Анатомия лица: ракурсы, эмоции, расы
Лицо человека – очень непростая вещь. Особенно, это понимаешь, когда берешься его рисовать. Нередко в голове все эмоции, формы выглядят очень красиво, но стоит делу дойти до практики, и результат получается более, чем удручающий. Причина этому обычно – недостаток знаний. Эмоции человека, особенности лица и сложные ракурсы можно разобрать на несложные шаги и правила, которые помогут даже новичку понять, как именно добиться того или иного эффекта.
В этой статье мы ознакомим вас с базовыми знаниями в области анатомии лица для рисунка и разберём такие темы как изображение форм лица, базовых ракурсов, эмоций и этнические особенности. Если вам хочется научиться рисовать скетчи возмущенных, веселых или равнодушных людей и в транспорте и на улице – эти простые правила вам очень пригодятся. Мы попробуем ознакомить вас с тем, как правильно передать человеческие эмоции через мимику лица и напомнить, о каких тонкостях стоит помнить, когда рисуешь лицо человека.
1. Основы
Форма лица
Очень индивидуальная характеристика, которая, если не знать как к ней подступиться, может серьезно озадачить любого художника. В действительности же за этим замысловатым концептом стоят очень простые линии, которые лишь надо изучить повнимательнее. Например, на изображении внизу вы можете видеть основные формы лица.
- Прямоугольное: длинное лицо, практически одинаковое по ширине как снизу, так и сверху.
- В форме алмаза: узкий лоб и подбородок, самая широка часть – середина лица.
- Квадратное: примерно одинаковое и по ширине, и по длине лицо с квадратным подбородком.
- В форме сердца: лица с заостренным подбородком и пробором, повторяющим форму сердца.
- Треугольное: острый подбородок и ровный пробор.
- Овальное: форма лица, повторяет перевернутое яйцо, с узким подбородком и самой широкой частью в середине лица.
- Круглое: примерно одинаковое по ширине и длине, с округлым подбородком.
Ракурсы
Для того, чтобы правильно передать динамику лица, а иногда даже какую-то эмоцию, необходимо поймать правильный ракурс. Это может казаться непростой работой, но если помнить о базовых принципах, то с небольшой практикой вас больше не будет пугать перспектива нарисовать человека, наблюдающего за птицами.
Профиль
Лицо можно вписать в квадрат и поделить на две равные части, где средина – ухо человека. Видимый глаз должен быть расположен очень близок к краю условного квадрата, а нос, рот и подбородок – слегка выходить за границу.
3/4
Для того, чтобы удачно изобразить этот ракурс, стоит помнить о трех вещах:
- Размер: правая сторона лица выглядит больше, из-за того, что находится ближе к нам и занимает больше места. Левая сторона – дальше и поэтому всегда будет выглядеть меньше.
- Перекрытие: нос находит на ту часть лица, которая находится дальше всего от нас.
- Плоскости: в этом ракурсе мы видим и переднюю, и боковую часть лица
Взгляд вниз
Теперь попробуем разобраться с особенностями этого непростого ракурса.
- Размер: из-за того, что верхняя часть головы находиться ближе к нам, она выглядит больше остального лица и занимает больше места.
- Перекрытие: нос перекрывает дальние элементы головы, в данном случае губы и рот. Также брови слегка перекрывают веки.
- Плоскости: из-за того, что мы смотрим на персонажа сверху, мы видим только верхнюю поверхность головы, носа и бровей.
Стоит помнить о том, что уши в таком ракурсе кажутся выше глаз.
Взгляд вверх
Очередь дошла и до ракурса со взглядом, направленным вверх.
- Размер: теперь нижняя часть ближе к зрителю и кажется больше.
- Перекрытие: нос снова перекрывает самые дальние части лица.
- Плоскости: в этой перспективе мы видим нижнюю плоскость лица, а именно подбородок и ноздри
- В этом ракурсе уши кажутся ниже глаз.
2. Эмоции и мимика
Эмоции, можно сказать, вдыхают жизнь в наши лица, и без них любой рисунок выглядит неинтересно. Но для того, чтобы изобразить их достаточно убедительно, нужно понять, как они выражаются у нас на лицах.
Известный психолог Пол Экман на протяжении многих лет исследовал человеческие эмоции и их физическое проявление у людей по всему свету. Он выделил шесть основных эмоций, которые являются едиными для всех культур, полов и рас. Более того, его команда для более детального понимания того, как эмоции выражаются у нас на лице, разбила эти базовые эмоции на движения мышц лица.
Для любого художника эти знания – бесценны. Разобравшись, каким образом эти эмоции задействуют глаза, нос, брови и рот, вы сможете изобразить любую эмоцию и контролировать ее интенсивность.
Удивление
Брови приподняты, глаза широко раскрыты, челюсть открыта, разделяет губы. Внутренний уголок бровей приподнят. Стоит помнить, что это не напряжённая эмоция: верхнее и нижнее веко расслаблено, рот просто раскрыт без особого напряжения. Это очень важно помнить, чтобы не перепутать удивление и страх.
Страх
Так же как и в удивлении – брови подняты вверх. Но в этом случае внутренний уголки бровей сводятся друг к другу, делая брови выгнутыми. Такой изгиб бровей создает небольшие морщинки между бровями. Опять же, глаза и рот широко раскрыты, только в случае со страхом, выражение лица намного напряжённое. Веки слегка приподняты, губы напряжены и изогнуты, с отведённой назад челюстью.
Отвращение
Самое важное в этом выражении – нос и рот. Верхняя губа приподнята, нижняя может находиться и в приподнятом, и в низком положении. Нос сморщен и создает морщинки вокруг рта. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин будет вокруг рта.
Злость
В злости брови опущены и сведены друг к другу. Не стоит путать это выражение со страхом, где брови сведены и приподняты. Лучшим способ показать на рисунке такое положение бровей – добавить морщины между бровями, без них будет сложно передать выражение достаточно реалистично. Глаза снова раскрыты, но с напряженным нижним веком. Ноздри вздернуты, рот напряжен, может быть закрыт или открыт со сведенными зубами.
Счастье
Счастье передается с помощью улыбки или смеха. Уголки рта растянуты и подняты вверх. Из-за этого щеки тоже приподнимаются, делая глаза меньше. В этой эмоции очень важно помнить, что около уголков глаз должны быть морщинки («гусиные лапки). Отсутствие морщинок от улыбки свидетельствует о том, что эмоция не совсем искренняя. Лишь эта небольшая деталь уже может преобразить ваш рисунок.
Грусть
Внутренние уголки бровей сведены друг к другу и приподняты. Внутренняя часть верхнего века стремится вверх, а нижнее века может казаться приподнятым. Уголки губ опущены, губы кажутся дрожащими.
Сумев использовать знания об этих базовых эмоциях вы очень быстро научитесь изображать любые эмоции и даже характер на человеческом лице. Освоив базу, вы с легкостью сможете смешивать эти эмоции, чтобы получить новые выражения. Например, вы можете использовать брови из страха и рот из радости, и получить жестокое выражение.
3. Этнические особенности
Для того, чтобы сделать свою работу еще более динамичной, реалистичной и интересной, нужно еще и уметь изображать этнические различия между людьми.
Наши уникальные внешние черты – то, что делает нас такими неповторимыми. У различных рас в результате адаптации внешним условиям, сложились различные внешние характеристики.
Давайте попробуем взглянуть на особенности каждой расы и понять то, как эти физические различия можно перенести на бумагу. Для простоты обращения мы условно поделим людей на несколько этнических групп, с ярко выраженными физическими отличиями.
Азиаты
Отличительной особенностью азиатского типа лица можно считать высокие скулы, маленький нос и узкий разрез глаз, с внешним углом выше внутреннего. Веки глаз и брови обычно слабо выражены. Форма лица обычно овальная или круглая. Волосы темные, прямые и жесткие. Кожа слегка с желтоватым оттенком. Губы средние по толщине.
Афро-американцы
Особенностью структуры лица афро-американцев можно считать их нос и губы. Нос обычно широкий, но не плоский и редко бывает острым или выпуклым. Для того, чтобы передать его верно, сначала нарисуйте перевернутый треугольник и три круга внизу. Это поможет сделать нос необходимой ширины. Губы очень полные и вздутые как у мужчин, так и у женщин. Стоит помнить, что текстура волос у афро-американцев обычно очень кудрявая. Волосы не всегда черные – они могут быть коричневыми, рыжими или даже пепельно-белыми. Цвет – все оттенки коричневого.
Европеоиды
Волосы, как правило, волнистые или прямые, самые различные по цветовой гамме. Кожа светлая, розоватая или оливковая. Нос выступающий, но не широкий, глаза расположены горизонтально со слабо развитым верхним веком. Губы тонкие.
Теперь, когда мы разобрались с основами анатомии человеческого лица, мы надеемся, что у вас получится наконец-то воплотить в реальность свою идею, начать лучше понимать, как работают эмоции, чем отличаются расы друг от друга, как правильно изобразить тот или иной ракурс и подобрать правильную форму лица.
Источник
Анатомия эмоций
Эмоции играют большую роль в жизни человека. Этой статьей начинаю ряд публикаций, посвященных эмоциям человека. Предлагаю вам вместе со мной погрузится в эту важную часть нашей жизни.
Эмоции и чувства – это движения нашей внутренней жизни. Именно они дают возможность понять, каковы наши отношения с реальной действительностью, и связывают нас с бытием.
Мы делим наши эмоции и чувства на негативные и позитивные, но это не означает, что негативные эмоции отрицательно влияют на нас, а позитивные помогают нам в жизни.
Эмоции – это форма восприятия. Именно эмоции определяют значимость для человека того или иного объекта или ситуации, состояний организма и внешних воздействий, являются сигналом полезного или вредного воздействия на организм.
Эмоции сигнализируют нам: это хорошо для нас, и мы чувствуем радость; это является опасным, и тогда мы испытываем страх; кто-то или что-то нам угрожает, и мы злимся в ответ. Например, любимый человек подарил букет любимых цветов, и в этот момент мы чувствуем благодарность, радость, удивление, любовь. А когда начальник попросил нас задержаться на работе в пятничный вечер, чтобы выполнить его поручения, мы можем почувствовать досаду, разочарование или даже злость от того, что наши планы на вечер испорчены. Получая таким образом информацию о влиянии обстоятельств, изменений в окружающем нас мире, эмоции также несут функцию побуждения. Так, страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, например, убежать от источника опасности. При этом злость необходима, чтобы мобилизовать все силы организма для активной самозащиты. Даже состояние аффекта, которое вроде бы дезорганизует поведение человека, на самом деле выполняет функцию “аварийного” реагирования.
Эмоции дают нам информацию об успешном или неуспешном выполнении какой-либо деятельности. Возникновение положительных или отрицательных эмоций по окончании запланированной деятельности является показателем того, насколько полученный результат соответствует желаемому.
Огромную роль эмоции играют при построении отношений с другими людьми. Благодаря внешним проявлениям эмоции позволяют различать малейшие изменения во внутреннем состоянии нашего партнера по общению, что дает нам возможность лучше понимать, чувствовать его, настраиваться на его состояние.
Ещё одна важная особенность эмоций, которая влияет на всю деятельность человека, – это связь эмоций с познавательными процессами ( с восприятием, памятью, мышлением, вниманием и воображением). Ведь именно эмоции обуславливают непроизвольное запоминание и внимание. Доказано: когда процесс обучения и запоминания связан с приятными эмоциями, информация усваивается намного лучше.
Кроме этого, мир творчества и искусства открывается и создается благодаря эмоциональным переживаниям человека. Для осуществления любого творческого замысла и воплощения уникальной идеи необходимым условием является вдохновение , которое можно описать как своеобразное эмоциональное переживание, характеризующееся сильным напряжением и подъемом душевных творческих сил. Без эмоций мы не смогли бы оценить неповторимую привлекательность музыки, живописи, литературы, не имели бы возможность восхищаться прекрасными произведениями искусства, сочувствовать герою книги или фильма. Ведь именно эмоции делают внутренний мир человека более богатым, задают вектор развития личности.
Таким образом, эмоции выполняют целый ряд важных для нас с вами функций. Поэтому довольно удивительно, как мы иногда обходимся со своими эмоциями и чувствами, как наше общество диктует нам, какие эмоции можно чувствовать, а какие мы должны блокировать в себе. Такие послания от окружающих особенно заметны по отношению к детям. «Что-то ты много смеешься, значит, скоро будешь плакать», – что закрепляется у ребенка после такого послания? Радость и счастье очень кратковременны, после них придет разочарование и боль, окружающим не нравится, когда мы радуемся. Если ребенок плачет, то окружающим обязательно необходимо до него донести, что ему так делать не следует: «Что ты как маленький, хватит ныть!», и так далее. А как же сложно переносить взрослым детскую злость, ведь по представлениям взрослых ребенок не должен её испытывать! Поэтому почти у каждого человека есть представление о том, что злость – это плохо. Многие считают, что если они будут испытывать это чувство, то близкие не будут их любить, либо другие люди разозлятся на них так сильно, что человек этого уже не выдержит. Все эти послания от внешнего мира влияют на человека (особенно в детском возрасте), и он начинает блокировать свои эмоции и чувства, отдаляясь от переживания своей собственной жизни, лишаясь неиссякаемого источника энергии и ресурса для себя. Такой человек может быть вполне социально успешным, но он больше не может быть полноценным в своих отношениях с собой и другими людьми.
Сегодня вы начнете более детально исследовать свой эмоциональный внутренний мир. Желаем вам интересных открытий! Эмоции и чувства – это движения нашей внутренней жизни. Именно они дают возможность понять, каковы наши отношения с реальной действительностью, и связывают нас с бытием. Мы делим наши эмоции и чувства на негативные и позитивные, но это не означает, что негативные эмоции отрицательно влияют на нас, а позитивные помогают нам в жизни. Эмоции – это форма восприятия. Именно эмоции определяют значимость для человека того или иного объекта или ситуации, состояний организма и внешних воздействий, являются сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Эмоции сигнализируют нам: это хорошо для нас, и мы чувствуем радость; это является опасным, и тогда мы испытываем страх; кто-то или что-то нам угрожает, и мы злимся в ответ. Например, любимый человек подарил букет любимых цветов, и в этот момент мы чувствуем благодарность, радость, удивление, любовь. А когда начальник попросил нас задержаться на работе в пятничный вечер, чтобы выполнить его поручения, мы можем почувствовать досаду, разочарование или даже злость от того, что наши планы на вечер испорчены. Получая таким образом информацию о влиянии обстоятельств, изменений в окружающем нас мире, эмоции также несут функцию побуждения. Так, страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, например, убежать от источника опасности. При этом злость необходима, чтобы мобилизовать все силы организма для активной самозащиты. Даже состояние аффекта, которое вроде бы дезорганизует поведение человека, на самом деле выполняет функцию “аварийного” реагирования. Эмоции дают нам информацию об успешном или неуспешном выполнении какой-либо деятельности. Возникновение положительных или отрицательных эмоций по окончании запланированной деятельности является показателем того, насколько полученный результат соответствует желаемому. Огромную роль эмоции играют при построении отношений с другими людьми. Благодаря внешним проявлениям эмоции позволяют различать малейшие изменения во внутреннем состоянии нашего партнера по общению, что дает нам возможность лучше понимать, чувствовать его, настраиваться на его состояние. Ещё одна важная особенность эмоций, которая влияет на всю деятельность человека, – это связь эмоций с познавательными процессами (с восприятием, памятью, мышлением, вниманием и воображением). Ведь именно эмоции обуславливают непроизвольное запоминание и внимание. Доказано: когда процесс обучения и запоминания связан с приятными эмоциями, информация усваивается намного лучше. Кроме этого, мир творчества и искусства открывается и создается благодаря эмоциональным переживаниям человека. Для осуществления любого творческого замысла и воплощения уникальной идеи необходимым условием является вдохновение, которое можно описать как своеобразное эмоциональное переживание, характеризующееся сильным напряжением и подъемом душевных творческих сил. Без эмоций мы не смогли бы оценить неповторимую привлекательность музыки, живописи, литературы, не имели бы возможность восхищаться прекрасными произведениями искусства, сочувствовать герою книги или фильма. Ведь именно эмоции делают внутренний мир человека более богатым, задают вектор развития личности. Таким образом, эмоции выполняют целый ряд важных для нас с вами функций. Поэтому довольно удивительно, как мы иногда обходимся со своими эмоциями и чувствами, как наше общество диктует нам, какие эмоции можно чувствовать, а какие мы должны блокировать в себе. Такие послания от окружающих особенно заметны по отношению к детям. «Что-то ты много смеешься, значит, скоро будешь плакать», – что закрепляется у ребенка после такого послания? Радость и счастье очень кратковременны, после них придет разочарование и боль, окружающим не нравится, когда мы радуемся. Если ребенок плачет, то окружающим обязательно необходимо до него донести, что ему так делать не следует: «Что ты как маленький, хватит ныть!», и так далее. А как же сложно переносить взрослым детскую злость, ведь по представлениям взрослых ребенок не должен её испытывать! Поэтому почти у каждого человека есть представление о том, что злость – это плохо. Многие считают, что если они будут испытывать это чувство, то близкие не будут их любить, либо другие люди разозлятся на них так сильно, что человек этого уже не выдержит. Все эти послания от внешнего мира влияют на человека (особенно в детском возрасте), и он начинает блокировать свои эмоции и чувства, отдаляясь от переживания своей собственной жизни, лишаясь неиссякаемого источника энергии и ресурса для себя. Такой человек может быть вполне социально успешным, но он больше не может быть полноценным в своих отношениях с собой и другими людьми.
Предлагаю вам составить свой собственный эмоциональный словарь .
Для этого запишите слова, выражения и любые обороты речи, которые позволяют вам точно выразить свои эмоции и чувства. После составления личного словаря эмоций ответьте на следующие вопросы:
- Сколько слов и выражений вы подобрали? Сколько положительных эмоций и чувств в вашем словаре? Сколько отрицательных?
- Какие эмоции и чувства являются для вас самыми привычными в жизни? Какие характерны для настоящего периода жизни?
- Какие эмоции вы испытываете по отношению к вашим главным сферам в жизни: отношения, семья, работа и другие?
Предлагаю вам сегодня порефлексировать на тему эмоций в вашей жизни.
Прочитать статьи про другие эмоции: злость , печаль , тревога , страх , вина, стыд и манипуляция , позитивные эмоции.
Больше на эту тему пишу в инстаграмме
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, давайте обратную связь в комментариях. Мне очень важно ваше мнение
Источник