Анализ настроения лирического произведения

Олимпиады по литературе

Примерный план анализа лирического произведения

Кем и когда написано стихотворение?

Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.

Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к … и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).

Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы. Способ стихосложения.

Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.

Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Схема анализа лирического произведения

О стихотворении и его авторе. Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи — вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия. ).

Структура образов и развитие конфликта
а) Тема и основная мысль произведения
б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)
в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).

Черты лирического героя.

Основные особенности поэтического языка:
а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия)
б) Языковой поуровневый анализ

  • поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
  • поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
  • использование явлений морфологии и синтаксиса.

Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

Мое восприятие произведения.

План анализа стихотворения

Вариант 1

Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?

Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?

Каким вы представляете себе лирического героя?

В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?

Вариант 2

Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

Звуковой фон стихотворения.

Цветовой фон стихотворения.

Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).

Читайте также:  Простодушное излияние горя или радости сердца

Особенности композиции стихотворения.

Жанр стихотворения. Тип лирики.

Литературное направление (если можно определить).

Значение художественных средств.

История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

Вариант 3

Автор произведения. Время написания.

Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?

Вариант 4

Внимательно прочитайте стихотворение.

Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:

  • сколько предложений входит в него;
  • каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
  • каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?

Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).

Читайте также:  Как называют смешанные чувства

Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).

Обратите внимание на повторы:

  • синтаксический параллелизм;
  • лексические и корневые повторы;
  • повторы союзов;
  • анафорические и эпифорические повторы.

Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?

Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:

  • в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
  • к какому разряду лексики они принадлежат:
    • по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
    • по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
    • по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
  • какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?

Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:

  • выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
  • найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
  • какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
  • определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
  • найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.

Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.

Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

Вариант 5

Дата создания. Реально-биографический и фактический комментарий.

Структура стихотворения:

  • Форма строфы.
  • Тип рифмовки.
  • Размер.

Идейное содержание:

  • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
  • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
  • Преобладание общественных или личных интонаций.

Лирический герой. Его характерные качества.

Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.

Сопоставление основных словесных образов:

  • по сходству;
  • по контрасту;
  • по смежности;
  • по ассоциации.

Источник

Особенности анализа лирических произведений

Миляуша Кулуева
Особенности анализа лирических произведений

Как известно, предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение — это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний. Лирика воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Лирика — особый род литературы, где человек изображается большей частью в сфере внутренней жизни. В отличие от эпического и драматического, лирический образ сначала влияет эмоционально — на чувства, настроение, а уже потом — на мысли читателя [2].

Лирика тяготеет к малому объему и, как следствие, к напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чем в эпосе и драме, применяется композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления. Исключительную важность в композиции лирического произведения приобретает взаимодействие образов, часто создающее двуплановость и многоплановость художественного смысла. Так, в стихотворении Есенина «Я последний поэт деревни…» напряженность композиции создается, во-первых,контрастом цветовых образов:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Во-вторых,обращает на себя внимание прием усиления: постоянно повторяются образы, связанные со смертью. В-третьих, композиционно значимо противопоставление лирического героя «железному гостю». Наконец, сквозной принцип олицетворения природы связывает воедино отдельные пейзажные образы. Все это вместе создает в произведении довольно сложную образно-смысловую структуру [1, 216].

Читайте также:  Симптомы стресса у мужчины

В стихотворении А. С. Пушкина «Арион» возникает нечто вроде сюжета, намечена какая-то динамика действий и событий. Но бессмысленно и даже нелепо было бы искать в этом «сюжете» завязки, кульминации и развязки, искать выраженный в нем конфликт. Событийная цепь – это осмысление лирическим героем Пушкина событий недавнего политического прошлого, данное в аллегорической форме; на первом плане здесь не поступки и события, а то, что этот «сюжет» имеет определенную эмоциональную окрашенность. Следовательно, и сюжет в лирике не существует как таковой, а выступает лишь средством психологической выразительности [1, 215].

В лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического героя. Лирический герой – это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведении. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обобщение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным автором. Можно сказать, что лирический герой – это не только автор, но и всякий, читающий данное произведение и вчуже испытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой. Лирическийгерой почти всегда существует вне обычного времени и пространства: его переживания протекают «везде» и «всегда» [1, 215-216].

Специфика лирического рода оказывает влияние и на содержательный анализ. Имея дело с лирическим произведением, важно прежде всего осмыслить его пафос (эмоциональный тон произведения, уловить и определить ведущий эмоциональный настрой. Во многих случаях верное определение пафоса делает ненужным анализ остальных элементов художественного содержания, особенно идеи, которая зачастую растворяется в пафосе и не имеет самостоятельного существования.

1. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / уч. пособие для студентов и преподавателей филол. факультетов, учителей-словесников. 3-е издание. М. : Флинта, Наука, 2000. — С. 213-219.

Дидактические схемы для пересказывания художественных произведений Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного произведения. Несмотря на то, что для детей пересказ – это самый легкий.

Игры на развитие навыка звукового анализа Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте: -выделение (узнавание).

Конкурс чтецов произведений Барто Смотр — конкурс чтецов среди воспитанников группы «Теремок» МКДОУ «Лемешкинский детский сад «Солнышко», посвящённый 110 годовщине А. Л. Барто.

Особенности фонематического восприятия, фонемного анализа у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Практикум для родителей «Формирование.

Перечень художественных произведений (для родителей) ПЕРЕЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (для родителей) Младшая группа (3-4 года) — Песенки, потешки русского народа: «Поехали – поехали…»,.

Познавательный творческий проект «По страницам произведений В. Сутеева!» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза — Как научить детей «слышать» звуки? — Выделять конкретный звук из слова? — Составлять слово с заданным звуком? — Определять позицию звука.

Сценарий театральной постановки по мотивам произведений А. Л. Барто СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПОСТАНОВКИ ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Л. БАРТО Действующие лица: Ведущий от автора Агния Барто Художники песочной.

Схема анализа занятия по математике Все мы проводим занятия сами и часто ходим на открытые занятия к своим коллегам,после которых высказываем свое мнение. И чтобы мне было легче.

Сундучки для звукового анализа в начале слов. Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа в начале слова. Для детей 4 – 6 лет. Материал : сундучки красного, зеленого, синего.

Источник

Оцените статью