Анатомия органов чувств козлов

Анатомия нервной системы

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлениям и специальностям

К59 Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов/ В.И.Козлов, Т.А. Цехмистренко. — М.: Мир: ООО «Издательство ACT», 2004. — 206, [2] с: ил.

ISBN 5-03-003567-2 (Издательство «Мир») ISBN 5-17-019777-2 (ООО «Издательство ACT»)

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой «Анатомия центральной нервной системы». В нем рассматриваются вопросы общей анатомии, развития и строения спинного и головного мозга, перифери­ческой нервной системы, а также общие принципы и особенности струк­турной организации автономной нервной системы. При описании интегра-тивных систем мозга особое внимание уделено построению сенсорных и пирамидных проводящих путей, а также морфофункциональным особен­ностям экстрапирамидной и лимбической систем; кроме того рассматри­вается их роль в формировании психики человека. В учебное пособие вклю­чено анатомическое описание органов чувств, обеспечивающих дистантное взаимодействие с окружающей средой, рассмотрены вопросы кровоснаб­жения головного и спинного мозга, строение мозговых оболочек и ликворной системы в целом. Изложение материала сопровождается традиционными и оригинальными схемами и рисунками, существенно облегчающими восприятие текста. Анатомические термины в пособии даны с учетом рекомендаций Международной анатомической номенклатуры, принятой Международным комитетом по анатомической терминологии (FCAT, 1998). Книга апробирована при чтении лекций и проведении семинарских занятий в Институте психоанализа и на медицинском факультете Российского университета дружбы народов.

Предназначена для студентов психологических и медицинских факультетов университетов, педагогических вузов, а также специалистов, интересующихся анатомией нервной системы.

От авторов

Создание учебного пособия по анатомии нервной системы сопряжено с не­малыми трудностями. Нейроанатомия как наука и как учебная дисциплина содержит огромный фактический материал. Именно поэтому потребность в небольшом по объему пособии, в котором кратко и доступно были бы изло­жены основы анатомии нервной системы с учетом современных достижений нейронаук, достаточно высока.

В системе подготовки специалистов с высшим образованием не только в области медицины, но и в таких областях как биология, педагогика, психо­логия и физическое воспитание знание анатомии нервной системы занима­ет важное место. Это вполне понятно, так как изучение строения и функций нервной системы человека, и в первую очередь его головного мозга, являет­ся непременным условием не только для понимания процессов жизнедея­тельности человека, но и для формирования адекватных способов воздейст­вия на его организм, применяемых и в педагогической практике, и в целях психологической коррекции.

Анатомия традиционно и вполне заслуженно относится к числу фунда­ментальных дисциплин, в русле которых формируются материалистические представления о единстве человека с животным миром, о его связях с окру­жающей средой, о целостности организма и многообразии проявлений его жизнедеятельности, о развитии структурно-функциональных особенностей в онтогенезе и т. п. Чисто описательная анатомия с длиннейшим перечнем латинских названий многочисленных анатомических структур, как справед­ливо отмечал крупнейший русский анатом П. Ф. Лесгафт, «приносит мало пользы занимающемуся и только обременяет его, не давая ему никакого понятия о значении этих форм». Поэтому при изучении анатомии нервной системы, особенно на начальных этапах профессиональной подготовки, чрезвычайно важно уяснить, какова функциональная взаимосвязь различ­ных анатомических структур. Это позволяет сформировать представление о целостности нервной системы и ее огромной роли в коммуникативных вза­имоотношениях.

Знание анатомии нервной системы необходимо не только врачам. Это актуально и для биологов, и для учителей, и для психологов.В силу характе­ра своей профессиональной деятельности учителя и психологи способны оказывать влияние на психику ребенка или взрослого, именно поэтому,

Читайте также:  Детские радости для самых маленьких

ознакомившись с основами анатомии нервной системы, они должны в даль­нейшем самостоятельно углублять знания в этой области.

При изложении анатомического материала особое внимание уделено рас­крытию принципов системной структурно-функциональной организации мозга, что играет важную роль в понимании становления функциональных возможностей центральной нервной системы в процессе роста и развития де­тей и подростков. Восприятие учебного материала существенно облегчается благодаря многочисленным рисункам и схемам, большая часть которых оригинальна. Анатомические термины в книге приведены в соответствии с новой Международной анатомической номенклатурой, принятой Междуна­родным комитетом по анатомической терминологии (FCAT, 1998). Авторы стремились к тому, чтобы в пособии анатомическое описание строения нер­вной системы рационально сочеталось с описанием психофизиологических особенностей ее функционирования. В какой мере это удалось — судить студентам и преподавателям.

Данное учебное пособие создавалось как специальный курс по анатомии нервной системы человека для студентов психологических и педагогических специальностей. Он был апробирован при занятиях со студентами Институ­та психоанализа и на медицинском факультете Российского университета дружбы народов. Вместе с тем пособие может быть рекомендовано студентам высших медицинских учебных заведений, студентам биологических факуль­тетов университетов и педагогических вузов.

Источник

Анатомия органов чувств козлов

Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептор — трансформатор энергии раздражения в нервный процесс; 2) кондуктор — проводник нервного возбуждения и 3) корковый конец анализатора, где возбуждение воспринимается как ощущение.

Различают две группы ощущений:

1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего материального мира: осязание, т. е. ощущение прикосновения и давления, температурное чувство (тепла, холода) и боль; затем ощущения слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные и земного притяжения.

2. Ощущения, отражающие движения отдельных частей тела и состояние внутренних органов (двигательные ощущения, ощущение равновесия тела, ощущения органов).

Соответственно этому все органы чувств делят на две группы:

1. Органы внешних чувств, получающие нервные импульсы из экстероцептивного поля, — экстероцепторы.Их шесть: органы кожного чувства, чувства земного тяготения (гравитации), слуха, зрения, вкуса и обоняния.

2. Органы внутренних ощущений: а) получающие импульсы из проприоцептивного поля (мышечно-суставное чувство, тесно связанное с чувством земного притяжения) — проприоцепторы; б) органы, воспринимающие нервные импульсы из интероцептивного поля (внутренностей и сосудов), — интероцепторы.

Ощущения, идущие из внутренних органов, обычно неопределенны и при нормальном состоянии этих органов не достигают сознания, сказываясь только «общим самочувствием». Вообще все внутренние процессы, регулируемые вегетативной нервной системой, протекают без нашего ведома и только при болезненных расстройствах дают о себе знать обычно более или менее сильной болью.

Подробно об интероцептивном анализаторе было изложено в специальной главе. Из возбуждений, идущих от проприоцептивного поля, надо упомянуть только мышечно-суставное чувство, благодаря которому воспринимается ощущение положения частей тела и происходит координация движений. С одной стороны, это чувство комбинируется с кожной чувствительностью (чувство стереогноза), а с другой, стоит в связи с органом гравитации, дающим ориентацию по отношению к гравитационному полю, который может быть рассмотрен также как статокинетический аппарат, обеспечивающий равновесие тела. Нервные окончания (в мышцах, костях, сухожилиях и суставах) и проводники мышечно-суставного чувства были описаны при изложении двигательного анализатора. В данном разделе будут рассмотрены только органы, воспринимающие ощущения, получаемые из внешнего мира,— экстероцепторы.

Общий план воспринимающих приборов у всех классов животных более или менее одинаков, несмотря на последующие значительные усложнения в деталях. Основным элементом, за исключением органов кожного чувства, у наземных животных являются особые чувствительные клетки, которые в процессе развития всегда происходят из эпителия наружного листка (эктодермы), который уже по своему положению находится в соприкосновении с окружающим миром. Каждая такая клетка на одном конце, обращенном к наружной поверхности, несет штифтик или воспринимающие волоски, а с другой стороны отдает (в органе обоняния и зрения) отросток, идущий на соединение с отростками нервных клеток проводящих нейронов.

Читайте также:  Что такое школа это радость

В других органах (вкуса и слуха) чувствительная клетка, не давая центрального отростка, оплетается концевыми разветвлениями подходящего к ней афферентного нерва. Первый тип чувствительных клеток сравнительно со вторым видом нужно считать первичным. У водных животных такая форма воспринимающих элементов встречается и в кожных покровах, где эти элементы подвергаются увлажнению окружающей жидкостью. В коже наземных животных чувствительных клеток не бывает, и рецепторные нервные волокна оканчиваются или свободно между клетками эпителиального покрова, или же имеют на своих концах особого рода концевые тельца. В образовании органов чувств принимает также участие мезодерма, но только вторичным порядком, образуя для них защитные, поддерживающие и вспомогательные приспособления. Эти приспособления, обрастающие и дополняющие чувствительные клетки, т. е. рецепторы, образуют вместе с ними периферические отделы органов чувств: кожа, ухо, глаз, язык, нос. Например, зрительным рецептором являются чувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки), а периферическим отделом — весь глаз.

Источник

Анатомия органов чувств козлов

Med-books.by — Библиотека медицинской литературы . Книги, справочники, лекции, аудиокниги, истории болезней, по медицине. Банк рефератов. Готовые медицинские рефераты. Всё для студента-медика .
Скачать бесплатно без регистрации или купить электронные и печатные бумажные медицинские книги (DJVU, PDF, DOC, CHM, FB2, TXT), учебные истории болезней, рефераты, монографии, лекции, презентации по медицине.


Med-books.by — Библиотека медицинской литературы » Анатомия человека » Анатомия нервной системы и органов чувств. Учебное пособие — Козлов Валентин Иванович — 2016 год

Анатомия нервной системы и органов чувств. Учебное пособие — Козлов Валентин Иванович — 2016 год

Настоящее учебное пособие предназначено для изучения одного из важнейших разделов анатомии человека — анатомии нервной системы и органов чувств — на лабораторных (практических) занятиях в секционном зале и при самостоятельной подготовке студентов. Пособие подготовлено на кафедре анатомии человека РУДН (зав. кафедрой профессор В.И. Козлов) и составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Минобрнауки РФ третьего поколения, а также учебной программой по анатомии человека. Его основная задача — помочь студентам в освоении огромного фактического материала, которым они должны овладеть при изучении нервной системы. Все анатомические термины приведены в соответствии с Международной анатомической номенклатурой (FCAT, 1998). Для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология» и «Педиатрия».

Источник

Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов/ В.И.Козлов, Т.А. Цехмистренко. — М.: Мир: ООО «Издательство ACT», 2004. — 206, [2] с: ил.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой «Анатомия центральной нервной системы». В нем рассматриваются вопросы общей анатомии, развития и строения спинного и головного мозга, периферической нервной системы, а также общие принципы и особенности структурной организации автономной нервной системы. При описании интегра-тивных систем мозга особое внимание уделено построению сенсорных и пирамидных проводящих путей, а также морфофункциональным особенностям экстрапирамидной и лимбической систем; кроме того рассматривается их роль в формировании психики человека. В учебное пособие включено анатомическое описание органов чувств, обеспечивающих дистантное взаимодействие с окружающей средой, рассмотрены вопросы кровоснабжения головного и спинного мозга, строение мозговых оболочек и ликворной системы в целом. Изложение материала сопровождается традиционными и оригинальными схемами и рисунками, существенно облегчающими восприятие текста. Анатомические термины в пособии даны с учетом рекомендаций Международной анатомической номенклатуры, принятой Международным комитетом по анатомической терминологии (FCAT, 1998). Книга апробирована при чтении лекций и проведении семинарских занятий в Институте психоанализа и на медицинском факультете Российского университета дружбы народов.

Читайте также:  Импровизация без чувств пять сырых яиц со взбитыми сливками

Предназначена для студентов психологических и медицинских факультетов университетов, педагогических вузов, а также специалистов, интересующихся анатомией нервной системы.

ISBN 5-03-003567-2 (Издательство «Мир»)

ISBN 5-17-019777-2 (ООО «Издательство ACT»)

библиографическое описание:
Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов / Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. — .

код для вставки на форум:

Глава 1. ОБЩАЯ АНАТОМИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ . 17

1.1. Отделы нервной системы . 20

1.2. Развитие нервной системы. 22

1.3. Нервная ткань . 24

1.3.2. Нейроглия . 30

1.4. Рефлекторный принцип функционирования нервной системы. 33

1.5. Оболочки и кровоснабжение головного и спинного мозга . 35

1.6. Ликворная система мозга. 40

Контрольные вопросы. 41

Глава 2. СПИННОЙ МОЗГ И СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ. 43

2.1. Строение спинного мозга. 44

2.1.1. Внешнее строение спинного мозга. 44

2.1.2. Сегментарное строение спинного мозга. 45

2.1.3. Строение серого вещества. 46

2.1.4. Строение белого вещества . 49

2.2. Спинномозговые нервы, их производные и области иннервации . 51

2.2.1. Строение спинномозгового нерва . 53

2.2.2. Шейное сплетение и его ветви. 58

2.2.3. Плечевое сплетение и его ветви. 58

2.2.3. Пояснично-крестцовое сплетение и его ветви . 62

Контрольные вопросы. 65

Глава 3. АВТОНОМНАЯ (ВЕГЕТАТИВНАЯ) НЕРВНАЯ СИСТЕМА 66

3.1. Симпатическая часть АНС . 72

3.2. Парасимпатическая часть АНС. 75

3.3. Висцерапьныс сплетения и висцеральные узлы . 78

Контрольные вопросы . 81

Глава 4. ГОЛОВНОЙ МОЗГ. 83

4.1. Особенности развития головы и головного мозга. 83

4.2. Ствол мозга. 91

4.2.1. Продолговатый мозг . 92

4.2.3. Средний мозг . 98

4.2.4. Ретикулярная формация . 101

4.3. Черепные нервы и области их иннервации . 103

4.4. Мозжечок и его связи. 116

4.5. Промежуточный мозг. 120

4.5.1. Таламус . 121

4.5.2. Эпиталамус . 124

4.5.3. Метаталамус . 125

4.5.4. Субталамус. 125

4.5.5. Гипоталамус. 125

4.6. Конечный мозг. 130

4.6.1. Полушария головного мозга и их рельеф. 130

4.6.2. Строение коры большого мозга. 138

4.6.3. Базальные ядра . 145

Контрольные вопросы. 148

Глава 5. ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

5.1. Внутренние связи головного и спинного мозга . 151

5.1.1. Ассоциативные пути . 151

5.1.2. Комиссуральные пути. 153

5.1.3. Проекционные пути . 154

5.2. Сенсорные проводящие пути. 156

5.2.1. Виды рецепции. 159

5.2.2. Проводящие пути протопатической чувствительности. 160

5.2.3. Проводящие пути глубокой чувствительности. 161

5.2.4. Проводящие пути поверхностной чувствительности . 162

5.2.5. Сенсорные пути мозжечкового направления . 164

5.3. Проводящие пути пирамидной системы. 165

5.4. Проводящие пути экстрапирамидной системы . 167

5.5. Проекционные связи мозжечка . 169

5.6. Связи лимбической системы. 171

Контрольные вопросы. 173

Глава 6. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. 175

6.1. Орган зрения. 176

6.1.1. Глазное яблоко . 176

6.1.2. Вспомогательный аппарат глаза. 179

6.1.3. Проводящие пути зрительного анализатора. 179

6.2. Орган слуха и равновесия. 180

6.2.1. Наружное ухо . 181

6.2.2. Среднее ухо . 181

6.2.3. Внутреннее ухо . 182

6.2.4. Улитковый лабиринт . 183

6.2.5. Проводящий путь слухового анализатора. 184

6.2.6. Вестибулярный лабиринт. 185

6.2.7. Проводящий путь вестибулярного аппарата . 185

6.3. Орган обоняния и орган вкуса. 187

Контрольные вопросы. 188

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ . 190

похожие статьи

О морфометрии нормального сердца / Гнатюк М.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978. — №3. — С. 18-20.

К вопросу о метрических параметрах тела человека, используемых в судебно-медицинской экспертизе / Кадочников Д.С., Джуваляков С.Г., Джуваляков П.Г., Ракитин В.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2010. — №1. — С. 17-18.

Источник

Оцените статью