Аллегория пяти чувств рембрандта

Аллегория пяти чувств Рембрандта

Понятно, что в Амстердам путешествуют вовсе не за тем, чтобы музеи посещать, но как-нибудь между кофе-шопами и шоппингом можно и в музей заглянуть. В этот раз удалось пройтись по дому-музею голландского художника, мастера светотени Рембрандта. Полную обстановку дома удалось восстановить согласно описи, которую провели когда Рембрандта объявили банкротом — творческий кризис сопровождался еще и финансовым. Судьба у голландского художника была не из легких, как и большинство гениальных людей Рембрандт скончался в одиночестве и бедности.

Музей честно говоря особо не впечатлил, за исключением парочки интересных фактов и комнат. Для доступа открыто много комнат, в том числе кухня со всей утварью; приемная, в которой продавались картины как самого Рембрандта, так и других художников; мастерская, где Рембрандт проводил уроки для детей. Была удивлена маленьким размером кровати. Оказывается вплоть до 19 века в Европе спали сидя, потому что боялись кровоизлияния в мозг — считалось, что при лежачем положении кровь не приливает к голове и это может привести к летальному исходу. Ну и плюс положение лежа считалось позой покойника и при таком положении духи могли забрать твое тело. Как они вообще высыпались

Наибольший интерес представляет выставка четырех картин из серии Рембрандта о пяти человеческих чувствах — слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Эта серия картин относится к раннему творчеству художника и отличаются яркими цветами, которые не характерны для творчества Рембрандта. Картины кстати впервые представлены вместе. Дело в том, что «Обоняние» было найдено только в прошлом году. Семья из Нью-Джерси выставила картину, доставшуюся по наследству и завалявшуюся в подвале на торги. Аукционный дом не углядел в картине кисть Рембрандта и оценил картину на 800 долларов. В конечном итоге картина Рембрандта была продана за несколько миллионов долларов. Это же надо так любить искусство!

В живописи чаще всего аллегорию пяти чувств представляют стандартным образом. Ваза с цветами — это обоняние, фрукты — это вкус, птица или изображение животного — это осязание, музыкальные инструменты — это слух и зеркало — это зрение. Но у Рембрандта все абсолютно по-другому. Картина «Торговец очками» показывает взгляд и несет в себе долю сатиры, выражение «продать кому-то очки» в переносном значении означает обман, так что продавец очками явно пытается продать очки слепым клиентам. Стоит отметить, что в 16-17 веке чрезмерное проявление пяти человеческих чувств считалось проявлением греха. Изображение трех людей, пытающихся петь, показывают нам слух и носит название «Три певца». Странная практика лечения головных болей с помощью скальпеля показывает нам чувство осязание и называется картина «Хирургия». И последняя картина под названием «Пациент без сознания», которая как раз таки была обнаружена только в прошлом году, на которой двое врачей-шарлатанов откачивают молодого человека после процедуры кровопускания нашатырным спиртом показывает нам обоняние.

Пятая картина с аллегорией вкуса все еще не найдена и можно только догадываться каким образом ее изобразил великий голландский художник Рембрандт Харменс Ван Рейн.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • МУЗЕИ МИРА (906)
  • НАПИТКИ (43)
  • ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ (150)
  • ПОЛЕЗНОЕ (13)
  • РЕТРО (1935)
  • Каталоги, альбомы (396)
  • СПОРТ (27)
  • CCCP (439)
  • АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО (589)
  • ДЕТСКОЕ (958)
  • ДЛЯ МЕНЯ (68)
  • ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК (3041)
  • ЖИВОТНЫЙ МИР (347)
  • ИСТОРИЯ (1267)
  • ИСТОРИЯ РОССИИ (2043)
  • КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО (962)
  • МОДА (208)
  • МОСКВА (479)
  • ОДЕЖДА, ОБУВЬ и пр., и пр. (217)
  • ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА (20)
  • ПЕРСОНЫ (1759)
  • ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА (1009)
  • ПОЗИТИВ (98)
  • ПРО ЕДУ (135)
  • РАЗНОЕ (1050)
  • РЕЛИГИЯ (462)
  • РОМАНОВЫ (416)
  • СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ (49)
  • СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ ПРИТЧИ (391)
  • ТЕХНИКА (30)
  • ФОТОГРАФИЯ (2779)
  • «LiFE» — фотоархив (173)
  • Библиотека Конгресса США (245)
  • Редкие фото известных людей. (172)
  • ФОТОХУДОЖНИКИ (302)
  • ШЛЯПОМАНИЯ (147)
  • Звезды в шляпах (53)
  • ЭКСКУРСИИ ВИРТУАЛЬНЫЕ (2)
  • ЮНЕСКО (11)

Цитатник

Первоначально кажется, что это крыса царапае.

. чтобы не утратить ясность мышления в старости Оказывается, всё так .

Ашик-Кериб. Турецкая сказка. Xудожник Мелихов .

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

История чувств, рассказанная через искусство

Читайте также:  Жизнь без радости что день без солнца

Понедельник, 24 Февраля 2020 г. 05:33 + в цитатник

Bo4kaMeda 1. Чувства как звери


Фреска «Пять чувств» в башне Лонгторп. Англия, XIII век
© Heritage Images / English Heritage / Diomedia

Одно из самых ранних изображений пяти чувств в европейском искусстве находится в Англии, среди настенных росписей башни Лонгторп, непода­леку от Питерборо. На ко­лесе, которое вращает человек в короне — аллего­рия разума, — сидят пятеро живот­ных: обезьяна, олицетворяю­щая вкус, стервят­ник — обоняние, паук — вопло­ще­ние осяза­ния, кабан — слуха, петух — зрения. Средне­вековые энциклопедисты полагали, что некоторые твари наделены намного более развитыми, чем у человека, органами чувств. Список этих чудесных зверей, впрочем, не был жестко зафиксирован: в качестве аллегории зрения мы можем увидеть и орла, и рысь; за обоняние порой отвечает также собака, а за слух — олень.

2. Чувства как действия



Аллегории слуха и обоняния. Миниатюра из манускрипта «Малых трудов о природе». Англия, третья четверть XIII века
British Library / Harley MS 3487, f. 216


Схема чувств из списка трактата псевдо-Августина «О духе и душе». Начало XIII века
Trinity College Library, Cambridge / MS O.7.16, f. 47r

Появившийся в XII веке полный перевод на латынь «Малых трудов о природе» («Parva naturalia») Аристотеля положил начало другой иконографической традиции в изо­бражении пяти чувств: дело в том, что Ари­стотель прицельно изучал человеческую физиологию пяти чувств и для иллюстрации его тезисов изображения животных подхо­дили мало. В качестве замены им в иконо­графии появились человеческие фигуры, выполнявшие некое дей­ствие, намекав­шее на искомый орган чувств. Так, трубящий персонаж олицетворял слух; смотря­щийся в зеркало — зрение; нюхающий цветок или про­бующий плод — осязание и обоняние соответственно.

3. Чувства как орудие греха или добродетели



Гравюра «Десять заповедей, пять чувств, семь смертных грехов». Аббатство Тегернзее, около 1480 года
Bibliothèque Nationale de France

В гравированном листе конца XV века из аббат­ства Тегернзее «аристотелев­ская» иконографи­ческая традиция в некоторых случаях доведена до вполне логичного упрощения: изображается не целая фигура, а только «ответствен­ный» орган (ухо или рука в аллегориях слуха и осяза­ния); более того, иногда они даже вытесняются вторич­ными атрибу­тами (музыкальными инстру­мен­тами или ароматным цветком).

Однако интереснее всего сама компо­зиция этого листа, в которой нашла отражение средневековая концепция пяти чувств как инструмента позна­ния, способного привести человека к греху или же к добро­детели. Десять заповедей представляют собой основные правила, которым должен неукосни­тельно подчиняться верую­щий христиа­нин, чтобы удостоиться рая; семь смертных грехов — то, чего он должен всеми силами избегать, дабы не угодить в ад; пять же чувств, расположенных между этими полюсами, служат ему опорой в зем­ном бытии, но должны содер­жаться под неусыпным контролем, поскольку соблазн и, следовательно, грех приходят к чело­веку именно через органы чувств.

4. Чувства как парочки



Пять чувств. Обоняние
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum


Пять чувств. Зрение
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum


Пять чувств. Слух
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum


Пять чувств. Вкус.
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum


Пять чувств. Осязание.
Гравюра Питера Янса Санредама по рисунку Хендрика Гольциуса. 1595–1596 годы
© The Trustees of the British Museum

Поскольку в латыни слова, обозна­чаю­щие пять чувств, мужского рода: visus (зрение), sensus (осязание), odoratus (обоняние) и так далее, — в Средние века их традиционно изображали в виде мужских персонажей. Однако в начале XVI века им на смену приходят женщины — возможно, в силу стремления создать общий визуальный ряд с семью поро­ками и семью добродетелями, кото­рые всегда представляли в женском обли­чье. Хендрик Гольциус был первым, кто изящно соединил обе иконографии, приду­мав изображать алле­гории чувств в виде галантных пар; более того, он сплавил воеди­но аристоте­левскую традицию с анима­ли­стической: на его рисунках (и на гра­­вю­рах, сделанных с них Питером Янсом Санреда­мом) рядом с пре­дающейся разным чувствен­ным удовольствиям парочкой всегда соседствует соответствую­щее случаю живот­ное — остроглазая рысь (взгляд), чуткий олень (слух), разбор­чивая обезьяна (вкус), обладающая тонким обоня­нием собака или же черепаха в твердом панцире (осязание).

Читайте также:  Причины нарушений эмоционального развития подростков

Вместе с тем из средневековых источников эта серия заимствует не только фор­му, но и скрытое дидактическое послание: морали­заторские латинские стихи под гра­вюрами предостерегают зрителя от соблаз­нов. Пять чувств снова пред­стают перед нами как ворота греха: чувство вкуса может привести к об­жор­ству (обезьяна обозна­чает не только гурманство, но и жад­ность), зрение — к тщеславию (недаром зеркало также и его атрибут), музыка издавна способ­ствует сладострастию, а разврат ведет к лености (одним из ее сим­волов служит черепаха).

5. Чувства как предметы в натюрморте



Жак Линар. Пять чувств. 1638 год
Musée des Beaux-Arts de Strasbourg

На натюрморте Жака Линара нет ни людей, ни жи­вотных. Пять чувств пред­ставлены исключительно пред­ме­тами. На первый взгляд аллегория кажется незамысловатой: зеркало и пейзаж в раме символизируют зрение, цветы в золотом кувшине — обоня­ние, фрукты — вкус, нотная тетрадь — слух, а бархатный кошель, монеты и карты отвечают за осязание. Однако нарочитая искусственность композиции говорит о том, что за случайным, казалось бы, нагромо­жде­нием вещей скрывается более глубокий смысл.

В центр картины художник помещает вмести­тельную чашу китайского фар­фора, так чрезмерно наполненную фруктами, что кажется, будто спелые персики вот-вот покатятся вниз. По диаго­нали, в нижнем правом углу, в столь же хрупком, секундном равно­весии замерли монеты и сосколь­знув­шие с колоды карты: малейшая встряска — и вся сложная композиция придет в дви­жение, рассыплется на наших глазах. Тему неустойчи­вости поддерживает и рису­нок на ча­ше — четверо персонажей на легкой лодочке пересекают неспокойные воды в ветреную погоду.

На другой диагонали натюрморта располо­жены зеркало и картина. Тем самым Линар вовлекает зрителя в мир иллюзий. Откры­вающийся нам словно в окне пейзаж с зате­рянными в лесу руинами на самом деле не реаль­но существующее место, а плод воображения художника, дань моде XVII века на неправдоподоб­ные искусственные ландшафты, состав­лен­ные из самых разных фрагментов. Зеркало, отражающее разлом­ленный гранат и открывающее его скрытую от зрителя сторону, снова говорит об иллю­зорности образов и намекает на то, что не стоит доверять первому, внешнему впечатлению.

Все нестабильно, обманчиво, прехо­дяще — вот о чем на самом деле рассказы­вает этот натюр­морт. Цветы обречены на увядание; перезрелые фрукты скоро начнут гнить; азартные игры доведут до разорения (его предвестники — опу­стевший кошелек и король пик, знак будущих финан­совых затруднений). Хруп­кая и драго­цен­ная, как китайский фарфор, жизнь есть полное опасностей путе­шествие по бурным водам, где уверенным можно быть только в од­ном — в окон­­чании пути, в смерти. За алле­горией пяти чувств у Линара скры­вается такой жанр живописи, как ванитас (vanitas), пусть и лишенный привычных атрибутов вроде черепа или песоч­ных часов, но расска­зывающий ту же исто­рию: жизнь быстро­теч­на, удовольст­вия тщетны, смерть неотвра­тима. В этом брен­ном существовании у чело­ве­ка есть только одна опора — вера. О ней гово­рит помещен­ная на передний план нотная тетрадь, раскрытая на гимне «Laudate Dominum» («Хвалите Господа»). Тело неизбежно рассыплется в прах, но душа спасется молитвой.

6. Чувства как люди, занятые делом



Адриан ван Остаде. Обоняние. Голландия, 1635 год
Государственный Эрмитаж


Адриан ван Остаде. Зрение. Голландия, 1635 год
Государственный Эрмитаж


Адриан ван Остаде. Слух. Голландия, 1635 год
Государственный Эрмитаж


Адриан ван Остаде. Вкус. Голландия, 1635 год
Государственный Эрмитаж

Тема пяти чувств — одна из самых распро­странен­ных в голландском искусстве золотого века. Здесь, наряду с традицион­ными аллегориями и симво­личе­скими изображениями, в 1620-х годах появляется новая манера трактовать знакомый сюжет — в духе забавных жанровых сценок, где фигу­рируют представители низших социальных слоев. В известных сериях, написанных Рембрандтом (ныне — в Лейденской коллек­ции) и Адрианом ван Остаде (ныне — в Эрми­­таже), персонажи заняты самыми обыденными делами. Они пьют, поют, поку­пают очки, ищут вшей; место аромат­ных роз занимают нюхательные соли или гряз­ные пеленки; изысканные фрукты сме­няются бражкой и наваристой похлеб­кой. Симво­лика уступает место нарративу, аллегория низво­дится до зауряд­­ных, порой комических явлений бытового жанра.



Ян Минсе Моленар. Слух. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag


Ян Минсе Моленар. Осязание. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag

Читайте также:  Если чувствуешь себя неадекватным


Ян Минсе Моленар. Обоняние. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag


Ян Минсе Моленар. Зрение. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag


Ян Минсе Моленар. Вкус. 1637 год
Mauritshuis, Den Haag

Полностью сохранившаяся серия из пяти неболь­ших картин кисти Яна Минсе Моле­нара на первый взгляд кажется цитиро­ванием Остаде. Крестьяне в некоем интерь­ере (скорее всего, в таверне) занимаются разными вещами, отсылающи­ми к тому или иному органу чувств: пьют пиво, распевают песни, вытирают попу ребенку. Однако персонажи Остаде живут в простран­стве картины неза­ви­симой от зрителя жизнью, тогда как Моленар при помощи взглядов своих героев выстраивает со зрите­лем прямой диалог, вовлекая его в сцену, делая его непосредственным свидете­лем и соучастни­ком. Художнику удается невоз­мож­­ное — передать изобразительными средствами то, что в принципе невидимо (звуки, запахи, тактильные ощущения), и делает он это, заметим, без помощи каких бы то ни было атрибутов (мы не най­дем у него ни музыкальных инстру­ментов, ни очков, как у Рембрандта).

Непосредственная реакция его персонажей на чув­ственный раздражитель, которую он с та­ким мастерством передает, оживляет картины для зрителя, взывая к его памяти и воображению. Мы почти что можем услы­шать звуки смеха и песен, окружающие трех гуляк из «Слуха», ощутить вкус напитка, с таким самозабвением поглощаемого кресть­янином во «Вкусе», и пред­ставить себе тяжелый запах, который так отчаян­но пытается отогнать, зажимая нос и разма­хивая пивной кружкой, молодой папаша в «Обонянии».

7. Чувства как пустая оболочка



Себастьяно Чеккарини. Юные князья Марескотти ди Паррано (Аллегория пяти чувств). 1745 год
Galleria Altomani


Генри Грант Пламб. Пять чувств. 1880-е годы

Дети и котики — беспроигрышный вариант! Картины итальянца Себастьяно Чеккарини (1703–1783) и американца Генри Пламба (1847–1930) разделяют стиль, география и полтора века, однако роднит общая трак­товка сюжета. Мы вновь возвращаемся к традиционным атрибутам пяти чувств: зеркало, цветы, часы — вот только всякое иное содержание из этой живописи ушло. Заказной портрет юных принцев и принцесс, красиво расставленных вокруг клави­кордов, или же явно от души написанное полотно с пятью котятами, разоряющими викто­рианский туалетный столик, являются ровно тем, чем кажутся на первый взгляд: краси­выми картин­ками. Они не имеют двойного дна, не несут морализаторских посланий, не служат никаким memento и не об­ра­щаются к личному чувствен­ному опыту зрителя. Времена измени­лись, аллегории перестали быть актуальны.

8. Чувства здесь и сейчас



Олафур Элиассон. Красота. 1993 год
© Olafur Eliasson / Museum of Contemporary Art, Los Angeles / Scottsdale Museum of Contemporary Art


Спенсер Финч. 2 часа, 2 минуты, 2 секунды (Ветер на Уолденском пруду, 12 марта 2007 года). 2007 год
© Spencer Finch / Cisneros Fontanals Art Foundation / Scottsdale Museum of Contemporary Art


Джанет Кардифф. Мотет для сорока голосов. 2001 год
© Janet Cardiff / Museum of Modern Art, New York / Scottsdale Museum of Contemporary Art


Эрнесто Нето. Cai Cai Marrom. 2007 год
© Ernesto Neto / Pérez Art Museum Miami / Scottsdale Museum of Contemporary Art


Рулоф Лау. Соул-Сити (Пирамида из апельсинов). 1967 год
© Roelof Louw / Scottsdale Museum of Contemporary Art

В современном художественном простран­стве старинный сюжет о пяти чув­ствах практически не востребован. Однако в тех редких случаях, когда совре­менное искусство все-таки обращается к этой теме (как на вы­ставке, состояв­шейся в 2014 году в Музее современного искусства в Скоттсдей­ле, США), оно больше не оперирует аллегория­ми и иносказаниями и даже не взы­вает к сен­сор­ной памяти, как картины Моленара. Совре­мен­ное искусство пытается апеллиро­вать к органам чувств непосредственно.

Пять «воображаемых скульптур» Джанет Кардифф, Олафура Элиас­сона, Спен­сера Финча, Рулофа Лау и Эрнесто Нето должны, по мысли их создателей, задей­ствовать в зри­теле одновре­менно телесное и мен­таль­­ное, ощущения и пред­ставления: дует произ­водимый вентиляторами ветер, благоухают рассы­панные в сетки пряности, звучит из соро­ка динамиков сорокаго­лосный сред­невековый хорал, мерцает водная стена в темноте, а одну инсталляцию, с рас­сыпав­ши­мися апельсинами, так и вовсе можно съесть. Вся эта сенсорная вак­ханалия должна наглядно про­демонстриро­вать, что невоз­мож­но свести инди­видуальный чувствен­ный опыт всего к пяти знаменателям. Наше осо­знание пространства, времени, света, звука и прикосновения не только глубоко личностно, но и намного богаче, чем просто поставляемые пятью органами чувств впечатления.

Рубрики: ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК

Метки: живопись художник

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

Источник

Оцените статью