Анализ эмоционального состояния школьников

ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся

Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Читайте также:  Йога как саморегуляция стресса

Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

Читайте также:  Психолог работающий с депрессией

• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Источник

Анализ эмоционального состояния школьников

В процессе исследовательской работы по биологии на тему «Изучение психоэмоционального состояния учащихся в период обучения» автором была поставлена цель, изучить психоэмоциональное состояние учащихся и выявить негативно влияющие факторы, создать статью на основе рекомендаций по искоренению этих факторов.

Подробнее о работе:

В исследовательском проекте по биологии «Изучение психоэмоционального состояния учащихся в период обучения» автор проводит анкетирование среди обучающихся школы и приходит к выводу, что подросткам не хватает должной опеки и опыта со стороны взрослых, которые должны являться опорой для их дальнейшей жизни. Это и другие факторы оказывают влияние на психическое здоровье школьников.

Оглавление

Паспорт проектной работы
1. Статья про изучение психоэмоционального состояния учащихся старшего звена лицея №150.
Вывод
Список литературы

Паспорт проектной работы

Руководитель проекта: Доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Мариничева Галина Николаевна

Учебный предмет: Биология.

Возраст учащегося: 17 лет.

Тип проекта: Исследовательский.

Цель проекта: Изучить психоэмоциональное состояние учащихся и выявить негативно влияющие факторы, с целью создания статьи на основе рекомендаций по искоренению этих факторов.

Задачи проекта:

  1. Провести анкетирование у учеников старшего звена
  2. Занести данные анкетирования в таблицы excel
  3. Составить диаграммы исходя из результатов анкетирования
  4. Проанализировать полученные результаты и выявить негативно влияющие факторы
  5. Составить рекомендации
  6. Написать статью о психоэмоциональном состоянии включающую рекомендации по избавлению от негативно влияющих факторов

Вопросы проекта:

  1. От чего зависит психоэмоциональное состояние?
  2. Как влияет психоэмоциональное состояние на успеваемость учеников?
  3. Как улучшить психоэмоциональное состояние учащихся, чтобы возросла успеваемость?

Продукт проекта: статья.

Актуальность: проект актуален на уровне социума и школы, каждый год растёт количество людей с повышенным уровнем тревожности , что сказывается на трудоспособности, усвояемости материала и социальности человека. Проблемы в данных сферах жизни приводят к замыканию человека в себе из-за чего растёт уровень суицидальных наклонностей среди подростков.

Этапы работы над проектом:

Номер этапа Дата Содержание работы Отметка о выполнении Коррективы
1 Сентябрь 2018 года Выбор темы, формы представления проекта, типа проекта, формулирование проблемы, цели, задач Выполнено Более конкретное проблемы и корректировка цели
2 Октябрь 2018 года Составление аннотации и актуальности работы Выполнено Нет
3 Ноябрь 2018 года Поиск статистики Выполнено Рассмотреть более обширное число ресурсов
4 Декабрь 2018 года Аналоговый анализ Выполнено Лучше раскрыть достоинства и инновации моего проекта
5 Январь-Май 2019 года Работа над анализом полученной информации, составление таблиц, диаграмм Выполнено частично Проверить значения данных

Статья про изучение психоэмоционального состояния учащихся старшего звена лицея №150

Что же такое психоэмоциональное состояние? Психоэмоциональное состояние- это сложный набор изменений, происходящих в теле и психике, включающий физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы, поведенческие реакции на ситуацию, воспринимаемую как важную для данного человека. Все наши мысли, эмоции и чувства вызывают реакции нашего тела. Чтобы найти причину проблем нужно придерживаться некоторым правилам:

Читайте также:  Народная цирковая студия радость

Во-первых, необходимо знать, как распознавать эмоции и понимать их. Если вы понимаете, почему вы подвержены стрессу, почему страдаете от беспокойства, чувствуете грусть, злость или обиду, тогда вы можете идентифицировать и устранить причины и улучшить состояние вашего эмоционального здоровья

Во-вторых, необходимо узнать источник стресса, чаще всего источником являются внутренние страхи, которые тянутся с самого детства. Самое эффективное в данном случае узнать причину возникновения страха. Страх-внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Если грамотно подойти к выбору психолога, который сможет вызволить все тайны из глубин сознания, и взрослым взглядом оценить всю серьезность, то можно спокойно отпустить этот страх.

В-третьих, никогда не забывать улыбаться, улыбкой вы способны поднять настроение не только себе, но и окружающим, что является решением проблемы с замкнутостью человека и его дальнейшей социализацией в обществе.

Цель: Изучить психоэмоциональное состояние учащихся и выявить негативно влияющие факторы, с целью создания рекомендации по устранению этих проблем с последующих улучшением психического и физиологического здоровья человека.

Методология: В процессе исследования психоэмоционального состояния учащихся использовались методы анкетирования, анализа опросников, систематизации и анализа литературы.

Результаты: Чтобы изучить психоэмоциональное состояние я использовала Оксфордский опросник счастья, опросник ВОЗКЖ-100 и опросник измерения уровня тревожности Тейлора.

Проведя анкетирование среди старшеклассников, я занесла данные в таблицы excel, проанализировав ответы тридцати одного обучающегося я сделала следующие выводы:

  • Многие учащиеся живут вдали от школы и каждое утро испытывают страх опоздать в школу из-за проблем с транспортом.
  • Конечно же, больше всего подростки недовольны своей внешностью, поэтому они так неохотно идут на контакт с окружающими, они боятся жестокой критики.
  • У многих опрошенных наблюдаются проблемы со сном, это сказывается на утомляемости учащихся и связано с дальнейшими низкими результатами в учебе.
  • Также многие отмечают низкую уверенность в себе из-за плохих оценок
  • Подростки очень боятся приближающегося будущего и ответственности
  • Большинство чувствуют себя “куклами” не в силах контролировать свою жизнь и судьбу
  • 80% хоть раз задумывались о скорейшем окончании жизни
  • Очень частая проблема- неспособность правильно распределить свое время
  • Все опрошенные запоминают чаще всего лишь плохие моменты

Исходя из самых распространенных негативных факторов можно прийти к выводу, что подросткам не хватает должной опеки и опыта со стороны взрослых, которые должны являться опорой для их дальнейшей жизни.

  1. Обратиться к психологу или к родственникам с целью поиска источника проблемы, совместного поиска решения и искоренение самой проблемы
  2. Научиться направлять всю энергию в нужное русло, это увеличит трудоспособность, а значит улучшатся результаты благодаря чему поднимется самооценка учащихся
  3. Встречать все проблемы с улыбкой на лице
  4. Спать не менее 8 часов
  5. Регулярные физические нагрузки
  6. В свободное время заниматься любимыми делами
  7. Вспоминать счастливые моменты
  8. Не бояться смотреть страху в глаза и бороться с ним

Вывод

Постоянный психологический стресс негативно воздействует на работу всего организма, поэтому очень важно следить за своим психоэмоциональным состоянием и уметь контролировать все свои эмоции. Благодаря сокращению стресса учащиеся будут ощущать себя более комфортно и смогут показывать высокие результаты.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, стресс, здоровье, успеваемость

Источник

Оцените статью