Анализ повести радость нашего дома мустай карим

Дружба детей в повести М.Карима «Радость нашего дома», посвященный творчеству Мустая Карима

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: М.Карим «Радость нашего дома» , творчество Мустая Карима

Цели урока:

  • раскрыть основное содержание повести М.Карима «Радость нашего дома»;
  • развивать речь, способность анализировать фрагменты художественного текста;
  • воспитывать милосердие, доброту, толерантность на примерах главных образов повести.

Оборудование: проектор.

Дидактические материалы: картонные домики, плакат с картой Республики Башкортостан на доске, фигурки человечков разных национальностей у каждого, оценочный лист учащегося у каждого, презентация, нарезка кадров из фильма «Сестренка».

I. Организационный момент. Приветствие

II. Постановка целей урока

— Говорят, что человека можно узнать по его делам. А как распознать поэта или писателя? Конечно, по его произведениям. Вслушайтесь в строки стихотворения:

…И вот с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди…

— Как вы понимаете эти строки? О каких птицах говорит поэт? Может быть, кто-то знает, кому принадлежат эти слова?

— Эти слова принадлежат замечательному башкирскому поэту и писателю Мустаю Кариму.

— Что вам известно о М.Кариме?

— Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о нем? Сколько лет исполняется со дня рождения Мустая Карима?

— Прекрасными людьми и незабываемыми местами славится наша республика. Среди этих самоцветов и творчество М.Карима.

— Дома вы прочли повесть М.Карима «Радость нашего дома». Интересно ли было читать?

— О чем она — о любви? О глубине человеческих чувств? О верности? О дружбе? В этом и предстоит разобраться

— Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

— Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в мир народной простоты и невыдуманной мечты, которую создает автор в повести «Радость нашего дома». Будьте предельно внимательны к себе и к товарищам, потому что в конце урока необходимо будет оценить свою работу.

III. Беседа по прочитанному тексту

  • От чьего лица ведется повествование? Назовите имя рассказчика.
  • Когда происходили события? Что вы знаете об этой войне?
  • С чего начинается повесть?

Задание (работа в группах): в первой главе «Куда уехала мама?» есть башкирская пословица. Ваша задача — найти ее и обяснить ее смысл.

— Как вы думаете, почему автор именно в этой главе употребил эту пословицу?

— Продолжим говорить о героях произведения.

— Кто является главным героем? Как его зовут? О чем он мечтает и почему?

— Как украинская девочка попала в башкирскую семью?

— Как встречает герой в своем доме маленькую сестричку?

— Это кадры из фильма «Сестренка», который снял известный российский режиссер Александр Галибин. Картина снималась у нас в Башкортостане и получила Гран-При на одном из московских кинофестивалей.

— Какие чувства испытывает герой?

С этого момента Ямиль и Оксана стали неразлучны.

— Как вы понимаете слова главного героя «Когда я был один, она (мама) никогда не говорила мне «голубь мой», а сейчас говорит «голубки». Это потому, что нас двое. Голубь, пожалуй, никогда один не бывает. Вон сколько голубей сделали себе гнезда на крыше сарая.

— Дружные птицы, никогда не ссорятся, живут и воркуют, — говорит про них дедушка Мансур. (Слайд)

— Ямиль не знает украинский язык, а Оксана — башкирский , но они сразу сдружились. Что помогло им понять друг друга? (Эпизод №2)

— Как вы понимаете слова дедушки Мансура «Людей роднит не язык и не богатство, людей роднит сердце»?

— Какой вывод мы можем сделать?

Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево)
Как они сядут, тоже покажем —
Крылья сложили назад.

IV. Работа с текстом, пересказ и анализ фрагментов

— Ямиль очень любит свою сестренку. На каких примерах он это доказал? Каждая группа должна вспомнить и пересказать эпизод, доказывающий любовь Ямиля к сестренке.

Вывод по эпизодам.

— Прочитав, проанализировав некоторые эпизоды повести, мы можем говорить об идее произведения. Определите мысль, идею, к которой приводит нас Мустай Карим. (В этой повести показано, как могут любить и понимать друг друга люди разных национальностей. Разные традиции, мировоззрение и даже незнание языка не помешали украинской девочке и башкирскому мальчику подружиться и стать родными людьми).

Читайте также:  День хорошее настроение день плохое что это

— Человек, какой бы он национальности ни был, должен иметь дом, в котором живут его родные и где всегда его ждут. Вы согласны с этим?

И вот именно о доме мы слышим любопытные слова маленькой девочки Оксаны в главе «Проводы». Найдем этот эпизод. (Слайд)

На стоге сена сидит какая-то большая серая птица, от нее на землю падает тень.

— К-ш-ш. Кш-ш-ш! — кричу я, но серая птица не улетает.

— Не пугай ее, Ямиль, может быть, ей хочется спать, — говорит Оксана. — Почему эта птица одна? Где ее дети. Может, ее дети уехали в гости?

— Что важно для девочки? Почему она жалеет птицу?

В словах Оксаны мы слышим сострадание и боль за других. А какая еще мысль звучит в словах маленькой девочки?

Тема семьи. Никто не должен быть одиноким, у каждого должны быть родные. Дом — это всегда семья, эти понятия неделимы и неразрывны. Я предлагаю вам сейчас построить дом. Но не просто собрать его из картона, а подумать и написать на стенах крыше, на каких нравственных понятиях строится дом и семья. Что важно и что нужно для этого? (Работа в группах, собирают домик, обозначают понятия)

Мальчик Ямиль, его мама и папа заменили Оксане семью, стали для нее самыми близкими. Живя с ними девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей. Наверное, поэтому Ямиль и вся его семья так сильно переживают из-за предстоящей разлуки с ней.

— Какие слова находит рассказчик, чтобы передать настроение героев и состояние окружающего мира? (Слайд)

— Что останется после отъезда Оксаны в жизни Ямиля?

— Пожалуй, не только деревце и гусенок будут напоминать Ямилю о сестренке. Очень важные слова произнес отец Ямиля. Прочитайте их, прокомментируйте, как вы их поняли.

«Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый дом. Он сильный человек. И теперь нам навеки суждено делить с ним пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем.»

VI. Подведение итогов

— Как вы думаете, в чем смысл названия повести «Радость нашего дома? (Оксана стала радостью, лучиком света для этой семьи. В трудное военное время взрослые не очерствели душой, не стали жестокими, наоборот, они нашли в своих сердцах место для чужого ребенка, чтобы оградить его от ужасов войны и спасти его светлую душу)

— Почему писатель делает главными героями детей?

— Какие черты главного героя вы назвали бы самыми важными?

А вы смогли бы принять в свою семью, в свой дом, в свое сердце чужого человека? Легко ли это сделать?

— Чему вас научили герои повести?

VII. Рефлексия

— Мы построили с вами дом, сказали, что Оксана стала радостью для семьи Ямиля, и чтобы в доме была радость, нужно жить в мире и согласии. Именно об этом писал Мустай Карим. Перед вами наша Башкирия, это наш дом. И этот дом наполняют радостью люди самых разных национальностей. Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей цвет кожи, национальность, язык?

Давайте заселим нашу любимую республику. Как верно отметил Муса Джалиль

Каков, неважно, ты с лица
Была бы светлой суть.
Будь человеком до конца
С высоким сердцем будь.

Пусть эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока и девизом по жизни для всех нас.

Начиная наш урок, мы отметили, что писатель раскрывается в своем творчестве. Что вы открыли для себя в писателе Мустае Кариме, прочитав повесть «Радость нашего дома»? каким жизненным ценностям научил он вас? Прошу вас заполнить листы оценки и сдать их мне.

Домашнее задание:

  • Сделать в социальной сети публикацию с отзывом о повести или о просмотренном фильме с хэштэгом #сестренка; или
  • Сделать иллюстрацию к повести.

Источник

Мустай Карим «Радость нашего дома». Уроки жизни. 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Класс(ы): 5 класс

Цель урока: Познакомиться с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустаем Каримовым, проанализировать отдельные главы повести, развивать речь и способность анализировать прочитанное

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Литература.5 класс.Учебник-хрестоматия для образовательных учреждений в 2-х частях/Автор-составитель: Б.А.Ланин, Л.Ю Устинова.-М: Вентана-Граф,2012 г.

Используемая методическая литература: Литература: 5 класс: методические рекомендации/ под ред.Б.А.Ланина. — М.: Вентана-Граф, 2011г.

Используемое оборудование: компьютер,проектор,локальная сеть (интернет-ресурс), портрет Мустая Карима, выставка книг Мустая Карима, презентация

Используемые ЦОР:

1. Сайт творчества

Читайте также:  Тип темперамента характеризующийся уравновешенностью редкими сменами настроения

2. Литературные имена: ru.wikipedia.org/wiki/Мустай_Карим

3. Сайт жизни и творчества Мустая Карима mustaykarim.jimdo.com

Ход урока

Организационный момент. Приветствие.

Читают ученики наизусть (предварительная подготовка)

Я иду цветущею долиной
В свой аул из дальнего похода.
Землянику рву и пью горстями
Родников родных живую воду.

Говорят цветы мне:
“Здравствуй, здравствуй” —
Легкие головки наклоняя.
Нет цветов таких на всей планете —
Я прошел по ней, я это знаю!

— Это отрывок из стихотворения “Здравствуй!” -говорят цветы, автором которого является прекрасный поэт и писатель Мустай Карим. Вслушиваясь в строчки этого стихотворения, понимаешь, что поэт горячо любит свою родину и восхищается красотой.

Вам знакомо это имя и что вы о нем знаете? (ответы учеников)

2. Знакомство с биографией (Презентация)

1 слайд:

— Мустай Карим — народный поэт Башкортостана.

Настоящее имя – Каримов Мустафа Сафич

2, 3 слайд:

— В тридцати километрах от Уфы, неподалеку от воспетой С.Т.Аксаковым речки Дёмы, на привольном склоне Девичьей Горы расположен аул Кляш. При въезде на главную улицу стоит общественный колодец, который украшает металлический флажок, а на флажке вырезаны слова: Здесь источник поэзии Мустая Карима, не испив его, не проходите мимо!

4, 5 слайд:

— Отец был крестьянином-середняком, татарином по национальности. В семье было 12 детей. Детство поэта прошло в годы коллективизации. В народном сознании жителей аула взяли верх надежды на лучшее будущее, хотя были тревоги и сомнения.

Россия. Мустафа Каримов окончил школу и поступил в Башкирский педагогический институт, который окончил в 1941. Он учился на факультете башкирского языка и литературы.

6 слайд:

— Мустафа Каримов в 1941 году продолжил учёбу в училище связи, будучи призванным в Красную Армию. Окончив училище, он получил младшее офицерское звание и был назначен начальником связи в мотострелковую бригаду, попал на фронт. Так писал Мустай Карим 23 июня 1941 года. Стихотворение называлось “Отомстим!”. Тогда же он пишет стихотворение “Я на фронт ухожу, друзья!”. Он жаждет отомстить врагу за поруганную честь священной для него земли.Вскоре он был тяжело ранен. Через полгода он снова вернулся на передовую, но уже в качестве корреспондента. Мустай Карим работал во время войны в нескольких газетах, выходивших на башкирском языке. Получив несколько боевых наград, Мустай Карим стал кандидатом в члены партии. Его наградили орденом Отечественной войны.

7 слайд

— Фронтовые стихи поэта составляют особую страницу в творческой биографии. Лучшим комфортом для письма был короткий отдых между боями – на дне окопа или в тиши блиндажа. Сама история, пропахшая порохом и дымом, развертывалась перед глазами поэта-воина, переполняя двумя всесильными чувствами – любовью к родине и ненавистью к врагу. Ими продиктованы все его поступки и написанные в те годы стихи.

8 слайд:

В 1941 году женился на Раузе Саубановой.

9,10, 11 слайд

— Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов — Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом «Знак Почета», Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева.

Мустай Карим был великим гражданином своей страны.

12-13 слайд:

— В детстве будущий поэт много слышал произведений устного народного творчества от своей Старшей Матери. Он впитал в себя много впечатлений от жизни в ауле, слышал легенды и предания, которые рассказывали его сверстники у костра во время выездов в ночное.

Поэт начал печататься в детстве в газете «Юный строитель». В школе будущий писатель вступил в комсомол. Он стал работать в журнале «Пионер» в 1938 году, был консультантом республиканского башкирского Союза писателей.В 1938-м был издан его первый сборник стихов «Отряд тронулся». Самобытное творчество поэта привлекло внимание читателей и критиков. Творчество Мустая Карима многогранно. Его перу принадлежат замечательные стихи, повести, притчи, пьесы и трагедии. Он написал не только произведения для взрослых, но и детские повести: “Таганок”, “Долгое – долгое детство”.

14-19 слайд:

— Правительство Республики Башкортостан утвердило план мероприятий по увековечению памяти народного поэта Мустафы Сафича Каримова (Мустая Карима)

11 октября в 2013 году, в Уфе, рядом с Домом профсоюзов, по улице Мустая Карима пополнились еще одной композицией – был торжественно открыт памятник народному писателю и поэту Башкортостана Мустаю Кариму.

Монумент, отлитый из бронзы, имеет внушительные размеры: высота его составляет шесть, а длина около 15 м. На первый план скульптор вынес идущего Мустая Карима, твёрдо и уверенно смотрящего вперед вдаль

Читайте также:  Давай поднимем друг другу настроение

3. Учитель в руках держит книгу и читает первые строки из главы “Куда уехала мама?”:

“Есть ли у вас на душе что-нибудь такое, о чем вы обязательно хотели бы рассказать всем хорошим людям? Наверно, есть! И у меня есть. Сейчас я начну рассказывать” -так начинается повесть Радость нашего дома. Сегодня на уроке мы поговорим о глубине человеческих душ, которые создает писатель в произведении Повествование ведется от первого лица, потому что автор передает личные переживания.

4. Беседа по отдельным главам. (ученики заранее прочитали главы)

Работа с учебником.

— Найдите в тексте приметы, которые готовят нас к появлению в семье маленькой Оксаны.

— Как происходит встреча с маленькой Оксаной? (глава “Вот она, моя сестричка!”)

— Что сближает Оксану и Ямиля?

— Как вы понимаете эти строки:

Когда я был один, она(мама) никогда не говорила мне: «голубь мой», а сейчас говорит: «голубки». Это потому, что нас двое. Голубь, пожалуй, один никогда не бывает. Вон сколько голубей сделали себе гнезда на крыше нашего сарая!

— Дружные птицы: никогда не ссорятся, живут и воркуют, — говорит про них дедушка Мансур.

— Расскажите об интересных эпизодах из жизни детей: главы “Оксана пугается”, “Страшный гусак”, “Яблоньки в честь победы”, “Взял да уплыл один башмак. ”, “Во сне и наяву”.

— Какие слова передают настроение героев в заключительной главе “Проводы”?

— Почему это солнечное утро, “тёплое-претеплое” нашим героям запомнится навсегда.

Основные мотивы в повести.

— Для любого человека важно иметь дом, в котором живут его родные, где всегда его ждут. Тема дома в повести звучит постоянно. Подтвердите это своими ответами.

— Найдите слова маленькой девочки Оксаны (эпизод с птицей, глава “Проводы”) Чем они любопытны?

— Что важно для девочки? Почему она жалеет птицу?

В словах Оксаны мы слышим сострадание, боль за других.

— А какая ещё мысль звучит в словах маленькой девочки?

— Действительно, рассматривается тема семьи. Мы понимаем, что никто и никогда не должен быть одиноким: у каждого должны быть любящие родные. Мальчик Ямиль, его семья стали для Оксаны самыми близкими. Живя с ними, девочка была счастлива, потому что чувствовала любовь и искреннюю заботу этих людей.

Наверное, поэтому Ямиль и его родные так сильно переживают из-за предстоящей разлуки с Оксаной.

— Как вы думаете, что останется после отъезда Оксаны в жизни Ямиля?

— Отец Ямиля сказал очень важные слова: “Дочь наша навсегда останется радостью нашего дома. Теперь не только у Оксаны, но у всех нас будет два гнезда. На своей земле Петро построит новый, просторный дом. Он сильный человек. И нам теперь навеки суждено делить с ними пополам и радость и печаль. Будем ездить друг к другу в гости, а если нужно, то и помогать будем”

Прокомментируйте, как вы их поняли.

— Прочитайте финальные строки повести:

Я всё ещё смотрю, как за деревьями рассеивается густой дым, но перед моими глазами уже встаёт большой новый дом, возле него — такой же, как у нас, сад, там растёт одна берёзка и пять яблонь. По двору ходят белые гуси. На высокое крыльцо, крепко держась за руки, поднимаемся мы с Оксаной.

Вдали гудит паровоз.

Надо мной сияет чистое, ясное небо, цвета глаз моей сестры Оксаны, которую папа назвал радостью нашего дома.

Презентация. Блиц-турнир. 21 слайд

5. Итог

— Понравилась вам эта повесть

— Как вы думаете, в чём смысл названия повести “Радость нашего дома”?

— Почему писатель делает главными героями повести детей?

— Какие черты главного героя, Ямиля, вы назвали бы самыми важными??

— А вы смогли бы так же принять в свою семью, в свой дом, в своё сердце другого человека? Легко ли это сделать?

— Чему научили вас герои повести?

Работа в тетрадях. Творческая работа

Давайте составим и запишем формулу человечности по этому произведению.

— Почему в трудное военное время мама, бабушка и отец Ямиля нашли в своем доме и в своих сердцах место для чужого ребёнка?

— Как вы думаете, так ли важны для взаимопонимания людей язык, национальность?

— Мы убедились на примере повести Мустая Карима в том, что, если ты человек, всегда придешь на помощь, потому что только человек умеет любить, сострадать и быть милосердным.

— Что вы открыли для себя в писателе Мустае Кариме, прочитав повесть “Радость нашего дома”? Каким жизненным ценностям он учит читателя?

6. Оценки за урок.

Домашнее задание:

— Подготовить викторину по повести “Радость нашего дома”

Источник

Оцените статью