Детская исследовательская работа «От чего зависит наше настроение»
Никитенко Екатерина
Детская исследовательская работа «От чего зависит наше настроение»
Всероссийский конкурс исследовательских
работ и творческих проектов дошкольников
и младших школьников
«Я – исследователь»
Исследовательская работа
«Отчего зависит наше настроение»
Руководитель: Никитенко Е. А.
отделен. дошкольн. образ.
2. Теоретическая часть
5. Список литератур
У моей младшей сестренки есть любимое стихотворение, которое она повторяет каждое утро перед зеркалом.Стихотворение такое:
Чтоб улучшить настроенье
К зеркалу ты подойди.
Сам себе поулыбайся,
А потом гулять иди!
И что очень удивительно для меня, у моей сестрички почти всегда замечательное настроение! Мое же настроение меняется очень часто — я могу быть веселой, а могу и погрустить. Грустить мне не очень нравится, мне очень хотелось бы всегда иметь замечательное настроение. Ведь, согласитесь, как здорово целый день быть в хорошем настроении! Так вот я стала задумываться, почему же у моей сестренки почти всегда хорошее настроение, а у меня нет? Может, все дело в стишке, которое она повторяет каждое утро или в том, что она постоянно улыбается. А может быть, причина в чем – то другом? От чего же все — таки зависит хорошее настроение? Пообщавшись со своими друзьями, я поняла, что этот вопрос волнует не только меня. К тому же думаю, что каждый человек хотел бы иметь ключ к хорошему настроению! Я приняла решение – надо провести исследование.
Тема моего исследования– «От чего зависит наше настроение?»
Я выдвинула такую гипотезу:
1. Что, если нашим настроением можно управлять.
2. Предположим, чем чаще мы улыбаемся, тем лучше настроение;
Цель моего исследования:
1. Узнать, от чего зависит настроение.
2. Выяснить, как можно повысить себе настроение.
3. Провести эксперимент.
4. Сделать выводы.
В своей работе я использовала такие методы исследования, как
наблюдение, чтение статей в Интернете и энциклопедии, эксперимент.
Свое исследование я начала с того, что взяла в руки толковый словарь С. И. Ожегова и нашла значение слова «настроение». Оказывается, «настроение – это внутреннее душевное состояние». Затем я стала думать, от чего зависит наше душевное состояние. Я расспрашивала своих родителей, учителей в школе. И вот,что я узнала: оказывается настроение зависит от гормонов! Я задалась вопросом, что такое гормоны? Ответ я нашла в своем любимом толковом словаре С. И.Ожегова: «Гормон – это биологически активное вещество, вырабатываемое специальными органами в одной части организма и регулирующее деятельность органов и тканей в других частях организма»
Я сделала первый вывод: наше настроение зависит от гормонов.
Но какие гормоны отвечают за настроение, ведь их, как я прочитала, в нашем организме вырабатывается великое множество. Что же это за чудо-гормоны, которые заставляют нас то радоваться, то грустить? Из Интернета я узнала, что эти гормоны называют — «гормоны радости». Что же это такое?
Одним из таких гормонов является серотонин. Я узнала, что благодаря активной выработке серотонина в организме, мы чувствуем себя в хорошем расположении духа, ощущаем прилив сил, жизнь становится ярче и интересней, повышается сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям.
А как же заполучить такой необходимый нашему настроению гормон? Итак, если плохое настроение — ваш частый спутник, пересмотрите свой рацион питания. На первом месте должна быть пища, богатая углеводами -финики, сливы, инжир, томаты, и прежде всего, любимый всеми шоколад. Вторыми по «эффекту счастья и радости» идут бананы. Почти таким же действием обладает и мороженое. Не зря нас часто «тянет» на сладкое!
С другой стороны нужно помнить, что злоупотреблять ими также не следует, поскольку это приведет к дисбалансу основных пищевых веществ, да и эффект хорошего настроения со временем пропадет.
Также повысить выработку гормона серотонина помогут занятия спортом. Замечали ли вы, что после 20-30 минут занятий спортом становится легко и весело!
Обязательным условием для выработки серотонина является наличие солнечного света, т. е. если вы редко выходите на улицу или стоит пасмурная погода, то уровень серотонина в организме резко снижается, что приводит к снижению настроения. Теперь становится понятно, почему в пасмурную погоду настроение часто снижено и, наоборот, в ясный солнечный день настроение на высоте.
Кроме того я выяснила, что при выработке серотонина улучшается настроение, а при улучшении настроения повышается уровень серотонина. Получается, что мы своими мыслями можем влиять на выработку этого очень нужного нам гормона.
Итак, правильно питайтесь, занимайтесь спортом, больше гуляйте и думайте о хорошем, и тогда хорошее настроение вам обеспечено!
Второй гормон, влияющий на наше настроение называется — эндорфин. При активной выработке эндорфинов человек всегда полон сил, энергии, оптимизма и чувствует себя абсолютно счастливым. Повышению эндорфинов в организме способствуют такие продукты как миндаль, форель, капуста брокколи.
Также количество эндорфинов резко увеличивается, когда мы смеемся. Ученые установили, что человеку нужно смеяться примерно 30 минут ежедневно. Интересно, что в некоторых странах придумали, как сделать так, чтобы человек смеялся больше. Во Франции, например, есть курсы смеха, а в Италии – популярны йоги смеха.
Эндорфины вырабатываются и при достижении поставленной цели. После успешно преодоленных нагрузок или выхода из трудной ситуации организм получает вознаграждение в виде положительных эмоций.
Проанализировав всю информацию, я пришла к выводу, что человек с легкостью может управлять своим настроением, стимулируя выработку эндорфинов. Для этого необходимо правильно питаться и побольше смеяться.
Но «гормоны счастья» могут не вырабатываться в необходимом количестве. Например, их выработка уменьшается при инфекционных и вирусных заболеваниях, при усталости, при унынии. В таких случаях надо помочь своему организму в выработке серотонина и эндорфина. Поэтому следующий этап моей работы – эксперимент.
Я провела два эксперимента:
1.Перед уроком физкультуры я задала всем воспитанникам в моей группе вопрос: «Какое у тебя сейчас настроение?» Из 23 человек у 7 было плохое настроение. На физкультуре мы делали зарядку, много играли и соревновались. После занятия я задала тот же вопрос. У всех моих одногруппников настроение было замечательное.Все данные я занесла в таблицу и сделала такую диаграмму:
2.Через несколько дней после занятий я опять задала вопрос:«Какое у тебя сейчас настроение?» В опросе принимали участие 22 воспитанника из моей группы и 21 воспитанник из подготовительной группы. Все ответы я занесла в таблицу. А затем я угостила всех рябят шоколадом! И вот,какие результаты у меня получились:
Действительно, настроение ребят улучшилось!
Такие же эксперименты я проводила и дома с моими родственниками. Результаты получились схожие.
Итак, проведя эксперименты, я пришла к выводу, что выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась. Нашим настроением действительно можно управлять, ведь оно не что иное, как химический процесс, происходящий у нас в голове. «Рецепт хорошего настроения» состоит в том, что нужно повысить уровень серотонина и эндорфина. А сделать это можно довольно просто и без серьезных затрат,нужны только: правильные продукты, спорт, смех, позитивное мысли и вера в успех! Я желаю вам хорошего настроения всегда! Будьте здоровы!
Детская исследовательская работа «Фликер, или Засветись на дороге» РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» IV районный фестиваль творческих работ детей «Хочу.
Исследовательская работа исследовательская работа «Лекарственные растения Хакасии» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:«Лекарственные растения Хакасии». Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как.
Детская исследовательская работа «Мир сочных красок» Исследовательская работа. Секция «Юные почемучки» Мир сочных красок Авторы работы: Агеенко Валерия, Цепляева Олеся, Козловцева.
Детская исследовательская работа «Пластилиновая история» Пластилиновая историяВведение. У каждого человека есть любимое занятие, которому он посвящает свое свободное время, и даже свою жизнь. Мне.
Конспект НОД для детей 5–6 лет «Наше настроение» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет. Тематическая неделя: «Зимние развлечения». Тема: «Наше настроение».
Конспект урока по познанию мира для 3 класса «От чего зависит климат на Земле?» Создание положительного эмоционального настроя Учитель. Здравствуйте, ребята! Почему на севере не растут пальмы? Почему у нас бывает и снег,.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе Зпрр «Наше летнее настроение» Конспект занятия по рисованию в старшей группе ЗПРР на тему «Наше летнее настроение «. Подготовили и провели : учитель – дефектолог Чуклинова.
Конспект занятия в старшей группе «Наше настроение» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Наше настроение». Цель: Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей;.
НОД по развитию речи в старшей группе «Наше настроение» Цель: Формирование диалогической (разговорной) речи. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания,.
Памятка для родителей «Как наше здоровье и настроение связаны с заботой об окружающей среде» Здоровье и безопасность детей в наших руках. Проблема безопасности детей сегодня является одной из самых серьёзных и актуальных, т. к. опасность.
Источник
Исследование настроений Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния личности
Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния личности.
Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный , в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект цветов составляют из цветной бумаги в вид, квадратов размером 3×3 см.
Исследование проводят по методике цветописи как с одним испытуемым, так и с группой до 16-20 человек. В случае группового инструктирования каждый участник должен быть обеспечен набором цветов, из которого нужно выбрать тот, что соответствует его настроению.
Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования.
Шкала цветового диапазона настроений:
Инструкция испытуемому: «Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня».
Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются каждый день в течение недели, месяца или более.
Задача исследователя или его помощника – фиксировать определенное испытуемым настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров.
Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом.
Ф. и.о. участника исследования
Дата исследования числа месяца
Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся на пересечении его номера или фамилии днем, соответствующим дате исследования.
Помимо фиксации в цветоматрице результатов самодиагностики участниками своих настроений исследователю важно вести дневник наблюдений. В дневнике записывают, соответствует или нет самодиагностированное настроение реально наблюдаемому, и основные события дня, которые могли повлиять на настроение, если изучается их динамика у группы студентов. Например: предстоящий экзамен, результаты контрольных работ, возникшие в группе ссоры, праздничные дни и др.
Результаты подлежат обработке в случаях, когда исследуется одновременно группа участников или когда проводится многоразовая самодиагностика настроений участников.
Цель обработки результатов – высчитать индивидуальные и групповые показатели настроений.
Для получения индивидуальных показателей настроений подсчитывают частоту встречаемости каждого цвета представленного в шкале цветового диапазона настроений.
Чтобы сравнить настроения всех участников исследования, подготавливают итоговую цветоматрицу настроений.
Итоговая цветоматрица настроений
В цветоматрице или буквами или посредством закраски соответствующего количества клеточек цветом, обозначающим настроение, фиксируют количество дней, когда имело место то или иное настроение. При этом начинают с восторженного, затем – радостного, потом – желтого и т. д.
Анализ данных оперативной цветоматрицы настроения можно проводить и ежедневно, и в конце каждой недели, и в конце каждого месяца.
Ежедневный анализ данных цветоматрицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. Такой анализ помогает человеку разобраться в причинах своих переживаний и является хорошим средством эмоционального самоконтроля. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования индивида в зависимости от событий его жизни.
Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования, каким может оказаться неделя, месяц и т. п. Такая оценка предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональных состояниях испытуемого. К таким отклонениям относятся:
– слишком затянувшееся состояние грусти, тревоги, неудовлетворенности;
– несоответствие эмоциональных состояний складывающимся жизненным ситуациям;
– чрезмерная хроническая эмоциональная возбужденность (в виде радостно-восторженного настроения);
– резкая полярность в тональности эмоциональных состояний;
– длительное однообразие проявляемых эмоциональных состояний.
В процессе анализа важно учесть, что некоторые хронические заболевания человека: например, гастрит, холецистит, язвенные болезни, болезни сердца и т. п., сильно влияют на эмоциональное состояние личности, изменяя жизненный тонус, активность и характер реакций. К факторам, сильно влияющим на настроение человека, относится эмоционально-психологический климат семьи, учебной группы и взаимоотношения с друзьями и и любимыми.
Источник