Анализ стиха это утро радость эта

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.А.Фет. «Это утро, радость эта…»

Стихотворение написано в 1881 году, когда поэт уже не служил, а жил в загородном имении, посвятив себя творчеству.

Трагический эпизод в его жизни — гибель любимой девушки Марии Лазич, на которой он не женился, так как она была бедна, — он помнил всю жизнь. Особенно остро эта боль напоминала о себе в зрелые годы. Он почти не писал о природе, потому что разучился видеть её красоту. Мрачные мысли не давали ему радоваться жизни, её простым моментам.

Но в 1881 он вдруг пишет данное стихотворение. В нём нет той лёгкости, восторженности , которая была свойственна ранним его стихам о природе. Он словно подчёркивает, что всё это уже было.

История написания
Род литературы.

Жанр

Лирическое стихотворение

Стихотворение о природе и о судьбе человека в этой жизни. Несмотря на то, что поэт описывает красоту природы, он словно избегает возвышенной лексики, эпитетов.

Всё , что он видит в природе, это уже было в его жизни. И весна, с её пением птиц, с зорями « без затменья», и эти ночи без сна, и этот «зык и свист» — всё было.

Ничего не изменилось в природе. Она так же прекрасна и очаровательна. Но изменился сам поэт.

О понимает, что уже никогда не испытает того восторга , который охватывал его весной в молодости, что жизнь его уже близится к концу. Столько было ошибок в ней! И даже весна не способна отвлечь его от грустных мыслей.

Именно так можно понять это стихотворение, если связать его с биографией поэта. Если же отвлечься от неё, то мы увидим всю красоту пробуждающейся природы.И настроение у нас при чтении прекрасное. Ведь на каждое явление в жизни мы смотрим своими глазами, испытываем свои ощущения. В этом стихотворении можно увидеть столько красоты, если этого захотеть.

Литературное направление

«Чистое искусство»

Размер стиха

Размер- хорей

Чередование женской и мужской рифмы.

Рифма перекрёстная, но чередуются две строки с одной. Причём 1 и 2, 4 и5 строки — смежная рифмовка. Всего в строфе 6 строк.

3 и 6 строки — закрытые рифмы( оканчиваются строки на согласный, а 1 и 2, 4и 5- открытые- на гласный.

Это шестистишие. Схема: аабввб

Композиция

Всё стихотворение — это одно предложение с однородными членами, перечисляющими, что же такое весна.

Тема, идея, проблемы
Художественные средстваХудожественных средств мало в этом стихотворении.
Синтаксическое средство— однородные члены: «… эти ивы и берёзы…», «…эти горы, эти долы…» и др. Автор перечисляет , что видит он вокруг себя, подмечая каждую мелочь, видя и слыша, что происходит с природой весной.
Анафора: повторяются формы слова «это» в каждой строчке.
Сравнение: «…Эти капли – эти слёзы…».Обратите внимание, что капли автор сравнивает именно со слезами, что так непривычно для описания весны, когда радостное настроение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Стихотворение и анализ «Это утро, радость эта…»

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист ,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Краткое содержание

И. Левитан. Солнечный день. 1876

Лирический герой, взглянув в окно, не может не ощутить радости от прекрасного пейзажа: в небесной синеве видны птичьи стаи, возвращающиеся из тёплых краёв, пробуждаются насекомые, пчёлы жужжат – в природе всё прекрасно! Но при этом, в душе поэта не всё так же идеально, как в природе. Поэт описывает целые сутки: рассказ начинается с описания утреннего и дневного света, а завершается описанием ночи. Лирический герой замечает всё самое важное в каждом времени суток.

История создания

Это произведение – образец позднего периода творчества Фета. Оно появилось в 1881 г. В это время поэт вышел в отставку и проживал в загородном имении. В произведении улавливаются философские нотки: они связаны с ранней утратой возлюбленной Марии Лазич. Поэт расстался с ней давно, а спустя некоторое время узнал, что девушка погибла.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой элегию. Пробуждающаяся природа способствует раздумьям поэта о вечности окружающего мира, о связи природы и человека. В строчках сквозит настроение грусти.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Используются два вида рифмы: параллельная и кольцевая.

Композиция

Стихотворение несложное по композиции. В нём описывается один день из жизни поэта:

Первая строфа повествует о раннем утре. Начало дня – это время, когда солнышко улыбается каждому человеку. Небо невероятно синее и высокое. Птичьи стаи тянутся, издавая манящие звуки.

Вторая строфа повествует о середине дня. В полуденное время воздух прогревается, мелкие мошки и пчёлы выглядывают в поисках нектара. Третья строфа описывает вечернее время, которое встречает лирического героя вздохом и зарёй.

Произведение делится на смысловые части. Поэт описывает всё, что наблюдает вокруг. В качестве основы для выстраивания сюжета он использует временные рамки: с раннего утра – до позднего вечера.

Образы и символы

Фет использует 24 образа, чтобы описать всего лишь одно время года – весну. Движение чувств и мыслей лирического героя отражено в постепенном сужении его поля зрения:

Первые строки – обращение поэта к радости: «Это утро, радость эта; Это мощь и дня, и света; Этот синий свод».

Постепенно световые образы перетекают в образы предметные. Весна ассоциируется с вереницей птиц, с «говором вод», с пчёлками и мошками.

Последние строки описывают состояние поэта весной: «Этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна, эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели, это всё – весна».

Поэт сумел большое число образов собрать в единую мозаику, вместив в неё ещё и образ главного героя, и тему своего повествования: наступление весны и перемены в природе.

Темы и настроение

Главная тема – это весна, её огромное влияние на состояние человеческой души. Окружающий мир представляется единым целым, поражая воображение лирического героя. Фет лишь намекает на присутствие человека в последней строфе. Яркий день сменяется «ночью без сна». Яркие эмоции не дают покоя незримому лирическому герою: его эмоционально взвинченное состояние объясняется приходом весны.

Основная идея

Основная идея в том, что красота природы оказывает прямое влияние на человеческую душу. Даже стареющий поэт, которому довелось испытать немало бед, с приходом весны ощущает в себе прилив вдохновения, свежих сил.

В период позднего творчества Фет испытывал гнетущие мысли о своей неудачно сложившейся жизни. Но эти мысли не характерны для данного стихотворения: оно буквально пропитано оптимизмом, любовью к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении не так много выразительных средств. Фет не пытается красиво описать окружающий мир: он лишь коротко перечисляет всё то, что видит. В этом ему помогают следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «вздох ночей»;
  • сравнения – «эти капли – эти слёзы», «мощь дня и света»;
  • аллитерация – для передачи печали в душе поэта. Например, использование согласного звука «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод»;
  • анафора – повторение форм слова «это» в каждой строчке;
  • особый синтаксический приём: использование однородных членов предложения: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и др.

Особенность произведения – полное отсутствие глаголов. Несмотря на это, поэт сумел передать движение, жизненную энергию.

Источник

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Пейзажная лирика преобладает в творчестве А. Фета. Картины природы, изображённые в его стихотворениях, восхищают простотой. Доказательством этой особенности является стихотворение, проанализированное в статье. Его изучают в 5–7 классах. Предлагаем ознакомится с кратким анализом стихотворения «Это утро, радость эта» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.
История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет всё, что видит вокруг. В нём всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально стихотворение состоит из трёх шестистопных строф.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка парная и кольцевая.

Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы».

Эпитеты – «вздох ночной».

Поместье Фета

В 1857 в Париже А. Фет женился на состоятельной немолодой некрасивой девушке – Марии Петровне Боткиной. Ее отец дал за дочерью большое приданое, которое заметно улучшило материальное состояние Афанасия Афанасиевича. Спустя три года он купил хутор Степановку и двести десятин земли. Он успешно хозяйствовал, приумножил состояние жены, и в 1877 году переселился в старинное живописное поместье Воробьевку в Щигровском уезде под Курском и сделал ее жилищем своей музы.

В этом имении, как он сам считал, длительный сон его поэзии прервался. Именно в Воробьевке с прекрасным парком предположительно в 1881 году были написаны строки «Это утро, радость эта…» (Фет). История создания темна. Обычно его стихи рождались по наитию, он осознанно стремился передать не мысль, а настроение читателю. Тонко зафиксировал свое минутное состояние, свой экстатический восторг А. Фет: «Это утро, радость эта…». Анализ стихотворения мы произведем чуть позже.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марии Лазич. Фет расстался с девушкой ещё в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. В произведении мы видим гамму чувств, которые пробудила в душе лирического героя весна.

Немного о биографии поэта

Афанасий Афанасьевич родился в 1820 году в Орловской губернии, при рождении получил фамилию отца, помещика Шеншина, но будучи внебрачным сыном, утратил позже право на дворянство и стал носить фамилию матери — Фет. Молодой человек получил достойное образование, учился в Московском университете на факультете словесности, во время учёбы увлёкся поэзией, и его стихи вскоре стали публиковаться, первый сборник датируется 1840 годом.

Долгие годы Фет прилагал все усилия, стремясь добиться восстановления дворянского звания, для чего после окончания учёбы поступил на службу в армию. Для улучшения финансового положения Фет решил вступить в брак и в 1857 году женился на Марии Боткиной. Приданое позволило ему приобрести имение Степановка и стать настоящим помещиком. Одарённому поэту удалось успешно совмещать хозяйственную деятельность с литературной, поместье приносило неплохой доход.

В 1873 году Афанасий Афанасьевич достиг и первой своей цели: история с лишением дворянства закончилась, ему было возвращено прежнее звание и право носить родовое имя отца. Но стихи он по-прежнему подписывал ставшей уже знаменитой в России фамилией Фет.

Создание стихотворения «Это утро, радость эта…» относится к 1881 году, в этот период Фет жил уже в новом поместье Воробьёвка в Курской области, продолжая активно писать, готовя к выходу многотомное издание своей поэзии под названием «Вечерние огни».

Интересно, что стих о весне не вошёл в этот сборник, он был опубликован только в посмертном собрании сочинений в трёх томах (Санкт-Петербург, 1901 г.).

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция и структура образов стиха

Возможно, отбирая стихи для сборника, Фет посчитал это произведение слишком новаторским для современного ему читателя. Стихотворная форма действительно необычна, даже экспериментальна: весь текст представляет собой одно-единственное предложение, причём в этой фразе вовсе нет глаголов, а прилагательных всего два. Подобная безглагольность придаёт стихотворению сходство с неким каталогом, перечислением признаков, которое заканчивается обобщением.

Уникален и такой смелый приём, как сквозная анафора — одинаковое начало всех строчек со слов «это», «этот». Синтаксическая функция указательного местоимения заключается в отсылке к предыдущему упоминанию предмета, здесь многократный повтор его как бы открывает текст, направляет взгляд в мир настоящей весны. Тема разделена на три смысловые части, которые при внешней похожести имеют определённый план развития:

  • первая часть направлена ввысь и вызывает ассоциацию с утром — это небо, бескрайнее светлое пространство, в нём и цвет, и графический рисунок птичьих стай, и звуковой образ весеннего гама птиц и бегущей воды;
  • средняя часть напоминает день и взгляд по сторонам — это земля, пейзаж, деревья, насекомые, простор сужается, появляются мелкие детали и опять звук, уже более близкий, словно бы звенящий вокруг лирического героя;
  • в заключительной части описан вечер, погружение внутрь себя — это туманное состояние души, весеннее волнение, радостное возбуждение, бессонные ночи, а звучащие «дробь» и «трели» уже скорее метафоричны, чем реальны.

Набор образов, характерных для рассказа о весеннем времени, довольно банален, каждый из них неоднократно встречается в предыдущих произведениях и самого Фета, и других русских классиков.

Автор словно создаёт реестр традиционных символов весны, отсылая читателя к стихам своих предшественников. Например, метафора «говор вод» вызывает в памяти стих Ф. Тютчева «Весенние воды», а «синий свод», как и образ пчелы или пуха вместо листвы, является почти прямой цитатой из пушкинского «Евгения Онегина».

Весьма популярны у русских литераторов также описания птичьих стай и любимых всеми деревьев — ив и берёз.

Идея Фета, вероятно, заключается в том, чтобы в рамках жанра пейзажной лирики дать обобщённую модель весны, выразить отношение к ней как к желанному времени ожидания чувственного расцвета души человека.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всём, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой приём придаёт событиям статичность, способствует созданию яркой картины, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально оно состоит из трёх шестистопных строф.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки: парную ААВВ и кольцевую.

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта…»

Это произведение уникально в русской поэзии. Бурное пробуждение природы после долгой зимы описывается одним предложением и только указательными местоимениями (анафорой) и существительными: «Это утро, радость эта…» (Фет). Композиция делит его на три строфы по смысловому содержанию, причем никакой идеи, кроме того, что пришла долгожданная весна, в ней нет.

В первой строфе – бушует утро, во второй строфе поэт охватывает взглядом все вокруг себя, в третьей наступает переход от вечера к чарующей и не дающей спать ночи.

Средства выразительности

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор перечисляет всё, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы, поскольку они и так прекрасны. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворения – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой приём называется анафорой. Инструментом для передачи настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

Особенности размера и ритма

Стихотворение «Это утро, радость эта…» написано размером, который называется хорей, он двусложный с ударением на первый слог. В тексте чередуются четырёхстопные строчки с женским окончанием (последний слог безударный) и трёхстопные строчки с мужским окончанием (последний слог под ударением), это третья и шестая строки каждой строфы, которые рифмуются между собой. Остальные строки рифмуются попарно: первая со второй, четвёртая с пятой (А-А-С-В-В-С).

Однообразное начало строчек с повторения указательного местоимения компенсируется разнообразием продолжений, которые всегда немного отличаются или порядком слов, или соединением однородных членов, или знаками препинания. Помимо этого, в произведении использовано немного средств художественного чтения, например:

  • метафоры — употребление слов в переносном смысле, словно скрытые сравнения — «говор вод», «вздох ночной селенья»;
  • эллипсис — пропуск слов, замена их на тире — «этот пух — не лист»;
  • ассонанс — звуковой приём, подбор слов, в которых преобладает гласный звук «Е» (Э);
  • аллитерация — также игра звука, основанная на повторе согласных звуков: это «ТР», «ДР» в начале и в концовке стиха, и большое количество звенящих «З», «С».

Автор словно стремился наиболее кратко передать в этом стихотворении непосредственное восприятие весенней поры во всех её проявлениях, порадовать читающего ощущением могущественной созидательной силы весенней энергии жизни.

Поэт был сторонником концепции «чистого искусства», считал, что задача поэзии вести человеческую мысль в мир красоты и радости, прочь от этических и социальных проблем. Поэтому разборы творчества Фета вызывали бесконечные споры среди критиков на протяжении десятилетий — одни восхищались его тонким лирическим дарованием, другие считали поэтический мир чистой красоты слишком пресным и однообразным.

Несомненно одно — вот уже более ста лет поэзия Афанасия Фета занимает достойное место в истории русской и всемирной литературы.

Анализ 3

Фет написал огромное количество разных произведений. Кроме этого автор всегда считал, что если вы что-то и воспеваете, то это должно относиться к прекрасному. А вот каждодневная работа, которую выполняют все, не очень-то прекрасна, она наоборот является унылой и скучной, а это значит, что стихи на эту тему лучше всего не сочинять. Больше всего произведений он написал про природу, только ему удавалось прочувствовать ее до конца и понять. Когда он пишет произведения про природу, то сначала пропускает его через себя, а также старается наполнить его не только восторгом, но и душевным подъемом. Вот к таким произведениям относится и «Это утро, радость эта…». Автор всегда добивался того чего хотел. И вот однажды ему очень сильно понравилась одна девушка. Она была из бедной семьи, и если у него и появились чувства к ней, то скрывать их он не стал.

А поскольку данная любовь была немного безумной, то и женится, они не смогли. Но он все равно любил ее, и кроме нее в его сердце больше никого никогда не было. Конечно, у него были и другие женщины, но такой любви больше встречалось ему. Хотя другие женщины также старались сделать все для того чтобы его покорить и сделать так чтобы он жил с ними счастливо. Больше всего на свете он любил не только писать стихи, но и сочинять их и порой на это он тратил очень много времени.

Его первая любовь умерла и это была не простая смерть. Она сгорела практически заживо в своем доме. И после этого автор не мог избавиться от травмы, которая поселилась у него в душе до конца его дней. Если раньше он легко и просто мог сочинять и создавать стихотворения, то теперь ему это давалось очень сложно. Кроме этого произведения стали не такими веселыми и радостными, как раньше. Но среди всего этого автору иногда удавалось создавать просто настоящие шедевры, которыми гордился не только он, но и с удовольствием читали читатели. И они становились радостными и веселыми, и к такому произведению относится данное стихотворение. Здесь описывалась весна, которую многие очень даже ждут. Благодаря ней в сердце поселяется радость, что после весны обязательно настанут теплые деньки, а природа станет красивой и чистой.

Все эмоции здесь были настоящими. А ведь для многих весна считается порой влюбленности и это также затронуто в произведении автора. Для одних она бывает первой, а вот для других это просто очередная любовь. И даже если на душе порой бушует ветер, а внутри поселилась тоска и печаль, да к тому же у вас имеется огромное количество проблем, которые нужно решать прямо сейчас, прочитав данное стихотворение, хочется не только жить и радоваться жизни, но и мечтать, а также делать глупости, за которые потом будет не стыдно.

Источник

Читайте также:  Развитие чувства ритма у детей доу
Оцените статью