История написания |
Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году. К этому времени поэт был уже известен всей стране, не раз за своё творчество, за критическое изображение действительности он был сослан . Так, в 1820 году- на Кавказ, 1824году- в Михайловское.Мало того, в 1828 году против А.Пушкина было возбуждено дело по обвинению в создании произведения, порочащего строй («Андрей Шенье») и безбожной поэмы «Гавриилиада». Поэтому поэт создал произведение , аллегорическое по форме, чтобы , используя иносказание, выразить свои мысли и чувства.Однако даже в такой аллегорической форме стихотворение вызвало подозрение у власти, и А.Пушкину даже пришлось объясняться с начальником 3 –го жандармского Отделения полиции А.Х.Бенкендорфом. Пушкин в письме к нему написал, что «обвинения в применениях и подразумениях не имеют ни границ, ни оправданий, если под словом ДЕРЕВО (выделено Пушкиным) будут разуметь конституцию, а под словом СТРЕЛА (выделено Пушкиным) самодержавие».Стихотворение было напечатано в 1832 году в альманахе « Северные цветы», но особенно популярным стало после смерти поэта, в 1837 году. |
Род литературы. Лирика философская, вольнолюбивая Жанр Притча, то есть произведение в иносказательной форме поучительного характера. Можно назвать данное стихотворение и балладой— то есть повествованием с динамическим сюжетом , в основе которого необычная история, позволяющая показать взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом |
Литературное направление Реализм с использованием иносказания |
Размер стиха 4-х стопный ямб, рифма перекрёстная, чередование мужской и женской рифм. |
Композиция Это произведение, имеющее сюжет. Композиционно делится на две части. 1 часть – рассказ о дереве анчар, о его смертоносном яде ( это первые 5 строф) 2 часть – повествование о царе, его приказе рабу добыть яд, о смерти раба. Заканчивается стихотворение строками о том, к каким последствиям приведёт использование яда- к смерти множества людей. |
Тема, идея, проблемы |
В основе сюжета — легендарный рассказ о дереве анчар, который растёт на острове Ява. Сок дерева смертелен, всё вокруг погибает от его яда. По легенде, испокон веков вожди племён посылали за смертельной смолой дерева людей, приговорённых к смерти. Яд использовали для стрел, создавая смертоносное оружие.Дерево было порождено природой « в день гнева». Это словно ошибка природы. Не случайно всё живое сторонится его, избегает. Любое зло противоестественно и природе, человеку.Внешне стихотворение напоминает средневековую балладу. Кажется, в нём нет ничего из жизни современной поэту России. Однако ярко прослеживается параллель между императором Николаем I, расправившимся с декабристами, установившим в России жестокий режим, и восточным правителем.Тема: зло ,которое создаётся людьми, деятельность правителей, приводящая к смерти множества людей, несправедливость мира.Проблемы:
Это стихотворение — протест поэта против угнетения, несправедливости, отсутствия свободы в обществе. Особенно это было важно в то время его современникам после поражения восстания декабристов, начала реакции в стране , когда в обществе появилось уныние, начали таять надежды на свободу. Поэт снова использует своё грозное оружие – слово, чтобы показать всю несправедливость, призвать к борьбе с ней, не дать пасть духом. Человек имеет право на свободу! |
Художественные средства |
Антитеза: «зелень мёртвая», всё стихотворение построено на антитезе: жизнь и смерть, царь и раб. |
Эпитеты: пустыня «чахлая, скупая», почва «зноем раскаленная»степи «жаждущие» ,зелень «мертвая»,вихорь «черный, тлетворный»,дождь «ядовитый»,песок «горючий» , стрелы «полсушливые», владыка « непобедимый» и другие. |
Старославянизмы: «хладный», «ветвь», «чело». Они придают трагизм описываемым событиям. |
Морфологические средства. Автор при помощи глаголов создаёт образную картину рабства, несправедливости, насилия.Раб – принёс, ослабел, лёг, умерЯд — каплет, застывает |
Аллитерация:И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. |
Многосоюзие ( полисиндетон): раб «… принёс, и ослабел, и лег…, и умер..»; «… к нему и птица не лети, и зверь нейдёт…» |
Сравнение: «…анчар, как грозный часовой…», пот « струился хладными ручьями». |
Олицетворение природы: «… природа… его в день гнева породила…» |
Гипербола: анчар «стоит — один во всей вселенной». |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
История создания пушкинского стихотворения «Анчар» очень необычна.
Несомненно, на написание произведения автора вдохновили два литературных источника. Первый – это древняя легенда, повествующая о сильно ядовитом древе. Второй – ученые труды доктора Фуше.
В своем трактате он рассказал о дереве, которое растет только на острове Ява. Это полулегендарное растение полностью ядовитое, от корней до листьев.
Именно к нему вожди отправляли преступников, приговоренных к смертной казни. Обреченные приносили яд, а сами мучительно погибали. Получив заветную отраву, вожди смазывали ею стрелы – и разили врагов.
Очевидно, что Александр Сергеевич взял за основу эти истории, однако наполнил их сугубо личным смыслом.
Стихотворение родилось в 1828 году, по истечении двух лет после ссылки в Михайловское.
К этому времени поэт уже убедился, что желанной свободы творчества ему не видать. Правительство и цензура запрещали стихотворения, Пушкин чувствовал себя угнетенно, печально.
Под таким настроение родилось стихотворение, ярко показывающее произвол, непоколебимость и давление власти. Оно аллегорично и глубоко символично.
Произведение относится к романтизму, но с ощутимыми нотками реализма.
По родовой принадлежности это лирика.
Жанр можно определить как лирическое стихотворение, в котором проступают характерные черты баллады.
Автор иносказательно поднимает проблему пагубной, тлетворной власти, которая противостоит даже обычным человеческим, природным законам.
Главная тема произведения – неправедная власть, порождающая страшное зло.
К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Однако к дереву одного человека посылает другой человек, наделенный властью. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает.
Так Пушкин показывает, что именно несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа.
Автор написал произведение, что излить собственные мысли и показать личное отношение к правителю и его неограниченному самоуправству.
В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.
Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.
Так же и герой произведения не ропщет, а покорно идет и приносит яд, хоть и знает, что погибнет.
Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.
В стихотворении немного ярких образов:
Сначала автор во всех красках рисует опасное растение. К нему не прикасается ничто живое. Однако сам по себе анчар не так уж и страшен, ведь если с ним не контактировать, то ничего и не случится.
Единственная опасность исходит от ветра, который разносит ядовитые испарения, но это неодушевленная стихия, с которой невозможно тягаться.
По сути, анчар – не воплощенное зло, просто таким его сделала сама природа, которая спокойно избегает смерти, не соприкасаясь с деревом.
С другой стороны выступает правитель, олицетворяющий вообще любую власть. Он знает, насколько опасно дерево, однако посылает к нему слугу, наказывая во что бы то ни стало, принести яда для стрел.
Обреченный не может возразить – и отправляется выполнять страшный приказ.
Таким образом, Пушкин показывает губительность неправедной власти, которой дозволено все. Она вступает в противоречие даже со здравым смыслом и законами природы.
Похожая мысль звучит во многих пушкинских произведениях, например, в юношеской оде «Вольность», окрашенной совсем иными эмоциями.
Тут два центральных персонажа: властитель и обреченный на смерть слуга.
Оба они – люди, и автор подчеркивает это:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом.
Князь выступает воплощенным злом, лишенным сочувствия, понимания и даже разума, потому что сознательно отправляет другого человека на смерть.
Это вызывает возмущение, но вместе с тем отчетливо слышатся нотки обреченности, глубокой печали. Понятно, что поэту глубоко неприятен образ правителя.
А вот несчастному слуге Пушкин, наоборот, сочувствует. Очевидно, что он соотносит себя с этим персонажем.
Повествование идет от третьего лица, поэтому явного лирического героя тут нет.
Однако если углубиться в анализ, то можно предположить, что Пушкин ассоциировал самого себя с несчастным гонцом, погибшим от рук власти.
Глубоко символичный и почти прорицательский образ, если учесть, как и по каким причинам был убит сам поэт.
Сюжет стихотворения прост и понятен.
Сначала Александр Сергеевич описывает анчар, его опасность для всего живого, действие яда.
Затем в повествование вводятся два героя: князь-самодур, желающий заполучить роковую отраву для своих стрел, и слуга, которого он отправляет на смертельное задание. Несчастный выполняет поставленную задачу, однако предсказуемо гибнет от яда.
Князь доволен: он получил желаемое, и теперь будет разить всех врагов смертельным оружием.
Композиционно у произведения очень длинная экспозиция: описание анчара. Ее можно назвать отдельной частью и отнести к пейзажной лирике.
Завязка происходит только в шестой строфе, когда автор вводит двух людей, один из которых отправляет второго на верную гибель.
Далее следует развитие действия.
Кульминация – ожидаемая смерть слуги.
Развязка — поэт говорит, что князь теперь отравит стрелы и будет ими убивать врагов.
Начиная с заявки и до конца – это вторая часть произведения, собственно, сама баллада.
Можно сделать вывод, что композиция линейная с большой, развернутой экспозицией.
Язык произведения бытовой, практически не используется непонятных, возвышенных слов.
Первая часть описательная, поэтому в ней много прилагательных, существительных. Вторая часть повествовательная, в ней преобладают глаголы.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).
Строфа – классический катрен, или четверостишие.
В тексте присутствует множество эпитетов: «в пустыне чахлой и скупой», «вихорь черный».
Метафоры: «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «день гнева», «древо смерти».
Кроме того, автор использует сравнение-олицетворение: «анчар, как грозный часовой, стоит». Дерево тут оживает, становится подобно часовому на страже.
Вторая часть произведения построена на явной антитезе: царь (князь, властитель, правитель) противопоставляется послушному рабу (слуге, подчиненному).
Если расширить эту систему, то можно увидеть традиционное противоборство зла и добра, только тут добро не перечит, а смиренно выполняет приказ. Мотив, характерный русскому фольклору.
Произведение имеет огромное значение для понимания угнетенного, расстроенного психологического состояния, в котором находился Пушкин, приближаясь к своему тридцатилетию. Кроме того, оно знаково и для всего творчества поэта.
Стихотворение будет актуально всегда, пока в мире присутствует такое явление как злоупотребление властью. Жизнь это самое ценное, что есть у человека. Поэтому люди должны с уважением и милосердием относиться друг к другу.
Мне очень нравится это произведение, потому что оно написано красивым, точным языком и в то же время наполнено глубоким смыслом.
Оно учит милосердию, пониманию, человеческому отношению друг к другу. Нельзя угнетать людей только потому, что твое социальное положение выше.
Источник