- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Полный анализ стихотворения «Нищий» (М.Ю. Лермонтов)
- История создания
- Жанр, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и проблемы
- Основная мысль произведения
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» по плану
1. История создания
Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году под влиянием двух разнородных впечатлений, вдруг объединившихся для Лермонтова в одно целое.
Первым (и главным) впечатлением стала влюблённость к 18-летнюю Катеньку Сушкову во время пребывания поэта в подмосковном имении Середниково летом 1830-го года. Пылкий 16-летний юноша не воспринимался Сушковой всерьёз, она подшучивала над его признаниями. Ей поэт посвятил целый цикл стихотворений, названный впоследствии «сушковским».
Второе впечатление – посещение Лермонтовым Троице-Сергиевой лавры летом того же года. В рассказе одного из нищих, поведавших, что молодые люди подложили ему камень вместо пищи, юный поэт узнал себя.
Два впечатления, сравнимые по остроте испытанной боли, вдохновили его на написание стихотворения. Оно было опубликовано уже после гибели Лермонтова, в 1844 году.
2. Литературное направление
Стихотворение «Нищий» реалистично по своему сюжету, и всё же его написал поэт-романтик. Озвучен романтический конфликт между человеком и обществом, кризис личного чувства.
3. Род
Это лирическое произведение, написанное на основе личного опыта и рассказанное от первого лица.
4. Жанр
Стихотворение «Нищий» тяготеет к элегии: в нём звучит жалоба на бесчувственность любимой, тоска по недостижимому идеалу.
5. Проблематика
Стихотворение затрагивает проблему равнодушия и жестокости в отношениях между людьми. Первое порождает второе. Там, где один не готов представить себя на месте другого, рождаются отчуждение, холод, насмешка. Всё это может довести до отчаяния.
6. Тематика
В произведении затронута тема безответной любви. Лермонтов доводит этот мотив до масштаба вселенской катастрофы. Образ любимой сливается для него с портретом «жестокого» поколения.
7. Идея
Идея произведения проста. Не встречая сочувствия, самое благородное чувство обращается в свою противоположность. Любовь, надежда, теплота, отвергаемые людьми, превращаются в равнодушие.
Как нищий, получающий камень в ответ на просьбу о хлебе, лирический герой получает насмешки в ответ на свои нежные чувства.
8. Пафос
Пафос стихотворения – горечь и разочарование. Герой упрекает возлюбленную в жестокости, усиливая впечатление от её насмешки картиной страданий нищего. Эта отсылка помогает Лермонтову выразить всю глубину собственной боли.
9. Система образов
Образ нищего и образ любящего юноши зеркальны. Поэт даёт нам возможность сопоставить их. Точно также он сопоставляет образы светской насмешницы и всего молодого поколения.
Эти пары персонажей связаны идеей страдания. Нарушена цепь естественных человеческих отношений. Из-за этого глупая шутка оборачивается личной трагедией.
Образ камня, подменяющего хлеб, — идеальная метафора жестокости. Камень твёрд, холоден, мёртв. Так же мертва человеческая душа, забывающая законы любви и сострадания.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения: возлюбленная, её поклонник (лирический герой), нищий на паперти и «кто-то», положивший в его руку камень.
Как уже было сказано, герои разбиты на пары. Девушка соотносится с неизвестным обидчиком нищего, а юноша – с самими нищим.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения говорит о своём чувстве прямо: «Так я молил твоей любви // С слезами горькими, с тоскою…». Он слишком чист душой, чтобы скрывать свой порыв.
Передать глубину страдания ему помогает образ обманутого нищего. Старик умирает от голода и вдобавок подвергается унижению. Таково же положение лирического героя.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает нищего, стоящего на паперти возле храма. Он протягивает руку за подаянием, но получает камень вместо хлеба.
Поэт сравнивает с этим несчастным себя. Он точно также просил любви, но получил вместо этого равнодушие и презрение.
13. Композиция
Композиция произведения зеркальная, ретроспективная.
Поэт начинает разговор не с себя. Сначала он обращается к картине страданий нищего, что производит на читателя тягостное впечатление. Этому изображению отдано две первых строфы.
В третьей кульминационной строфе появляется образ лирического героя, в состоянии которого угадывается просящая поза нищего.
Отражаясь друг в друге, образы обретают двойную глубину.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения сух, лаконичен, прост. Однако Лермонтов не обходится без высокой книжной лексики («врат», «взор являл живую муку», «с слезами») и романтической патетики, что соответствует посылу любовной элегии.
Среди частей речи преобладают прилагательные, характеризующие душевное состояние героев. Автор использует градацию (нарастание) при передаче происходящего у врат обители.
Он усиливает трагизм звучания с помощью усилительных частиц и личных местоимений. Стихотворение завершается восклицательным предложением, в котором поэт выражает прямой упрёк возлюбленной.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских окончаний.
Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).
Текст разбит на 3 четверостишия.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «бедняк иссохший, чуть живой», «живую муку»; «с слезами горькими»;
- литота: «куска лишь хлеба он просил»;
- гипербола: «обмануты навек тобою»;
- сравнение: автор сравнивает себя с нищим.
С помощью аллитераций на «р», «т», «б» поэт передаёт неестественность, напряжённость происходящего. Речь его словно спотыкается, в ней слышится твёрдость камня, полученного нищим.
Завершающая строфа срывается на плач за счёт аллитераций с «о», «э», «у», «ы».
17. Значение произведения
Стихотворение «Нищий» – шедевр любовной лирики. Оно близко каждому, кто испытал безответное чувство в годы юности, когда всё переживается впервые и с особенной остротой.
Помимо истории личной неудачи Лермонтов оставляет напоминание о глобальном, порой чудовищном, равнодушии людей друг к другу.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова очень актуально. В наше время многие готовы жестоко посмеяться друг над другом. Люди переходят все границы жестокости.
Поэт обращает наше внимание на то, что действие происходит у врат обители святой. Даже близость святыни не останавливает людей от дурного поступка.
Так происходит и сегодня. Многие вернулись к вере, стали посещать церковь, но человечности в отношениях между людьми не прибавилось.
19. Моё отношение
Стихотворение «Нищий» глубоко тронуло меня. Я думаю, что не стану смеяться, если кто-то признается мне в любви. Это же такое событие! Даже если человек не нравится, не надо его обижать. Надо беречь друг друга, быть бережнее.
20. Чему учит
Стихотворение «Нищий» напоминает о том, что каждый человек очень раним. Не стоит издеваться друг над другом, ведь жизнь такая короткая и в ней совсем мало любви! Лермонтов создал необыкновенно трогательный образ, который учит нас милосердию и такту.
Источник
Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 67.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 67.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Это образец любовной лирики, в котором положение нищего, просящего подаяние у церкви, сравнивается с безнадежной любовью самого поэта. Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье, которая поможет подготовиться к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомиться с идеей, историей создания произведения.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нищий.
История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.
Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.
Композиция – три строфы с чётким разделением лирического сюжета.
Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “живая мука”.
Эпитеты – “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.
Антитеза – “хлеб” и “камень”.
История создания
Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.
Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.
Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной в ответ на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем” – обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.
Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его грустное содержание, стихотворный размер и ритм. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.
Средства выразительности
Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “врат святых” , он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Текстовыми антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб” , образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.
Анафора – во второй строфе: “И взор являл живую муку…” ”И кто-то камень положил…” , в третьей строфе: “Так я молил твоей любви…” ”Так чувства лучшие мои…” .
Источник
Полный анализ стихотворения «Нищий» (М.Ю. Лермонтов)
Начиная полный анализ стихотворения «Нищий», необходимо учитывать то, что написал его М.Ю. Лермонтов в очень юном возрасте. Поэтому переживания и проблемы, с которыми пришлось столкнуться автору, были полны юношеских тревог и неуверенности.
История создания
Появилось на свет данное стихотворение в 1830 году, благодаря таланту шестнадцатилетнего поэта. Именно летом, находясь в имении под Москвой, автор и познакомился с предметом своего обожания – Екатериной Сушковой. Разница в возрасте в два года, что в таком нежном возрасте было огромной пропастью, разделявших влюбленных. Избранница не могла серьезно относиться к ухаживаниям молодого человека, так как считала его слишком молодым и легкомысленным.
Однажды ему довелось услышать историю из уст одного старца, просившего милостыню. Старец сетовал на злую шутку, которую придумали молодые люди и положили камень ему вместо хлеба. Рассказ очень повлиял на юного творца, что под впечатлением от услышанного, и появилось на свет стихотворение «Нищий».Он сумел провести параллель своих внутренних мучений с терзаниями и обидой нищего.
Чувство автора к молодой красавице было очень сильным, потому что на протяжении пяти лет она все никак не шла из его головы. Более того, в этот период было создано несколько произведений, которые носят название «сушковских», но, к сожалению, изданы они были уже после смерти автора в 1844 году.
Жанр, размер
Жанр стихотворения «Нищий» — это лирика. Хотя своим повествованием и напоминает притчу. Так же в нем присутствуют и элементы элегии, поскольку поднимаются темы любви, обиды и непонимания. В заключительных строчках можно увидеть своего рода послание, хоть и без адресата.
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Рифмовка в данном произведении перекрестная, написано стихотворение четырехстопным ямбом. Благодаря великолепному словарному запасу поэта стихотворение имеет оттенки торжественности, мелодичности и строгости. Как и остальное творчество Лермонтова – это, безусловно, романтизм, где герой не счастлив в любовных отношениях и страдает от безответственности.
Богатое использование эпитетов придает красочности стихотворению и помогает как можно лучше передать настроение и переживания автора. Использование в последней строфе восклицания максимально усиливает эффект от прочтения.
Композиция
Стихотворение состоит из трех строф.
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Здесь нам показан образ сидящего и просящего подаяние старца, весь облик которого вызывает жалость.
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Во второй строфе можно увидеть человеческую черствость и глумление над нуждающимся.
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Третья же строфа – это проведенная параллель с автором, который так же испытывает сердечные муки из-за несчастной и безответной любви.
Образы и символы
Лермонтов использует ряд образов в этом стихотворении. Образом «святой обители» он показывает любовь – чистую и непорочную. В образе нищего не трудно узнать самого автора, такого же брошенного, непонятого, обманутого и одинокого. Камень же становится образом предательства и обмана, с которым пришлось столкнуться.
Темы и проблемы
Тема данного произведения – это обман, предательство и черствость души. Образом нищего он старается показать то, что его чувства были так же преданы и обмануты. И что любовь для автора равносильна хлебу, в котором так сильно нуждается изголодавшийся нищий.
Отдельной темой можно выделить безответную любовь, с которой пришлось столкнуться юному поэту. Если голод можно утолить хлебом, то любовную жажду нельзя утолить ничем.
Проблемой же данного произведения выступает человеческая холодность и безразличие. Где вместо необходимого хлеба нищий получает камень, так и автор получает обман и страдания, вместо любви, на которую он так рассчитывает и в которой так нуждается. Более того, подвергается насмешки со стороны людей.
Основная мысль произведения
Основную мысль произведения понять очень легко, ведь автор и не пытался её скрыть. При помощи метафоры со стариком и хлебом, автор выплескивает свои эмоции, боль и обиду. Он показывает, что любовь – это не просто прихоть, а жизненная необходимость, без которой жизнь становится болью. Если учесть, что написано это произведение было в очень тяжелый период жизни поэта, то все становится на свои места. Сам Лермонтов на данном этапе жизни так же испытывал душевные муки, которые были для него равносильны голоду. Он был предан в любви. Его настроение чувствуется в каждой строчке произведения. Всю боль и обиду, которые переполняли его на тот момент, он вложил в это произведение.
Грамотно используя образы и сравнения, автор рассказывает нам о проблеме старца, о том, как ему пришлось столкнуться с несправедливостью этого мира. Но, если вдумчиво прочитать произведение, то в лице старца мы увидим молодого юношу, которого отвергли в любви.
Главной мыслю показано то, что любой просящий и обиженный становится намного ближе к Богу, и правда всегда будет на его стороне. А жестокость людей была, есть и будет всегда.
Так же автор завуалировано показывает то, что после таких человеческих поступков, обиженная личность может затаить злость и чувство мести. Ведь сам поэт, спустя определенное время, отомстил своей возлюбленной, бросив её так же, как она когда-то поступила с ним.
К сожалению, так устроен мир, что не всегда стоит ждать помощи или протянутой руки, очень часто вместо помощи можно столкнуться с обманом, обидой и жестокостью. И это касается и любви, где раскрыв свои чувства человеку, можно получить взамен камень.
Источник