Анализ компонентов эмоционального интеллекта

ObRetu

Многие считают, что только определенные черты характера делают человека настоящим лидером. От части все это так и есть, ибо есть традиционные черты, которые присуще лидерам: харизма, рискованность, свое видение будущего. Однако, что наиболее важно, есть и другие характеристики, которые были присущи всем признанным лидерам. Среди этих характеристик важное место всегда занимал эмоциональный интеллект.

Лучшие из лидеров всегда были эмоционально разумными, то есть они могли понимать свои эмоции и эмоции других.

Термин “Эмоциональный интеллект” стал популярным в 1996 году, когда Дэн Гоулман опубликовал свою книгу “Лидерство: сила эмоционального интеллекта”, где он определил пять частей эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки.

Ниже описаны 5 компонентов эмоционального интеллекта, которые необходимы для того, чтобы вы могли стать великим лидером. Если вы хотите стать хорошим лидером, то посмотрите на 10 качеств настоящего лидера.

1 – Самосознание

Самосознание – это способность в реальном времени распознать и понять ваши собственные эмоции и то, как они влияют на других. Вы знаете то, какое влияние ваши эмоции оказывают на ваше поведение и что ваши эмоции могут быть заразными. Это означает то, что эмоционально правильный лидер будет сохранять позитивный и вдохновляющий тон в своих эмоциях, чтобы мотивировать свою команду и сохранить спокойствие в офисе.

Если человек вспыльчив и часто проявляет агрессию, то он принимает нерациональные решения, что может повлиять на всю компанию. Лидер, который ведет себя более спокойно, более расслаблен в экстренных ситуациях, когда встречает неожиданные препятствия и проблемы, заслуживает уважение всей команды.

2 – Саморегулирование

Понимание ваших эмоций и их влияние на окружающих – это одно, но по-настоящему важным аспектом эмоционального интеллекта является саморегуляция, способность направить негативные эмоции в правильное русло. Например, страх не приводит к бездействию, а вдохновляет лидер заниматься тем, чего он боится.

Саморегуляцию можно определить как личную ответственность или контроль над своими эмоциями. Если вы испытываете желание выразить свое разочарование по поводу кого-то другого, то вместо этого попытайтесь задержать дыхание и сосчитать до десяти, попробуйте записать свои негативные мысли на бумаге, а затем смять и уничтожить этот лист. Это может быть достаточно полезно, т.к. поможет вам выпустить пар и восстановить свое спокойствие.

Держаться за гнев – это все равно, что хватать горячий уголь с намерением бросить его в кого-то другого.

3 – Внутренняя мотивация

Ключевым компонентом эмоционального интеллекта является самомотивация. Это означает то, что вам не нужна внешняя проверка или такие такие факторы, как деньги или статус, чтобы начать действовать и работать. У человека с внутренней мотивацией есть высокие стандарты, оптимизм и страсть к достижению своих целей. Это, в свою очередь, мотивирует людей, которые вас окружают.

Как вы можете стать более мотивированным? Подумайте о том, почему вы делаете свою работу, почему вы увлечены своим делом в первую очередь. Очень важно правильно понять свою цель и напоминать себе о том, почему вы любите свою работу, постарайтесь найти в ней что-то позитивное, чтобы найти в этом дополнительную мотивацию.

4 – Сочувствие

Лидеры могут чувствовать то, что переживают другие люди, поэтому могут соответствующим образом адаптироваться под ситуацию. Сочувствие обозначает то, что лидер слушает свою команду, слушает то, что они говорят устно и обращать внимание на то, как они себя ведут. Это очень важно для хорошего лидера, поскольку он создает свою команду, где каждый член команды имеет свои увлечения.

Читайте также:  Какие положительные чувства испытывает человек

Если у лидера нет сочувствия, то он не осознает то, какое влияние его решения или слова оказывают на окружающих людей. Они могут попросить что-то или сделать что-то такое, что покажется ненормальным, но лидер с сочувствием поймет, т.к. осознает индивидуальность каждого человека и то, как это влияет на их работу.

Попробуйте поставить себя на места другого человека, чтобы посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Это бесценно для понимания и мотивации членов команды.

5 – Социальные навыки

Социальные навыки могут включать в себя построение отношений, формирование собственной команды и создание сетей. Социальные навыки важны для решения большинства ситуаций, разрешения конфликтов и мотивации членов своей команды.

Эти 5 компонентов эмоционального интеллекта важны для любого начинающего и опытного лидера. Эмоционально интеллектуальный лидер знает то, как управлять своими эмоциями и использовать их, чтобы мотивировать и вдохновлять вашу команду. Чем лучше человек справляться с этими 5 аспектами, тем больше у него шансов стать успешным лидером своей команды.

Источник

5 составляющих эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект не менее важен для гармоничного развития ребенка, чем обычный интеллект. Наш успех в будущем зависит во многом от способности понимать и контролировать свои чувства, читать сигналы других людей и соответствующим образом реагировать на них.

Вы отлично знаете, опираясь на примеры школьной жизни и работы, как важно вовремя определить свое настроение, контролировать страх, гнев, грусть, адекватно коммуницировать с окружающими, понимать чувства учеников. Но что именно развивать? Об эмоциональном интеллекте сказано достаточно, для полной картины не хватает конкретных примеров из жизни и описания навыков.

Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)

№ 1. Самосознание

Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Развитие самосознания требует поиска ключей к вашим истинным чувствам. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.

Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
— Крис, тебе грустно? — сочувственно вздыхает Женя.
— Не зна-а-а-ю, — всхлипывает девочка.
— Может быть, у тебя что-то болит? — интересуется реалистка Маша.
— Нет, ничего у меня не болит! — огрызается сквозь слезы Кристина.
— Ну а что тогда.

Может оказаться, что это чувство никак не связано с грустью, а напрямую со страхом. Девочка чувствует себя очень неуверенно на химии, в этот раз она совсем не успела подготовиться к уроку, и теперь ей стыдно за упущенную возможность, страшно, что ее спросят — она опозорится перед классом и учителем, и обидно, что все так получилось.
Методы работы со страхом совсем иные, чем с грустью. Умение понять, что именно не так — залог успешной борьбы с причинами явления и их последствиями.

Основные элементы самосознания:

  • Эмоциональное сознание. Ваша способность распознавать собственные эмоции и их проявления-эффекты. Например, если вам страшно — начинают потеть ладони, перед истерикой поднимается температура, если вы неуверенно себя чувствуете — постоянно мнете руки, а когда вы близки к тому, чтобы сорваться и накричать на кого-то — хмурите лоб и напрягаете скулы.
  • Уверенность в себе. Адекватная самооценка и понимание своих возможностей.

№ 2. Саморегулирование

Вы всегда контролируете свои эмоции, даже если кажется, что это не так. Какими бы сильными не были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы. Гнев «лечится» анализом ситуации, беспокойство — составлением плана, грусть — тем же пересмотром ситуации в позитивном ключе, прогулкой, медитацией.

Читайте также:  Если не чувствуешь что хочешь писать

Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из материалов) и предложить составить план. Вы наверняка замечали, что страх перед задачей постепенно отступает, если у вас перед глазами есть лист с четко прописанными пунктами действий. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» — начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.

Основные элементы саморегулирования:

  • Самоконтроль. Управлять разрушительными импульсами.
  • Достоверность. Поддерживать стандарты честности с самим собой
  • Добросовестность. Принимать на себя ответственность за собственную работу.
  • Адаптивность. Быстро «давать себе отчет» об эмоциональных изменениях и проявлять гибкость.
  • Инновации. Быть открытым для новых идей.

№ 3. Мотивация

Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. У всех людей разная предрасположенность к восприятию действительности — более или менее позитивная, но позитивному отношению можно и нужно научиться. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.

— Мам, я не хочу учить весь этот бред! — Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
— Какой бред, сын? — поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
— Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты.
— Тогда не учи, — спокойно отвечает Елена Леонидовна, — если они тебе не нужны.
— Но они нужны. — протяжно выдыхает Николай.
— А для чего они нужны? — якобы непонимающе спрашивает мама.
— Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
— А зачем в вуз? — раскрывает идею мама.
— Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
— Получается, определения — начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, — улыбается Елена Леонидовна, — я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
— Да, хочу.

Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.

Основные элементы мотивации:

  • Достижение. Ваше постоянное стремление улучшить или соответствовать стандартам передового опыта.
  • Приверженность. Согласование с целями группы или организации.
  • Инициатива. Приготовьтесь действовать, исходя из своих возможностей.
  • Оптимизм. Преследуйте цель, несмотря на неудачи и сложности.

№ 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)

Способность распознавать (а не угадывать), как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, — крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.

Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:

Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»

Читайте также:  Тесты для эмоциональных нарушений

Какие ошибки совершила мама, а какие Женя?

Основные элементы

  • Ориентация вовне. Если мы говорим о взрослой жизни, то это способность понимать ожидания клиентов и отвечать на их потребности.
  • Помощь другим в развитии. Вы чувствуете, что и другие люди тоже должны двигаться и укреплять свои способности.
  • Разнообразие. Вы можете помочь разным людям открыть новые возможности. Пример: вы как учитель можете работать и с активными, и с пассивными детьми, предлагая им материал в разной форме и общаясь с ними, используя разные фразы и мотивацию.
  • Социальная осведомленность. Ее еще называют осведомленностью политической. Вы способны читать эмоциональные течения и считывать «силы» внутри группы.
  • Понимание других. Самый понятный пункт — умение отслеживать чувства, которые стоят за потребностями и желаниями других. Как в случае с Женей, которая разбила чашку и спряталась не из страха и желания «скрыться с места преступления», а из-за стыда, но не смогла это выразить.

№ 5. Социальные навыки

Развитые навыки межличностного общения равносильны успеху в жизни и в карьере.

Да, мы учим наших детей, что залог отличной карьеры в будущем — высокие оценки и хорошие знания, но вспомните сами свое окружение: кто более успешен — отличники или троечники? Саша, который все школьные годы провел за учебниками и выучил их от и до, или Алеша, который всегда был «троечником-хорошистом», но обладал настоящим талантом договариваться с людьми, умел расположить их к себе и завел отличных друзей? В моем окружении есть оба примера. И Алеша реально счастлив и куда более успешен.

Дело в том, что в современном мире каждый из нас имеет доступ к теоретическим знаниям. Не надо помнить наизусть абсолютно все даты по курсу истории России, их всегда можно посмотреть в Интернете. Совсем другой разговор — понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Социальные навыки становятся важнее с каждым годом, потому что в условиях глобальной экономики вы должны обладать умением понимать, сопереживать и вести переговоры, если не хотите оказаться «за бортом».

Наиболее важные социальные навыки

  • Влияние. Использование эффективной тактики убеждения («5 способов сделать свою речь более убедительной» — материал в наших социальных сетях)
  • Связь. Отправка четких сообщений. Умение дать четкое задание, понятное ученикам, коллегам, подчиненным — крайне важный навык. Если ваш класс или команда не понимают, чего вы от них хотите, эффективной работы не получится.
  • Лидерство. Умение вдохновлять и лидировать.
  • Управление изменениями. Умение стать катализатором в том или ином процессе.
  • Управление конфликтами. Понимание, ведение переговоров и разрешение разногласий.
  • Сотрудничество. Работа с другими людьми по достижению общих целей.

Педагогическая игра «Передай чувство»
Цель — развивать у детей умение сотрудничать и понимать эмоции других людей

Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов — одними только движениями пальцев — передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.

  • Командная работа. Создание групповой синергии в достижении коллективных целей.

Источник

Оцените статью