- Анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса
- Особенности формирования периферических отделов анализаторов — органов чувств. Закладка глаз. Слух новорожденного. Наружный слуховой проход. Барабанная перепонка. Евстахиева труба. Обоняние. Возрастные особенности локализации вкусовых сосочков у детей.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- По дисциплине: Курс здорового ребенка
- Тема: «Анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса»
- Выполнили: студенты группы 2-060 ОМ
- Гришанова В.
- Проценко Н.
- Проверила: преподаватель Курилова В.В.
- Караганда 2016 год
- Введение
- Глазное яблоко у новорожденных относительно очень велико; в течение всего периода роста ребенка вес его только удваивается.
- Наружный слуховой проход у детей очень узок, особенно на 1-м году жизни, когда он не имеет костной части и состоит лишь из кожной и хрящевой частей. Барабанная полость у детей наиболее раннего возраста расположена ниже orificii interni и выстлана слизистой оболочкой, имеющей характер зародышевой соединительной ткани.
- Барабанная перепонка толще, чем у взрослого; стоит она почти горизонтально, являясь как бы прямым продолжением верхней стенки наружного слухового прохода.
- Евстахиева труба относительно коротка и широка, губы фарингеального ее отверстия выражены плохо. У новорожденных она имеет более горизонтальное направление и ее глоточное отверстие лежит в плоскости твердого нёба.
- Сосцевидный отросток еще не имеет клеток и содержит лишь преддверье — antrum. Указанные анатомические особенности, с одной стороны, предрасполагают детское ухо к инфицированиям, идущим из носа и носоглотки, а с другой стороны — гной, образующийся в барабанной полости, легче оттекает в носоглотку и с большим трудом прободает толстую барабанную перепонку. У детей до 2 лет не наблюдается мастоидита, а бывает антрит. Слух у новорожденных, по-видимому, несколько понижен (так как барабанная полость только постепенно заполняется воздухом), но не отсутствует полностью, как раньше склонны были думать. Координация между слухом и зрением устанавливается очень рано: уже 7—8-недельный ребенок часто поворачивает голову или глаза на звук, с 3—4 месяца эта реакция становится постоянной. Грудной ребенок реагирует на слух приблизительно с такой же скоростью, как и взрослый. Слуховой анализатор у грудных детей изучен довольно хорошо. Уже на 2-м месяце жизни ребенок дифференцирует качественно различные звуки, а на 3—4-м месяце — высоты звука в пределах от одной октавы до четырех тонов (Касаткин). Есть основания считать, что даже новорожденные дети обладают способностью к первичному различию шумов, стуков и воющих звуков от музыкальных тонов и к дифференцированию последних в пределах одной и той же или смежных октав, способны реагировать на изменение тембра звука и могут до известной степени локализовать и источник звука (Бронштейн и Петрова).
- Обоняние
- Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков
- Особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Особое значение органов зрения и слуха для нормального физического и психического развития детей и подростков. Изучение возрастных особенностей соматосенсорной системы в детском возрасте.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса
Особенности формирования периферических отделов анализаторов — органов чувств. Закладка глаз. Слух новорожденного. Наружный слуховой проход. Барабанная перепонка. Евстахиева труба. Обоняние. Возрастные особенности локализации вкусовых сосочков у детей.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.04.2016 |
Размер файла | 20,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ВВЕДЕНИЯ В КЛИНИКУ
По дисциплине: Курс здорового ребенка
Тема: «Анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса»
Выполнили: студенты группы 2-060 ОМ
Гришанова В.
Проценко Н.
Проверила: преподаватель Курилова В.В.
Караганда 2016 год
Введение
Глазное яблоко у новорожденных относительно очень велико; в течение всего периода роста ребенка вес его только удваивается.
Соединительная оболочка (конъюнктива) у новорожденных не имеет еще типичных скоплений лимфоидной ткани. Склеры при рождении ребенка большей частью имеют грязновато-белый оттенок; у более старших грудных детей белковая оболочка часто приобретает слегка голубоватый оттенок. Роговая оболочка почти не увеличивается в своем размере и только меняется радиус ее кривизны. Радужная оболочка глаза новорожденного ребенка обычно имеет темный серовато-голубоватый оттенок; постоянный цвет глаз устанавливается в течение первых месяцев жизни. Зрачки у новорожденных очень узки; при средней силе света диаметр их у самых маленьких детей не превышает 1,5 мм; к концу года он достигает уже 2,5 мм, а у детей в возрасте 6—12 лет — около 3,2 мм. Ресничное тело у маленьких детей развито относительно слабо. Хрусталик, наоборот, относительно очень велик, и вследствие этого передняя глазная камера у детей очень мала. Стекловидное тело глаза новорожденных почти прозрачно. Сетчатая оболочка у детей развита хорошо с самого рождения, и только fovea centralis не вполне выражена; окончательная дифференцировка слоя зрительных колбочек заканчивается к концу 1-го года жизни. В момент рождения ребенка миелинизация зрительного нерва не закончена и продолжается еще в течение 3—4 месяцев.
Слезоотделение (слезы при плаче) отмечается лишь после 1,5—2-месячного возраста; в некоторых случаях слезы появляются лишь с 4—5-го месяца. Отсутствие слез зависит от недоразвития соответствующих мозговых центров; самые слезные железки могут функционировать вполне нормально. Слезно-носовой канал у маленьких детей относительно широк, что делает ребенка предрасположенным к конъюнктивитам (восходящая инфекция из носа). Ребенок видит с 1-го дня жизни, но отмеченная выше незаконченность гистологического строения fovea centralis, надо полагать, исключает возможность резкого зрительного восприятия.
Движения глаз у новорожденных несколько нескоординированы; косоглазие в течение первых 6—10 недель — явление вполне физиологическое. Сравнительно часто приходится отмечать у новорожденных и нистагм. Новорожденный, как правило, еще не фиксирует предметы глазами, хотя можно доказать слабо выраженное наличие у него и этой способности. К 3—4-й неделе жизни движения глаз у детей становятся координированными, и ребенок начинает долго фиксировать глазами ярко освещенные предметы. С 2-месячного возраста ребенок приучается следить глазами за медленно двигающимся блестящим предметом; к 3 месяцам у нормальных детей окончательно вырабатывается способность фиксировать предметы. Некоординированные движения глаз во сне сохраняются гораздо дольше.
Число мигательных движений век с возрастом постепенно увеличивается; у новорожденных в состоянии покоя в течение 1 минуты в среднем наблюдается 1—3 мигания, у детей от 12 до 16 лет— 10 миганий. Защитный мигательный рефлекс на внезапный резкий источник света имеется с первых дней жизни и даже наблюдается во сне; у наиболее маленьких детей грудного возраста, особенно у недоношенных, замыкание глаза сочетается с откидыванием головы назад; после 3 месяцев этот рефлекс наблюдается редко. Рефлекторное замыкание глаза при внезапном приближении предмета спереди отмечается с 2—4 месяцев, а при приближении предмета сбоку — несколько позже, приблизительно с 5-го месяца. К постоянным рефлексам надо отнести замыкание глазной щели при дотрагивании до века, роговицы или ресниц; у новорожденных этот рефлекс несколько вял. Закрывание глаз отмечается при дотрагивании до кончика носа и до лба.
У детей до 3-месячного возраста зрачки во сне не суживаются. Сильное рефлекторное расширение зрачков при внезапном пробуждении, по одним авторам, отмечается лишь у более старших грудных детей, по другим — с первых месяцев жизни. Зрачковая реакция на свет, хотя и несколько вялая, отмечается у новорожденных и даже недоношенных детей; в некоторых случаях у детей столь раннего возраста она носит характер осцилляции (сужение зрачка на яркий свет и немедленное расширение его вновь, несмотря на продолжающееся действие света). Расширение зрачков при возникновении боли у детей первых месяцев жизни отмечается только в 20%, у детей второй четверти года частота этой реакции достигает 87%. Расширение зрачков при возбуждении и сужение при напряженном внимании выявляются лишь в возрасте после 2 лет. На введение в конъюнктивальный мешок атропина зрачок у новорожденных и грудных детей реагирует гораздо меньшим расширением, чем у старших детей и взрослых.
У большинства новорожденных имеется небольшая дальнозоркость; близорукость обычно начинает выявляться лишь в дошкольном и школьном возрастах, достигая максимального развития к началу пубертатного периода. Широта аккомодации у детей значительно больше, чем у взрослых. Имеющиеся в литературе данные не позволяют с достаточной определенностью говорить о сроках появления у детей цветного зрения, но изучение условных рефлексов на цветовые раздражители показывает, что дифференцирование их, по-видимому, возможно даже с 3—4-го месяца жизни. В возрасте около 6 месяцев дети различают уже все цвета: раньше всего они начинают отличать желтый цвет, затем белый, розовый, красный, коричневый, черный, голубой, зеленый и фиолетовый. С 3-летнего возраста дети правильно называют цвета.
анализатор орган чувство новорожденный
Наружный слуховой проход у детей очень узок, особенно на 1-м году жизни, когда он не имеет костной части и состоит лишь из кожной и хрящевой частей. Барабанная полость у детей наиболее раннего возраста расположена ниже orificii interni и выстлана слизистой оболочкой, имеющей характер зародышевой соединительной ткани.
Барабанная перепонка толще, чем у взрослого; стоит она почти горизонтально, являясь как бы прямым продолжением верхней стенки наружного слухового прохода.
Евстахиева труба относительно коротка и широка, губы фарингеального ее отверстия выражены плохо. У новорожденных она имеет более горизонтальное направление и ее глоточное отверстие лежит в плоскости твердого нёба.
Сосцевидный отросток еще не имеет клеток и содержит лишь преддверье — antrum. Указанные анатомические особенности, с одной стороны, предрасполагают детское ухо к инфицированиям, идущим из носа и носоглотки, а с другой стороны — гной, образующийся в барабанной полости, легче оттекает в носоглотку и с большим трудом прободает толстую барабанную перепонку. У детей до 2 лет не наблюдается мастоидита, а бывает антрит. Слух у новорожденных, по-видимому, несколько понижен (так как барабанная полость только постепенно заполняется воздухом), но не отсутствует полностью, как раньше склонны были думать. Координация между слухом и зрением устанавливается очень рано: уже 7—8-недельный ребенок часто поворачивает голову или глаза на звук, с 3—4 месяца эта реакция становится постоянной. Грудной ребенок реагирует на слух приблизительно с такой же скоростью, как и взрослый. Слуховой анализатор у грудных детей изучен довольно хорошо. Уже на 2-м месяце жизни ребенок дифференцирует качественно различные звуки, а на 3—4-м месяце — высоты звука в пределах от одной октавы до четырех тонов (Касаткин). Есть основания считать, что даже новорожденные дети обладают способностью к первичному различию шумов, стуков и воющих звуков от музыкальных тонов и к дифференцированию последних в пределах одной и той же или смежных октав, способны реагировать на изменение тембра звука и могут до известной степени локализовать и источник звука (Бронштейн и Петрова).
Обоняние
В восприятии обонятельных ощущений принимают участие два нерва — обонятельный и тройничный; соответствующий мозговой центр, по-видимому, достаточно хорошо дифференцирован уже к моменту рождения ребенка. Дети первых месяцев жизни определенно реагируют на сильные запахи, раздражающие главным образом окончания тройничного нерва. Более слабые ароматические раздражители, воздействующие на обонятельный нерв, действуют на детей, по-видимому, слабее. Достаточно постоянное и четкое дифференцирование нескольких запахов оказывается возможным лишь на 4-м месяце жизни. Можно считать несомненным, что острота обоняния у детей все-таки несколько меньше, чем у взрослых. С 4-го месяца, как показывают исследования по методу условных рефлексов, дети уже достаточно хорошо дифференцируют несколько запахов.
Точных данных о возрастных особенностях локализации вкусовых сосочков у детей в современной литературе не имеется. Есть основания полагать, что поверхность, воспринимающая вкусовые раздражения, у детей значительно больше, чем у взрослых. Чувство вкуса более или менее хорошо развито даже у новорожденных; на различные вкусовые раздражения они реагируют различно: на сладкое — сосательными и глотательными движениями и общей реакцией успокоения; на горькое, соленое и кислое — неудовольствием, иногда прекращением сосания и усилением слюноотделения. Чувство вкуса имеется у недоношенных детей и даже у детей с дефектами развития центральной нервной системы. На 3-м месяце жизни здоровый ребенок уже достаточно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. Порог вкусового восприятия у детей раннего возраста и особенно у недоношенных несколько выше, чем у взрослых. Можно не сомневаться, что между вкусовым восприятием и сосательным актом существует тесная связь. У детей с расстройствами питания, больных рахитом и при многих других заболеваниях очень легко возникают расстройства вкуса.
Методы исследования и семиотика нарушений
Зрительную функцию у новорожденного можно проверить, поднеся к его глазам источник света. Если ребенок бодрствует, он зажмурит глаза и будет стремиться повернуть лицо к свету. При ярком и внезапном освещении у ребенка смыкаются веки и запрокидывается назад головка (рефлекс Пейпера). Если ребенок спит, приближение к его глазам источника света усилит смыкание век. Начиная со 2-го месяца видящий ребенок следит за яркой игрушкой, перемещаемой вблизи лица. У детей старшего возраста функция зрительного анализатора (острота зрения, объем полей зрения, цветоощущения) исследуется с помощью набора специальных таблиц.
Функцию слухового анализатора у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок или шум погремушки. Слышащий ребенок смыкает веки и стремится повернуть голову в сторону звука. Иногда реакция проявляется генерализованным двигательным беспокойством: новорожденный вытягивает руки, открывает рот, совершает сосательные движения, на его лице появляется гримаса плача. Начиная с 7-8 недель ребенок поворачивает голову в сторону звукового раздражителя (игрушки-погремушки). Если ребенок не слышит, он не отреагирует на звук игрушки. Слуховую функцию детей старшего возраста исследуют по восприятию шепотной, громкой речи и звучания камертона. Восприятие отдельных частот звукового спектра исследуется с помощью аудиометрии.
Методика исследования обоняния. Если к носу новорожденного поднести пахучее вещество, не раздражающее слизистую оболочку, например валериановые капли, при сохраненном обонянии ребенок отреагирует мимикой неудовольствия, криком или чиханьем, иногда общим двигательным беспокойством.
Ребенку старшего возраста можно поочередно подносить к носу одинаково окрашенные растворы — пахучие и без запаха, спрашивая его при этом, пахнет или нет?
Вкус исследуется при нанесении на язык сладкого, горького, кислого и соленого растворов. Ребенок старшего возраста должен называть вкус наносимого раствора. Новорожденный на сладкий раствор отреагирует сосанием и причмокиванием, на горький, соленый и кислый — выпячиванием губ, слюнотечением, сморщиванием лица, иногда двигательным беспокойством, криком, кашлем, рвотой.
Методика исследования кожной чувствительности. Сохранение тактильной, или осязательной, чувствительности проверяется прикосновением к коже ребенка кусочком ваты или кисточкой. Наиболее чувствительными участками являются кончики пальцев, красная кайма губ, половые органы. При исследовании этого вида чувствительности ребенка старшего возраста просят закрыть глаза и считать число прикосновений словом «да». О тактильной чувствительности новорожденного судят по возникновению безусловного рефлекса: на прикосновение к ресницам и векам ребенок закроет глаза, дотрагивание до губ и языка вызовет сосательные движения, при раздражении кожи щеки ребенок повернет голову в сторону раздражителя, поглаживание подошвы вызовет тыльное сгибание пальцев ног, дотрагивание до ладони — хватательный рефлекс. У ребенка II полугодия жизни щекотание стоп, шеи, подмышечных впадин вызовет ответную эмоциональную реакцию (плач, смех).
Температурная чувствительность определяется прикладыванием к коже пробирок с холодной и теплой водой. Новорожденный на температурное раздражение реагирует двигательным беспокойством и плачем. Ребенок старшего возраста говорит «тепло» или «холодно».
Болевая чувствительность. Ребенка просят закрыть глаза и наносят ему несколько уколов иглой, чередуя их с прикосновениями тупым концом иглы. При сохранении болевой чувствительности ребенок различает раздражения, отвечая «остро» или «тупо». Маленький ребенок реагирует на укол беспокойством и криком.
К моменту рождения периферические отделы анализаторов — органы чувств — структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.
Пропедевтика детских болезней / Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С., 2009.
Источник
Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков
Особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Особое значение органов зрения и слуха для нормального физического и психического развития детей и подростков. Изучение возрастных особенностей соматосенсорной системы в детском возрасте.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.03.2015 |
Размер файла | 20,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Дисциплина: Анатомия и возрастная физиология
«Возрастные особенности развития органов чувств у детей и подростков»
1. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы
2. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы
3. Возрастные особенности других сенсорных систем
4. Возрастные особенности соматосенсорной системы
Человек живет и работает в окружающем его мире, в обществе других людей. Все явления материального мира воспринимаются нами, отражаются в нашем сознании посредством органов чувств. При помощи глаз (орган зрения) человек воспринимает свет, краски, форму и расположение предметов окружающего мира. Звуки и шумы воспринимаются органом слуха, вкусовые качества определяются при помощи органа вкуса, орган обоняния служит для восприятия различных запахов. Через орган осязания (кожу) человек получает представление о температуре, твердости и характере поверхности, форме предметов. Функция органов чувств состоит в восприятии материальных процессов, происходящих во внешнем мире и внутри организма. Различные сенсорные системы начинают функционировать в разные сроки онкогенеза.
Вестибулярный анализатор созревает еще в внутриутробном периоде. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на третьем месяце жизни ребенка параметры чувствительности практически соответствуют параметрам взрослого. Реакции на раздражение вкусового анализатора наблюдается с 9-10 дня жизни. Дифференцировка основных пищевых веществ формируется лишь на 3-4 месяце жизни. До шести летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого человека. Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения, а дифференцировка запахов отмечается на 4 месяце жизни. Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора — сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни. При изучении движения глаз ребенка установлено, что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения.
Функциональное созревание сенсорных систем продолжается и в другие возрастные периоды, поскольку в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным взрослого к 11-12 годам. Особое значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зрения и слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы, именно их рассмотрим более подробно.
1. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы
После рождения органы зрения человека претерпевают изменения. Например, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса — 3,0 г, к 20 годам эти цифры увеличиваются до 23 мм и 8,0 г. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорожденных в первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется только к 10-12 годам. Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Поэтому движения глаза возможны сразу после рождения, однако координация этих движений наступает со второго месяца жизни ребенка. Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры, выводные канальцы железы тонкие. На первом месяце жизни ребенок плачет без слез. Функция слезоотделения появляется на втором месяце жизни ребенка.
Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется больше чем у взрослого человека.
Развитие зрительной сенсорной системы также идет от периферии к центру. Миелинизация зрительных нервных путей заканчивается к 3-4 месяцам жизни. Причем развитие сенсорных и моторных функций зрения идет синхронно. В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга, и соответственно механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, несовершенны и формируются в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка, по другим — несколько позже. Оптическая система глаза в процессе онтогенетического развития также изменяется. Ребенок в первые месяцы после рождения путает вверх и низ предмета. То обстоятельство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении, а в их естественном виде объясняется жизненным опытом и взаимодействием сенсорных систем.
Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация. Вследствие этого у детей встречаются некоторые нарушения аккомодации. Так, у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. В 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость — у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется и число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%. Важным фактором, способствующим появлению близорукости, является нарушение гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, и многое др.
В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных, видимо, есть, но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года. Однако и на этой возрастной ступени оно еще неполноценно. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Большое значение для формирования цветоощущения имеет тренировка. Интересно то, что быстрее всего ребенок начинает узнавать желтые и зеленые цвета, а позднее — синий. Узнавание формы предмета появляется раньше, чем узнавание цвета. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет. С возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопия. Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 17-22 годам своего оптимального уровня. С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7-8 лет значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек. Поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого.
В развитии поля зрения наблюдаются половые особенности. В 6 лет поле зрения у мальчиков больше, чем у девочек, в 7-8 лет наблюдается обратное соотношение. В последующие годы размеры поля зрения одинаковы, а с 13-14 лет его размеры у девочек больше. Указанные возрастные и половые особенности развития поля зрения должны учитываться при организации индивидуального обучения детей, т. к. поле зрения (пропускная способность зрительного анализатора и, следовательно, учебные возможности) определяет объем информации, воспринимаемой ребенком. В процессе онтогенеза пропускная способность зрительной сенсорной системы также изменяется. До 12-13 лет существенных различий между мальчиками и девочками не наблюдается, а с 12-13 лет у девочек пропускная способность зрительного анализатора становится выше, и это различие сохраняется в последующие годы. Интересно, что уже к 10-11 годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека.
2. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы
Слуховая сенсорная система, имеет важнейшее значение в речевой деятельности и представляется как ухо. Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ ее мягкий, покрывающая его кожа тонкая. Долька ушной раковины (мочка) имеет небольшие размеры. Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых двух лет жизни ребенка и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в ширину. У ребенка одного года длина наружного слухового прохода около 20 мм, у ребенка пяти лет — 22 мм. Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к таковым у взрослого человека.
Уже на 8-9 месяце внутриутробного развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-5000 Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 7-8 недель после рождения, а с 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно тонкому анализу звуков. Слова дети слышат много хуже, чем звуковые тоны, и в этом отношении сильно отличаются от взрослых. Окончательное формирование органов слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха, которая достигает максимума к 14-19 годам и после 20 лет уменьшается. С возрастом также изменяются пороги слышимости, и падает верхняя частота, воспринимаемых звуков. Функциональное состояние слухового анализатора зависит от многих факторов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, художественной гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шума, резкое колебание температуры и давления снижают чувствительность органов слуха. Кроме того, сильные звуки вызывают перенапряжение нервной системы, способствуют развитию нервных и сердечнососудистых заболеваний. Необходимо помнить о том, что порог болевых ощущений для человека составляет 120-130 дБ, но даже шум в 90 дБ может вызывать у человека болевые ощущения (шум промышленного города днем составляет около 80 дБ).
Во избежание неблагоприятного воздействия шума необходимо соблюдать определенные гигиенические требования. Гигиена слуха — система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слуховой сенсорной системы, способствующих нормальному ее развитию и функционированию. Различают специфическое и неспецифическое действие шума на организм человека. Специфическое действие проявляется в нарушении слуха, неспецифическое — в отклонениях со стороны центральной нервной системы, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечнососудистой системы и пищеварительного тракта. У лиц молодого и среднего возраста уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшают координацию движений, отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения и чувствительности к оранжевому цвету, нарастает частота срывов дифференцировки. Достаточно пробыть всего 6 ч в зоне шума 90 дБ (шум, испытываемый пешеходом на сильно загруженной транспортом улице) чтобы снизилась острота слуха. При часовой работе в условиях воздействия шума в 96 дБ наблюдается еще более резкое нарушение корковой динамики. Ухудшается работоспособность и снижается производительность труда. Труд в условиях воздействия шума в 120 дБ через 4-5 лет может вызвать нарушения, характеризующиеся неврастеническими проявлениями.
Появляются раздражительность, головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы, нарушается тонус сосудов и ЧСС, возрастает или понижается артериальное давление. При стаже работы в 5-6 лет часто развивается профессиональная тугоухость. По мере увеличения срока работы функциональные отклонения перерастают в невриты слухового нерва. Весьма ощутимо влияние шума на детей и подростков. Более значительными оказываются повышение порога слуховой чувствительности, снижение работоспособности и внимания у учащихся после воздействия шума в 60 дБ. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ на 81-100% больше времени, чем до действия шума, а снижение внимания достигало 16%. Снижение уровней шума и его неблагоприятного воздействия на учащихся достигается проведением ряда мероприятий: строительных, архитектурных, технических и организационных. Например, участок учебных заведений ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее 1,2 м. Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность, с какой закрыты двери. Если они плохо закрыты, то звукоизоляция снижается на 5-7 дБ. Большое значение в снижении шума имеет гигиенически правильное размещение помещений в здании учебного заведения. Мастерские, гимнастические залы размещаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или в пристройке. Восстановлению функционального состояния слуховой сенсорной системы и сдвигов в других системах организма детей и подростков способствуют небольшие перерывы в тихих комнатах.
3. Возрастные особенности других сенсорных систем
Вкусовой анализатор — представлен рецепторными вкусовыми клетками, которые сосредоточены на вкусовых сосочках языка в виде вкусовых луковиц. Количество вкусовых луковиц на сосочках составляет 2000. В составе вкусовой луковицы 3 вида клеток: вкусовые (рецепторные), опорные и базальные (регенеративные).
Рецепторы обеспечивают восприятие 4 вкусовых качеств: соленого, сладкого, кислого, горького. Их рецептивные поля имеют разную площадь и локализацию на поверхности языка. Разное сочетание этих вкусовых ощущений позволяет ориентироваться в широкой гамме вкусов пищи. Множество вкусовых ощущений обусловлено раздражением не только вкусовых, но и тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. Поэтому в норме вкусовые ощущения получаются при взаимодействии вкусового и обонятельного анализаторов. Новорожденный ребенок уже обладает способностью дифференцировать горькое, соленое, кислое и сладкое, хотя чувствительность вкусовых рецепторов невысока, к 6 годам она приближается к уровню взрослого.
Обонятельный анализатор. Орган обоняния — периферический аппарат обонятельного анализатора, который лежит в верхнем отделе полости носа. Часть слизистой носа, покрывающая верхнюю носовую раковину и верхний отдел носовой перегородки, называется обонятельной областью слизистой носа. Количество обонятельных клеток в организме человека составляет более 10 млн. Их периферические отростки имеют расширение — пузырек, вооруженный ресничками, — обонятельная булава. Центральные отростки формируют обонятельные нервы, которые в количестве 15-20 проникают в полость мозгового черепа через продырявленную пластинку решетчатой кости к обонятельным луковицам.
Возбуждение рецепторов происходит только на вдохе, а при выдохе отсутствует. Сами рецепторы быстро адаптируются к тем или иным запахам. Запахи блокируются специальными белками — ферментами. Адаптация к одному запаху не снижает чувствительности к пахучим веществам другого типа, так как все они воздействуют на разные рецепторы.
У человека обоняние имеет значение в определении состава пищи и вдыхаемого воздуха. Орган обоняния находится рядом с полостью рта, поэтому иногда неприятные запахи могут вызвать рвотный рефлекс, а приятные — привести к слюноотделению.
Строение рецепторных участков мембраны обонятельных клеток генетически запрограммировано, и таких специфических участков имеется более 10 тысяч видов. Таким образом, человек способен воспринимать более 10 тысяч запахов. У детей обонятельный анализатор начинает функционировать уже в первые дни после рождения. В дошкольном и младшем школьном возрасте обоняние более острое, чем у взрослых, но различение запахов еще не совершенно. Оно совершенствуется с возрастом, так как в этом процессе имеет значение тренировка и некоторый жизненный опыт. Частые насморки, хронические и острые воспалительные процессы слизистой оболочки носа, а также ее травмы снижают остроту обоняния.
4. Возрастные особенности соматосенсорной системы
Соматосенсорная система включает кожную и мышечную чувствительность.
Это рецепторы, находящиеся в наружных покровах, мышцах, сухожилиях, суставах, некоторых слизистых оболочках (губ, языка, половых органов), воспринимающие действие механических, температурных и болевых раздражителей.
Мышечная чувствительность. Проприорецепторы реагируют на сигналы, связанные с изменением мышечного напряжения, растягиванием мышц и сухожилий и давлением на них. От проприорецепции зависит ориентация движения и координация положения тела в пространстве. Осязательное восприятие координируется с мышечным чувством, поэтому, ощущая положение конечностей и пальцев, можно определить форму и размер предмета и отличить один предмет от другого. В процессе онтогенеза формирование проприорецепции начинается с 1-3 месяцев внутриутробного развития. К моменту рождения проприорецепторы и корковые отделы достигают высокой степени зрелости и способны к выполнению своих функций. Особенно интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет. С 3 до 7-8 лет быстро нарастает чувствительность проприорецепции, идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон. Формирование проприорецепторов, расположенных в суставах и связках, заканчивается к 13-14 годам, а проприорецепторов мышц — к 12-15 годам. К этому возрасту, они уже практически не отличаются от таковых у взрослого человека.
Кожная чувствительность — в коже заложены 4 вида рецепторов: тактильные, тепловые, холодовые и ноцицептивные. Они отличаются по строению и форме. Количество тактильных рецепторов около 500 тыс., холодовых — 250 тыс., тепловых — 30 тыс., ноцицептивное ощущение определяется свободными нервными окончаниями. Благодаря кожной чувствительности человека получает представление о плотности, упругости тел, их поверхности, форме, температуре. У младшего школьника осязание развито лучше, чем у взрослых. Этому способствует тонкость кожи. Для кожных рецепторов тактильного чувства младшего школьника присуще свойство адаптации к непрерывному раздражению. Температурная чувствительность воспринимается рецепторами тепла и холода, заложенными в коже и слизистой оболочке носа, рта и других отделах пищеварительного тракта. Температурные рецепторы у младших школьников, в отличие от взрослых, распределены неравномерно. Наибольшее количество в коже живота, меньше — в коже груди и еще меньше — в коже конечностей. При этом открытые части тела менее чувствительны к холоду, чем закрытые, что объясняются привыканием и закалкой. Болевая чувствительность воспринимается специальными рецепторами кожи и слизистых оболочек (свободными нервными окончаниями). Они возбуждаются при воздействии механических, химических, температурных и электрических раздражений. Иногда же ощущение боли возникает при раздражении или заболевании внутренних органов. В большинстве случаев это единственный сигнал заболевания внутренних органов и их систем. На все болевые раздражения дети младшего школьного возраста имеют такую же чувствительность, как и взрослые.
Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ потока информации из окружающего мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна организация, как самых простых функций человеческого организма, так и высших психических процессов.
Известно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т.е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.
зрение слух соматосенсорный подросток
1. Название: Анатомия и физиология человека. Автор: Федюкович Н.И. Издательство: Феникс Год: 2003.
2. Название: Анатомия и физиология человека. 6-е издание. Автор: Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Год издания: 2011.
3. Название: Анатомия и физиология детей и подростков. Автор: Сапин М.Р., Брыксина З.Г. — Год издания: 2002.
4. Название: Анатомия и возрастная физиология. Автор: С.П. Сатышев. — Издательство Братского государственного университета, 2012.
Источник