- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Утёс» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9-10. Система образов и центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Выразительные средства в стихотворениях Лермонтова «Тучи», «Утес», «На севере диком…»
- Краткий анализ
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- История создания
- Композиция
- Краткая история создания стихотворения «Утес» М.Ю. Лермонтова
- Средства выразительности
- Средства художественной выразительности
- Эпитеты
- Метафоры
- Сравнения
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Утёс» по плану
1. История создания
Стихотворение «Утёс» было написано в начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели М. Ю. Лермонтова. Двумя годами позже оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».
Мнения исследователей о том, было ли данное произведение предчувствием ухода, разделяется. Одни считают, что тема одиночества всегда волновала Лермонтова и не была чем-то новым в его творчестве, другие связывают образ утёса с окончательным осознанием того, что человеческая жизнь коротка и хрупка.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в романтической традиции. По духу оно близко произведениям немецких романтиков, например, Генриха Гейне, которого знал и переводил на русский язык Лермонтов.
3. Род
«Утёс» – лирическое произведение. Оно рассказывает о сокровенных чувствах автора, с помощью конкретных образов прикасается к «вечным» темам.
4. Жанр
Стихотворение «Утёс» можно отнести как к философской, так и к пейзажной лирике. Эта художественная миниатюра напоминает японский пейзаж с его лаконичностью и глубиной.
5. Проблематика
Поэт поднимает проблему хрупкости бытия, быстротечности жизни.
6. Тематика
Тема стихотворения – одиночество. Лермонтов многократно обращался к этой теме.
В «Утёсе» она не связана с противопоставлением личности и социума. Здесь одиночество – вечное и естественное состояние, в котором рождается и умирает каждый.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что каждый человек изначально одинок, все встречи и привязанности на его пути – временны.
Как тучка, ночующая на груди великана, в краткий срок вырастают и покидают нас дети, уходят родные, друзья, а мы, как всегда, один на один остаёмся с самими собой.
8. Пафос
Стихотворение овеяно печалью и ощущением неизбежности одиночества.
9-10. Система образов и центральные персонажи
В произведении всего два образа – утёс и тучка. Их же можно назвать центральными персонажами произведения. Один из них прикован к земле, огромен, неподвижен. Другой переменчив, лёгок.
Контраст утёса и тучки подчёркивает неизбежность их разлуки. Несмотря на то, что эти две сущности не похожи друг на друга, утёс грустит после расставания, он «тихонько плачет». Каменной громаде не чужды простые человеческие чувства, и в этой малости есть нечто великое.
11. Лирический герой
Лирический герой, на первый взгляд, отсутствует. Но на самом деле его присутствие разлито повсюду. Он как бы сливается с образом задумчивого Утёса, который плачет при разлуке, несмотря на свою мудрость и древность.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения прост. На склоне утёса ночует тучка. На рассвете она покидает свой ночлег. Покинутый утёс задумчиво стоит в пустыне и плачет. Он успел полюбить тучку, привязаться к ней. Может быть, до этой встречи утёс не знал, насколько он одинок.
13. Композиция
Композиция стихотворения линейная, одночастная.
Текст разбит на две строфы. Замысел автора укладывается всего в 8 строк.
14. Художественные особенности
Стихотворение написано с интонацией нежности, задушевности. Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «тучка», «тихонько».
Среди частей речи преобладают прилагательные, которые описывают внутреннее состояние утёса.
Предложения просты по своей структуре, используются инверсии «умчалась рано», «задумался глубоко». Они передают настроение печали, минорную интонацию стихотворения.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано пиррихированным хореем.
Поэт использует кольцевую рифму: АББА ВГГВ.
В стихотворении 2 строфы. Дважды встречается строфический перенос анжамбеман:
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Эти особенности придают тексту необычное звучание, мелодичность.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «тучка золотая», «влажный след», «весело играя»;
- олицетворения: «ночевала тучка», «одиноко он стоит… задумался, плачет»;
- метафоры: «на груди утёса-великана», «остался след в морщине старого утёса».
Аллитерации с «з», «ч», «с» рисуют прозрачно-невесомый контур тучки, аллитерации с сочетаниями «вл», «пл» передают неподвижность и печаль утёса.
Ассонансы с гласными «у», «о», «а» расширяют пространство произведения, выражают сначала свет и радость встречи, а затем темноту и холод одиночества.
17. Значение произведения
Стихотворение «Утёс» подводит итог размышлениям Лермонтова об одиночестве. Образ неприступной величественной скалы, расстроенной уходом тучки, выражает глубину страдания, на которую обрекает нас внутренняя пустота.
Это чувство знакомо каждому человеку. Поэт нашёл удивительно точный и мощный образ для его выражения.
18. Актуальность
Произведение Лермонтова нисколько не устарело. Как и полтора столетия назад, люди чувствуют тоску, оставаясь в одиночестве.
Особенно грустно, когда ты одинок не всегда. У тебя, наконец, появляется привязанность, но и она оказывается временной – вот это по-настоящему горько.
Сердце гордого утёса оказывается мягким и любящим. Так и люди: даже тот, кто кажется всемогущим, хочет любить и быть кому-то нужным.
19. Моё отношение
Я очень люблю это стихотворение Лермонтова и знаю его наизусть с раннего детства. Мне всегда было жаль Утёс, хотелось погладить его холодные склоны и уговорить беспечную тучку не покидать старика.
Став старше, я понял(а), что Лермонтов говорит не только об утёсе. Его беспокоит краткость человеческой жизни, всех наших встреч и разлук.
20. Чему учит
Стихотворение «Утёс» учит нас быть внимательнее друг к другу. Мы часто забываем о своих родных и друзьях, бросаясь навстречу новым приключениям, уезжая в другие города.
Мы уходим, а они скучают о нас. Чтобы не испытать подобное одиночество самим, нужно помнить о тех, кто нас любит.
Источник
Выразительные средства в стихотворениях Лермонтова «Тучи», «Утес», «На севере диком…»
Стихотворение “Утёс” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ произведения “Утёс” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.
История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.
Тема стихотворения – одиночество человека в мире.
Композиция – стихотворение состоит из двух строф по четыре строки .
Жанр – лирическое стихотворение. Тема – пейзажно-философская лирика.
Стихотворный размер – пятистопный хорей с пиррихием (пропусками ударения). Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утёс”, “весело играя”, “тихонько плачет”.
Олицетворения – “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утёс задумался и плачет”.
Метафоры – “утёс-великан”, “грудь утёса”, (о тучке) “по лазури весело играя”, “морщина утёса”.
«Утес», анализ стихотворения Лермонтова
Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике: в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.
Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения. Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление слова «пустыня», традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.
В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя», то утес «одиноко стоит», «задумался глубоко», «тихонько плачет». Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.
Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка», уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.
Стихотворение имеет различные трактовки. Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.
Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало — человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне». Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.
«Утес» написан пятистопным хореем, двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку.
Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес), перифраз («влажный след» — слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».
Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
- «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Утес»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Тема одиночества – основная в творчестве Лермонтова. Ей посвящено и стихотворение “Утёс”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”; в романтической поэзии “пустыня” символизирует глубокое одиночество.
Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.
Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утёс) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
История создания
Стихотворение “Утёс” написано всего за несколько недель до трагической гибели Лермонтова на дуэли в 1841 году. Поэт создал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу.
Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти автора.
Тема одиночества – основная в творчестве Лермонтова. Ей посвящено и стихотворение “Утёс”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”; в романтической поэзии “пустыня” символизирует глубокое одиночество.
Композиция
Это стихотворение состоит из двух строф по четыре строки. Можно сказать, что герои строф противопоставлены друг другу (веселая, легкомысленная тучка – одинокий неподвижный утёс). Лирический герой размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось наблюдать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.
В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утёса, чтобы отдохнуть там, а утром снова пуститься в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она умчалась рано, весело играя. Вторая строфа метафорически выражает главную мысль: старый утёс понял, что значит не быть одиноким, но потом лишился этой радости. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утёса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.
Краткая история создания стихотворения «Утес» М.Ю. Лермонтова
Позднее творчество Михаила Юрьевича Лермонтова характеризуется большим вниманием автора к окружающим его пейзажам. В произведениях писателя читатель знакомится не только с переживаниями персонажей, но и с тревогами и сомнениями великого мастера. В 1841 году М.Ю. Лермонтов создал свое знаменитое стихотворение «Утес». Уже через несколько дней писателя не стало, он погиб на дуэли. Часть литературоведов считает, что автор словно предчувствовал скорую кончину. Но в произведении читатель не находит ни слова, ни скрытого смысла, которые бы говорили об этом.
Главной темой стихотворения «Утес» является тема одиночества. Автору эта проблема была близка. Он с ранних лет знал, что это такое. Когда М.Ю. Лермонтову было 2 года, его мать умерла. Воспитание будущего поэта легло на плечи его бабушки. Женщина не давала мальчику общаться с отцом. Это оставило неизгладимый след в его душе. Через всю жизнь Михаил Лермонтов пронес внутреннюю пустоту, которую не смогли заполнить близкие люди.
Автор в стихотворении «Утес» использует символичные образы. Утес олицетворяет умного мужчину в зрелом возрасте. Под тучкой же автор подразумевал очаровательную девушку. Поэтому это произведение отчасти можно считать автобиографичным. 30-летний писатель пережил много трудностей, испытаний. Он не понаслышке знал, что такое настоящее горе. Мечты Михаила Юрьевича были разрушены из-за несправедливости. Он так и не смог окончить университет. М.Ю. Лермонтов стал свидетелем ожесточенных боев. Его преследовали царские служащие, не давали ему свободно творить.
Михаил Юрьевич часто думал о смысле своего существования, анализировал свои проблемы и пытался найти пути их решения. Он не любил рассказывать о жизненных перипетиях своим друзьям и близким. Он должен был сам во всем разобраться. Так закалялся характер поэта. Из-за своего насыщенного жизненного опыта М.Ю. Лермонтов ощущал себя гораздо старше своих сверстников. Поэтому автору сложно было искать себе друзей, общаться с окружающими.
Душевную травму нанесли и любовные неудачи поэта. Михаил Юрьевич в юношеские годы испытывал сильные чувства к девушке, которая не отвечала ему взаимностью. Она с ним просто играла, подшучивала над ним. Именно эту любовную драму увидели некоторые исследователи в стихотворении «Утес». Екатерина Сушкова была не единственной девушкой, с которой автор хотел бы вступить в отношения. Однако никакие теплые трепетные чувства не переросли во что-то большее. Поэт так и не создал свою семью.
Утес. Именно этот образ занимает центральное положение в произведении. 1830-е годы. Автора два раза отправляли в ссылку на Кавказ. В горах М.Ю. Лермонтов находил вдохновение. Но и именно в той местности чувство одиночества крайне обострялось. Возможно, именно об отвесной кавказской скале и говорится в стихотворении.
Произведение «Утес» было напечатано уже после смерти Михаила Юрьевича. Стихотворение опубликовали через 3 года после обнаружения рукописи. Читатели впервые познакомились с работой великого мастера в журнале «Отечественные записки».
История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова — это не увлекательный рассказ. Ее сложно назвать особенной или захватывающей. Большое влияние на написание произведения «Утес» оказали жизненные неурядицы автора. Чтобы понять истинный смысл стихотворения, оценить его идею, необходимо ознакомиться с биографией писателя. Именно из события из жизни автора, его отношение к ним подскажут ответы на возникающие вопросы. Важно осознавать, как условия существования повлияли на становление поэта.
“Утёс” – лирическое стихотворение. Относится к пейзажно-философской лирике: в нем автор рисует картину природы, которая на самом деле выражает состояние человеческой души. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, их духовный мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.
Стихотворный размер – пятистопный хорей. Опоясывающая (кольцевая) рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.
Средства выразительности
Несмотря на то, что это небольшое по объему произведение, автор насыщает его тропами.
- Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утёс”, “весело играя”, “тихонько плачет”.
- Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утёс задумался и плачет”.
- Метафоры –”утёс-великан”, “грудь утёса”, “по лазури весело играя”, “морщина утёса”.
Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.
Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию (“з”, “ч”, “с” – о тучке, “вл”, “пл”, “т” – об утёсе) и ассонанс (“у”, “о”, “а”) для того, чтобы сделать стихотворение “Утёс” более плавным по звучанию. Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, к чему он сам всегда стремился, но так и не достиг.
Средства художественной выразительности
Главным тропом, используемом в данном стихотворении, выступает персонификация.
Утес и тучка наделены человеческими качествами: «золотая тучка»
беззаботна и непостоянна (
«умчалась рано», «по лазури весело играя»
), а
«утес-великан»
способен грустить и плакать (
«задумался глубоко», «тихонько плачет он в пустыне»
).
В произведении присутствуют и другие средства художественной выразительности.
Эпитеты
Броский эпитет «золотая»
в описании тучки противопоставляется словам
«старый»
и
«одинокий»
, которыми автор характеризует утес.
Это создает ощутимый контраст между двумя героями произведения, подчеркивая разницу между ними и невозможность составить счастье друг друга.
Метафоры
«Но остался влажный след в морщине»
: влага из облака на рельефе камня здесь символизирует слезы на зрелом лице лирического героя, воплощая горе и боль, которые он испытывает.
Образ пустыни, которая упоминается в последней строке, в поэзии часто олицетворяет одиночество.
Сравнения
: мощь и габариты утеса в произведении противопоставляются легкости и эфемерности тучки.
Образ великана также составляет выразительный контраст с внутренней чуткостью утеса и его слезами.
Так, большой и величественной перед читателем предстает не только наружность, но и душа героя – в нем сочетаются класс, сила и тонкая душевная организация, как и в самом М. Лермонтове.
Источник