- Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам
- Картинка к стихотворению Два чувства дивно близки нам
- Популярные темы анализов
- Александр Пушкин — Два чувства дивно близки нам: Стих
- Анализ стихотворения «Два чувства дивно близки нам» Пушкина
- Анализ стихотворения «Два чувства дивно близки нам»
- «Два чувства дивно близки нам…» А. Пушкин
- Анализ стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам…»
Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам
Патриотизм и любовь к родному краю – вот какими чувствами должен обладать настоящий человек, гражданин своей страны. Он должен знать свою историю, помнить о своих героях и стараться быть хоть чуточку похожим на них. Именно о таких важных и ответственных темах пишет Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Два чувства дивно близки нам…».
Проникнут высоким патриотизмом, стих содержит в себе гимн каждого уважающего себя гражданина. Александр Сергеевич хочет донести нам, что не стоит забывать своих предков, их мужественные и воистину храбрые поступки, их патриотизм и верность, их смелость и выдержку ради единственной цели – обретения и сохранения независимости своей страны, её прославление и укрепление. Неизлечимое количество наших предков положили свои жизни во имя государства, они воевали, чтобы настал мир, они умирали, чтобы мы жили. А забывать их достижения, значит отказываться от своей семьи, от своей страны, от своей жизни.
Вторым «чувством» великий поэт называет любовь к родной земле, где ты родился, где вырос и где познал первые азы жизни. Неважно, с какой мы семьи, какую деревню или город представляем – важно лишь то, что все мы граждане одной страны, дети одной великой державы. Потому стоит ценить и беречь свою природу, делать всё чтобы она цвела и радовала новые поколения своими плодами.
Весь стих Александра Сергеевича пронят также глубоким философским подтекстом, который передает долгие размышления автора о том, кто на самом деле есть патриоты, а кто – просто граждане, обитатели определенной земли. Да, великий писатель видит людское величие не в искусстве, творчестве или неизменности, а в том, чтобы элементарно не быть противником родины, её тираном или ещё хуже – просто позабыть, предать родину как таковую. Потому стихотворение вышло одновременно эмоциональным и заставляющим задуматься каждого о своей роли в державе. Стоит отметить, что Пушкин своим стихом не выполняет нравоучение, не старается навязать свою точку зрения, а пишет в форме рекомендации, в форме логичного умозаключения и естественности понятий.
Следовательно, Александр Пушкин в своем стихе «Два чувства дивно близки нам…» призывает всех своих земляков и граждан других стран быть высоко патриотичными, любящими отечество и всё, что связано с ним гражданами, которые не побоятся гордо сказать, что у них держава, как и жизнь, единственная.
Картинка к стихотворению Два чувства дивно близки нам
Популярные темы анализов
Сталинское время очень сложное. Безвинные подвергались суровым наказаниям и тюрьме. Многие умирали из-за невыносимых тюремных условий. И Заболоцкого не миновала ссылка. Вот именно после нее,
Стихотворение «Бесы» является одним из апогеев философского творчества Александра Сергеевича. Оно было написано в период его временного проживания в усадьбе, на природе, во время эпидемии холеры. Данное обстоятельство дало А. С. Пушкину
Произведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее,
Патриотизм и любовь к родному краю – вот какими чувствами должен обладать настоящий человек, гражданин своей страны. Он должен знать свою историю, помнить о своих героях и стараться быть хоть чуточку похожим на них.
Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается,
Источник
Александр Пушкин — Два чувства дивно близки нам: Стих
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
Анализ стихотворения «Два чувства дивно близки нам» Пушкина
В творчестве А. С. Пушкина большое место уделено философской лирике. Поэта серьезно волновали вопросы, связанные с назначением человека и смыслом его жизни. Такому размышлению посвящено произведение «Два чувства дивно близки нам…» (1830 г.).
Существует два варианта стихотворения. Первый состоит из двух строф, в которых есть пропущенные места. Во втором варианте восстановлены пропущенные слова, а в центре вставлена еще одна строфа. Так или иначе в первом четверостишии заложена основная идея произведения. В оставшихся Пушкин развивает и конкретизирует свою мысль.
Поэт утверждает, что для любого человека самыми близкими и дорогими являются два чувства: «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Первое чувство не стоит воспринимать буквально. «Пепелище» символизирует родной очаг, а в более широком смысле — место, где человек появился на свет. Пушкин очень высоко ценил понятие родины. Испытав в молодости горечь изгнания и тоску по Отечеству, он до конца жизни сохранил любовь к своему родному краю.
«Любовь к отеческим гробам» заключается не только в регулярном посещении могил своих родственников. Это чувство означает преданность заветам своих предков, уважительное и почтительное отношение к своим национальным корням. Пушкин, как известно, по одной линии вел свое происхождение от привезенного в Россию Петром I Ганнибала. Это нисколько не мешало ему считать себя чисто русским человеком. Интерес к отечественной истории, восхищение перед подвигами и великими деяниями предков были органически присущи Пушкину. По его мнению, такие же чувства должен испытывать каждый гражданин своей страны.
Развивая свою мысль, поэт заявляет, что от наличия этих основных чувств зависит «самостоянье человека, залог величия его». Если люди забывают о своих национальных корнях, плюют на свое прошлое, то они теряют уважение не только по отношению друг к другу, но и вызывают презрение у граждан других стран. Историю часто называют бесполезной наукой. Однако при малейшем обострении международных отношений противники начинают оперировать примерами из истории и извлекать из архивов «секретные» документы, доказывающие их превосходство. Современная идеологическая война во многом опирается на историческую науку.
В заключительной строфе Пушкин закрепляет свою мысль. Без двух основополагающих чувств внутренний мир человека становится пуст. Пуста и его душа, превращающаяся в «алтарь без божества».
Философские размышления Пушкина в стихотворении «Два чувства дивно близки нам…» особенно актуальны в наше время. Отсутствие духовных принципов и отрыв от своих корней становится одной из острейших проблем современного мира.
Источник
Анализ стихотворения «Два чувства дивно близки нам»
Достаточно прочитать стихотворение Пушкина «Два чувства дивно близки нам » чтобы проникнуться чувством единения с родной землёй, её народом и историей, включить в своё сознание историческую память, без которой невозможно ощутить принадлежность к стране, её культуре и традициям.
Оно по-пушкински лаконично и ёмко, выразительно и остро. Каждое слово значимо здесь. Попробуем выделить в нём ключевые слова, то есть те, которые несут главный смысл произведения. (Чувства, сердце, пища, любовь, родное пепелище, отеческие гробы, святыня, алтарь.)
Это не просто ключевые слова, а слова-образы. Вдумаемся в смысл каждого из них.
О каких же чувствах говорит поэт? Что подразумевает под любовью к «родному пепелищу» и к «отеческим гробам»?
Только некоторые старшеклассники воспринимают слово «пепелище» буквально, то есть как место пожарища; большинству же интуиция и эпитет «родной» подсказывает верный ответ — родина. И всё же уточним лексическое значение этого слова. Пепелище — родная земля; наследованный от предков дом, который в прежнем обиходе назывался отчим домом.
Когда-то давно жизнь семьи, поколение за поколением, проходила в родовом доме, и он становился для человека малой родиной. Этот дом не бросали; из него уходили, чтобы вернуться; его образ хранили на чужбине как святыню; его защищали в годину народных бедствий; в нём черпали духовные силы. Дом был центром жизни рода …
— Есть связь между «родным пепелищем» и «отеческими гробами»?
Самая прямая. Упоминание о «гробах» отправляет нас в прошлое, отсылает туда, где покоятся родные, близкие нам люди, то есть опять же к нашему роду и месту , где этот род обретает покой, и пока мы помним об ушедших, не исчезает род (народ!), не нарушается связь поколений, не выпадают звенья цепи: ушедшие продолжают жить с нами.
Значит, «любовь к отеческим гробам» — это память о родном и близком.
— Как вы думаете, это только память о родных людях или это понятие шире? Что же в таком случае входит в него?
Нет, конечно, Пушкин имеет в виду не только любовь к своим родным и близким. Понятие «отеческие гробы» вмещает в себя и историю родной земли и её народа, и память о прошлом. Любовь к родной земле тесно связана с памятью духовной, она основана на истории рода, народа, родины. Обратите внимание на то, что все эти слова одного корня!
— С чем сравнивает поэт «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» и почему?
Он называет их «животворящей святыней». Попробуем объяснить эти слова.
Святыня — это то, что свято, то, чему поклоняются. Животворящая — значит «дарующая силы, обновляющая, чудесная» (сравните: Животворящий Крест Господень).
Человек, ценящий и уважающий свою историю, культуру, народ, черпает в них силы, веру, надежду, любовь, справляется с любыми испытаниями и никогда не теряет чувства
собственного достоинства.
— Как помогают понять силу этих чувств пушкинские сравнения?
«Земля была б без них мертва, / Как … пустыня / И как алтарь без божества».
В самом деле, что такое алтарь (жертвенник) без божества? Он теряет всякий смысл и превращается просто в декоративное сооружение.
А вот в строке «Как … пустыня» пропущено слово — эпитет или часть развёрнутого сравнения. Попробуйте подобрать это слово.
Очень интересные варианты подбирают учащиеся: как бесприютная пустыня, как иссушённая пустыня, как без оазиса пустыня, как без кочевника пустыня; как без воды (без дождя) мертва пустыня и т. д.
Характерно, что ни один вариант не удовлетворяет их полностью: им не хватает пушкинской ёмкости.
Может быть, и Пушкин не нашёл подходящего слова? И предпочёл оставить пустыню без эпитета: ведь пустыня и сам по себе очень значимый образ … Пустыня — это и место отшельничества, испытаний и Божественных откровений. Именно здесь готовился Иисус
Христос к своей великой Жертве.
Удивительно: после этих слов с предпоследней парты раздался робкий голос совсем не выдающегося ученика: «А может быть, надо было: «Как без Христа мертва пустыня»?» Комментарии здесь, думаю, излишни …
Итак, в двух дивных чувствах — «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам», то есть в любви к родине и народу сердце «обретает пищу». Что это значит? О какой пище идёт речь?
С точки зрения биологической сердце — главный орган в организме человека, обеспечивающий его жизнедеятельность. А с точки зрения духовной сердце — воплощение нравственного, духовного начала, оно ведает нашими чувствами.
Конечно, в стихотворении Пушкина речь идёт о сердце, которое представляет духовное начало человека, и потому имеется в виду пища духовная, наша духовная жизнь. Духовной пищей для сердца в данном случае является любовь «к родному пепелищу» и к «отеческим гробам».
Эта любовь восстанавливает «связь времён», сохраняет лицо народа, питает его творческую энергию.
Любовь всеобъемлюща, она проникает во все сферы человеческой жизни и обретает разные формы и проявления, но в пушкинском понимании любовь непременно возвышающая, приближающая к небу.
Источник
«Два чувства дивно близки нам…» А. Пушкин
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как . . . . . . . . пустыня
И как алтарь без божества.
Дата создания: первая половина октября 1830 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам…»
Стихотворение «Два чувства…» написано А. С. Пушкиным в плодотворную болдинскую пору в первой половине октября 1830 года и при жизни поэта так и не было опубликовано.
Будучи лирическим по форме, оно имеет явное философское углубление. В произведении отсутствует лирический герой, а рассуждение проводится от имени автора. Оно выражает порыв души, мысль, тревожащую поэта. Ни один человек не может жить без корней – и Пушкин, сознавая социальную ответственность дворянства как хранителя исторической памяти, живо интересовался славной историей своей семьи, своей родословной. Перспектива скорой женитьбы сделала для поэта актуальной тему дома как места, в котором человек живет своей подлинной жизнью.
Центральное место произведения занимают отточенные поэтические формулы – «любовь к пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Они утверждаются в качестве статуса общечеловеческих ценностей. В составе оборотов слово «любовь» является эвфемизмом, заменой понятий «уважение» и «гордость».
Средства художественной выразительности, которые использует поэт метонимия – «любовь к пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «пища сердца». В качестве других выразительных средств используются эпитеты – «животворящая святыня», «родное пепелище», олицетворение – «земля мертва», сравнения – «земля, как … пустыня, как … алтарь». Используется и перенос смысла – слово «пепелище» в контексте приобретает значение дома, унаследованного от предков, места, где пылал родительский очаг.
Пропуск во второй строфе, как утверждают издатели, редактировавшие стихотворение, могла выглядеть следующим образом: как без оазиса (источника) пустыня, где источник – красивый библейский образ духовного начала самой жизни, ее абсолютного смысла. Но такое решение, видимо, показалось автору слишком очевидным, и он не принял его.
Слово «гробы» употреблено поэтом, конечно, не в прямом значении средства погребения. Отеческие гробы метафорически символизируют ушедших в мир иной славных предков, а любовь к отеческим гробам – наследственную память, личное историческое сознание и неразрывную связь поколений, столь характерную для русской ментальности. Эта духовная связь позволяет говорить о прочных корнях, которые и делают человека патриотом. Чувство родины для поэта свято, и недаром он использует религиозную лексику – святыня, алтарь, божество. Это свидетельствует о глубоких духовных исканиях поэта.
Произведение стало апелляцией к истории своего рода и ответом на издевательский памфлет своего вечного противника Ф.В. Булгарина, попыткой отстоять личное достоинство. Небольшое по объему сочинение написано высоким слогом и символизирует слияние большой истории отечества и конкретной семейной истории.
Источник