Рассказ А.Чехова «Радость»
ЭКСПЛИКАЦИЯ
Человеческие пороки – это то, что губит миллионы людей. На самом деле, если понимать, откуда берут начало все пороки, причины их возникновения, то можно избавиться от любого из них и победить в себе любую отрицательную привычку. Сложность заключается только в том, что нужно меняться и работать над собой, но многие ленятся это делать.
Прочитав рассказ Антона Чехова «Радость» я поняла, что хоть это и юмористическая история, но речь идёт о серьёзной проблеме глупых людей, которые хотят прославиться, выставляя всем напоказ далеко не лучшие свои качества и это очень часто можно наблюдать в современном обществе, только называем теперь это «дешёвым» пиаром.
Основной темой рассказа является высмеивание человеческих недостатков.
Идея заключается в том, чтобы обратить внимание и заставить задуматься, что часто люди чувствуют свою серьёзность и важность в обществе, а на самом деле выглядят глупо, комично и нелепо и нужно не бояться прийти на помощь таким людям, чтобы они больше не выставляли себя в «дурном» свете. А ведь не нужно целенаправленно добиваться признания общества, следует поставить высокие цели, добиться их своим упорством и общество само тебя признает.
Музыкальное оформление: музыка из телевизионной передачи Каламбур, рубрики «Деревня дураков».
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРВОИСТОЧНИК
Рассказ А.Чехова «Радость»
Было двенадцать часов ночи.Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам. Родители уже ложились спать. Сестра лежала в постели и дочитывала последнюю страничку романа. Братья-гимназисты спали.
— Откуда ты? — удивились родители.
— Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это. это даже невероятно!
Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.
— Это невероятно! Вы не можете себе представить! Вы поглядите! Сестра спрыгнула с постели и, накинув на себя одеяло, подошла к брату.
— Что с тобой? На тебе лица нет!
— Это я от радости, мамаша! Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся! Раньше только вы одни знали, что на этом свете существует коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, а теперь вся Россия знает об этом! Мамаша! О, господи!
Митя вскочил, побегал по всем комнатам и опять сел.
— Да что такое случилось? Говори толком!
— Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас всё известно, ничего не укроется! Как я счастлив! О, господи! Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли да про меня напечатали!
Папаша побледнел. Мамаша взглянула на образ и перекрестилась. Гимназисты вскочили и, как были, в одних коротких ночных сорочках, подошли к своему старшему брату.
— Да-с! Про меня напечатали! Теперь обо мне вся Россия знает! Вы, мамаша, спрячьте этот нумер на память! Будем читать иногда. Поглядите!
Митя вытащил из кармана нумер газеты, подал отцу и ткнул пальцем в место, обведенное синим карандашом.
Отец надел очки.
Мамаша взглянула на образ и перекрестилась. Папаша кашлянул и начал читать:
— «29-го декабря, в одиннадцать часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров.
— Видите, видите? Дальше.
…коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии…
— Это я с Семеном Петровичем. Всё до тонкостей описано! Продолжайте! Дальше! Слушайте!
. и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь стоявшего здесь извозчика, крестьянина дер. Дурыкиной, Юхновского уезда, Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с находившимся в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку.
— Это я об оглоблю, папаша. Дальше! Вы дальше читайте!
. который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь».
— Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда!
Митя схватил газету, сложил ее и сунул в карман.
— Побегу к Макаровым, им покажу. Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильичу. Побегу! Прощайте!
Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу.
Источник
6 класс. Презентация. Анализ юмористического произведения. Урок внеклассного чтения.
Презентация помогает ученикам проследить логику анализа произведения и применить свои знания о строении текста и малом эпическом жанре — рассказе — на практике. После каждого слайда, содержащего вопросы, следует слайд с возможными ответами. Шестиклассники учатся анализировать юмористические рассказы и после обсуждения собственных путей решения сравнивают свои ответы с образцом.
Просмотр содержимого документа
«6 класс. Презентация. Анализ юмористического произведения. Урок внеклассного чтения.»
6 класс. Урок внеклассного чтения
Анализ юмористического произведения на примере рассказа А.П.Чехова «Радость»
1. Чтение рассказа.
Выяснение значения непонятных слов.
2. Анализ заглавия рассказа.
Что говорит нам заглавие о содержании рассказа, героях, предполагаемом сюжете? Оно отражает тему? Основную мысль?
Недавно мы прочитали рассказ А.П.Чехова «Радость». Антон Павлович – автор юмористических рассказов. Поэтому можно догадаться, что название содержит иронию, насмешку. Возможно, радость, о которой заявляет автор, обернётся горем или окажется ненастоящей.
Название «Радость» подсказывает нам чувства героя или героев и даже сюжет, который будет развиваться вокруг радостного (или, напротив, безрадостного) события.
Оно отражает тему рассказа.
3. Анализ жанровых особенностей.
Почему представленное произведение – рассказ? Докажите его принадлежность к данному жанру на примерах.
4. Анализ сюжета.
Каков сюжет (порядок событий и их связь) рассказа? Можно ли сказать, что сюжет смешной, забавный? Обоснуйте своё мнение.
Рассказ – это малое прозаическое произведение, в центре которого 1-2 героя и одна сюжетная линия.
Главным героем рассказа является Митя Кулдаров, молодой человек, чиновник.
История, произошедшая с ним, забавна. Будучи пьян, он свалился под ноги лошади. Историю напечатали в газете. Митя вместо того, чтобы устыдиться, обрадовался. Он хвастается своей «славой», даже не задумываясь, что она недобрая, худая.
Сюжет рассказа: Митя врывается ночью в дом своих родителей, будит всю семью, обещает невероятную новость, держит родных в напряжении, а оказывается, что причина его радости – напечатанная в газете история о том, как лошадь его растоптала! Становится смешно и грустно. Жаль этого человека, у которого только и радости в жизни – как стать заметным другим. Пусть даже самым нелепым образом.
5. Анализ композиции.
Найдите композиционные части рассказа: вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение.
Чем интересна композиция? В чём её особенность? Чем она похожа на композицию других рассказов Чехова?
А.П.Чехов – мастер короткого рассказа. Свои рассказы он нередко начинает внезапно. Так и рассказ «Радость» начинается неожиданно и интригующе: «Было двенадцать часов ночи. Митя Кулдаров, возбуждённый, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей…» .
Мы не видим вступления, перед нами – завязка действия, момент, с которого действие развивается: проснулись братья, появились мамаша и папаша, сестра. Вся семья выходит разделить радость Мити!
Митя держит всех в напряжении, восклицает: «Ведь теперь меня знает вся Россия. Читайте! Читайте же!»
Кульминация – самый напряжённый момент – наступает тогда, когда папаша берёт в руки газету. «Что же случилось? – заинтригован читатель. – Отчего Митя так потрясён?!»
Развязка вызывает у читателя улыбку: Митя счастлив оттого, что его история о падении под ноги лошади «пошла по России». Он спешит поделиться этой новостью с соседями и родственниками, не подозревая, как он смешон.
6. Анализ системы образов.
Кто герои этого рассказа?
Каков их портрет?
Как характер героя выражается через речь, жест, деталь?
Укажите слова и выражения, которые использует автор для их описания.
Главный герой рассказа – Митя. Он коллежский регистратор, чиновник незначительный, занимающий самое скромное место в табели о рангах. Возможно, поэтому его самолюбие тешит то, что о нём «прописали» в газетах.
О том, каков его внутренний мир, говорят его слова родителям: «Вы живёте, не обращаете никакого внимания на гласность…» Гласность – это политический термин, свобода информации. Но Митя, видимо, не подозревает об этом, называя гласностью появление в печати истории о его пьянстве.
Он невежествен и в своём самодовольстве просит мамашу «спрятать нумер», чтобы читать иногда. И это вместо того, чтобы устыдиться своего поступка и «спрятать нумер», лишь бы тот никому больше на глаза не попался!
Он торопится, речь его пестрит повторами: «читайте, читайте же… видите, видите… дальше, дальше!»
От радости он не в состоянии ясно выражаться, его переполняют чувства: «Читали теперь? А? То-то вот!»
Митя вызывает у читателей улыбку и жалость.
7. Над чем смеётся Чехов?
Вы поддерживаете писателя?
8. Какими юмористическими приёмами он пользуется для создания комического эффекта?
(Контраст, гип е рбола – преувеличение, лит о та – преуменьшение, несоответствие и проч.)
Смех Чехова всегда с грустью. Писатель с горечью наблюдает за своими героями, которые страдают от корысти, глупости, невежества, лицемерия, страха… И смеётся он над ними, чтобы читатель в героях узнавал себя и мечтал бы исправить свою жизнь. Задумался бы, как перестать быть смешным, как стать человеком: щедрым, умным, смелым, с чувством собственного достоинства.
Героев писателя всегда немного жалко. Хочется, чтобы они стали лучше.
Основной приём создания юмористической ситуации –несоответствие. Радость героя не соответствует ситуации, которая эту радость вызвала. Не радоваться следует Мите, а стыдиться.
Кроме того, автор прибегает к гиперболе, преувеличивая Митины восторг и торжество, — тем удивительнее будет развязка.
9. Найдите приметы времени
(конец 19-го — начало 20 века) в рассказе.
Этот рассказ обращает нас к реалиям начала 20 века: Митя служит коллежским регистратором , пьёт он в портерной (пивной), обращается к родителям мамаша и папаша .
Попал он под лошадь, запряжённую в сани , где сидел купец второй гильдии . Отведён был в полицейский участок .
Его братья-гимназисты носят короткие ночные сорочки , а сам Митя – фуражку с кокардой .
Читая эту историю, невольно задумываешься: время прошло, а люди не изменились. Глупость, невежество, желание удовлетворить своё мелкое самолюбие и прославиться любой ценой и сейчас заставляет многих молодых людей хвастаться в социальных сетях не настоящими достижениями, а стыдными, недостойными поступками.
Так что рассказ А.П.Чехова современен и не утратил своей остроты до сих пор.
Источник
А. П. Чехов «Радость» отзыв и анализ произведения какие, что писать?
Чехов «Радость» отзыв для читательского дневника
Чехов «Радость» отзыв
Чехов рассказ «Радость» отзыв
Чехов рассказ «Радость» анализ произведения
Чехов тонко и с иронией мог отлично высмеивать далеко не лучшие качества людей. Например в рассказе «Радость» автор высмеивает в лице Мити Кулдарова глупость. Митя прибегает в 12 часов ночи на квартиру родителей и объявляет, что он теперь герой и знаменитость, раз о нем в газете написали целую заметку, а на самом деле там рассказали, как Митя пьяный под повозку с лошадью попал. Я читала этот рассказ и мне было грустно от всей этой глупости, которая Митей была выставлена на показ, и он этого не понимал. Беда в том, что времена идут, а таких «Митей Кулдаровых» становится только больше. Люди бравируют, гордятся и стараются прославиться на совершеннейшей ерунде выставляя на всеобщее обозрение далеко не лучшие свои качества.
Рассказ Пантелеева «Честное слово».
Главные герои: маленький Мальчик, имя героя неизвестно. Сержант, в коротких штанишках. Мальчика можно охарактеризовать как честного, храброго, принципиального. Надёжен в своих решениях, и поступках; Автор, рассказчик. Простой писатель, который любит посидеть в парке с книжкой, в хорошую погоду; молодой Майор, военный. Добрый и весёлый.
Отзыв о рассказе.
Прочитав данный рассказ, он мне очень понравился. Из рассказа, я могу выделить героя Мальчика. Мальчик этот, обладал сильной волей, которой не обладают многие взрослые люди. Мальчик, уже с самого детства знал, как важно быть ответственным. Рассказ учит нас тому, что даже в самых маленьких делах, и просто в мелочах, нужно быть верным слову. Мальчик не считал должным, что можно даже в игре поступится своими принципами. Свою честь нужно беречь с самого юного возраста, и никогда не привыкать обманывать других, и себя. Если обманите раз, то потом последует следующий обман. Если вчитываться внимательно в рассказ, то можно многие хорошие моменты подчеркнуть для себя.
Рассказ Драгунского «Первый день» является одним из интересных и трогательных рассказов, вошедших сборник под общим названием «Денискины рассказы».
В этой книге автор передаёт переживания мальчика первоклассника, который идёт в школу впервые.
Дениска с волнением ждёт этого дня, плохо спит, рано просыпается, в школе он учит новые слова, знакомится с одноклассниками и учительницей, ему всё интересно.
Мне понравилось то, что в этом рассказе автор точно передаёт переживания мальчика первоклассника.
Ещё мне понравилось то, что Дениска начал учебу в школе с очень хорошим настроем.
Он, вернувшись домой, старательно стал выполнять домашнее задание и только после его выполнения отправился на улицу гулять.
Также мальчик стал ответственно относиться к своему режиму дня и лёг спать раньше, чтобы не проспать школу.
Мне понравилось, что рассказ написан просто, тем не менее он учит ответственному отношению к школьным годам.
План к рассказу.
- Дети отправились в деревню к бабушке.
- Трудный путь через поле.
- Страхи детей.
- В гостях у бабушки.
- Детям становится скучно и они тайком уходят.
- Приближение грозы.
- Пожар в кузнице.
- Дети продолжают свой путь домой во время грозы и дождя.
- Незнакомый дедушка помогает детям добраться до дома.
- Председатель колхоза отчитывает отца детей за равнодушие.
- Дети рады, что они снова дома.
Рассказ повествует о путешествии двух деревенских детей, старшей сестры и ее младшего брата, в другую деревню в гости к бабушке. Мне понравилось, что старшая сестра проявляет такую заботу о брате, несет его на руках, прикрывает голову своим платком. Но непонятно странное поведение детей, которые сбежали от бабушки, даже не поев блинов. Сестра пошла на поводу у брата, решив с ним вернуться домой. Этим они обидели бабушку. Началась гроза в поле, но дети не вернулись почему-то к бабушке. Они сильно промокли и были испуганы грозой. Спас их незнакомый дедушка, который донес их под дождем прямо до дома. Вот председатель колхоза поступил правильно, отругав отца детей за беспечное к ним отношение. Считаю, что нужно быть благоразумным в трудных ситуациях, не стоит рисковать, когда в этом нет необходимости.
Отзыв о литературном произведении заключается в личной его оценке, это не рецензия, которая исследует представленный автором материал.
В отзыве не предусматриваются оценки стилистики произведения, структуры, это только личная оценка всего рассказа.
Рассказ «Кочерыжка» не оставляет нам быть равнодушным к самому сюжету. Автор смог полностью раскрыть идею в этом коротком произведении. В центре сюжета рассказа мальчик, который потерял мать и был подобран Василием.
Основное действо рассказа переноситься в деревню, к матери Василия, куда он его переправляет.
Ребенок растет, осознавая, чего стоят неимоверные усилия тех людей, которые его окружают – его кормить, одевать, воспитывать.
Есть сцены рассказа, читая которые, накатываются слезы,
Автор сумел раскрыть идею рассказа, ведь право жить и быть счастливым у нас никто не может отобрать. Главное верить!
К рассказу Чехова «Налим» можно такой отзыв составить:
Рассказ смешной, забавный, написан очень увлекательно и динамично. Забавно наблюдать за стараниями целой толпы людей по поимке одной рыбины. Совершенно разные — от плотника до кучера и барина они соревнуются в умении голыми руками налима ловить. Удачливее всех как раз барин оказался, но свой трофей он удержать не смог. Ловкая рыба выскользнула из рук, она нажд всеми посмеялась. Умаялись мужики, намокли, чуть не утонули, ведь ловили на глубине и все без толку. А почему? А потому, что не своим делом они занимались. Да еще и советы друг другу раздавали, изображая специалистов по ловле рыбы.
Произведение не большое по объему, поэтому советую всем прочитать этот рассказ Чехова и поразмыслить о том, стоит ли увлекаться такой идеей, поддерживать глупые занятия другим и самому в них впрягаться непонятно ради чего.
Источник