Анаклитическая депрессия шпица это

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ (ANACLITIC DEPRESSION)

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ (ANACLITIC DEPRESSION)

Синдром, включающий симптомы тре­вожного опасения, уныния и тоски, слезливо­сти, ухода в себя, отказа от еды, который появляется у детей примерно девятимесяч­ного возраста. Возникает тогда, когда пос­ле периода хороших материнско-детских отношений на протяжении первых шести месяцев жизни ребенка мать отсутствует в течение как минимум трех месяцев. Если в этот период мать возвращается, все симпто­мы ослабевают. Если же сепарация продол­жается, симптомы становятся все более выраженными и могут привести к бессонни­це, снижению веса, задержке развития, апа­тии, ступору и даже смертельному исходу.

Впервые синдром описали Р. А. Шпиц и К. М. Вольф (Spitz, 1946). ‘Аналитический’ означает ‘зависимый от другого’ — в дан­ном случае от матери, утрата которой про­воцирует депрессию. Боулби (1960), также описавший детские реакции при сепарации, модифицировал описание, данное Шпицем, представив следующую последователь­ность: протест, отчаяние, отчужденность. Малер (1968) интерпретировала описания Шпица в терминах сепарационно-индивидуационной фазы развития. По мнению Малер, во второй половине первого года жизни ребенок достигает симбиотических взаимоотношений с матерью. С этого возраста симбиотический партнер становится незаменимым, а потому отделение от мате­ри приводит к возникновению выраженной симптоматики.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — (Библиотека психологии и пси­хотерапии)

Источник

Эмоциональная депривация. Часть 1

В предыдущей статье мы разобрали общее понятие базальной тревоги, в этой статье мы детально проанализируем причины ее формирования в результате депривации.

Латинское слово deprivatio – означает потерю, лишение.

Последствия депривации (лишение отзывного отклика на эмоциональные потребности ребенка) уже были описаны в статье Травма рождения на примере анаклитической депрессии (anaklitos – отзывный, греч.). Понятие анаклитическая депрессия, введенное психоаналитиком Рене Шпицем, сегодня используется в более широком значении и идентифицируется в более мягких условиях, нежели те, в которых проводил наблюдения автор этого понятия:

Госпитализм

Исследование последствий недостатка заботы и внимания для развития ребенка начались с наблюдений за младенцами в приютах американским психоаналитиком Рене Шпицем в 40-х годах прошлого столетия. В основном, это были приюты, в которых содержались дети, разлученные с матерями, преступившими закон.

В те времена в приютах США к младенцам относились следующим образом: «Няня берет ребенка на руки только для того, чтобы накормить его, сохраняя при этом полное равнодушие, характерное для тех, кто формально заботится о чужом ребенке».

Такое поведение нянь не считалось ужасным в те времена. Под влиянием бихевиоризма Комитет Соединенных штатов по делам детей в 1938 г. принял позицию Джона Уотсона: «Обращайтесь с ними словно с маленькими взрослыми, одевайте их, купайте, проявляя внимание и заботу. Если Вам так хочется, целуйте один раз в день в лобик.» Детей воспитывали по жесткой схеме, кормили по часам, матерям советовали не «портить» ребенка, отказаться от «сюсюканья», проявлять объективную доброту и строгость, не обнимать детей, не целовать их, не держать на руках. Считалось, что благодаря такому отношению, «малыши получат первый урок формирования характера».

Вот как Шпиц описывает поведение младенцев, депривация которых была столь значительна, что у них развилось состояние более тяжелое, чем анаклитическая депрессия, названное им синдромом госпитализма:

«После кормления грудью в среднем в течение первых трех месяцев младенцы (в общей сложности 91 ребенок) были затем разлучены с матерями на период от шести месяцев до года. Соответственно, их возраст составлял от девяти месяцев до полутора лет.

Обычно они лежали на спине; в активном состоянии они совершали странные движения пальцами. Они подолгу, иногда часами, следили за движениями своих пальцев. Они могли ухватиться за свою одежду, и, как при навязчивом хватании, были неспособны ослабить хватку, тянули за одежду, совершая причудливые волнообразные движения. В состоянии повышенной активности они, кроме того, поднимали ноги, хватаясь за носки или пальцы ног. Этими немногочисленными видами деятельности и ограничивается поведение детей, страдающих явлениями госпитализма. Аутоэротических действий, включая сосание большого пальца, практически не было. Подобного рода действия, если они вообще имели место, наблюдались на ранних стадиях депривации. На более поздних стадиях эти дети обычно впадали в летаргию, лежали без движения и звука, словно в оцепенении, смотря в пустое пространство.

Читайте также:  Депрессия точки росы газа по влаге это

Приближение любого человека, за исключением нянь во время кормления, вызывало у них явное неудовольствие. Было вполне очевидно, что эти дети с возмущением реагировали на беспокойство, доставляемое приближением любого человека. Точно также было очевидно, что такое приближение, попытка вступить с ними в контакт, требовало от них отказаться от своей летаргии и воспользоваться энергией, которой им недоставало, чтобы отреагировать на восприятие и приближение человека. Чем дольше продолжалась депривация, тем более ослабленной оказывалась убывающая энергия и тем более непосредственным был отказ от контактов. Этот отказ имел один постоянный элемент: вращение головы вокруг сагиттальной оси, напоминающее покачивание головой взрослого человека, у которого оно означает «нет». На ранних стадиях это могло сопровождаться криком, особенно если наблюдатель не уходил. На более поздних стадиях крик, как правило, переходил в тонкое завывание и начинался сразу при приближении, сопровождаясь вращением головой; на самых поздних стадиях завывание сменялось хныканьем.»

(“Психоанализ раннего детского возраста”. Рене Шпиц)

Я привел такой большой фрагмент текста, чтобы читатель мог увидеть, как депривация лишает младенца условий для развития. При прогрессировании депривации эти дети не могли чувствовать ничего, кроме страха чужака восьмимесячных, несмотря на то, что возраст некоторых из них доходил до полутора лет. Отсутствие постоянного физического и эмоционального контакта с матерью или лицом ее замещающим не дало этим младенцам выйти за рамки всепоглощающей базальной тревоги, вызванной травмой рождения. Их постоянным состоянием было оцепенение, которое сменялось паникой при приближении чужого человека, и возвращалось вновь, когда они оказывались наедине с собой.

Госпитализация

Говоря о синдроме госпитализма, также необходимо упомянуть проблему госпитализации детей по медицинским показаниям. Руководители детских больниц всегда отрицательно относились к госпитализации детей совместно с их матерями, мотивируя это требованиями больничной асептики. Конечно, тревожные мамаши больных детей создают дополнительную нагрузку на медперсонал, и лучше с ними встречаться только в часы больничных посещений. Но маленькому ребенку важно быть рядом с мамой, особенно в период болезни.

Для развития анаклитической депрессии достаточно всего одной недели разлуки. Но проблема диагностики заключается в том, что, внешние проявления анаклитической депрессии трудно отличить от апатичности и подавленности больного ребенка. И когда мать приходила в больницу навестить своего ребенка, то обнаруживала, что он ей совсем не рад, смотрит в сторону, не реагируя на ее слова (типичный признак анаклитической депрессии). И если мать шла к врачу с тревожным сообщением, что с ее ребенком что-то не так, то могла получить закономерный ответ: «Что ж, Вы хотите? Он же болен!»

По моему убеждению, если ребенка в возрасте от 6 месяцев до трех с половиной лет даже на 1 день вырвать из привычного окружения – это окажется достаточным, чтобы навсегда оставить шрам в его душе. О самой травме, конечно, он не будет помнить, но трудно предсказать, как отзовется этот шрам в его последующей жизни (подробнее о преждевременной разлуке я напишу в другом месте).

Интересно, что чем больше заботы и внимания получает ребенок дома – тем тяжелее он переживает госпитализацию, связанную с разлукой с матерью. Но это закономерно, чем больше имеешь, тем больнее это терять.

Но сегодня все больше детских больниц допускают присутствие матерей возле больных детей, понимая насколько травматичной для ребенка может оказаться разлука с матерью, вызывая ухудшение самочувствия и затягивая период выздоровления (хотя и не всегда создают приемлемые условия для пребывания матерей вместе с детьми).

Синдром госпитализма возникает в результате самой жестокой депривации, которая, надеюсь, в наше время не встречается в цивилизованных странах. В следующей части статьи будут описаны особенности возникновения психических нарушений при умеренной, но длительной депривации. Речь пойдет о весьма распространенном понятии интроверсии, которое мы даже не считаем проявлением патологии.

Читайте также:  Его чувства четверка мечей

Источник

Анаклитическая депрессия

Именно так называется депрессивное состояние, возникающее у ребёнка в результате отсутствия эмоционального контакта с матерью. И это непосредственно имеет отношение к тому, как потом будет себя чувствовать этот ребёнок во взрослом возрасте. Американский психоаналитик австрийского происхождения Рене Шпиц (или Спиц) наблюдал за младенцами, исследовал особенности их взаимодействия с окружающим миром и ввёл этот термин.

В какой-то момент в раннем детстве перестают удовлетворяться потребности младенца в матери, которая и кормит, и защищает, и эмоционально откликается на него. Ребёнок как бы предоставлен сам себе из-за того, что матери рядом нет. Не играет роли, произошла разлука с матерью с её согласия, или возникли какие-то обстоятельства, например, госпитализация младенца, отъезд матери или её смерть.

Это приводит к возникновению подавленного состояния, повышенной плаксивости, безучастности. Может даже появиться бессонница, происходит потеря аппетита, увеличивается подверженность различным заболеваниям. Эмоциональная депривация даже в течение нескольких дней наносит вред психическому здоровью ребёнка, не говоря уже о нескольких месяцах.

Отсутствие эмоционального контакта с матерью приводит к тому, что потом ребёнок (не обязательно в силу природного темперамента) становится тихим, избегает шумных игр и других детей, не проявляет никакой инициативы, много чего боится, постоянно тревожится. Он скорее предпочтёт какие-то виды деятельности, где он будет один, а не в команде, ему трудно выражать своё мнение и отстаивать его. Став взрослым, такой человек не уверен в себе и своих силах, склонен к апатии, перепадам настроения, зависимостям (в том числе и эмоциональным). Ему кажется, что ничего не приносит радости и не удовлетворяет, внутри пусто, словно выжженная земля, на которой уже ничего не вырастет.

И до сих пор некоторым людям кажется, что младенец в возрасте 6 месяцев не особо отличает мать от посторонних лиц, например, от няни. «Главное, чтобы накормили, и можно спокойно поехать в отпуск, ничего с ним за одну неделю не будет». Разочарую, очень даже будет, и последствия дадут о себе знать в его взрослой жизни.

Конечно, есть разница между семьями, где мама одна с ребёнком 24 часа в сутки, и кроме неё ребёнок никого не видит, и семьями, где, например, проживают вместе несколько поколений, и ребёнок с рождения окружён множеством людей. Однако всё это не умаляет значения материнской фигуры и важности эмоционального контакта именно с ней. Есть клиентские случаи, где в детстве мама хоть и была рядом, но контакт и уход осуществляла бабушка, и это тоже накладывало свой отпечаток на развитие. Безучастный, эмоционально недоступный папа также не есть благо, причём в любом возрасте. Ситуация, когда любящий папа вместо мамы, он фактически «мама», а мамы нет рядом, потом может быть чревата во взрослом возрасте проблемами с собственной идентичностью, личными взаимоотношениями.

Изначально предполагалось, что появление матери через несколько дней способно компенсировать нанесённый ущерб психике ребёнка. Сейчас считается критичным даже двухдневное отсутствие, если ребёнку нет и года. У младенца и маленького ребёнка нет (как, например, у взрослого) механизмов восприятия этой реальности и своей покинутости, чтобы смочь это переработать. Даже методы отлучения от груди, когда мама уезжает на неделю, чтобы ребёнок в возрасте после года отвык от груди, — совсем не гуманные. Безусловно, индивидуальные особенности учитываются, но лучше маме быть здоровой и рядом с ребёнком, т.к. потом приходится работать с последствиями этого уже во взрослой жизни.

Источник

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ (англ. anaclitic depression) — термин, предложенный амер. психологом Рене Спицем (Spitz, 1887-1974) для обозначения острых и хронических депрессивных последствий отрыва ребенка от матери (родителей). См. Госпитализм, Дефицит общения, Привязанность.

Смотреть что такое АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ в других словарях:

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

– депрессивное состояние, возникающее у ребенка в результате устранения эмоциональных контактов с матерью. Термин «анаклитическая депрессия» был введен в научную литературу австро-американским психоаналитиком Р. Шпитцем (1887–1974). Понятие «анаклитический» выражает неудовлетворительную потребность в опоре на кормящую и защищающую мать, физическую и эмоциональную зависимость от нее. В более широком понимании термин «анаклитический» означает такой тип зависимости, при котором один человек полагается на другого в удовлетворении основных потребностей. В статье «Анаклитическая депрессия» (1946) Р. Шпитц высказал основанную на наблюдениях над детьми мысль о том, что если в результате каких-либо событий (болезнь, смерть и иные серьезные происшествия) ребенок разлучается с матерью, то это ведет к возникновению у него депрессивного состояния, сопровождающегося плаксивостью, раздражительностью, безучастностью, уходом в себя. В таком состоянии ребенок может страдать бессонницей, отказываться от пищи и быть подверженным простудным и инфекционным заболеваниям. Анаклитическая депрессия возникает примерно на четвертом – шестом месяце жизни ребенка после того, как ранее достигнутая стабильность между матерью и младенцем нарушается и ребенок лишается проявления нежных чувств. Через три месяца после отлучения младенца от матери у него может наступить такое состояние, которое характеризуется «окоченелостью» и невосприимчивостью посторонних людей. В некоторых случаях последующий недостаток эмоциональных контактов способен привести к смерти ребенка. Если по истечении трех месяцев разлуки с матерью она возвращается к ребенку, симптомы ана-клитической депрессии ослабевают. Последующие исследования и непосредственные наблюдения психоаналитиков над детьми показали роль и значение утраты ребенком эмоциональных контактов с матерью при возникновении депрессии. Идеи, содержащиеся в работах Дж. Боулби «Материнская забота и психическое здоровье» (1951), Р. Шпитца «Первый год жизни» (1965), М. Малер «О человеческом симбиозе и превратностях индивидуации» (1968) и других авторов, оказали заметное влияние на развитие современного психоанализа. смотреть

Читайте также:  Какие бывают виды информации чувство орган

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

(ANACLITIC DEPRESSION) Синдром, включающий симптомы тревожного опасения, уныния и тоски, слезливости, ухода в себя, отказа от еды, который появляется у детей примерно девятимесячного возраста. Возникает тогда, когда после периода хороших материнско-детских отношений на протяжении первых шести месяцев жизни ребенка мать отсутствует в течение как минимум трех месяцев. Если в этот период мать возвращается, все симптомы ослабевают. Если же сепарация продолжается, симптомы становятся все более выраженными и могут привести к бессоннице, снижению веса, задержке развития, апатии, ступору и даже смертельному исходу. Впервые синдром описали Р. А. Шпиц и К. М. Вольф (Spitz, 1946). ‘Аналитический’ означает ‘зависимый от другого’ в данном случае от матери, утрата которой провоцирует депрессию. Боулби (1960), также описавший детские реакции при сепарации, модифицировал описание, данное Шпицем, представив следующую последовательность: протест, отчаяние, отчужденность. Малер (1968) интерпретировала описания Шпица в терминах сепарационно-индивидуационной фазы развития. По мнению Малер, во второй половине первого года жизни ребенок достигает симбиотических взаимоотношений с матерью. С этого возраста симбиотический партнер становится незаменимым, а потому отделение от матери приводит к возникновению выраженной симптоматики. смотреть

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

(от греч. anaklitos «прислоненный, опирающийся») – острое переживание ребенком отрыва от матери, от родителей. Внезапно он почувствовал острый приступ тоски по матери, как чувствовал ее, будучи маленьким мальчиком, когда его постигала какая-нибудь беда в ее отсутствие. Он отчаянно затосковал, ему захотелось прикасаться к ней, почувствовать ее ответную ласку. (Дж. Дюморье, Трильби). Ср. первоначальную реакцию многих детей, которых отдают на лечение в санаторий и т. п. Ср. как отрицательно отразилось на личности М. Лермонтова лишение его возможности общаться с его отцом. смотреть

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

(англ. anaclitic depression) — термин, предложенный амер. психологом Рене Спицем (Spitz, 1887-1974) для обозначения острых и хронических депрессивных последствий отрыва ребенка от матери (родителей). См. Госпитализм, Дефицит общения, Привязанность. смотреть

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

(синдром отрыва от дома, обычно, у детей) anaclitic depression, hospitalism

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

(у детей, внезапно разлучённых с матерью на длительное время) anaclitic depression; hospitalism

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

(anaclitic depression) депрессивная модель поведения, обнаруживаемая у очень маленьких детей и вызванная их разлукой с матерью.

Источник

Оцените статью