни. Танцы и т.д.? («Снегурочка». «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др.)
Задания для группы аналитиков (анализируют свои ответы и ответы товарищей):
1.Какие виды сказок вы знаете (жанровые разновидности) ?
2.Каковы приметы сказочного жанра?
3.Какую роль играла древняя числовая магия?
Приметы сказочного жанра .(Отличие сказки от других жанров):
и ведут себя как люди.
Магия волшебных чисел.
Какую роль играла древняя числовая магия?
В сказках встречаются числа 3 и 7.
3(тройка)-совершенное число, символ божественного абсолютного совершенства, превосходства. Число, являющееся основой жизни и мышления(3 дочери, 3 желания,3 испытания, 3 щелчка, 33 богатыря).
7(семерка)-3+4-соединения числа3-божественного совершенства и 4-мирового порядка. Символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания. Число 7-спасение, счастливое число, «множество»,неделя в значении «много»(7 козлят,7Симеонов,7 богатырей,7 гномов, цветик-семицветик и т.д)
Задания для группы исследователей :
1.Какова традиционная композиция сказок (зачин, концовка)?
2.Исследуйте, каковы средства и приемы создания образов в народных сказках?
3.Какие герои часто встречаются в сказках и почему?
В русских народных сказках завязка называется зачин(Жил-был. В некотором царстве, в некотором государстве…, На море, на окияне…, В чистом поле, в широком раздолье…).
Концовка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Сказка-это выдумка, фантазия, ложь, но в ней есть житейская народная мудрость-урок.
Какие герои часто встречаются в сказках и почему?
-На этот вопрос нам поможет ответить викторина «Ответь быстро»:
-У кого из зверей фамилия Топтыгин?
-Кого считают царем зверей?
-Кого величают по отчеству Патрикеевна?
-Кого в шутку называют Косым?
-Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
-Выбери из ответов только тех животных, которые являются героями русских народных сказок?
-А почему не выбрали льва и зебру?(Они не живут в русских лесах)
Вывод: в сказках
о животных -герои животные,
в волшебных — сказочные существа(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Гуси-Лебеди),
в бытовых — мужик, солдат, старик со старухой, сестрица, братец и т.д.
Задания для группы авторов :
1.Узнайте о малоизвестных народных сказочниках и что они сочинили, какие сказки?
2.Расскажите свою сказку .
Малоизвестные народные сказочники:
Александра Петровна Анисимова .- пензенская сказочница.
Ее перу принадлежат многие простые и сердечные, глубоко народные песни, припевки и сказки. Родилась 2 сентября 1891 года в селе Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, где ее отец, Петр Максимович Еремеев, агроном – управляющий в одном имении в селе Новая Ерыкла Симбирской губернии.
Читать и писать она выучилась сама и начальное образование получила не в школе, а дома: помогала мать, которая до замужества была сельской учительницей. Иногда по вечерам с ней занимался отец.
В 1956 году в Пензе было издано «Избранное»-«Бабушкины янтари».
«Заколдованная липа», «Птица Радость» никого не губит и приносит радость всему живому. «Спасибо тебе, Птица Радость, научила ты меня не одной себе счастья желать, доброе не на стороне искать, не в людях просить, а в своем сердце носить, чтобы было чем и других порадовать-повеселить». (Выставка книг.)
Ковалев И.Ф., Сказкин М.А., Зонтаг А.П., Фабаржевич И., Рязанова Е.М., Новопольцев А. и т.д.
Расскажите свою сказку , группа авторов
Авторы:Жабская Е. сказка «Зайка Прыгун и Медвежонок Топтыжка, О ДРУЖБЕ.
Спектакль по мотивам русских народных сказок «Баба-яга »(фрагмент).
VI. Самоанализ проектной деятельности с помощью взрослых (жюри, учителя). Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа за защиту проекта. Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.
VII.Итоги урока. Рефлексия.
Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа по проектной деятельности, значимость проекта: «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке? Читая сказки, мы заглядываем в прошлое или будущее?»
Источник