- Проблема героев в романе Г. Флобера «Воспитание чувств»
- Тема жизненной трагедии современного человека в романе Г. Флобера
- Готовые работы на аналогичную тему
- Образы героев романа «Воспитание чувств»
- Краткое содержание Воспитание чувств Флобер
- Воспитание чувств
- Гюстав Флобер «Воспитание чувств»
- Воспитание чувств
- Все отзывы о фильме Воспитание чувств
- «Воспитание чувств», Гюстав Флобер
- Сюжет романа «Воспитание чувств», Флобер Гюстав
- Знаменитые цитаты Гюстава Флобера
- Краткое содержание Воспитание чувств Флобер
Проблема героев в романе Г. Флобера «Воспитание чувств»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роман воспитания – это тип романа, содержанием которого является формирование личности главного героя.
Тема жизненной трагедии современного человека в романе Г. Флобера
У Гюстава Флобера свой особый подход к раскрытию жизненной трагедии современного человека. Из названия понятно, что произведение Флобера относится к жанру романа воспитания, истоки которого можно проследить еще в эпохе Античности.
Как правило, роман воспитания строится следующим образом:
- Изображаются этапы личностного развития главного героя;
- Раскрывается внутренний мир героя, мотивы его поступков;
- Моноцентрическое построение романа;
- Персонифицированное расположение действующих лиц;
- Многоступенчатая сюжетно-композиционная структура, демонстрирующая духовное развитие героя.
На первый взгляд может показаться, что «Воспитание чувств» — это не канонический роман воспитания, а его деконструкция.
Ряд литературоведов придерживается мнения, что по своей ментальности Г. Флобер – писатель 20 века. Именно писатели 20 столетия увидели в нем гения, современники Флобера не оценили творчество писателя.
Главный герой произведения Фредерик Моро и его друг Делорье гонятся за мимолетными страстями и предаются надеждам о сиюминутной выгоде. Жизненный путь этих персонажей протекает глупо и пусто. А в романе воспитания описывается именно процесс становления главного героя, его взглядов, характера. Бахтин выделяет пять типов романа воспитания. И один из них – когда изменение главного героя происходит параллельно с изменениями в обществе.
Действие романа «Воспитание чувств» происходит во время французской революции 1848 года. Мелкая буржуазия и рабочие устали от монархии, но не имеют возможности что-либо изменить. Эти слои общества оказались выброшенными из политической жизни, так как избирательным правом обладали лишь те, кто платил 200 франков налогов. Политически активной, таким образом, оказывалась только крупная буржуазия. Эта несправедливость в результате вылилась в кровавую революцию. Установилось временное правительство. Право голосовать получили все мужчины. Однако народ оказался обманутым – к власти пришел Наполеон III, который через год объявил себя императором. Вновь воцарилась тирания. Революция 1848 года оказалась совершенно бессмысленной. Это напоминает судьбу героев романа Г. Флобера.
Готовые работы на аналогичную тему
Моро и Делорье в школьные годы имели множество больших планов на жизнь. Делорье мечтал стать крупным политиком, Моро – светским львом. Фредерик на протяжении всей жизни отдавал себя отношениям с женщинами, но выбирал не тех. К тому же, был не уверен в себе и малодушен. У него ничего не получалось с теми, кого он любил. А с кем могло бы сложиться будущее, он не выбирал. Моро гнался за невозможным, хотя возможное было так близко.
Делорье был слишком прямолинейным для политики, слишком реакционным и слишком резким. Герою не хватало стратегии, тактики, выдержки. Он в своих начинаниях всегда промахивался и в итоге оставался ни с чем. Уже в солидном возрасте друзья, подводя итоги жизни, приходят к пониманию того, чего им не хватило, чтобы достигнуть своих целей. Оказалось, что одно-единственное веселое воспоминание – это все, что они могут вспомнить за всю свою жизнь.
Образы героев романа «Воспитание чувств»
«Воспитание чувств» Г. Флобера – это совершенно новый тип романа. здесь нет ярких страстей, поисков идеала и бичевания пороков. Писатель изображает серую, монотонную современности. Но именно мелочи оказывают влияние на Фредерика Моро: они меняют его чувства, настроения, и даже жизнь. Роман строится из незначительных происшествий и мелких событий.
История главного героя – это история поколения, не способного ни на что и не ставшего ничем. Применительно к этому поколению даже нельзя говорить о неудавшейся жизни. Скука и недовольство Моро окружающим носят умеренный характер и совершенно не мешают ему чувствовать себя вполне неплохо и в квартирке Розанетты, и в гостиной господина Арну, и в особняке Домбрезов. Фредерик Моро всю жизнь ищет, как приспособиться к окружающему. Единственное, что отличает героя от таких же, как он – любовь к госпоже Арну. Но отпечаток времени следит даже на этом прекрасном чувстве – бездеятельность и вялость.
Единственным персонажем, который автор не подвергает безжалостному скептицизму – госпожа Арну. Образ этой героини лирический и возвышенный. Это отчасти объясняется тем, что в творчестве писателя этот образ – один из самых личных. Но в этом случае наиболее существенным является то, что героиня, как и большая часть персонажей и событий романа, показана через восприятие Моро, который идеализирует предмет своего обожания.
Этот прием изображения объекта с позиции субъекта, воспринимающего его, был разработан Флобером еще в романе «Госпожа Бовари». В «Воспитании чувств» он получает предельное выражение. И этим воспринимающим лицом в большинстве случаев является Фредерик Моро. Иногда этот прием, обусловленный требованиями объективного изображения действительности, приводил к импрессионистичности создаваемых писателем картин. Особенно эта импрессионистичность очевидна в романе «Воспитание чувств». Читатель смотрит глазами главного героя не только на Розанетту или госпожу Арну, но и видит события революции 1848 года. Но видит эти события не по-настоящему, ведь в разгар февральских событий Моро поглощен мыслями о свидании с госпожой Арну, во время июньских событий его не было в Париже – он был в Фонтенбло с Розанеттой.
Таким образом, в романе события революции предстают в восприятии не участника, а равнодушного стороннего наблюдателя.
Писатель ставит в своем романе одну из основных проблем литературы нового времени – отношение человека и истории. Но в то же время он показывает, насколько далека личность от понимания происходящего.
Неприятие современности в «Воспитании чувств» носит универсальный характер.
Флобер представляет народ толпой, одержимой примитивными инстинктами и оказавшейся игрушкой в руках таких, как Дамбрез. Писатель в этих образах создает жесткую сатиру на тех, кто готовил переворот. Но с таким же сарказмом он говорит и о тех, кто избегает соприкосновения с историческим ходом событий. Признание Моро и Делорье себе в том, что жизнь не удалась, и перекладывание вины за это на случайности судьбы, время, в которое родились, обстоятельства, звучит как приговор, вынесенный Флобером современности. Характерными чертами нового поколения, по мнению писателя, является слабость: биологическая, психологическая и социальная.
Источник
Краткое содержание Воспитание чувств Флобер
Роман с первых строк повествует нам о том, как юноша по имени Фредерик Моро направлялся в свой родной городок, расположенный на реке Сена. Молодой человек получил соответствующее образование, и должен был работать в Париже специалистом по праву. Фредерик был очень способным человеком, и в то же время он обладал романтическими чувствами. По пути домой он встретил семейство Арну. Мужчина был тучным по комплекции и руководил предприятием, где выпускали газету, посвященную искусству, и продавались замечательные полотна. Его супруга была так обворожительна, что молодой человек сразу же влюбился в нее.
Когда Фредерик прибыл в Ножан, то он встретил своего приятеля, с которым получал образование в колледже. Товарищи раньше мечтали о своем будущем. Моро хотел стать писателем, а Шарль–философом. Однако, его другу пришлось бросить учебу, так как у него не хватало средств на дальнейшее обучение, Фредерику же помогала его мать.
Живя в Париже, наш главный герой начал вести довольно таки разгульный образ жизни. Но периодически он брался за перо и сочинял небольшие произведения, где пылал особыми чувствами к прекрасной Арну. Он даже несколько раз посетил их дом, чтобы увидеть свою возлюбленную. Делорье, который жил с ним, отговаривал друга от этой любви. Вскоре приятели получили право на работу, и могли сделать блестящую карьеру. Однако, мать Фредерика не могла больше посылать денег сыну, и он вынужден был переехать в Ножан. Но, удача вновь пришла к нему, так как после смерти дальнего родственника Моро получил небольшое наследство. Он возвращается в Париж,чтобы продолжить там работать.
За это время он не забывал Марию. Однако, дела в их семье шли не очень гладко. Повстречав Шарля, Фредерик узнал, что у приятеля тоже не складывалась карьера, и тот хотел приблизиться к обществу господ, в котором вращался Моро. Он очень завидовал своему другу, ведь юноша стал состоятельным молодым человеком, и общался с влиятельными людьми. Фредерик оставался все-таки добрым юношей. Он спас господина Арну от разорения, хотя знал, что тот изменял своей супруге и дал деньги Шарлю для создания собственной газеты.
Та как Моро был вхож в богатые дома, то он стал встречаться с женщиной легкого поведения, которая вскоре родила младенца. Но он в скором времени умер, и любовь юноши к Розанетте угасла. Позже он завязывает близкие отношения с женой банкира. Вскоре он узнает, что семье Арну опять нужна помощь, и он берет взаймы деньги у госпожи Дамрез. Но как только она узнает, для чего нужна эта сумма, она мстит Фредерику и разоряет господина Арну. Юноша рвет с ней окончательно.
Прошло много лет. Моро так и не женился, и даже смирился с мыслью, что он — холостяк. Он вновь увидел Марию Арну, которая жила в глубинке Франции, но эта встреча была лишь только дружеской. Чувства притупились, любовь прошла. У Делорье личная жизнь тоже не сложилась. И приятели сделали для себя вывод, что их мечтам не суждено было сбыться.
Произведение учит нас быть более решительными в осуществлении своих жизненных планов.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Воспитание чувств
Язык написания: французский
Перевод на русский: А. Фёдоров (Воспитание чувств, Воспитание чувств. История одного молодого человека), 1956 — 9 изд.
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)( Европа( Западная ) )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Воспитание чувств» оказывается одновременно произведением на историческую тему и романом о современности. Флобер связывал прошедшие события с сегодняшним днем, делал попытку уяснить истоки духовного обнищания человека в эпоху Второй империи.
В книге представлены иллюстрации.
Доступность в электронном виде:
doctorwhoisit
, 24 октября 2013 г.
Неблагодарное это дело — пытаться объяснить, почему книга такой значимой фигуры в литературе, как Флобер, — гениальный «пшик». Но меня мучает желание высказаться, так что приступим.
Действие романа происходит на фоне революционных волнений 1848 года и прихода к власти Наполеона III. Главный герой, Фредерик Моро, обладает индифферентными политическими взглядами и больше слушает распри своих товарищей на эту тему, нежели принимает в них участие. Но если разумный юноша не интересуется делами политическими, то, безусловно (по хребту слова пробежали саркастические мурашки), он полностью посвящает себя делам любовным — Фредерик влюбляется в замужнюю женщину бальзаковского возраста, госпожу Арну, вокруг которой и будет крутиться основной поток мыслей героя. Вот и весь костяк, которым писатель пытается нас привлечь.
Возможно, это проблема гендерная или просто вкусы мои не настолько «мягки», но любовные романы заинтересовывают меня крайне нечасто. Взялся я читать Флобера лишь потому, что был наслышан о его трудолюбии и полной отдаче литературному делу и что он «взрастил» Ги де Мопассана; также многие называют его «лучшим стилистом»; плюс время, которое не стёрло его произведения, является лучшим советчиком.
Не буду тратить ваших драгоценных минут, вы уже заметили выставленную мной оценку и ждёте объяснений, которые встретят Вас после данного предложения. Стиль Флобера (говорю лишь про этот роман и про его «слегка размытое отражение», которым является перевод) — это сонм точных фраз, заменяющих десятки абзацев у других писателей. Никакой велеречивости, абсолютное отсутствие «украшений». И это действует: ощущение бурного течения жизни, где день — это синкопа, не заметная глазу: появляются новые друзья, старые перестают иметь значение, мысли о любви отвлекают от каких-либо рациональных действий. Это, без сомнений, высокий уровень. Но..
Но кому интересно наблюдать за серыми сменяющими друг друга буднями, в которых жизнь равносильна сидению на стуле? Кто хочет знать мысли персонажей, которые намеренно выпилены из дерева (увы, они лишь обманка, слабо напоминающая человека)? Каково терпеть читателю ту предсказуемость, с которой наивный герой захлёбывается в бурном водовороте своего вожделения (нелюбимый многими Гумберт Гумберт всё-таки пытался ему противостоять и расчётливо держался на плаву)? Уверен, что найдутся любители подобного подхода, но лично я, как вы понимаете, — «не нашёлся».
Должен признаться, роман был для меня полезен: он оставляет гадкое послевкусие, необходимое каждому человеку, который считает себя хоть чуточку образованным. Но наслаждаться сюжетом и композицией «Воспитания чувств» весьма затруднительно, а искусство — это прежде всего сладостное (Стендалевское) головокружение, которого здесь (дамы и господа знают ответ), к сожалению, нет.
InigoMontoiya
, 28 мая 2021 г.
Наверное, тем, кто не интересуется темой революционных волнений во Франции в 1848 году или классическими романами воспитания, книга покажется совсем скучной. Мне она показалась именно такой. Жизнь молодого, совершенно поверхностного человека, который ничего не делает, ничем не занимается (кроме того, что волочится за женщинами), короче говоря, коптит небо, ничем не примечательна. И сам герой, и все его окружение описаны с иронией, чуть высокомерной. История его отношений с первой любовью (замужней дамой) вроде бы должна выделяться на фоне его интрижек с другими особами, но в конечном итоге она с этими интрижками сливается. Странный в итоге вышел роман воспитания: нет ощущения, что герой хоть как-то сформировался как личность под влиянием всех описанных событий. По-моему, этот роман современному рядовому читателю совсем не интересен.
Konbook
, 12 января 2021 г.
Первый вариант романа «Воспитание чувств» был написан Флобером в 1844 году. Издан он не был, благополучно лежал в столе, так как Флобер говорил, что печататься он не будет, работает он только для своего удовольствия, но именно эта работа стала связующим звеном в творчестве молодого писателя и в творчестве зрелого. Многие образы, которые автор использует в своих будущих работах, первоначально возникли именно в первой редакции «Воспитания чувств».
Спустя два десятка лет Гюстав вернется к этому роману, хотя он хотел с головой погрузиться в «Искушение святого Антония», произведение, которое его горячо интересовало. Но мысли заняты только «Воспитанием чувств», ему хотелось переписать его заново, ведь он накопил достаточно писательского опыта, пришло время дать роману новую жизнь и явить его читателю. Но он все-таки набрасывает план «Бувара и Пекюше», и только после свадьбы своей любимой племянницы Каролины, вернувшись в Круасе, он берется за «Воспитание чувств». План романа был разработан Флобером вместе с его другом Буйе. И снова пять лет кропотливого труда и одиночества. Критичный Флобер чувствовал, что его ждет разочарование, полный провал. Как писал он в письме к мад-ль Леруайе де Шантипи: «Я хочу написать историю нравов людей моего поколения. Было бы точнее назвать ее историей чувств. Это книга о любви, страсти. И все же о такой страсти, какой она может быть в наши дни, то есть инертной. Разработанный мною сюжет, я верю, глубоко правдивый и потому, мне кажется, не очень веселый и увлекательный». Отчасти автор был прав. Но только отчасти. Роман получился, но.
Роман не приняла ни критика, ни, тем более, читающая публика. Его попросту не заметили. Любопытно, но и переиздание романа спустя десять лет, отредактированный его вариант, так же остался не замеченным. Много лет спустя роман наконец-то признают как одно из значительных произведений мировой литературы, который окажет влияние на литературу XX столетия и на конкретных его представителей.
Соединяющий в себе традиции плутовского романа и «классического романа воспитания» он рассказывает о молодом человеке Фредерике Моро, чью жизнь мы наблюдаем на протяжении двадцати с лишним лет. Но он не герой, он «антигерой», его «воспитание» оставляет желать лучшего, ведь идет оно в никуда. В его жизни ничего не изменилось, он лишь прошел путь деградации и разочаровании в идеалах, любви и политике. В этом крах его «воспитания».
Гюстав Флобер «Воспитание чувств»
Первый вариант романа «Воспитание чувств» был написан Флобером в 1844 году. Издан он не был, благополучно лежал в столе, так как Флобер говорил, что печататься он не будет, работает он только для своего удовольствия, но именно эта работа стала связующим звеном в творчестве молодого писателя и в творчестве зрелого. Многие образы, которые автор использует в своих будущих работах, первоначально возникли именно в первой редакции «Воспитания чувств».
Спустя два десятка лет Гюстав вернется к этому роману, хотя он хотел с головой погрузиться в «Искушение святого Антония», произведение, которое его горячо интересовало. Но мысли заняты только «Воспитанием чувств», ему хотелось переписать его заново, ведь он накопил достаточно писательского опыта, пришло время дать роману новую жизнь и явить его читателю. Но он все-таки набрасывает план «Бувара и Пекюше», и только после свадьбы своей любимой племянницы Каролины, вернувшись в Круасе, он берется за «Воспитание чувств». План романа был разработан Флобером вместе с его другом Буйе. И снова пять лет кропотливого труда и одиночества. Критичный Флобер чувствовал, что его ждет разочарование, полный провал. Как писал он в письме к мад-ль Леруайе де Шантипи: «Я хочу написать историю нравов людей моего поколения. Было бы точнее назвать ее историей чувств. Это книга о любви, страсти. И все же о такой страсти, какой она может быть в наши дни, то есть инертной. Разработанный мною сюжет, я верю, глубоко правдивый и потому, мне кажется, не очень веселый и увлекательный». Отчасти автор был прав. Но только отчасти. Роман получился, но…
Роман не приняла ни критика, ни, тем более, читающая публика. Его попросту не заметили. Любопытно, но и переиздание романа спустя десять лет, отредактированный его вариант, так же остался не замеченным. Много лет спустя роман наконец-то признают как одно из значительных произведений мировой литературы, который окажет влияние на литературу XX столетия и на конкретных его представителей.
Соединяющий в себе традиции плутовского романа и «классического романа воспитания» он рассказывает о молодом человеке Фредерике Моро, чью жизнь мы наблюдаем на протяжении двадцати с лишним лет. Но он не герой, он «антигерой», его «воспитание» оставляет желать лучшего, ведь идет оно в никуда. В его жизни ничего не изменилось, он лишь прошел путь деградации и разочаровании в идеалах, любви и политике. В этом крах его «воспитания».
Что касается краха «чувств»… Моро сильно идеализировал женщину, к которой с первых страниц романа испытывал чувство любовь, или ему так казалось, что он ее любит. Он отказался от радости жизни, и это так же стало причиной его деградации. Все это происходит на фоне революции 1848 года, так что «Воспитание чувств» отчасти и исторический роман.
Это жестокий роман. Не только из-за того, что герой терпит крах своих идеалов, но и потому, что человеческая жизнь — простой трагический фарс. Ведь за малым исключением все персонажи книги — личности мерзейшие, фальшивые…
Роман трудный для восприятия, но не в плане чтения — читается он достаточно легко, но в плане — понимания. Быть может, поэтому в свое время его и не приняла критика.
Лучшие романы Флобера для меня — «Госпожа Бовари» и «Саламбо». Однако «Воспитание чувств» книга, с которой, несомненно, стоит познакомиться поклонникам классической литературы, с настоящими шедеврами, чтобы хотя бы, по крайней мере, насладиться красивым литературным языком и неповторимым стилем великого французского писателя.
Воспитание чувств
Осенью 1840 г. восемнадцатилетний Фредерик Моро возвращался пароходом в родной город Ножан-на-Сене. Он уже получил звание бакалавра и вскоре должен был отправляться в Париж изучать право. Мечтательный, способный к наукам и артистичный, «он находил, что счастье, которого заслуживает совершенство его души, медлит». На пароходе он познакомился с семьёй Арну. Муж был общительным здоровяком лет сорока и владел «Художественной промышленностью» — предприятием, соединявшим газету, посвящённую живописи, и магазин, где торговали картинами. Жена его, Мария, поразила Фредерика необычной красотой. «Словно видение предстало ему. Никогда не видел он такой восхитительной смуглой кожи, такого чарующего стана, таких тонких пальцев». Он влюбился в госпожу Арну романтической и в то же время страстной любовью, ещё не зная, что это на всю жизнь.
В Ножане он встретился с Шарлем Делорье, своим приятелем по коллежу. Из-за бедности Шарль вынужден был прервать образование и служить клерком в провинции. Оба друга собирались жить вместе в Париже. Но средства на это пока были только у Фредерика, которого ссужала мать. В коллеже друзья мечтали о великих деяниях. Фредерик — о том, чтобы стать знаменитым писателем, Шарль — о том, чтобы создать новую философскую систему. Сейчас он предрекал скорую революцию и сожалел, что бедность мешает ему развернуть пропаганду.
Поселившись в Париже, Фредерик перебрал набор обычных светских развлечений, обзавёлся новыми знакомствами и вскоре «впал в совершеннейшую праздность». Правда, он сочинял роман в духе Вальтера Скотта, где героем был он сам, а героиней — госпожа Арну, но это занятие недолго его вдохновляло. После нескольких неудачных попыток случай помог ему войти в дом к Арну. Расположенная на Монмартре, «Художественная промышленность» была чем-то вроде политического и артистического салона. Но для Фредерика главным оставалась его безумная любовь к госпоже Арну, которой он боялся признаться в своём чувстве. Делорье, к этому времени уже приехавший в Париж, не понимал увлечения друга и советовал ему добиваться своего или выкинуть страсть из головы. Он делил с Фредериком кров, жил на его деньги, но не мог побороть зависти к приятелю — баловню судьбы. Сам он мечтал о большой политике, о том, чтобы руководить массами, тянулся к социалистам, которые были в их молодёжной компании.
Все отзывы о фильме Воспитание чувств
Для меня всегда интересно смотреть англоязычные фильмы на языке оригинала. Такие просмотры можно осуществить в кинотеатре «35мм», что на Покровке. В этот раз я посмотрела там «Воспитание чувств» режиссера Лоне Шерфига. Это фильм о любви, об искренних чувствах, о «рождении» женщины из девочки, о жизни, т.е. обо всем. Сначала я думала, что фильм об очередной нимфеточке и Гумберт Гумберте (лавры Набокова не дают покоя). Но постепенно поняла, что фильм не о том. В американском городе в середине прошлого века в семье добропорядочного господина растет (уже выросла) шестнадцатилетняя дочь Дженни (Кэри Маллиган). Папаша очень хочет, чтобы его дочь обязательно поступила в Оксфорд. Девочка хорошо учится в школе, играет в оркестре на виолончели, зубрит латынь, а вечерами слушает французскую музыку и курит с подружками в бистро. Возвращаясь с репетиции оркестра дождливым днем, знакомится со взрослым мужчиной Дэвидом (Питер Сарсгаард). Девочка умна, начитана, любознательна и остроумна. Милый диалог приводит к регулярному общению и встречам в клубах. Дэвид легко очаровывает родителей, и они спокойно доверяют ему дочь. Актриса безумно очаровательна, в ней так много французского: изящество, грациозность, стиль. Актер временами напоминал мне Колина Фёрта (один из моих любимых актеров), есть сходство во взгляде и в манерах. Дженни при своей еще девичьей хрупкости уже вполне сексуально созревшая и волнующая мужчин. Так мила она в общении со взрослым другом и его приятелями, так богат ее интеллект, разносторонни знания и интересы (искусство, классическая музыка и все французское). Так естественно держится в их компании. С каждым часом общения она открывает что-то новое и узнает жизнь. Дженни пыталась прекратить отношения с Дэвидом после того, как воочию столкнулась с его махинациями, но не смогла устоять под натиском его доходчивых аргументов. Интересно наблюдать, как из угловатой девочки «рождается» красивая женщина: из школьного платьица переодевается, благодаря подружке приятеля Дэвида, в стильные вещи, меняет прическу, начинает использовать макияж. Во время их совместного путешествия в Париж, Дэвид замечает, какое впечатление Дженни производит на мужчин. Сам воздух Парижа (праздник, который всегда с тобой, хочу увидеть тебя), звуки аккордеона, Сена, Эйфелева башня еще более сближают их. Становится понятно, что это не просто флирт и легкое увлечение, а глубокое, взаимное чувство. Очень интересно следить за зарождением и развитием искреннего чувства, наблюдать, как оно все сильнее и сильнее захватывает участников новой истории любви. Дженни все больше и больше попадает под обаяние и влияние Дэвида. Она уже поговаривает о смене жизненной цели: Оксфорд меняет на замужество. Дженни так очаровательна и мила, что приятель Дэвида увлекается ею, Дэвид замечает это, молниеносно и страстно делает предложение Дженни. Она соглашается и с вызовом уходит из школы. Дэвид приглашает Дженни и ее родителей в ресторан отметить помолвку. Оставляет будущих родственников в машине, а сам выбегает позвонить. Джении искала в бардачке его машины сигареты, а нашла письма, адресованные мистеру Дэвиду Голдману и миссис Голдман… Вот и закончилось то, что так красиво началось. Предательство и густопсовая ложь разрушили счастье и надломили душу юного и невинного создания. Дженни пытается что-то, непонятно что, выяснить, обращаясь к приятелям Дэвида, но те, узнав, что Дэвид так нагло и подло обманывает девушку, прерывают с ним отношения, говоря Дженни и то, чтобы не только их во всем винила, но и вспомнила, как ей нравилось развлекаться на деньги, нажитые обманным путем. Дженни идет к дому Дэвида, оказывается, он жил на соседней улице, поэтому они так «случайно» встречались. На пороге она видит жену и ребенка Дэвида, та знает о существовании Дженни, но Дженни уже ничего не надо. Всё, жизнь здорово ударила по голове такого хрупкого, но все же сильного создания. Девочка на глазах взрослеет: из милого, кокетливого ребенка-женщины она превращается в умудренную горьким опытом женщину. Вдыхает полной грудью и идет на поклон к директору школы просить о восстановлении, та «не может помочь». Тогда — к учительнице, которая уважала и ценила свою ученицу. Та поняла и помогла. Дженни зубрит латынь и, о, чудо, поступает в Оксфорд! В Оксфорде: юный бойфренд, планы съездить вместе в Париж. В озвученных мыслях Дженни: поеду в Париж, как будто никогда там не была! Вот и всё. Боль осталась на всю жизнь, но сила духа, ум и мудрость, так горько нажитая в такой трагичной ситуации, спасают эту уже так рано повзрослевшую юную женщину. Актеры так правдивы и искренни в выражениях своих чувств. По их взглядам, интонациям и улыбкам прослеживаешь весь путь их любви: от такого милого и «дождливого» начала до горьких слез обоих при такой страшной в своей жизненной правде разлуке. Мужчина расплачивается за свою грязную ложь, пытаясь какими-то нелепыми обещаниями о разводе удержать и вернуть чувство Дженни. Ей больно, потому что это первое сильное вранье в жизни. Теперь каждого мужчину, пытающегося завести с ней отношения, она будет воспринимать через призму обмана и лжи первой любви. Правильно говорят, что первая любовь редко заканчивается счастливо. Прежде подумайте, чем совершать подлость. Думайте не только о той, кто Вам верит и любит, а и о себе, ведь так горько и страшно будете расплачиваться за свое вранье. Все равно счастья в жизни Вам не найти. Она, та, которую Вы обидели, навсегда останется в Вашем сердце, а все последующие будут с изъяном, во всех последующих будете искать ее черты, но уже никогда не найдете. Расплата.
«Воспитание чувств», Гюстав Флобер
Роман «Воспитание чувств» повествует о жизни и переживаниях аристократичного юноши Фредерико Моро. Сюжет разворачивается на фоне общественных волнений и революции 1848 года во Франции.
Гюстав Флобер — один из самых значимых писателей Европы 19 века, прозаик и непревзойденный стилист — начал работу над своим детищем в сентябре 1864 и усердно работал над ним до 1869 года.
Произведение написано в жанре Воспитательного романа, и несет в себе автобиографический характер. Книга Флобера «Воспитание чувств» насыщена социальными проблемами и описывает события в Европе 1893года.
Сюжет романа «Воспитание чувств», Флобер Гюстав
Мягкий по натуре, романтичный и мечтательный юноша приезжает в Париж на учебу. Перед ним открыты все блага высшего общества. Он ищет себя и грезит о великих достижениях, но его одна за другой преследуют неудачи. Фредерик отказывается признавать свою вину в не завершенных начинаниях и оправдывает все безответной любовью.
Здесь же читатель знакомится с антиподом главного героя — его другом Шарлем Делорье. Шарль — натура практичная, расчетливая и завистливая. Его целью являются отнюдь не моральные блага, а — жажда властвовать. Ему удается выживать за счет мягкого и покладистого Фредерика вытаскивая из него деньги и проживая в его имение.
По дороге в Париж Фредерик встречает свою первую влюбленность — Марию Арну. Она произвела на него сильнейшее впечатление. И парень уже не мог выпутаться из любовных сетей. В реальной жизни ее прототипом стала Элиза Шлезингер, которую автор встретил в 1836 году, и чувство влюбленности к которой Флобер сохранил в своем сердце до последних дней своей жизни. Госпожа Арну — жена Местного торговца антикваром, далеко не молода и имеет сына. Муж постоянно изменяет ей, но Мария вынуждена терпеть все и хранить ему верность, чтобы не потерять средства к существованию.
Не имея возможности завязать отношения с Марией, Фредерик вынужден искать утешения у других женщин. Одной из них становится Разонетта — обитательница публичного дома.
Обе женщины имеют влияние на героя, обе для него значимы. Гюстав Флобер в «Воспитании чувств» сопоставляет два вида любви: образец чувства высокого и духовного — романтическая любовь к Госпоже Арну, практически молитвенная, и любовь плотская — горячее и страстное чувство к Розанетте. В противовес им приходит и третье чувство — расчётливость и эгоизм, которые герой удовлетворяет с госпожой Дамрез придающей ему веса в высших кругах общества.
Душевные волнения героев автор подчеркивает мятежным настроением общества. И в то же время сравнивает их, как души двух живущих и дышащих одним воздухом существ. В день самого большего любовного разочарования Фредерик узнает о бегстве короля и провозглашении республики. Новость быстро ставит его на ноги. Он легко поддается общему настроению восторженной толпы и находит убежище от проблем в революционных заботах.
На примере народа разных сословий высвечивается типичность человеческого поведения. Двойственность людской души и низость нравов. Мнения толпы быстро и расчетливо подстраиваются под изменчивые условия жизни. И даже самые убежденный и принципиальные уже на завтра доказывают о том, что всегда так думали, просто не хотели говорить, дабы избежать непонимания.
Знаменитые цитаты Гюстава Флобера
Роман Гюстава Флобера «Воспитание чувств» повествует о жизни и становлении, психологическом, нравственном и социальном созревании отдельного человека и общества в целом. Герой так и не находит своего призвания в работе, равно так же, как и не может определиться среди бесчисленного количества женщин. И на закате своих лет он вынужден признать, что прожил жизнь зря.
https://fantlab.ru/work270070 https://briefly.ru/flober/vospitanie_chuvstv/ https://psihologija.org/knigi_po_psihologii/vospitanie-chuvstv-gyustav-flober.html
Краткое содержание Воспитание чувств Флобер
Воспитание чувств
Осенью 1840 г. восемнадцатилетний Фредерик Моро возвращался пароходом в родной город Ножан-на-Сене. Он уже получил звание бакалавра и вскоре должен был отправляться в Париж изучать право. Мечтательный, способный к наукам и артистичный, «он находил, что счастье, которого заслуживает совершенство его души, медлит». На пароходе он познакомился с семьей Арну. Муж был общительным здоровяком лет сорока и владел «Художественной промышленностью» — предприятием, соединявшим газету, посвященную живописи, и магазин, где торговали картинами. Жена его, Мария, поразила Фредерика необычной красотой. «Словно видение предстало ему… Никогда не видел он такой восхитительной смуглой кожи, такого чарующего стана, таких тонких пальцев». Он влюбился в госпожу Арну романтической и в то же время страстной любовью, еще не зная, что это на всю жизнь.
В Ножане он встретился с Шарлем Делорье, своим приятелем по коллежу. Из-за бедности Шарль вынужден был прервать образование и служить клерком в провинции. Оба друга собирались жить вместе в Париже. Но средства на это пока были только у Фредерика, которого ссужала мать. В коллеже друзья мечтали о великих деяниях. Фредерик — о том, чтобы стать знаменитым писателем, Шарль — о том, чтобы создать новую философскую систему. Сейчас он предрекал скорую революцию и сожалел, что бедность мешает ему развернуть пропаганду.
Поселившись в Париже, Фредерик перебрал набор обычных светских развлечений, обзавелся новыми знакомствами и вскоре «впал в совершеннейшую праздность». Правда, он сочинял роман в духе Вальтера Скотта, где героем был он сам, а героиней — госпожа Арну, но это занятие недолго его вдохновляло. После нескольких неудачных попыток случай помог ему войти в дом к Арну. Расположенная на Монмартре, «Художественная промышленность» была чем-то вроде политического и артистического салона. Но для Фредерика главным оставалась его безумная любовь к госпоже Арну, которой он боялся признаться в своем чувстве. Делорье, к этому времени уже приехавший в Париж, не понимал увлечения друга и советовал ему добиваться своего или выкинуть страсть из головы. Он делил с Фредериком кров, жил на его деньги, но не мог побороть зависти к приятелю — баловню судьбы. Сам он мечтал о большой политике, о том, чтобы руководить массами, тянулся к социалистам, которые были в их молодежной компании.
Прошло время, и оба приятеля защитили диссертации, причем Шарль с блеском. Мать Фредерика уже не могла присылать сыну необходимую сумму, к тому же она старела и жаловалась на одиночество. Молодому человеку пришлось покинуть столицу, с которой были связаны все его привязанности и надежды, и устроиться работать в Ножане. Постепенно он «привыкал к провинции, погружался в нее, и даже сама его любовь приобрела дремотное очарование». В это время единственной отрадой Фредерика стала Луиза Рокк — соседская девочка-подросток. Ее отец был управляющим крупного парижского банкира Дамреза и успешно увеличивал собственный капитал. Так прошло еще три года. Наконец умер престарелый дядюшка Фредерика, и герой стал наследником немалого состояния. Теперь он снова смог вернуться в Париж, пообещав матери сделать там дипломатическую карьеру. Сам же он в первую очередь думал о госпоже Арну.
В Париже выяснилось, что у Арну уже второй ребенок, что «Художественная промышленность» стала приносить убытки и ее пришлось продать, а взамен начать торговлю фаянсом. Госпожа Арну, как и раньше, не давала Фредерику никаких надежд на взаимность. Не обрадовала героя и встреча с Делорье. У того не складывалась адвокатская карьера, он проиграл несколько дел в суде и теперь слишком явно хотел присоединиться к наследству друга и слишком зло говорил о людях, занимающих какое-то положение. Фредерик поселился в уютном особняке, отделав его по последней моде. Теперь он был достаточно богат, чтобы войти в избранные столичные круги. Однако по-прежнему любил старых друзей, среди которых были и совсем неимущие — например вечный неудачник, ярый социалист Сенекаль или республиканец Дюссардье — честный и добрый, но несколько ограниченный.
Фредерик по натуре был мягок, романтичен, деликатен, он не отличался расчетливостью и порой бывал по-настоящему щедр. Не лишенный честолюбия, он тем не менее так и не мог выбрать достойного применения своему уму и способностям. То он принимался за литературный труд, то за исторические изыскания, то обучался живописи, то обдумывал министерскую карьеру. Ничего он не доводил до конца. Он находил объяснение в своей несчастной любви, которая парализовала его волю, однако не мог противиться обстоятельствам. Постепенно он все больше сближался с семейством Арну, стал самым близким человеком в их доме, постоянно общался с мужем и знал все о его тайных похождениях и финансовых делах, но это только прибавляло ему страданий. Он видел, что боготворимая им женщина терпит обман не лишенного обаяния, но вульгарного и заурядного дельца, каким был Жак Арну, и ради детей хранит мужу верность.
Сердечная тоска, однако, не мешала герою вести светский образ жизни. Он посещал балы, маскарады, театры, модные рестораны и салоны. Он был вхож в дом куртизанки Розанетты, по прозвищу Капитанша, — любовницы Арну, и при этом стал завсегдатаем у Дамрезов и пользовался благосклонностью самой банкирши. У Делорье, который по-прежнему вынужден был довольствоваться обедами за тридцать су и поденно трудиться, рассеянная жизнь друга вызывала злость. Шарль мечтал о собственной газете как о последнем шансе обрести влиятельное положение. И однажды напрямую попросил на нее денег у Фредерика. И хотя тому потребовалось снять крупную сумму с основного капитала, он сделал это. Но в последний день отнес пятнадцать тысяч франков не Шарлю, а Жаку Арну, которому грозил суд после неудачной сделки. Он спасал от разорения любимую женщину, чувствуя вину перед другом.
В обществе накануне революции было смятение, в чувствах Фредерика — тоже. Он по-прежнему благоговейно любил госпожу Арну, однако при этом желал стать любовником Розанетты. «Общение с этими двумя женщинами составляло как бы две мелодии; одна была игривая, порывистая, веселящая, другая же — торжественная, почти молитвенная». А временами Фредерик мечтал еще о связи с госпожой Дамрез, которая придала бы ему веса в обществе. Он был дитя света — и вместе с тем уже успел почувствовать холод и фальшь его блеска.
Получив письмо от матери, он опять уехал в Ножан. Соседка Луиза Рокк к тому времени стала богатой невестой. Она с отрочества любила Фредерика. Их брак был как бы молчаливо решен, и все-таки герой медлил. Он вновь вернулся в Париж, обещав девушке, что уезжает ненадолго. Но новая встреча с госпожой Арну перечеркнула все планы. До нее дошли слухи о планах Фредерика, и она была этим потрясена. Она поняла, что любит его. Теперь он отрицал все — и увлечение Розанеттой, и скорую женитьбу. Он клялся ей в вечной любви — и тогда она впервые позволила ему поцеловать себя. Они фактически признались в любви друг к другу и какое-то время встречались как истинные друзья, испытывали тихое счастье. Но сблизиться им было не суждено. Однажды госпожа Арну уже дала согласие на свидание с ним, однако Фредерик тщетно прождал ее несколько часов. Он не знал, что ночью тяжело заболел маленький сын госпожи Арну и она восприняла это как Божий знак. В специально снятые комнаты он со злости привел Розанетту. Это было февральской ночью 1848 г.
Они проснулись от ружейных выстрелов. Выйдя на Елисейские поля, Фредерик узнал, что король бежал и провозглашена республика. Двери Тюильри были открыты. «Всеми овладела неистовая радость, как будто исчезнувший трон уступил уже место безграничному будущему счастью». Магнетизм восторженной толпы передался и Фредерику. Он написал восторженную статью в газету — лирическую оду революции, вместе с друзьями стал ходить в рабочие клубы и на митинги. Делорье выпросил у новых властей назначение в провинцию комиссаром. Фредерик попытался выдвинуть свою кандидатуру в Законодательное собрание, но был освистан как аристократ.
В светских кругах шла стремительная смена политических симпатий. Все немедленно объявили себя сторонниками республики — от легкомысленной Капитанши до Государственного совета, Дамрезов и архиепископа Парижского. На самом деле знать и буржуа беспокоили лишь заботы о сохранении привычного образа жизни и собственности. Провозглашение республики не решило проблем низших сословий. В июне начался рабочий мятеж.
В это время Фредерик, уже остывший к политике, переживал что-то вроде медового месяца с Розанеттой. Она была взбалмошна, но естественна и непосредственна. В Париже строились баррикады, гремели выстрелы, а они уезжали за город, жили в сельской гостинице, целыми днями бродили по лесу или лежали на траве. Политические волнения «казались ему ничтожными по сравнению с их любовью и вечной природой». Однако, узнав из газеты о ранении Дюссардье, Фредерик бросился в Париж и снова попал в самую гущу событий. Он увидел, как безжалостно подавлялось восстание солдатами. «С торжеством заявило о себе тупое, звериное равенство; установился одинаковый уровень кровавой подлости, аристократия неистовствовала точно так же, как и чернь… общественный разум помутился». Заядлые либералы теперь заделались консерваторами, а радикалы оказались за решеткой — например Сенекаль.
В эти дни Луиза Рокк, умирая от тревоги за возлюбленного, приехала в Париж. Она не нашла Фредерика, который жил с Розанеттой на другой квартире, и встретилась с ним только на обеде у Дамрезов. Среди светских дам девушка показалась ему провинциальной, он говорил с ней уклончиво, и она с горечью поняла, что их брак отменяется.
У Делорье комиссарская карьера закончилась бесславно. «Так как он консерваторам проповедовал братство, а социалистам — уважение к закону, то одни в него стреляли, другие же принесли веревку, чтобы его повесить… Он стучался в двери демократии, предлагая служить ей пером, речью, своей деятельностью, но всюду был отвергнут…»
Розанетта родила ребенка, но вскоре он умер. Фредерик постепенно остывал к ней. Теперь у него начался роман с госпожой Дамрез. Он обманывал и ту и другую, но в ответ их любовь к нему становилась лишь сильней. А в мыслях его всегда жила еще и госпожа Арну. Когда банкир Дамрез — один из самых крупных взяточников своего времени — умер от болезни, вдова над гробом мужа сама предложила Фредерику жениться на ней. Он понимал, что брак этот откроет ему много возможностей. Но и этой свадьбе не суждено было осуществиться. Снова потребовались деньги, чтобы спасти от тюрьмы Арну. Фредерик одолжил их у новой невесты, естественно не говоря о цели. Та узнала и решила отомстить с присущим ей коварством. Через Делорье она пустила в ход старые векселя и добилась описи имущества Арну. Да еще приехала на аукцион, когда вещи шли с молотка. И на глазах Фредерика, вопреки его отчаянной просьбе, купила безделушку, с которой у него были связаны дорогие воспоминания. Сразу после этого Фредерик расстался с ней навсегда. Порвал он и с Капитаншей, которая искренне его любила.
Волнения в Париже продолжались, и однажды он случайно стал свидетелем уличной потасовки. На его глазах от руки полицейского погиб — с криком «Да здравствует республика!» — Дюссардье. «Полицейский оглянулся, обвел всех глазами, и ошеломленный Фредерик узнал Сенекаля…»
…Фредерик путешествовал, пережил еще не один роман, но так и не женился, и «острота страсти, вся прелесть чувства были утрачены. Годы шли, он мирился с этой праздностью мысли, косностью сердца». Через двадцать лет он еще раз увидел госпожу Арну, которая жила теперь в провинции. Это была грустная встреча старых друзей. Встретился Фредерик и с Делорье. Тот в свое время женился на Луизе Рокк, но скоро она сбежала от него с каким-то певцом. Оба приятеля вели теперь скромную жизнь добропорядочных буржуа. Оба были равнодушны к политике. Подводя итоги своей жизни, они признали, что «обоим она не удалась — и тому, кто мечтал о любви, и тому, кто мечтал о власти».
Вариант 2
Фредерик Моро, молодой бакалавр, пароходом возвращался с учебы домой. На пароходе он свел знакомство с семьей Арну, глава которой заведовал предприятием, посвященным живописи. Мать семейства, Мария, была необычайно красива, она поразила молодое сердце Фредерика.
В Ножане, родном городе Моро, он встретился со своим университетским приятелем — Шарлем Делорье. Нищета заставила Шарля бросить учебу и начать работу клерком. Фредерик мечтал стать знаменитым писателем, Шарль — влиятельным политиком.
Приятели поселились в Париже. Там они предавались столичным развлечениям, но Фредерик все не мог забыть музу своего сердца. Делорье жил за средства Моро, но при этом испытывал к нему злобную зависть. Шарль увлекался политикой и сочувствовал социалистам. Молодой Моро пытался войти в дом Арну, чтобы чаще видеться с Марией.
После того, как приятели защитили диссертации, Фредерик вернулся в родной город. Здесь он общался с Луизой, девочкой подростком. После смерти дяди и получения наследства, Фредерик вернулся в Париж. Его мысли занимала только госпожа Арну.
По приезду в Париж Моро выяснил, что Мария родила второго ребенка, а его приятель Делорье провалился в своей юридической практике. Фредерик поселился в особняке, но не утратил связи со своими друзьями, он продолжал общаться с бедняками и социалистами.
Ветреная натура Фредерика не позволяла ему посвятить себя одному занятию, он постоянно метался от литературы к истории и философии. Он объяснял это безответной любовью к Марии Арну. Поэтому Моро постепенно начал сближаться с этим семейством и скоро стал вхож в их дом. Фредерик часто общался с господином Арну и знал, что Мария терпит его измены и хранит верность только ради детей.
Безответная любовь и разгульный Париж сделали свое дело. Фредерик стал таскаться к одной куртизанке, которая искренне его полюбила. У Делорье дела шли из рук вон плохо, и он завидовал своему обеспеченному другу. В попытке стать рупором революции, Делорье попросил у Моро денег на открытие собственной газеты. Фредерик сначала согласился, но в итоге отдал приготовленные деньги семье Арну, так как семейство оказалось на грани разорения.
Фредерик сближается с госпожой Арну, между ними возникают платонические отношения. Моро приглашает ее на свидания, но Мария не приходит, оправдав свой поступок внезапной болезнью сына. Моро уходит к куртизанке, проводит с ней ночь, а на утро видит, что страна захлебнулась под волной революции. Все парижское общество торопится назвать себя республиканцами, острые социальные процессы кипят во всей Франции.
У Фредерика было еще много романов, много связей, к госпоже Арну он остыл и вернулся в свое родовое поместье. Там он встретил Делорье, который тоже разочаровался в жизни. Так они и стали жить в провинции. Фредерик разуверился в любви. Делорье разочаровался в политике.
Источник