Анализ эмоционального состояния детей сирот

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей
статья по теме

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей

То, что происходит в обществе в наше время – экономический кризис, а в связи с этим снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, слабая защищенность семьи и детей, как социальной ценности со стороны государства и общества и другие проблемы привели за последние годы к возрастанию количества детей — «социальных» сирот (сирот при живых родителях). Современная образовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, не эффективна с точки зрения создания условий для полноценного развития личности. Как следствие материальных и нравственных проблем, происходит распространение психических и соматических заболеваний среди детей-сирот. Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида, что обуславливает одну из общественных проблем — социальную депривацию детей-сирот. В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современное общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему их социальной адаптации.

В специализированные учреждения обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от психической депривации. Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно получить породу новых, свободных от пороков людей. Эти педагогические проекты давно показали свою несостоятельность, но принципы организации государственной системы призрения в основном не изменились. Есть такие проблемы и у российских интернатных учреждений. Наблюдения за деятельностью детей, оставшихся без попечения родителей, позволили увидеть проблемы детей – частые конфликты, агрессивность, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблемой является и то, что педагоги не знают, как правильно оценивать различные поведенческие реакции ребенка, специфику его развития, особенности эмоционального состояния в момент общения, мало кто связывает эти проявления с состоянием тревоги у ребенка. Хотя зачастую подобное поведение не всегда отражает реальное состояние воспитанника, а направленно исключительно на то, чтобы взрослые обратили на него внимание. Данное наблюдение подтверждают исследования Власовой Т.А., Певзнер М.С. (1967), А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых (1990) и др.

В нашем исследовании была предпринята попытка изучить особенности эмоциональной сферы, уровень тревожности детей оставшихся без попечения родителей, а также способность адекватно оценивать и интерпретировать жизненные ситуации, умение воздействовать со взрослыми и сверстниками. Мы опирались на гипотезу, что эмоциональное благополучие ребенка зависит от уровня создания благополучного климата, полноценного общения и конструктивной тревожности в коллективе.

В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность. От этого фундамента зависят развивающиеся качества ребёнка — лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна. Если ребёнку говорили каждый день, что он слабый, ничего не может сделать сам, то он, в конце концов, поверит в это и будет жить с этим. В детском возрасте закладывается тот жизненный сценарий, который будет реализовываться в течение всей жизни.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей. Причины для попадания детей в детский дом разные, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства — это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем. Кроме того, при попадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которому привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, и ребёнок оказывается, как бы, не вписанным ни в какие отношения. А это состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всей жизни. И исходя из данного контекста воспитание в детском доме нельзя рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену.

Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Психолого-педагогические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников детских домов свидетельствуют о том, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее выражено снижение вербально — логического мышления. Большую трудность для дошкольников представляет вне ситуативно — личностная беседа. Как правило, вопросы «Кто вам больше нравится?», «Что вы любите?», «Какое у вас настроение?» и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме. Поэтому одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет. Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку — это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям. Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Часто у детей дошкольного возраста двигательная расторможенность и повышенная возбудимость сочетаются с повышенной истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью (так называемый церебрастенический синдром). Это говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости и отклонений в эмоциональном развитии являются не только психическая, социальная, эмоциональная депривации, но и наследственная (наследственная отягощенность нервно-психической паталогией) и врожденная (например, органическое поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития) патология. Для более точного определения психолого-педагогических особенностей развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома нами были использованы данные результатов исследований, проведенных М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и других. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Исследования, показывают, что детям, воспитывающимся в условиях детского дома к моменту поступления в школу не доступны пониманию такие эмоции, как гнев, страх, удивление, грусть. Это выражается в том, что дети данной категории не всегда правильно понимают выражение лица, не могут правильно оценить поступок, не понимают эмоциональные состояния людей, не могут воспринимать графическое изображение эмоций, не обозначают эмоцию словами, воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко. Эталоны выражения эмоций у детей не сформированы, составляющие элементы эталонов у детей не дифференцированы. Воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, дети данной категории выделяют отдельный, часто единичный элемент экспрессии.

  1. Адлер Г. Техника развития интеллекта. – М.: СПб.: Питер, 2001
  2. Асмолов А.Г. Психология личности . – М.: Смысл., 2001
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: «Академический проспект», 2004.
  4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение,1988.
  5. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие/ под ред. О.А, Шаграевой, С.А. Козловой . –М., Академия, 2004

Источник

Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот

Факторы девиации в эмоциональном статусе детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. Специфические условия, в которых протекает развитие этой категории детей — «депривация» и «не материнский уход». Использование рисуночных проективных методик.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.07.2018
Размер файла 556,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ветошкина С.А. Vetoshkina S.A.

Особенности эмоциональной сферы Peculiarities of emotional sphere in orphans: у детей6сирот. analysis through projective drawing tests

Современная зарубежная психология. Journal of Modern Foreign Psychology 2015. Том 4. № 1. С. 15—25 2015, vol. 4, no. 1, pp. 15—25.

Размещено на http://www.allbest.ru//

26 © 2015 ГБОУ ВПО © 2015

«Московский городской Moscow State University психолого6педагогический университет» of Psychology & Education

Размещено на http://www.allbest.ru//

Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот

студентка факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ

В статье приведен анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме формирования и функционирования эмоциональной сферы детей-сирот. В качестве факторов, определяющих девиации в эмоциональном статусе детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, рассматриваются специфические условия, в которых протекает развитие этой категории детей — «депривация» и «не материнский уход». В статье приводятся данные о методах изучения особенностей эмоциональной сферы у детей-сирот, в частности, использование рисуночных проективных методик и их сопоставление с данными, полученными в зарубежных исследованиях.

Ключевые слова: эмоциональное развитие детей-сирот, рисуночные проективные методики, депривация, уход.

Психолого-педагогические исследования особенностей развития воспитанников специальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют длительную историю и располагают обширной базой данных практически по всем проблемным точкам развития этой категории детей, позволяющих относить их к группе риска с точки зрения отклонений в общем психическом развитии и социальной адаптации [3; 4; 1-]. Воспитание детей в учреждениях этого типа протекает в условиях социальной депривации и деперсонализированного («не материнского») ухода, что противоречит естественному процессу формирования личности и социализации ребенка, традиционно протекающему в условиях семейного воспитания и материнского ухода как его неотъемлемой части. Формализация системы воспитания в детских учреждениях закрытого типа приводит к обеднению среды проживания ребенка и, как следствие, к сенсорной депривации (существенно снижающей когнитивное развитие воспитанников); к социальной депривации (вызванной дефицитом общения со взрослыми и приводящей к острым формам социальной дезадаптации); к эмоциональной депривации (проявляющейся в обеднении диапазона эмоциональных контактов с персоналом учреждения и вызывающей деформацию психического и личностного развития детей) [2; 8; 10].

Изучение особенностей эмоциональной сферы детей-сирот в данном ряду проблем весьма актуально, поскольку именно эмоционально-волевая сфера ребенка, по мнению исследователей, отвечает за становление личности ребенка. Исследования в данной области достаточно обширны

[5; -; 14; 18], однако в них до настоящего времени не полностью освещены психологические аспекты депривационных расстройств, связанных с эмоционально-волевой сферой детей сирот. Чаще всего фиксируются отдельные эмоциональные проявления, свойственные детям-сиротам, воспитывающимся в условиях учреждения закрытого типа: повышенная тревожность, эмоциональные срывы, аффективные реакции на препятствие, быстрое эмоциональное истощение, недоразвитие сложных социальных эмоций гордости и стыда, переживания успеха; повышенная агрессивность; эмоциональная холодность; неумение выстраивать эмоциональные контакты с окружающими и т. д. В то же время не получено однозначных сведений о том, какие системные изменения происходят в эмоциональной сфере детей-сирот, воспитывающихся вне семьи в учреждениях разного типа, и каковы последствия фиксируемых нарушений эмоционального статуса для их дальнейшего развития.

Другими словами, акцент в изучении эмоциональной сферы детей-сирот сделан на изучении внешних факторов, ответственных за ее формирование, а не на раскрытии и описании ее внутренней структуры. Это требует, с одной стороны, изменения угла зрения на проблему эмоционального развития детей-сирот, а с другой — обогащения экспериментального инструментария тестовыми материалами, позволяющими не только фиксировать наличие депривационных расстройств в эмоциональном статусе воспитанников детских домов, но и осуществлять коррекцию выявленных эмоциональных дисбалансов [12].

Условия формирования эмоциональной сферы детей-сирот

Согласно современным источникам, главным условием формирования эмоциональной сферы детей-сирот является не столько место их проживания (интернат, детский дом, семья попечителей и др.), а социальные и эмоциональные условия взаимодействия. То, каким образом происходит взаимодействие ребенка с его попечителями, учителями и воспитателями, становится ключевым аспектом его физического и психологического развития [7]. Отсутствие у ребенка достаточного социального и эмоционального взаимодействия (т. е. выраженная социальная и коммуникативная депривация) ведет к задержкам в его психическом и эмоциональном развитии даже в условиях семейного воспитания, тем более важно оно в условиях институциализированного воспитания при сохранении депривационных факторов в течение длительного времени [11; 13; 7].

Депривация как ограничение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей — основная причина искаженного развития детей-сирот [2; 5], поскольку она либо полностью изолирует ребенка от естественных источников удовлетворения его базовых потребностей, либо существенно ограничивает их число. Дети-сироты, воспитывающиеся в учреждениях закрытого типа, испытывают на себе большую часть возможных видов депривации: сенсорную, социальную, эмоциональную, материнскую и др.

Для наглядности будет уместно упомянуть сенсорную депривацию, как одну из ведущих причин нарушения развития детей-сирот. Вне зависимости от возраста, в котором ребенок оказывается в условиях сенсорной депривации, ее воздействие разрушительно. Экспериментально доказано, что в младенческом возрасте влияние сенсорной депривации приводит не только к психическим расстройствам, но и к физиологическим нарушениям, а иногда и к смерти детей. Гибель нейронов головного мозга, апатия, пассивность, бессонница, вялость, отставание в физическом и психическом развитии, повышенная агрессия, тревожность и страхи — лишь малая доля того, что происходит с ребенком в ситуации сенсорной депривации.

Сенсорный голод или обеднение среды является постоянной и острейшей проблемой детей-сирот, и одними игрушками решить ее невозможно. В частности, зарубежные ученые, занимающиеся вопросом сиротства, считают ключевым решением данной проблемы вопрос особого взаимодействия персонала детских учреждений с воспитанниками. В используемый ими термин «caregiving», который в прямом значении трактуется как «уход», они вкладывают более весомое содержание, чем российские специалисты.

Частота упоминания и специфическое смысловое наполнение данного термина показывают, что именно в отсутствии такого «ухода» зарубежные ученые видят ключевую причину нарушений развития детей-сирот, воспитывающихся в специальных учреждениях.

«Caregiving» рассматривается ими и как вид окружающей среды [17], и как система социальной помощи [15], и как вид социального взаимодействия [7]. В нем они видят и решение эмоциональных и поведенческих проблем в процессе развития детей, растущих без попечения родителей [7; 15; 17].

В одном из исследований [17] описан эксперимент, проводившейся в румынском приюте, когда группу выпускников технической средней школы обучили и наняли в качестве сиделок для детей-сирот на 12 месяцев. Каждый выпускник работал по принципу 1:4 (один воспитатель на 4 детей), причем группа детей не менялась. Перед началом работы эти волонтеры прошли обучение системе взаимодействия с детьми-сиротами по принципу «caregiving», которое включало навыки зрительного контакта; демонстрацию предметов; называние предметов, которые ребенок видит во время процесса «ухода»; привлечение детей к общим образовательным событиям (чтению книг, выходу на прогулку, совместную словесную игру); создание индивидуального «образовательного» плана для каждого ребенка и его реализация в ходе игры и совместного взаимодействия. Цель этого эксперимента — сравнить уровень детского развития в группе, работавшей с выпускниками (экспериментальная группа), и в группе, получавшей традиционное взаимодействие «воспитатель—ребенок» (контрольная группа). Выяснилось, что развитие детей в экспериментальной группе протекало быстрее и было более продуктивным, чем в контрольной группе. Это исследование продемонстрировало, что уровень образованности «ухаживающего взрослого», наличие у него навыков, необходимых для образовательного взаимодействия, создание небольших групп детей (не более 4-х в каждой) и обеспечение условий, при которых ребенок взаимодействует с одним и тем же взрослым на протяжении длительного времени — создают более благоприятные условия для развития детей-сирот. Эти условия являются благоприятными не только для успешного обучения и умственного развития детей, но и обеспечивают им получение столь необходимого социального и эмоционального опыта взаимодействия [9].

Изучение особенностей эмоциональной сферы детей-сирот

Знакомство с материалами исследований социального и эмоционального взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что анализ общего состояния эмоциональной сферы детей-сирот (нарушена/не нарушена, соответствует возрастной норме или нет) гораздо чаще становится объектом внимания исследователей, чем внутренние особенности эмоциональной сферы.

Возвращаясь к вопросу о формировании эмоциональной сферы сирот, надо сказать, что спектр нарушений, вызываемых депривацией или отсутствием надлежащего «ухода», достаточно широк. Эмоциональные нарушения представлены, прежде всего, аффективными нарушениями. Они становятся причиной проблем в формировании у детей адекватного образа мира, адекватной позиции, взаимоотношений с этим миром. Отличительной чертой таких нарушений является неадекватность силы и степени выраженности эмоций относительно длительности и значимости провоцирующих ситуаций.

В то же время необходимо отметить, что аффективные нарушения эмоциональной сферы могут возникать по целому ряду причин, которые условно можно свести к двум основным группам:

Органические причины (биотонус, тип нервной системы, нарушенное функционирование каких-либо органов, как врожденное, так и приобретенное.)

Социальные причины (неблагоприятный опыт взаимодействия ребенка с социальным окружением (взрослые, сверстники, семья).

К сожалению, дети-сироты попадают одновременно в обе эти группы, поскольку чаще всего имеют врожденные тяжелые болезни, отклонения в развитии или отягощенную наследственность.

Как правило, под определение эмоциональных нарушений подпадают три типа расстройств, так или иначе связанных с эмоциональной сферой: 1) расстройство поведения;

2) расстройство настроения; 3) психомоторные нарушения.

Следует отметить, что в части зарубежных источников эмоциональные нарушения и нарушения поведения не рассматриваются как компоненты единой структуры. Так, в исследовании Colvert, Rutter, Beckett et al., (2008) проблемы поведения и эмоциональные проблемы рассматриваются отдельно и определяются по разным критериям [1-].

Методы эффективного и безопасного исследования особенностей эмоциональной сферы детей-сирот

Ряд ученых поднимают вопрос о необходимости соблюдения особых требований к проведению экспериментальной работы с детьми-сиротами, что связано с лабильностью их психики и поведенческой неустойчивостью.

Именно эти свойства детей-сирот являются причиной, по которой анкетирование — не всегда результативная методика обследования. Причиной этого является такая черта детей-сирот, как демонстративность. В ряде анкет ими приводятся социально ожидаемые (с их точки зрения) варианты ответов, что, естественно, искажает получаемые результаты.

При проведении исследований эмоциональной сферы детей-сирот следует также учитывать факт их эмоциональной травмированности. Лишь у небольшого числа детей-сирот не наблюдается психологических травм. Психологические травмы испытуемых в такого рода выборках чаще всего связанны с потерей родителей, как физической (смертью), так и моральной (когда ребенок изъят из семьи органами опеки), болезнью самого ребенка, о чем так же говорится в зарубежной литературе [15]. Существуют и другие причины, но эти две травмы присутствую почти у всех детей-сирот.

Наиболее результативным и безопасным в работе с детьми-сиротами, по мнению целого ряда исследователей, является метод проективных рисуночных методик. Считается, что при использовании рисуночных методик с последующим обсуждением их с ребенком или без него, сбор данных осуществляется менее травматичным способом, а ребенок может самостоятельно контролировать процесс исследования, определяя, чем именно он хочет поделиться с исследователем. Исследователь же получает возможность глубже и полнее понять ребенка, его взгляды, переживаемые им проблемы [15]. При правильной организации исследования с использованием проективных методик можно добиться, чтобы ребенок чувствовал себя раскованным и защищенным, а его коммуникативность и контактность достигли более высокого уровня.

Такие свойства рисуночных методик делают их наиболее подходящими для работы с детьми-сиротами. Используя рисуночные проективные методики, можно выявить не только основные, необходимые исследователю показатели, но и дополнительные. Например, при интерпретации рисунка с помощью проективной рисуночной методики «Рисунок семьи животных» [1], направленной на выявление особенностей внутрисемейных отношений, можно увидеть не только несформированность представлений о внутрисемейных отношениях, но и определить наличие высокого уровня вербальной агрессии, демонстративности, повышенной тревожности, проблем с передачей вербальной и визуальной информации и т.д.

Выявленные особенности эмоциональной сферы детей-сирот

Проведенное нами в 2014 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете исследование особенностей эмоциональной сферы детейсирот с помощью анализа рисуночных проб показало, что для детей-сирот 10— 14 лет, воспитывающихся в детских домах, характерны повышенная тревожность (100% испытуемых), агрессивность (85% испытуемых) и демонстративность — (100% испытуемых).

Рисунок Даши (имя изменено), 14 лет, проживающей в условиях детского дома в Москве

Зарубежные исследователи, используя разные, в том числе не рисуночные, тестовые материалы, также свидетельствуют о повышенной агрессивности у детей-сирот [13]. Иногда агрессивность отмечается в поведении детей как временное проявление, связанное с адаптацией к социальному учреждению. Решение этой проблемы видят в формировании безопасной привязанности ребенка к воспитателю, при которой уровень агрессивности снижается. В ряде исследований проблема агрессии либо не рассматривается вовсе [15], либо рассматривается как побочный эффект решения социальных задач и не подвергается специальному анализу [11].

Тревожность и демонстративность трудно поддаются изучению с помощью методов самоотчета и самоанализа, доминирующих в зарубежных исследованиях, хотя в тесте CAPA (California Alternate Performance Assessment) тревожность включена в диагностируемый спектр, однако при обсуждении результатов тестирования автор не уделяет этому показателю достаточного внимания [13].

Проблема переживания одиночества у детей-сирот фиксируется многими учеными, которые связывают ее с изолированностью и отвержением со стороны сверстников. Используя материалы опроса детей, можно получить вербализованные переживания своей отверженности: «Люди ни за что ненавидят меня, когда я спрашиваю их, почему вы ненавидите меня, они не отвечают» [15].

Подробного анализа того, что из себя представляет феномен психологического ухода от реальности у зарубежных авторов практически не встречается при описании маленьких детей, только приводятся аргументы в пользу детской игры как необходимого пространства, в котором они могут быть активными и весело проводить время [15].

При анализе поведения детей-сирот уход от реальности рассматривается с позитивной точки зрения, а не как выпадение из реальности. Негативные смыслы этот феномен приобретает только при описании поведенческих проблем у сирот-подростков, когда эскапизм принимает нежелательные формы поведения (например, компьютерной или химической зависимости).

У достаточно большого количества детей в нашем эксперименте (71,4%) были зафиксированы признаки эмоциональных травм. Этот параметр оценки эмоциональной сферы детей-сирот встречается в зарубежной литературе довольно часто. Например, исследование, проведенное в Мпумаланга — одной из африканских провинций — с детьми, большинство которых стали сиротами из-за смерти родителей от ВИЧ, было целиком посвящено проблеме психологических травм у детей-сирот [15]. По материалам этого исследования, психологическая травма может выражаться в виде депрессии, печали, гнева или вины. Кроме того, эти дети часто подвергаются остракизму со стороны общества и школы из-за клейма ВИЧ.

В этом же исследовании рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей-сирот и текущего восприятия пережитых ими историй. Путь к улучшению жизни этих детей пытаются найти в повышении естественной для детей жизнестойкости («resilience») т.е., способности быстро восстанавливать физические и душевные силы, своего рода психофизической регенерации, эластичности психики. Именно в помощи детям в нахождении внутри себя этой своеобразной «устойчивости» к неблагоприятным внешним воздействиям авторы исследования видит выход для этих детей [15].

Проблема особенностей эмоциональной сферы детей-сирот по-прежнему остро стоит в мировой науке, но освещена она далеко не равномерно. Многие зарубежные исследователи не столько анализируют особенности нарушений в эмоциональной сфере детей-сирот, сколько фиксируют их наличие или отсутствие в разных системах воспитания детей-сирот.

Направленность на поиск путей решения проблемы нарушения эмоционального развития представлена в ряде зарубежных источниках в качестве программ интервенции, направленных на решение конкретных практических задач. Однако в подавляющей части проанализированных нами источников осуществляется простой сбор статистических данных.

Адекватные возрасту и условиям воспитания способы воздействия на эмоциональную сферу детей-сирот, как правило, не приводятся и лишь вскользь упоминаются при описании мер воздействия на детей со стороны, опекунов, воспитателей или привлеченных взрослых, зафиксированных при анкетировании. Как следствие, ощущается дефицит методов изучения и коррекции эмоциональной сферы детей, воспитывающихся без попечения родителей.

В то же время часть полученных нами данных находит подтверждение в зарубежных источниках. В связи с этим мы считаем необходимым продолжить как эмпирическую, так и обзорную часть нашей курсовой работы.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство.М.: Владос-пресс, 2003. 1-0 с.

Егорова М.А. Особенности психологических новообразований подростков в школе интернате // Дефектология: Научно-методический журнал. 200-. № 1. С. 25—29. 3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с. 4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. —е изд. М.: «Академия», 2000. С. 45-.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. 41с.

Bowlby J. Maternal care and mental health // Bulletin of the World Health Organization. 1951. Vol. 3. P. 355—533.

Crockenberg S.C. How valid are the results of the St. Petersburg-USA orphanage intervention study and what do they mean for the world’s children? // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. № 73. P. 2-3—270. doi:10.1111/j.1540-5834. 2008.0049-.x.

Gunnar M.R., van Dulmen M.H.M., Team I.A.P. Behavior problems in post-institutionalized internationally adopted children // Development and Psychopathology. 2007. № 19. P. 129—148.

Institutional rearing and psychiatric disorders in Romanian preschool children / Zeanah C.H., [et al.] // American Journal of Psychiatry. 2009. Vol. 1—, no. 7. Р. 777—785. эмоциональный сирота рисуночный депривация

Juffer F., van IJzendoorn M.H. Behavior problems and mental health referrals of international adoptees: a meta-analysis // Journal of the American Medical Association. 2005. № 293(20). P. 2501—2515.

Merz E.C., Mccall R.B. Behavior problems in children adopted from psychosocially depriving institutions. // Journal of Abnormal Child Psychology. 2010. Vol. 38, №. 4. P. 459—70. doi:http://dx.doi.org/10.1007/s10802-009-9383-

Normality and impairment following profound early institutional deprivation: a longitudinal follow-up into early adolescence / Kreppner J.M., [et al.] // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43, № 4. Р. 931—94-.

Sonuga0Barke E.J., Schlotz W., Kreppner J.V. Differentiating developmental trajectories for conduct, emotion, and peer problems following early deprivation. // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2010. Vol. 75, №. 1. P. 102—124. doi: 10.1111/ j.1540-5834.2010.00552.x.

Spitz R.A. Hospitalism: A follow-up report // The Psychoanalytic Study of the Child. Vol. 2. 194-. P. 113—117.

Teresa A.O. The use of drawings to facilitate interviews with orphaned children in Mpumalanga province, South Africa // South African Journal of Education. 2012. Vol. 32, № 4. P. 428—440.

The delayed onset of emotional difficulties following severe early deprivation: findingsfrom the ERA study / Colvert, E. [et al.] // Development and Psychopathology. 2008. Vol. 20. P. 547—5-7.

Theoretical, empirical, and practical rationale // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. Vol. 73. P. 1—15.

Tizard B., Hodges J. The effect of early institutional rearing on the development of eightyear-old children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1974. Vol. 19. P. 99—118.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблема и особенности психического развития детей, воспитывающихся без семьи и попечения родителей. Исследование эмоционального взаимодействия младших школьников в учреждениях интернатного типа, ситуация социальной и эмоциональной депривации в их жизни.

реферат [30,2 K], добавлен 03.09.2011

Характеристика особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Психологические особенности социальной депривации таких детей. Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 26.10.2010

Научно-методическая основа интерпретации проективных рисуночных методик. Понятие эмоциональной сферы ребенка. Отражение в рисунках детей индивидуальных особенностей и эмоционально сферы личности. Методика и техника проведения психологических тестов.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 01.03.2014

Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот с нарушением интеллекта. Исследование уровня тревожности. Механизм формирования агрессивного поведения умственно отсталых детей. Специфика развития самооценки, ее влияние на успехи в обучении и общении.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 06.11.2014

Специфические закономерности психического развития детей с нарушением слуха. Особенности развития познавательной сферы детей с проблемами слуха: внимание, память, мышление и восприятие. Факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы глухих детей.

реферат [38,5 K], добавлен 05.12.2010

Источник

Читайте также:  Как измерить уровень стресса браслет
Оцените статью