Анализ главы недозволенные семейные радости

«Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина

История создания

Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» был издан отдельной книгой в 1880 г. История его создания начинается в 1875 г., когда в цикле «Благонамеренные речи» в журнале «Отечественные записки» № 10 был напечатан очерк «Семейный суд», ставший потом первой главой романа. Тургенев посоветовал Салтыкову-Щедрину продолжать.

Вскоре были напечатаны пять следующих очерков. В 1776 г. Салтыков-Щедрин задумал объединить эти очерки в сочинение «Эпизоды из жизни одного семейства». Писатель добавил ещё два очерка, значительно переработал материал и изменил название романа. Очерк, который должен был быть концовкой романа, не был закончен.

В романе явственно просматриваются автобиографические черты. Помещица Арина Петровна Головлёва напоминает определёнными чертами характера (властность, склонность к стяжательству) мать Салтыкова-Щедрина. Иудушка Головлёв списан с брата писателя Дмитрия, о чём упоминал и сам Салтыков-Щедрин, называя брата Иудушкой, брат Николай стал прототипом Стёпки-балбеса.

Литературное направление и жанр

«Господа Головлёвы» — роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники. Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический. Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи.

Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.

Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления, не искажая пропорций, что свойственно гротеску.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.

Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.

Салтыков-Щедрин исследует проблемы, которые приводят к деградации. Во-первых, Это проблемы наследственные: дети и внуки Головлёвых повторяют недостатки родителей, в детях пороки даже усиливаются. Например, Иудушка ещё более подлый и лицемерный, ещё больший стяжатель, чем мать. А его старший и младший брат ещё более безвольные, чем отец. Другая проблема — способствующий деградации образ жизни Головлёвых. Пьянство и праздность, отсутствие мыслей и деятельности, скудное питание и ограничение общения – всё это сводит в могилу каждого из членов семьи. В основе всех неприятностей детей Головлёвых лежит страсть Арины Головлёвой к накопительству. У неё есть определённый талант: она удесятеряет первоначальный капитал. Но борьба за деньги и становится причиной вымирания.

Сюжет и композиция

На композицию романа повлияло то, что он вырос из очерков. Каждая глава относительно самостоятельна, каждая заканчивается смертью одного из Головлёвых или событием, которое в дальнейшем повлечёт за собой смерть. Литературоведы называют композицию романа «историей умертвий».

В первой главе «Семейный суд» умирает старший сын Степан Головлёв, промотавший свою часть наследства в Москве и вернувшийся в Головлёво, где жил впроголодь, одетый в старый халат отца и запертый матерью во флигеле, пока не умер от чахотки. Семейный суд фактически предопределил смерть Степана, потому что Иудушка уговорил мать не отправлять Стёпку в дальнюю убогую «деревнюшку» отца, чтобы Степан её не промотал.

События главы «По-родственному» происходят через 10 лет, после отмены крепостного права. В этой главе умирает младший сын Павел в деревне Дубровино, которую переписала на него мать, оставив лучшую деревню Головлёвку Порфирию. Порфирий выгоняет мать, Павел тоже не особенно рад ей. Он спивается, не оставив завещания, так что Дубровино достаётся Иудушке. Арина с внучками уезжает в нищую Погорелку. Ирония в названии главы в том, что Головлёв, предавший и прогнавший мать, приглашает мать заезжать «по-родственному».

В главе «Семейные итоги» умирает старший сын Порфирия Володенька. Он застрелился от безденежья, так как Порфирий в наказание за своевольную женитьбу лишил его содержания. Младший сын Порфирия Петенька, проиграв в карты казённые деньги, просит у отца помощи, напоминая о смерти брата от безысходности. Не получив помощи, Пётр умирает по пути на каторгу. За такую чёрствость Иудушки и отказ сыну мать, наладившая было отношения с сыном после ссоры из-за Дубровина, окончательно с ним рвёт. Глава начинается с рассказа о том, что внучки Арины Аннинька и Любинька уезжают из глухой Погорелки, чтобы стать актрисами, а бабка скучает в одиночестве.

В главе «Племяннушка» умирает Арина Головлёва. Погорелка достаётся её внучкам Анниньке и Любиньке. Приехавшая оформлять наследство Аннинька сталкивается с сладострастием и приставаниями дяди. Она с облегчением вырывается из деревни, а при прощании сообщает, что не приедет больше, потому что с дядей ей страшно.

В главе «Недозволенные семейные радости» никто не умирает, но Иудушка обрекает на смерть своего незаконнорожденного и непризнанного сына, родившегося у экономки Евпраксеюшки и названного Володькой. Ребёнка отдают в воспитательный дом, и барина заботит только цена сдачи туда ребёнка.

В главе «Выморочный» тоже никто не умирает, но Порфирий Головлёв теряет человеческий облик. Евпраксеюшка в отместку за ребёнка перестаёт заботиться о барине и гуляет с кучером Архипом и конторщиком Игнатом. Иудушка опускается и живёт в мире грёз. Он фантазирует, мечтая об обогащении и представляя в уме, как он отомстит всем за обиды, а обижают его, с его точки зрения, все.

В главе «Расчёт» умирают сразу 2 отпрыска семьи: Любинька и сам Иудушка Головлёв. Приехавшая в Головлёво слабая и больная Аннинька рассказывает свою печальную историю: они с сестрой вступили в связь с преступниками: Любинька стала любовницей укравшего деньги земского деятеля, а Аннинька – купца-сообщника. Первый застрелился, а второй был сослан в Сибирь. Обнищавшие сёстры решили отравиться, но Аннинька побоялась выпить яд, который уже выпила Любинька.

Читайте также:  Как изучить свой темперамент

В конце романа происходит нравственное перерождение Иудушки: при виде пьющей с горя Анниньки у него пробуждается совесть. В Страстную пятницу Иудушка просит прощения у Анниньки, а затем в одном халате отправляется к могиле матери, до которой так и не доходит, замерзая на дороге. Аннинькины дни тоже сочтены, но хищническое отношение к имению сохраняется в образе ждущей кончины последней Головлёвой дальней родственницы.

Герои романа

Арина Петровна Головлёва – 60-летняя властная женщина, «одарённая творчеством», то есть воображением. Она ещё бодрая, привыкла жить в своей воле: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Головлёва не дружит с соседями, а от детей требует послушания. Характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Никто в семье не может оказать ей противодействие.

Арина Петровна серьёзна и деловита, руководствуется заботами об устройстве семейных дел, но это только «по наружности». К мужу, который называет её «ведьмою» и «чёртом», она равнодушна.

В детях Арина Петровна видела только лишнюю обузу, называла их «постылыми», из экономии держала впроголодь. Они «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа». Она не любила старшего сына и дочь, была равнодушна к младшему и побаивалась среднего. Как оказалось, не зря. Постылым детям мать «выбрасывала куски» наследства и считала свой материнский долг исполненным.

Её муж Владимир Михайлыч Головлёв – «человек легкомысленный и пьяненький». Его безалаберный и озорной характер унаследовал старший сын Степан. Праздная и бездельная жизнь отца семейства близка его детям. Его занятия состояли в пении скворцом, петухом и сочинении «вольных стихов». Жену он ненавидел и боялся, она называла его «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Со временем Головлёв стал пить, развлекался с горничными девками, пока не одичал и не превратился в дряхлого старика.

Старший сын Степан Владимирыч был прозван матерью Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Он был постылым, парией, шутом, таким же проказником, как отец, и его любимцем. Как и мать, Стёпка угадывал слабые стороны людей. Мать частенько грозилась убить его. Постоянное принижение образовало «характер рабский, не знающий чувства меры и лишённый всякой предусмотрительности». Несмотря на то что Стёпка закончил университет, он 4 года не мог никуда утроиться из-за праздности, пока мать не определила его в Москве в надворный суд, где он прослужил 3 года. Проев выброшенный кусок – дом в Москве в 12 тысяч – Степан вернулся в Головлёво, где и умер.

Дочь Аннушку мать отправила в институт, чтобы «сделать из неё дарового домашнего секретаря и бухгалтера». Но дочь сбежала из Головлёва с корнетом Улановым. Повенчавшись без благословения, «как собаки», молодые люди проели выброшенный матерью кусок – 5 тысяч. Осталась деревенька Погорелка в 30 душ. Через 2 года корнет сбежал, а Аннинька через 3 месяца умерла, оставив на попечении бабушки близнецов Анниньку и Любиньку, которых Арина Петровна называла Аннушкиными щенками.

Порфирий Владимирыч имел 3 прозвища, данные старшим братом: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Он ласкался к маменьке и наушничал, ни разу не был матерью уличен в утаивании. Мать никогда не могла понять, он источает яд или сыновнюю почтительность.

Арина Петровна боялась Иудушку, помня пророчество блаженного Порфирия о рождении сына, в котором она усматривала опасность для себя.

Образ Иудушки – новый психологический тип в литературе. Он жестокий, лицемерный предатель. Этот образ наиболее полно раскрыт автором. Во-первых, Порфирий единственный, кроме деградации, переживает перерождение, правда, запоздалое и ни во что не воплотившееся. Этим он напоминает библейского Иуду, который не то чтобы раскаялся, но жить с грузом предательства не мог и повесился.

Младший сын Головлёвых Павел – противоположность среднему – «олицетворение человека, лишённого каких бы то ни было поступков». Он не был склонен к учению, играм или общению. Павел «любил жить особняком, в отчуждении от людей». Повзрослев, он превратился в апатичную и загадочно-угрюмую личность, в человека, лишённого поступков. Его качества (доброта, гостеприимство, ум, честь) никак не проявлялись. Он был угрюмым, боялся матери, хотя и огрызался.

Художественное своеобразие

Салтыкову-Щедрину удалось создать картину полной безысходности, умирания и угасания рода. Эта идея пронизывает все уровни текста. Она проявляется в поступках и характерах героев, их речи независимо от того, это лицемерные слова Иудушки, недалёкие слова Павла или пустая болтовня Степана. В словах нет жизни, они не приводят к действиям, а если приводят, то только к деструктивным.

Красота и молодость героев быстро угасает, богатые имения приходят в запустение. Кажется, сама земля головлёвского имения убивает своих помещиков. Возвращаясь в Головлёво, Степан называет её постылой, деревня кажется ему могилой.

Чудовищны прозвища, которые дают друг другу герои. Эти точные характеристики программируют их судьбы, потому что не могут постылые дети вырасти хорошими людьми. Уменьшительно-ласкательные формы прозвищ в сочетании с их смыслом – язвительный сарказм.

Особое внимание автор уделяет безбожию героев как последней ступени их падения. Отсюда в романе библейские образы и притчи. Роман начинается с повторения истории о блудном сыне. И если Степан во всём походит на библейского сына, прокутившего имение, то его родители совсем не напоминают библейского отца. Писатель сразу указывает на корень проблемы: установки и стереотипы передаются из поколения в поколение, всё усиливаясь.

Смерть Иудушки в конце романа напоминает смерть раскаявшегося уды. Герой пробуждается в страстную пятницу под влиянием чтения Евангелия и умирает, как и Иуда, в субботу.

Источник

«Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

Глава 1. «Семейный суд»

Арина Петровна Головлева — главная героиня романа, помещица, владелица крупного головлевского имения. Деятельная, властная, но экономная и жадная до денег, имеющая целью всей жизни накопительство своего состояния. Когда она выходила замуж, у них с мужем было всего 150 душ крепостных. К 60 годам на нее было записано уже 4 500 крестьян, да и поместье свое она увеличила в несколько раз, дотошно и скрупулезно скупая прилегающие к нему соседние деревеньки и леса.

Читайте также:  Невозможность принятия решения при депрессии

Ее муж, Владимир Михайлович, слова в семье не имел. Был легкомысленным, выпивал, бегал за горничными девками и практически не выходил из своей комнаты.

Старший сын — Степан (Степка-балбес, постылый), пошел характером в папеньку. Выучился в университете, но полученное образование на практике применить не сумел. Мать ему «выбросила кусок» — купила дом в Москве, который вскоре был продан за долги, пока он был в ополчении.

Дочь — Анна, сбежала из дома с корнетом, который вскоре ее бросил с двумя девочками-близнецами. Анна умерла, а ее дочерей Анниньку и Любиньку приютила у себя Арина Петровна.

Средний сын — Порфирий (Иудушка, Кровопивушка). С детства заискивал перед матерью, но она его боялась, чуя его темную душу. Служил по гражданской части в Петербурге.

Младший сын — Павел. Малообщительный, обособленный, лишенный всяких поступков человек. Служил в Петербурге по военной части.

Главный герой первой главы романа «Господа Головлевы» — Степан. После того, как его дом в Москве был продан, он вернулся к матери. Она вызвала к себе из Петербурга младших сыновей и устроила «семейный суд»: спросила у них, что они посоветуют ей делать с братом. Сама она планировала «выбросить кусок» еще раз — отослать его подальше от себя в маленькое вологодское имение, чтобы он ей глаза не мозолил. Однако путем хитрых и подобострастных речей Порфирий убедил ее, что его нужно оставить в Головлево. Скрепя сердце, она согласилась.

Арина Петровна, не интересуясь жизнью своего старшего сына, обрекла его на жалкое существование. Комнату, в которой он жил, никогда не убирали, постель не меняли, свечей ему по вечерам в целях экономии не давали. Жил он впроголодь, так как кормили его объедками со скудного барского стола. В теплой одежде и обуви на осень отказали. На оставленные ему братьями деньги он начал пить. Пробовал сбежать, но его вернули. Будучи болезненным (сильно кашлял), в таких условиях не прожил у матери и полугода — скончался.

Глава 2. «По-родственному»

После смерти Степана для Арины Петровны наступили смутные дни: все чаще люди говорили об отмене крепостного права, и ее это сильно тревожило. Умер муж, Владимир Михайлович. И некогда властная помещица все чаще начала мечтать вслух о том, что уйдет с близняшками-внучками в монастырь. Говорила она это больше, чтобы успокоить себя, но Порфирий в такие минуты всегда оказывался рядом и убеждал ее, что это для нее самый отличный выход из создавшегося положения.

Напуганная комиссиями по отмене крепостного права и убежденная Порфирием в правильности данного решения, в конце концов она разделила имение между братьями, а себе оставила капитал. Старшему отошел лучший кусок (Головлево), младшему — соседнее Дубровино. Порфирий оставил мать управлять своим имением, и она, желая отблагодарить сына за приют, потратила все свои деньги на расширение и процветание его поместья. Как только капитал у нее закончился, Иудушка тут же выставил ей счет за проживание, и она, оскорбленная и обиженная, с внучками уехала жить к Павлу, который оставил службу в Петербурге и безвыездно жил в Дубровине.

Младший сын не особенно был рад видеть маменьку, но, тем не менее, приютил ее у себя и не обижал. Но постепенно начал спиваться. Арина Петровна слишком поздно распознала недуг, начала хлопотать о том, чтобы он отписал Дубровино ей и внучкам, но к тому времени Павел уже не вставал с постели и не мог пошевелить даже рукой, чтобы подписывать какие-то документы.

Перед самой смертью Павла к брату приехал Порфирий с сыновьями-подростками: Петенькой и Володенькой. Разыграв комедию у постели больного, что ему невероятно жаль, на самом деле Иудушка был рад, что к его имению теперь отойдет еще одно поместье. После похорон Арина Петровна, не желая больше унижаться перед единственным оставшимся в живых сыном, уезжает с внучками в бедную и разоренную Погорелку — «кусок», который она когда-то «выкинула» дочери Анне.

Глава 3. «Семейные итоги»

Вскоре после переселения в Погорелку, уже повзрослевшие к тому времени внучки объявили бабушке, что не намерены жить в этом захолустье и поедут искать лучшей судьбы в город. Опустошенная, присмиревшая, обессилевшая Арина Петровна им не препятствовала. После их отъезда в ее жизни наступил тяжкий период. Дом сильно обветшал, усадьба была в запустении, доходов ниоткуда не было. Старая помещица распустила практически всю прислугу. Она могла целыми днями сидеть у окна и смотреть вдаль без всякого движения мысли. Уже ничто ее не радовало и не волновало.

Спустя какое-то время такого прозябания в Арине Петровне вдруг неожиданно проснулось желание сладкой жизни и радостей, которых она ранее себе не позволяла. Это заставило ее пойти на мировую с Иудушкой и стать частым гостем в его доме. Она была счастлива, что могла есть и пить власть (насколько позволяла жадность хозяина) и общаться «по-родственному» с сыном. Он снисходительно принимал маменьку, так как больше всего на свете боялся родительского проклятия.

К этому времени в его семье произошли серьезные изменения. Во-первых, его старший сын Володенька покончил жизнь самоубийством. Косвенно в этом был виноват отец, отказавший ему в деньгах, когда он в них сильно нуждался. Но Порфирий оправдывал себя тем, что сын женился без его родительского благословения. Во-вторых, рано овдовевший Иудушка взял себе в любовницы дочь местного дьячка Евпраксеюшку.

Неожиданно приезжает из города Петенька и объявляет, что он проиграл три тысячи казенных денег и теперь ему светит ссылка или каторга. Он просит их сначала у бабушки, потом у отца, но оба ему отказывают. Первая — ввиду своего реально бедного положения, второй — из-за своей жадности.

Жестокость Порфирия по отношению к единственному оставшемуся в живых сыну поражает Арину Петровну, на глазах которой все это разыгрывается. Она проклинает Иудушку и уезжает к себе в Погорелку.

Глава 4. «Племяннушка»

Вопреки ожиданиям, материнское проклятие Порфирий пережил на удивление легко. А вот Арина Петровна после таких событий слегла. Она перестала бывать в Головлево и общаться с сыном, хотя он к ней регулярно ездил. Вскоре ее не стало. Иудушка тотчас же разобрался с наследством. Забрал из поместья все, что принадлежало матери, оставив лишь то, что было записано на Анниньку и Любиньку.

Читайте также:  Заговор вызывающий чувство вины

Позже из газет Порфирий узнал, что Петенька был отдан под суд и отправлен в ссылку, но до конечного пункта не доехал, так как в дороге заболел и скончался.

Вскоре после смерти Арины Петровны в Головлево приехала одна из сестер — Аннинька. К тому времени они с Любинькой выступали в гастролирующем театре Харькова. Ее красота подействовала на Порфирия должным образом: он стал приволачиваться за собственной племяннушкой, но получил стойкий отпор. Она приехала только лишь для того, чтобы вступить в наследство. Удивилась запустению и бесцельной жизни в поместье. Иудушка как только не уговаривал ее остаться, даже пытался удержать насильно, но она была непреклонна и не была готова променять свою яркую, пусть и легкомысленную жизнь на прозябание в этом захолустье.

Наслушавшись от Порфирия, Евпраксеюшки, местного батюшки и даже прислуги в Погорелке почти открытых оскорблений в свой адрес, что она актриса и практически гулящая девица, а не барышня, Аннинька с чувством облегчения покидает постылое поместье.

Глава 5. «Недозволенные семейные радости»

Повествование возвращает читателя на несколько месяцев назад от последних произошедших событий. Будучи еще живой и еще до приезда Петеньки Арина Петровна заметила, что Евпраксеюшка отяжелела. Ее подозрения подтвердились — та носила под сердцем ребенка Порфирия. Мало того, что он был незаконнорожденный, да еще и, по подсчетам, был зачат во время поста — и это у благоверного-то и считающего себя таким верующим барина!

Так или иначе, но Арина Петровна нашла в этой беременности утешение и взяла на себя все хлопоты по приготовлению к родам. Иудушка вел себя настороженно и отчужденно, делая вид, что все происходящее его никак не касается.

Незадолго до родов разразился скандал с Петенькой, и Арина Петровна умерла, оставив Евпраксеюшку на попечение дворовой девки Улитушки. Порфирий не на шутку испугался, так как совершенно не знал, что делать с вскоре родившимся ребенком, так как был уверен, что маменька все устроит.

Во время тяжелых родов Евпраксеюшка чуть не отдала Богу душу, о чем постоянно докладывалось Порфирию Владимировичу, но тот лишь отмахивался и не хотел знать никаких подробностей. В итоге выжили оба — и мать, и новорожденное дитя, коего прибывший вовремя батюшка нарек Володимером.

Пока Евпраксеюшка отходила от тяжелых родов, Порфирий наконец-то принял решение относительно своего незаконнорожденного сына. Он отдал приказ Улитушке отвезти его в Москву в воспитательный дом (приют).

Глава 6. «Вымороченный»

Недолго Порфирий радовался, что так легко освободился от невыносимой ноши в виде незаконнорожденного сына. После родов Евпраксеюшка изменилась до неузнаваемости. На ее внутреннем состоянии сказалось все: тяжелые роды, когда она чуть не померла; исчезновение ребеночка, с которым ей даже не дали попрощаться; тоска гоголевского существования с вечными нравоучениями и пустословием барина. Все чаще она вспоминала приезд Анниньки, которая удивлялась, как такая молодая девица, как Евпраксеюшка, могла жить в таких ужасных условиях.

И она, которая раньше за день и слова и не говорила, совершенно неожиданно устроила опешившему Порфирию настоящий бунт обиженной и одинокой женщины. Она начала его каждодневно пилить по поводу того, что она ходит у него в любовницах, что он ничего-то ей не дарил никогда, что отнял у нее ребеночка и т. д. Иудушка поначалу пытался ей сопротивляться, но до ужаса боялся, что она уйдет к родителям и хозяйством по женской части заниматься будет некому.

Евпраксеюшке вскоре надоело пилить опостылевшего ей барина, и она ушла в загул, флиртуя и заигрывая сразу с двумя — конторщиком Игнатом и кучером Архипушкой.

Порфирий после таких событий совсем перестал общаться с людьми, почти никого до себя не допускал, ни с кем не общался. Запирался на целый день у себя в кабинете и начинал фантазировать, как он всем мстит за свое жалкое существование. В итоге перестал мыться и следить за одеждой, плохо и наскоро ел и начал разговаривать со своими вымышленными обидчиками. Люди и Евпраксеюшка поняли, что у барина помутился разум.

Глава 7. «Расчет»

Однажды декабрьским утром к запущенному и безмолвному поместью в Головлево подкатила кибитка, из которой выскочила слабая, изможденная девица. В доме ее еле узнали: то была Аннинька, одна из сестер. Она сильно похудела, сгорбилась и потеряла ту красоту, которой еще недавно щеголяла в свой последний приезд сюда. К тому же она очень надрывно и беспрестанно кашляла.

Ради нее из своего затворничества вышел выцветший и одичавший Порфирий.

Аннинька рассказала, как они с Любинькой потеряли работу в театре, так как стали обычными содержанками. У нее был купец Кукишев, у сестры — земский деятель Люлькин. Их одевали, кормили, поили, устраивали кутежи, дарили украшения и деньги. Веселье быстро закончилось, так как оба оказались мошенниками. Все, что было накоплено за год такой жизни, у сестер арестовали. После этого они пошли по рукам и подхватили заразную болезнь. Любинька не вынесла такой жизни и отравилась.

Аннинька не смогла покончить жизнь самоубийством и приехала в Головлево. Они стали помаленьку общаться с дядей. Порфирий стал отходить от своего помутнения разума. Оказалось, что племянница безудержно пристрастилась к водке — пить ее научил Кукишев. И Иудушка стал потреблять вместе с ней.

Аннинька в таких условиях еще больше захворала и все ночи напролет кашляла. Порфирий же вдруг только сейчас начал понимать, что ко всем смертям, которые случились за последние годы в Головлево, он имеет самое непосредственное отношение. Он не раскаялся, но это осознание его тяготило.

В марте, на страстной седмице, в ночь он пешком отправился на могилку к матери. Наутро недалеко от нее нашли его окоченевший труп. Приехали докладывать Анниньке, но и та лежала в бреду, в горячке и без сознания.

Источник

Оцените статью