- Схема анализа лирического произведения учебно-методический материал по литературе по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Анализ лирических героев стихотворения что они переживают каково их настроение почему
- Анализ стихотворения В. Жуковского «Море»
Схема анализа лирического произведения
учебно-методический материал по литературе по теме
Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhema_analiza_liricheskogo_proizvedeniya.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема анализа лирического произведения (стихотворения)
1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо.
Материал для подготовки к ГИА по литературе.
В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров.
схема анализа лирического текста в таблице.
Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения.В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенност.
Источник
Анализ лирических героев стихотворения что они переживают каково их настроение почему
повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства»,
понять «Что описывают поэты?», «Чем рисуют поэтические образы?», «Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?»
Не привыкайте к чудесам —
Дивитесь ими, дивитесь !
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам!
Прикладывайтесь к родникам-
Ничто не повториться!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье!
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Тема урока необычная:
Урок развития речи «Лирика. Что? Чем? Зачем?»
Вы уже прочитали наши цели?
Значит, вам уже известно, что мы должны ответить на ряд вопросов?
Повторение ранее изученного
Ответьте на вопросы самостоятельно, только потом проверьте себя по подсказкам.
— Что такое лирика как род литературы?
Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.
— Кого мы называем лирическим героем?
Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).
— Что означает выражение «настроение лирического героя»?
Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)
— Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?
Через изобразительно-выразительные средства
Изучение нового материала.
Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства .
Что для этого мы должны сделать?
(назвать термины и дать определения)
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
Эпитет — художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).
Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.
Применим полученные знания на практике.
Найдите указанные изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках.
Какова цель этого задания?
1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей. В. Брюсов
3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно.
4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.
5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. В. Брюсов
6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!
7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн. В. Брюсов
8.А неба свод, глубоко-синий, —
Как купол, увенчавший храм!
9. Намокшая воробушком
10.И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына
11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин
12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).
13. Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке …
Анафора (одинаковое начало строк)
Обратимся к тексту
« Подснежник» Екатерины Серовой. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.
Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.
Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.
1в. Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик , посланный весной.
2в. Пусть еще над лесом властвуют снега ,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
3в. Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет .
Где потребуются полученные знания?
Умение определять изобразительно-выразительные средства, настроение лирического героя потребуются при анализе лирического произведения.
При этом «продвинутые» ученики пользуются планом анализа.
(Сохраните его у себя!)
План анализа лирического текста.
Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?
1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
3.Как выражается настроение в стихотворении?
4. Как оно построено?
5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
10.Личное впечатление от стихотворения.
При анализе стихотворения удобно пользоваться клише (заготовками).
В стихотворении: (автор, название) говорится о……
Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)
- стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..
Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с ….
Особенно меня привлекает в стихотворении ……..
Как выглядит анализ стихотворения в готовом виде?
Стихотворение Екатерины Серовой «Подснежник» — весенняя пейзажная зарисовка. В самом названии текста заявлен образ «Подснежника». Автор текста использует сравнения первого весеннего цветка «с разведчиком». Ещё более ярко подчёркивает особенную функцию быть «гонцом весны». Глагол «выглянул» создаёт шаловливо — весёлое настроение, вместе с тем прилагательное «маленький» подчёркивает упорство цветка пробиться сквозь «полутьму лесную». Несмотря на то, что олицетворение «властвуют снега», говорит нам о нежелании зимы уступать весне дорогу.
Настроение меняется, усиливается утвердительный тон повествования «Раз пришёл разведчик, и весна придёт».
Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.
Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].
Лирический герой этого стихотворения представляется мне обрадованно удивлённым появлению «разведчика весны». Он рад, воодушевлён и уверен (анафора «пусть» троекратное повторение утвердительно ), что весна наступит в срок.
Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.
Подведём итоги урока.
Итак, тема нашего урока «Лирика. Что? Чем? Зачем?», прежде чем записать домашнее задание, давайте ответим на вопросы, заявленные в теме урока:
— Что описывают поэты?
— Чем рисуют поэтические образы?
— Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?
— Что вам сегодня в новой теме запомнилось?
— Чему вы научились?
— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
— Как вы их преодолевали?
Домашнее задание: п одготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».
Источник
Анализ стихотворения В. Жуковского «Море»
Василия Андреевича Жуковского по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.
Одним из ярких образцов романтической лирики Жуковского является стихотворение «Море», написанное в 1822 году.
Прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны». Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы. Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с Думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может— с каким-то таинственным незнакомцем.
Особо следует сказать о композиции стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря.
Сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть «Обманчивый покой» — третья часть.
В первом части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину.
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Вторая часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга.
Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. Этот эффект достигается за счет использования особого приема — аллитерации, то есть повторения одних и тех же звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой дактилической строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу».
Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и пpeкрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.
Эта мысль становится понятной лишь в третьей части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает,
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь мы знаем, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.
Источник