Анализ типа темперамента методом наблюдения

Методы исследования темперамента

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Метод лабораторного эксперимента в таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента. Значение этих условий, типичных для лабораторного эксперимента, подчеркивают главным образом те психологи, которые занимаются изучением типов нервной системы. Однако применительно к диагностике темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки, главный из которых состоит в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано с тем, что физиологические механизмы темперамента очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления этих трудностей применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.

Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением темперамента у детей, проводят для диагностики темперамента естественный эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас поведение в естественных условиях.

Примерами естественного эксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента. Успешным путем познания темперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Метод тестирования: «Шкала оценок для измерения выраженности силы и других св-в НС (Стреляу), тест-опросник Г. Айзенка (57 вопросов об особенностях поведения), «Определение преобладающего темперамента» (Белова) (определение смешанных типов темперамента, с преобладанием одного из них).

52. Общее представление о характере. Основные типологии характера.

В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. С характером неразрывно связаны и способности. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Его можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. Основные черты личности, которые входят в состав характера человека. 1. свойства личности, к. определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных) (рациональность, расчетливость или противоположные им качества). 2. черты, к. относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность а также альтернативные им) В этом плане характер сближается с волей человека. 3. инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. Ник. Дмит.Левитов: Характер — психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное — направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее. Классификация черт 1. Свойство характера как целого: определенность (связанная с направленностью), цельность и непротиворечивость, сложность (широта), сила (твердость);2. Черты характера, связанные с направленностью;3. Черты характера, связанные с волей.

Читайте также:  Переводчик как ты себя чувствуешь

Типология.Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. (Э. Кречмер) три типа строения тела или конституции человека: 1. Астенический -обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле, тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями. 2. Атлетическому -сильно развитый скелет и мускулатура, среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой, плотная, высокая голова. 3. Пикнический развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате, среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

(Андрей.Евген. Личко). Акцентуация — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

1. Гипертимный тип 2. Циклоидный тип 3. Лабильный тип 4. Астеноневротичесчий тип 5. Сензитивный тип 6. Психастенический тип 7. Шизоидный тип 8. Эпилептоидный тип 9. Истероидный тип 10. Неустойчивый тип 11. Конформный тип.

(К. Леонгард). основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1. Гипертимный тип 2. Дистимный тип 3. Циклоидный тип 4. Возбудимый тип 5. Застревающий тип 6. Педантичный тип 7. Тревожный тип 8. Эмотивный тип 9. Демонстративный тип 10. Экзальтированный тип 11. Экстравертированный тип 12. Интровертированный тип.

Источник

О лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения

Громаднейшую популярность в изучениях темперамента, в особенности в Павловском его понимании, взял способ лабораторного опыта, что, согласно точки зрения его приверженцев, разрешает максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В таком опыте возможно совершенно верно измерять реакции, что особенно принципиально важно для получения их временных черт и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, только в лабораторных условиях возможно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и как раз исходя из этого раскрывающие характерные ему настоящие изюминки темперамента.

Значение этих условий, обычных для лабораторного опыта, подчеркивают в основном те психологи, каковые занимаются изучением типов нервной совокупности. Но применительно к диагнозу темперамента лабораторные способы имеют кое-какие недочёты, основной из которых пребывает в том, что в таких условиях, в большинстве случаев, производятся измерение по необходимости краткосрочно, происходит в маленьком временном промежутке, а это значит, что его результаты, по которым делают выводы о темпераменте, могут быть случайными, маловероятными. Это связано, например, с тем, что физиологические механизмы темперамента, как мы уже говорили, весьма сложны; так тонус нервной совокупности, определяющий интенсивность реакции, в большинстве случаев на различных ее уровнях разен. Известно кроме этого, что кое-какие реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от последовательности вторых факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления этих трудностей все чаще используются комплексные, полифункциональные изучения, в которых в один момент используется последовательность измерительных приемов, регистрация и свойств многочисленные показатели темперамента разных реакций. Само собой разумеется, такие изучения, учитывая применяемую в них аппаратуру, достаточно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не содействует их широкому распространению.

Многие исследователи, в особенности те, кто занимается изучением темперамента у детей, выполняют для диагноза темперамента естественный опыт, что, владея главными чертами экспериментального способа, одновременно с этим очень близок к способу наблюдения. Данный способ формирует возможность для хода эксперимента и детального контроля условий, и для управления ими; вместе с тем он разрешает измерять интересующее нас поведение в естественных условиях, родных к повседневной судьбе ребенка. Ребенок не знает о том, что он есть объектом наблюдения, что его формы и реакции поведения детально регистрируются и направляются заблаговременно запланированной экспериментальной обстановкой.

Примерами естественного опыта по изучению темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. Ясно, что они смогут удовлетворять условиям для того чтобы опыта только в том случае, если сам движение игры, ее правила будут навязаны экспериментатором, строго контролироваться и регистрироваться им.

Остановимся на кратком описании неизвестных кроме того среди психологов опытов по изучению темперамента, проводившихся в 30-х гг. этого века С. Валигурской, которая была в Польше одним из пионеров количественного подхода к подобным изучениям и пользовалась собственным способом естественного опыта.

Так, для измерения для того чтобы свойства, как двигательная импульсивность, учитывалась скорость реагирования перемещением на определенную команду. Девочки в возрасте 3-4 лет выстраивались в ряд. Их задачей было бежать к экспериментатору по окончании команды “Раз, два, три”, причем экспериментатор сначала растолковал, что необходимо затевать бег лишь по окончании слова “три”. Попытки повторялись пять раз. Показателем двигательной импульсивности считались преждевременные реакции, другими словами испытуемые оценивались как тем более импульсивные, чем раньше перед произнесением слова “три” они начинали бежать. Измеряемая тут свойство воздерживаться от преждевременной реакции напоминает соответствующее типологии И.П. Павлова измерение силы условного торможения.

Читайте также:  Любовное настроение расписание сеансов

Иначе, такое свойство темперамента, как темп реагирования, либо скорость реакции, С. Валигурская измеряла временем от момента подачи команды до исполнения задачи. К примеру, подавалась такая команда: “Забери два кубика, один положи на скамью, второй дай мне”. Задачи были различной трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время их исполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли.

В обеих задачах регистрировалась скорость исполнения ребенком данной работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента: терпеливость, выдержанность, смелость и отвага.

Эти относительно простые и протекающие в естественных условиях опыты позволяют количественного описания отдельных особенностей темперамента при том, но, условии, что используемые в них задачи не должны быть ни через чур легкими, ни через чур тяжёлыми и должны прекрасно дифференцировать обследуемых детей.

В педагогической работе самый подходящим способом диагностики темперамента, как и других психотерапевтических изюминок ученика, есть, без сомнений, наблюдение. Но для определения темперамента и других черт личности не хватает поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив, обманывает либо проявляет интерес к определенным сторонам судьбы, ничего не может сказать о его темпераменте, поскольку эти черты зависят от характера, заинтересованностей либо мотивации ребенка. Одновременно с этим, в случае если мы подмечаем, что ребенок скоро делает порученное ему воздействие, совершает перемещения с большей либо меньшей энергией, либо же знакомимся с поведением ребенка в тяжёлых либо необыкновенных жизненных обстановках, то на основании многих аналогичных наблюдений возможно с известным приближением делать выводы об определенных изюминках его темперамента.

Значение способа наблюдения в достижении целей полиграфной проверки — О.Сербиненко

Источник

О лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения

Наибольшую популярность в исследованиях темперамента, особенно в Павловском его понимании, получил метод лабораторного эксперимента, который, по мнению его сторонников, позволяет максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента.

Значение этих условий, типичных для лабораторного эксперимента, подчеркивают главным образом те психологи, которые занимаются изучением типов нервной системы. Однако применительно к диагнозу темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки, главный из которых состоит в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано, в частности, с тем, что физиологические механизмы темперамента, как мы уже говорили, очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления этих трудностей все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.

Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением темперамента у детей, проводят для диагноза темперамента естественный эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас поведение в естественных условиях, близких к повседневной жизни ребенка. Ребенок не знает о том, что он является объектом наблюдения, что его реакции и формы поведения подробно регистрируются и направляются заранее запланированной экспериментальной ситуацией.

Примерами естественного эксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. Понятно, что они могут удовлетворять условиям такого эксперимента лишь в том случае, если сам ход игры, ее правила будут навязаны экспериментатором, строго контролироваться и регистрироваться им.

Остановимся на кратком описании малоизвестных даже среди психологов опытов по изучению темперамента, проводившихся в 30-х гг. нашего столетия С. Валигурской, которая была в Польше одним из пионеров количественного подхода к подобным исследованиям и пользовалась собственным методом естественного эксперимента.

Так, для измерения такого свойства, как двигательная импульсивность, учитывалась скорость реагирования движением на определенную команду. Девочки в возрасте 3-4 лет выстраивались в ряд. Их задачей было бежать к экспериментатору после команды “Раз, два, три”, причем экспериментатор вначале объяснил, что нужно начинать бег только после слова “три”. Попытки повторялись пять раз. Показателем двигательной импульсивности считались преждевременные реакции, то есть испытуемые оценивались как тем более импульсивные, чем раньше перед произнесением слова “три” они начинали бежать. Измеряемая здесь способность воздерживаться от преждевременной реакции напоминает соответствующее типологии И.П. Павлова измерение силы условного торможения.

Читайте также:  Стилистические фигуры это утро радость эта

С другой стороны, такое свойство темперамента, как темп реагирования, или скорость реакции, С. Валигурская измеряла временем от момента подачи команды до выполнения задачи. Например, подавалась такая команда: “Возьми два кубика, один положи на скамейку, другой дай мне”. Задачи были разной трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время их выполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли.

В обеих задачах регистрировалась скорость выполнения ребенком данной работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента: терпеливость, выдержанность, отвага и смелость.

Эти сравнительно простые и протекающие в естественных условиях эксперименты дают возможность количественного описания отдельных свойств темперамента при том, однако, условии, что применяемые в них задачи не должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными и должны хорошо дифференцировать обследуемых детей.

В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является, несомненно, наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив, обманывает или проявляет интерес к определенным сторонам жизни, ничего не говорит о его темпераменте, так как эти черты зависят от характера, интересов или мотивации ребенка. В то же время, если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента.

ОТВЕТ НА ВОПРОС 15

Актуальность исследования.В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

Характерологические особенности, определяющие структуру личности, могут быть определены с помощью диагностики. В связи с этим исследованию характера отводится центральная роль. Зная особенности характера легче понять поведение человека, обосновать его поступки и дать оценку. Изучение характера, его классификационные признаки позволяют проводить и дифференцировать личность в социальном аспекте.

Характер это очень сложная категория психологического анализа. В характере можно выделить ряд свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Обращение к исследованию акцентуаций произошло благодаря исследованиям в психиатрии. Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В.М. Бехтерев (1886) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием».

П.Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», О.В. Кербиков (1961) — как «предпсихопатию», Г.К. Ушаков (1973) — как «крайние варианты нормального характера».

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933) — О.В. Кербикова (1962). Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Наибольшую известность получил термин Леонгарда (1968) — «акцентуированная личность». Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией.

Таким образом, анализ проблемы характера личности и его акцентуаций позволяет выявить противоречиемеждуположительнымвлияниемакцентуированных черт характера на формирование социально-направленной личности и разрушительным действием выраженных акцентуаций на личность человека в определенных жизненных условиях.

Обнаруженное противоречие позволило сформулировать проблему исследования:изучение диагностических методик для оценки психических свойств личности, выявления её акцентуированных черт и их влияние на характер.

Цель исследования:изучить теоретические основы исследования характера личности и его акцентуаций.

Объект исследования — характер.

Предмет исследования — характер личности и его акцентуации.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующиезадачи:

— изучить проблему характера личности в психологии;

— изучить понятие «акцентуаций» характера, причины их возникновения, основные типы акцентуаций и их влияние на характер личности.

Источник

Оцените статью