- Тест Айзенка на темперамент
- Это интересно
- Типы темперамента и их характеристика
- Свойства темперамента
- Виды темперамента
- Это интересно
- История возникновения теста
- Психологические основы метода
- Это интересно
- Экстраверсия
- Нейротизм
- Методика проведения теста и результаты
- Аналитическая справка. «Тип темперамента подростка»
- Анализ результатов психологической диагностики по методике «Типы темперамента» ЕРI Г. Айзенка
Тест Айзенка на темперамент
Опросник, состоящий из 57 утверждений, с которыми можно согласиться, не согласиться или ответить – «Не знаю». Тест позволяет определить один из 4 типов темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Время для прохождения теста не ограничено. Для достоверно результата следует отвечать максимально искренне, так как в тесте предусмотрена проверка на ложь.
Это интересно
Темпераментом называется индивидуальная особенность психики, которая формирует реакции на внешние раздражители. Темперамент – врожденное качество характера человека, включающее несколько проявлений:
Типы темперамента и их характеристика
Свойства темперамента
Для разделения темперамента на 4 типа, было выделено несколько свойств данного понятия:
- Эмоциональная возбудимость. Отображает тот минимальный уровень раздражителя, воздействие которого вызовет эмоциональный отклик.
- Активность и неактивность. Активность отображает количество внутренних энергетических ресурсов, которые использует человек для достижения цели. Неактивность показывает, насколько человек невосприимчив к раздражителям, например, оскорблениям.
- Пластичность и ригидность. Оба понятия отображают, насколько человек способен приспосабливаться к изменению внешних условий.
- Экстраверсия и интроверсия. Экстраверты зависят от проявлений внешнего мира, а интроверты – от внутренних особенностей собственной психики.
- Темп реакций. Отображает скорость реагирования на раздражитель, темп речи, моторику, а также быстроту восприятия информации.
Виды темперамента
Характеристика основных видов темперамента:
- Холерик. Отличается повышенной возбудимостью и сниженными показателями тормозных реакций. Он активный, склонен к частым сменам настроения, вспыльчив, иногда агрессивен. Движения, мимика и речь холерика порывистые и быстрые. Контроль над эмоциями и чувствами снижен.
- Меланхолик. У него тоже снижен контроль над эмоциональным фоном. Меланхолик очень восприимчив к раздражителям, отличается чувствительностью. Такие люди замкнуты, боятся перемен, постоянно переживают. Эмоции в большинстве своем отрицательны.
- Сангвиник. Считается наиболее уравновешенным в плане реактивности и тормозных реакций типом темперамента. Он отличается быстрой сменой впечатлений, интересов, планов, деятельности. Проявляется высокую активность в тех сферах, которые ему интересны. Сангвиники отзывчивы и жизнерадостны, для них характерно некоторое легкомыслие.
- Флегматик. Главное отличительное качество флегматика – спокойствие. Его очень трудно вывести из равновесия, но в то же время адаптационные возможности у него очень низкие. Он долго переключается из одного состояния в другое, поэтому его эмоциональный фон обычно постоянный.
Проявление каждого из видов темперамента традиционно можно проиллюстрировать следующим изображением, где поочередно нарисованы: холерик, флегматик, меланхолик и сангвинк:
Это интересно
Человек не может точно олицетворять один из типов темперамента, в каждом из нас соединяются сразу несколько их видов. Благодаря тесту Айзенка, который можно пройти на нашем ресурсе, определяется не столько темперамент, сколько именно тип личности.
История возникновения теста
Исследования Айзенка в плане типов темперамента берут свое начало с первой половины 20 века. Первый составленный им опросник появился в 1947 году и был направлен на выявление нейротизма. Опросник составлялся путем заимствования утверждений из других тестов. С утверждениями следовало либо согласиться, либо нет.
После этого появился второй тест-опросник в 1956 году. В нем исследовались уже две черты: нейротизм и экстраверсия/интроверсия. Также к нему добавились пункты, позволяющие определить уровень искренности обследуемого. Следующий опросник состоял из большего количества вопросов, но не отличался по критериям оценки и лишь в последнем варианте теста появился еще один критерий – психотизм, который выявляет признаки неадекватности.
Зачастую при плановом обследовании по тесту Айзенка прибегают к третьей форме опросника без оценки психотизма. Для выявления темперамента достаточно экстраверсии, нейротизма и уровня искренности.
Психологические основы метода
Определение типа темперамента, исходя из исследований Айзенка, возможно при выявлении двух свойств: экстраверсии и нейротизма. Сочетание этих характеристик и их выраженность формирует определенный тип личности.
Это интересно
Экстраверсия
- Типичный экстраверт. Открытый и общительный, чувствует необходимость находиться в социуме, где проявляет высокую активность. Преобладают положительные эмоции, контроль чувств снижен.
- Типичный интроверт. Замкнутый, слабо контактный с людьми человек, который предпочитает внешнему миру внутренний. Любит самоанализ, из-за чего серьезен при принятии решений, предпочитает не рисковать. Эмоциональный фон направлен в сторону негатива, но вывести интроверта из себя очень сложно.
Нейротизм
- Устойчивость. Характеризуется умением приспосабливаться к различным переменам, добиваться своей цели, не реагируя на окружающие раздражители. Такой человек редко беспокоится или боится будущего. Характерна сниженная эмоциональность.
- Лабильность. Плохой уровень адаптации к переменам, а также постоянное переживание и страх. Выражается в быстрой смене настроений и плохом контроле чувств. Такого человека легко сбить с намеченного пути.
Методика проведения теста и результаты
Опросник состоит из 57 утверждений, с каждым из которых можно согласиться, не согласиться или пропустить. Определенные блоки вопросов направлены на оценивание одного критерия, однако для того, чтобы оценить искренность и исключить намеренные ответы, все группы перемешаны между собой. За каждый ответ начисляются баллы: «Да» — 2 балла, «Нет» — 0 баллов и «Не знаю» — 1 балл. После этого, исходя из знания, какое утверждение какой признак характеризует, подсчитываются баллы для каждого критерия, то есть, для экстраверсии, нейротизма и искренности.
Интерпретация результатов теста производится с помощью системы координат, где вертикальная ось – это нейротизм, а горизонтальная – экстраверсия. Система выглядит следующим образом:
Таким образом выясняют определенный тип темперамента. Однако Суходольский предложил некое уточнение для данного теста, которое проиллюстрировано в следующей системе:
В интерпретации результатов по Суходольскому тип темперамента определяется более точно, так как система содержит пограничные состояния.
Наиболее часто используется шкала результатов, разработанная Айзенком, исходя из которой, результаты следует воспринимать следующим образом:
- Холерик – сильный, активный, неуравновешенный;
- Сангвиник – сильный, активный, уравновешенный;
- Флегматик – сильный, неактивный (инертный), уравновешенный;
- Меланхолик – слабый, неактивный, неуравновешенный.
Более подробно разобраться в своем типе личности позволит полная характеристика каждого из типов темперамента, о которой говорилось выше. Следует помнить, что тест показывает лишь доминирующие черты, а «чистых» холериков, флегматиков и т. д. среди людей не бывает.
Источник
Аналитическая справка. «Тип темперамента подростка»
по итогам тестирования индвивидуально – психологических черт личности.
Диагностическая цель: опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.
Дата тестирования: апрель 2021 г.
Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет узнать темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.
Участники обследования: воспитанники спецшколы(31 человек).
Средняя эмоциональная устойчивость
Склонность к интроверсии
Средняя эмоциональная устойчивость
Средний уровень эм. устойчивости
При работе с подростками-холериками и меланхоликами следует учитывать ,что их отличает неустойчивость , нестабильность настроения, а сангвиники и флегматики отличаются устойчивостью и мажорностью мироощущения. Меланхолики склонны к реакции страха, холерики – к гневу и ярости, сангвиники -к положительным эмоциям, а флегматики вообще не склонны к бурному эмоциональному реагированию, хотя и тяготеют к эмоциям положительным.
Сангвиники – люди с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативным свойствами, быстры, легко приспосабливаются к изменениям в жизни. Легко сходятся с новыми людьми, но не отличаются постоянством в общении. Продуктивно работают лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае находит себе дела по интересу или становятся вялыми.
Холерики – вспыльчивы, несдержанны. Приступают к делу со всей страстностью, но сил хватает ненадолго. Циклично сменяются активность и бодрость. Им трудно даётся деятельность, требующая вдумчивости, плавности, скрупулёзности: неизбежно они проявят нетерпение, порывистость, резкость движений. В общении вспыльчивы, необузданны, нетерпеливы.
Флегматики — обладают высокой работоспособностью, стабильны, но «тяжелы на подъём». Затрудненно включаются в новые ситуации. Настойчивые и упорные труженики, отличающиеся терпением, выдержкой, самообладанием. Но недостаточно эмоциональны ,что затрудняет общение с ними. С новыми людьми нескоро начинает общаться, беседовать. При серьёзных неприятностях флегматики остаются внешне спокойными ,но не следует думать, что они всепрощающи и безобидны. Могут при переполнении чаши их терпения «взорваться», и взрыв будет неожиданно мощным.
Меланхолики излишне эмоционально реагируют на трудности ,для них характерно быстрое падение работоспособности. Не умеют переносить длительных или резких напряжений ,теряются на экзаменах, публичных выступлениях ,пугливы ,обычно легко плачут, внушаемы. Часто имеют выраженные художественные способности. Тревожны, незначительный повод может вызвать у них обиду, слёзы, малейшая трудность заставляет их опускать руки. Боятся новых контактов, уходят в себя, замыкаются, уединяются. Экстраверты склонны к открытому общению, в конфликтных ситуациях слабо способны анализировать собственные ошибки, видя причины происходящего вовне, но не в себе.Интроверты же склонны к самокопательству и самоедству, могут обвинять себя даже в том, к чему имеют совсем не большое отношение, способны обвинять себя во многих проблемах. Но умеют работать над собой и самосовершенствоваться.Амбиверты сочетают в себе в равной степени черты как экстравертов, так и интровертов.
Следует так же учесть тот процент учащихся, которые склонны давать социально желательные ответы.В организации работы учителей и классных руководителей с учащимися следует учитывать их личностные особенности.
Источник
Анализ результатов психологической диагностики по методике «Типы темперамента» ЕРI Г. Айзенка
по методике ЕРI Г. Айзенка
в I-А группе ЛИЯ
По списку в классе 31 человек, опрошено 30 учащихся.
Искренне ответили на вопросы методики 14 чел., давали социально желательные ответы 14 чел.
В результате подсчёта результатов ответов учащихся были получены следующие данные:
Сангвиников – 14 чел, 47 %
Холериков – 9 чел, 30 %
Флегматиков – 2 чел, 7 %
Меланхоликов – 5 чел, 16 %
Экстравертов – 19 чел, 63 %
Интровертов – 6 чел, 20 %
Амбивертов – 5 чел, 17 %
При работе с подростками-холериками и меланхоликами следует учитывать ,что их отличает неустойчивость , нестабильность настроения, а сангвиники и флегматики отличаются устойчивостью и мажорностью мироощущения. Меланхолики склонны к реакции страха, холерики – к гневу и ярости, сангвиники -к положительным эмоциям, а флегматики вообще не склонны к бурному эмоциональному реагированию, хотя и тяготеют к эмоциям положительным.
Сангвиники – люди с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативным свойствами, быстры, легко приспосабливаются к изменениям в жизни. Легко сходятся с новыми людьми, но не отличаются постоянством в общении. Продуктивно работают лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае находит себе дела по интересу или становятся вялыми.
Холерики – вспыльчивы, несдержанны. Приступают к делу со всей страстностью, но сил хватает ненадолго. Циклично сменяются активность и бодрость. Им трудно даётся деятельность, требующая вдумчивости, плавности, скрупулёзности: неизбежно они проявят нетерпение, порывистость, резкость движений. В общении вспыльчивы, необузданны, нетерпеливы.
Флегматики — обладают высокой работоспособностью, стабильны, но «тяжелы на подъём». Затрудненно включаются в новые ситуации. Настойчивые и упорные труженики, отличающиеся терпением, выдержкой, самообладанием. Но недостаточно эмоциональны ,что затрудняет общение с ними. С новыми людьми нескоро начинает общаться, беседовать. При серьёзных неприятностях флегматики остаются внешне спокойными ,но не следует думать, что они всепрощающи и безобидны. Могут при переполнении чаши их терпения «взорваться», и взрыв будет неожиданно мощным.
Меланхолики излишне эмоционально реагируют на трудности ,для них характерно быстрое падение работоспособности. Не умеют переносить длительных или резких напряжений ,теряются на экзаменах, публичных выступлениях ,пугливы ,обычно легко плачут, внушаемы. Часто имеют выраженные художественные способности. Тревожны, незначительный повод может вызвать у них обиду, слёзы, малейшая трудность заставляет их опускать руки. Боятся новых контактов, уходят в себя, замыкаются, уединяются. Экстраверты склонны к открытому общению, в конфликтных ситуациях слабо способны анализировать собственные ошибки, видя причины происходящего вовне, но не в себе.
Интроверты же склонны к самокопательству и самоедству, могут обвинять себя даже в том, к чему имеют совсем не большое отношение, способны обвинять себя во многих проблемах. Но умеют работать над собой и самосовершенствоваться.
Амбиверты сочетают в себе в равной степени черты как экстравертов, так и интровертов.
Следует так же учесть тот процент учащихся, которые склонны давать социально желательные ответы.
В организации работы учителей и классных руководителей с учащимися следует учитывать их личностные особенности.
Источник