- Анализ стихотворения Гумилева Шестое чувство
- Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева
- Картинка к стихотворению Шестое чувство
- Популярные темы анализов
- «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
- История создания
- Литературное направление и жанр
- Тема, основная мысль и композиция
- Тропы и образы
- Размер и рифмовка
- Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилёва
- Текст стихотворения «Шестое чувство»
- Краткий анализ произведения
- Анализ стихотворения «Шестое чувство»
- Подробный анализ стихотворения
- Сочинение о стихотворении Шестое чувство
Анализ стихотворения Гумилева Шестое чувство
Николай Степанович Гумилев написал много интересных и увлекательных стихотворений за свою жизнь. За год до своей смерти у него словно было некое предчувствие того, что она уже близка. Это чувство не хотело отпускать его, он решил передать на бумагу все переживания и ощущения. Последним ярким стихотворением Николая стало «Шестое чувство». Он хочет понять, чем же собой представляют и на чем основываются чувства, предсказывающие перемены.
«Шестое чувство» достаточно отличается от многих предыдущих работ писателя. Он уже не считает себя тем молодым мальчиком, который еще недавно парил в облаках грез и мечтаний. Он мужчина, который много чего видел, через многое прошел. Гумилев словно описывает в произведении надвигающуюся гибель, нет лишь подробностей и даты, когда все произойдет.
Для написания стихотворения Николай выбирает такое литературное направление как акмеизм. Все образы здесь настолько материальны и одновременно символичны. Восприятием Гумилева на тот момент было познать неосязаемое. Поэт все больше задумывается о том, что еще в античные времена уже по немного начинало зарождаться шестое чувство. Искусство не представлялось отдельно от познания.
Стихотворение, написанное Гумилевым, открывает перед читателем познание прекрасного, усиливается тяга к разуму и его творениям. По словам автора, герой мучительно пытается выбраться с земной оболочки, на смену которой приходит духовное начало. Заложенная в каждом человеке искра, разгораясь, может сильно мучить и ранить. Писатель раскрывает в своем произведении тему красоты и торжественности поэзии в мире, что в будущем приведет мир к спасению. С другой стороны, Гумилева начинает интересовать сама человеческая жизнь, как что-то уникальное и философское.
Все сводится лишь к мечтаниям поэта. Он продолжает искать те невидимые связи, которые соединяют человека с миром, через нечто вечное. Все еще ищет, и желает ощутить красоту, не теряя духовность. Через стихотворение автор стремится передать ощущение очарования природой. Именно это и есть то самое шестое чувство, родившееся в человеке лишь в моменты терзаний и сомнений. Жизнь протекает слишком быстро, унося с собой лучшие моменты, которые так хочется задержать и запомнить, развивая шестое чувство.
Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева
Стихотворение «Шестое чувство» появилось незадолго до смерти поэта. Оно считается одним из лучших среди произведений Гумилева, написанное умудренным жизнью человеком. Что хотел автор сказать своим читателям?
Шел 1920 год. Еще не везде настал мир, гражданская война продолжалась. В стране, после шести лет военных действий, царила разруха и голод. Люди очерствели, обеднели духовно. Гумилев в своем поэтичном повествовании, напоминает читателям, что, кроме приятных чувств от вина, еды и женщин, существует пища духовная. Он не отвергает земные радости, но спрашивает, как быть с природными красотами, «с бессмертными стихами». Их ведь не потрогаешь, не поцелуешь. Поэт заставляет человека задуматься, для чего созданы произведения искусства, природные явления, если некому любоваться ими, некому оценить их.
Жизнь человеческая проходит быстро, люди не могут остановиться, чтобы увидеть красоту, полюбоваться ею. Для поэта важно показать, что чувство прекрасного и деятельность человека не разделимые понятия. Он считает, искусство развивает в людях все лучшие качества. Поэзия может окрылить человека, духовно облагородить.
В стихотворении упоминается мальчик, который, забыв обо всем, наблюдал за купающимися девушками. Его манила неизвестная тайна, волновало неизведанное желание. Девичья красота заставила сердце учащенно работать, трепетать душу. Так должно быть со всеми людьми при виде природных пейзажей или при чтении «бессмертных стихов». Поэт говорит, что надо развивать в себе любовь к произведениям искусств, к природе.
В стихотворной форме Гумилев показывает, как трудно выйти из привычного ритма жизни, где царят плотские радости, открыть душу новым переживаниям, увидеть красоту окружающего мира. Чтобы это сделать, надо преодолеть трудности и боль. «Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья…». Человек должен пройти испытания, чтоб почувствовать красоту мироздания. Как говорил Достоевский, дорога к счастливой жизни проходит через страдания. Избегающий боли и переживания человек, лишается «крыльев» счастья.
Произведение заканчивается надеждой, что люди обретут, благодаря влиянию поэзии и природы, свой орган «шестого чувства». Автор хочет ускорить это событие, призывая работать над духом и плотью. Гумилев не знает, когда это настанет, и спрашивает у Бога: «Скоро ли, Господь?».
Прочитав стихотворение, чувствуешь трепет души, сердцебиение? Значит, есть он, орган шестого чувства!
Картинка к стихотворению Шестое чувство
Популярные темы анализов
Дорога, по которой Тютчев шел к своему читателю, была длинной и достаточно сложной. В своей жизни поэт долгое время считал поэзию лишь увлечением. Его произведения стали известны, когда ему было 48 лет.
Мастер коротких стихотворений, Федор Иванович Тютчев, мог выразить в них философскую мысль. Служба дипломатом наложила отпечаток на четкую формулировку своих мыслей. Кроме того, отличное образование и умение наблюдать
Одно из самых красивых стихотворений, которое можно воспринимать только через призму тоски, печали и неверия в творчестве А. Блока – это, конечно же, «Незнакомка». Многие исследователи считают, что, то, с какой достоверностью
Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.
Стих С. Есенина «Зеленная прическа» был написан в 1918г и посвящено Лидии Кашининой, которая проживала в родном селе поэта. Сергей очень любил свою Родину. Любил всю широту и красоту родного края. На мой взгляд, Кашинина очень
Источник
«Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
История создания
Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилёвым в 1920 г. и напечатано в сборнике «Огненный столп» в 1921 г.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюблённого вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно «использовать» — съесть, выпить, поцеловать. Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое. Эта цельность его мировосприятия так соответствует идее акмеизма!
Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался ещё в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие «эстетикос», то есть «относящийся к чувству», не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства. Получается, что, по логике Гумилёва, в античности шестое чувство уже рождалось, но ещё не родилось.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 6 четверостиший.
Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».
Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.
В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».
Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».
Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.
Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.
Тропы и образы
В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами — и неподвластное им чувство эстетического. Влюблённое в нас вино, добрый хлеб – и розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но. Антитеза содержится и в первой строфе. Она подчёркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи («сперва измучившись») – необходимая ступень развития.
В третьей строфе безнадёжность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не и ни, союзе но. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей – неудержимый бег мгновения. Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо.
В метафорах ломаем руки, осуждены заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует её необходимость.
Следующие два развёрнутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует своё будущее.
Так же и «тварь скользкая», которая ещё не эволюционировала в птицу, мечтает о небе (но мысли ящера на совести Гумилёва) Эпитеты пятой строфы (скользкая тварь, разросшиеся хвощи) переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.
В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как – так.
Это обращение к Господу, в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть) описывающее рождение шестого чувства. Восклицание – надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.
В стихотворении Гумилёв через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.
Источник
Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилёва
Обладавший, как и многие талантливые поэты, даром предвидения, Николай Гумилёв посвятил этой способности стихотворение, которое назвал «Шестое чувство».
Сочинение и анализ «Шестое чувство» по плану покажет ученикам 11 класса, какие мысли поэт вложил в произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.
Текст стихотворения «Шестое чувство»
Николай Гумилёв
Шестое чувство
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Краткий анализ произведения
Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.
- История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано уже в следующем, 1921‑м. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
- Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо просто человеку, а также художнику (автору, творцу) для постижения мира и выражения его красоты.
- Композиция – это шестистрофное стихотворение по смыслу разделяется на три части, которые связаны общей идеей.
- Жанр – философская элегия.
- Стихотворный размер – пятистопный ямб; рифмовка перекрёстная..
- Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
- Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
- Сравнение – “как мальчик, следит”.
Писатель уподобляет уникальное дарование ангельским крыльям. Николай Степанович приходит к мысли, что ведет свое происхождение от богов. Дар предвидения зависит от чистоты души: светлая душа дает человеку возможность видеть то, что скрыто завесой судьбы.
Анализ стихотворения «Шестое чувство»
Н.С. Гумилёв в стихотворении «Шестое чувство», по-моему мнению, хотел указать на онтологическую невозможность восприятия человеком всей полноты окружающего мира. В произведении используются перекрестная рифма; мужская чередуется с женской.
Для более четкого понимания разберем его по строфам.
И добрый хлеб, что в печь для нас садится»
Здесь автор рисует образы насущных, но оттого не менее привлекательных, продуктов, подчеркивая их расположенность, предназначенность человеку через олицетворение – «Влюбленное вино», «Добрый хлеб что в печь для нас садится».
Этот прием, как мне кажется, используется для усиления антитезы между понятными для нас, а оттого и благосклонными, вещами и совершенно неясными, о которых речь пойдет во второй строфе.
Сперва измучившись, нам насладиться.»
Здесь Гумилёв ставит доступную нам женщину в один ряд с вином и хлебом. Принципиально важно, на мой взгляд, что чтобы насладиться женщиной, изначально следует ей «Измучиться».
В этом и заключается отличие наслаждения ею от наслаждения вином или хлебом, так как последние изначально создавались людьми для человека, а женщина создавалась людьми, но не для человека, потому изначально представляется нам загадочной и неясной.
Однако, расположив её к себе, измучавшись, человек перестает воспринимать всю её загадочность и недоступность, а полученное наслаждение вполне обоснованно сравнивает с наслаждением от хлеба или вина.
Это, как я считаю, одна из самых интересных мыслей стихотворения.
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?»
Здесь прослеживается явная антитеза между ясными аспектами окружающего мира: хлебом, вином, доступной женщиной и таинственными: зарей, небесами и стихами. Сущность таких явлений для человека непонятна, он, как и автор, будто обращается к небу, говоря
«Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять,
Здесь Гумилёв подходит к главной теме: человеку нечем воспринимать вещи, суть которых ему неясна. Наблюдая за розовой зарей, человек не может уловить всей полноты данного мгновения. А оно просто проходит, оставляя его наедине с осознанием своей ничтожности.
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;»
Здесь Гумилёв очень точно сравнивает представления человека о неясных ему явлениях с представлениями маленького мальчика любви. Он, конечно, может попытаться вообразить себе, что это такое, но представления его будут глупы и наивны.
Ревела от сознания бессилья,
Тварь скользкая, почуя на плечах,
Здесь автор второй раз подряд подбирает точное сравнение: в своем бессилии перед прекрасным человек подобен гусенице. Он лелеет надежду на осмысление высоких материй, словно гусеница надежду на появление у нее крыльев.
Из этого же образа мы понимаем, что Гумилёв считает вопросом времени способность осмысления природы прекрасного, ровно, как и вопрос времени превращение гусеницы в бабочку.
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.»
Кульминация стихотворения подтверждает изложенную мной в комментариях к прошлой строфе мысль и открывает перед нами еще одну важную деталь.
Природа прекрасного есть Бог, который наблюдает за человеком, как лечащий врач за больным, и ведёт диалог по средствам природы и искусства. Человек же постоянно движется к осознанию божественного – « Рождая орган для шестого чувства ».
Подробный анализ стихотворения
История создания
Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилёвым в 1920 году, за год до его расстрела большевиками. Но в нём нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит размышления о том, что же такое это особенное, шестое, чувство, которым необходимо обладать человеку, и какова его природа.
Напечатано произведение в последнем прижизненном сборнике Гумилёва “Огненный столп” (1921).
Тема
Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развита некая способность, которая помогает ему видеть, осознавать красоту мира. И хотя люди не всегда понимают его природу, отрицать существование такого чувства глупо и бессмысленно.
Композиция
Трёхчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и понятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, красоту женщины.
Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это прелесть мира, быстротечность времени. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребёнка, который смотрит на купающихся обнажённых девушек и испытывает желание, не понимая его природы.
Гумилёв рисует метафорический образ рождённого ползать доисторического существа, которое чувствует прорастание пока несуществующих крыльев. Это начало длительного процесса одухотворения.
И в последней части – это завершающая строфа – говорится о том, что человек подобен такой твари: он в муках рождает орган, который поможет ему не только пользоваться простыми, бытовыми предметами, а воспринимать и создавать прекрасное. Таков основной смысл концовки.
Жанр
Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.
Средства выразительности
Следуя заветам акмеизма, чтобы точнее передать основную мысль, Гумилёв наполнил стихотворение тропами, которые метафорически соотносят сложные философские понятия с простыми предметами и вещами.
- Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
- Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
- Сравнение – “как мальчик, следит”.
Сочинение о стихотворении Шестое чувство
Талантливый поэт обладал уникальным даром предвидения. В одном из своих произведений ему удалось очень точно описать свою смерть и убийцу. Николай не знал конкретного дня, но чувствовал, что это произойдет в скором времени.
Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.
В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.
Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.
Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.
Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.
Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой.
Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.
Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.
Гумилев – настоящий творческий человек. Творчество толкало поэта задумываться над вопросами восприятия красоты. Николай Степанович задавался вопросом о природе прекрасного. Поэт приходит к выводу, что люди обладают специальным чувством, воспринимающим красоту.
И это тоже шестое чувство. Проблема состоит в том, что человек не всегда способен осознать сущность этого дара. Неспособность людей воспринимать шестое чувство делает его глупым и бессмысленным.
Источник