Аллегория пяти чувств во французской живописи галантного века
Большое собрание изящных искусств ASG располагает картинами французского художника Филиппа Мерсье, объединенных аллегорическим изображением человеческих чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эта тема появилась в изобразительном искусстве еще во времена средневековья, когда чувства воспринимались и трактовались живописью как главная опасность для человека, способная увлечь его на путь греха. В XVIII веке аллегорическое выражение чувств становится особенно популярным, поскольку в этот период стремление к изысканному чувственному наслаждению считалось непременным атрибутом существования.
Иконография изображения пяти чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания) появляется в изобразительном искусстве в Средние века. Этому способствовали и научные изыскания в области способностей человека воспринимать внешние раздражители, интерес к познавательным механизмам человека, и стремления церкви – крупнейшего заказчика – уберечь человека от пучины чувств, уводящей его душу с пути спасения. В рамках сложного дидактически-морализаторского сценария чувства изображались в виде предметов, животных, персонификаций человеческих органов и, главное, образов женщин.
Именно тогда, как пишет М. Баттистини, сложилась иконография этого мотива, который в полную силу расцвел в живописи XVI-XVII веков. Находясь под влиянием средневекового религиозного мировоззрения, когда чувства олицетворялись с грехом, многие художники интерпретировали эту тему в контексте Vanitas (Суета сует) – живописных аллегорий о скоротечности человеческой жизни и бренности земных наслаждений, либо включали ее в произведения, олицетворявшие Благоразумие и Умеренность, в качестве предостережения против излишеств наслаждений.
В эпоху Ренессанса чувства обычно представали в виде пяти женщин, занятых каждая своим каким-то наиболее характерным делом и с атрибутами, соответствующими данному «каналу связи» с внешним миром: Слух обычно ассоциируется с музыкой, Зрение – с зеркалом, Вкус – с фруктами, Обоняние – с цветами, Осязание – с чем-то гладким (мех) или наоборот колючим (еж).
Барочный реализм фламандцев XVII века проявился в том, что тему пяти чувств они раскрывали посредством сцен в тавернах, в которых действовали пьяницы (Вкус), курильщики трубок (Обоняние), певцы, орущие во всю глотку, и деревенские скрипачи (Слух). Осязание изображалось в виде мужчины, держащего за талию женщину, или хирурга, пускающего кровь. Теме Пяти чувств посвятил множество своих картин Давид Тенирс Младший (1610-1690).
Иногда художник объединял в своем произведении всю гамму чувств, включая в него множество персонажей, оправданных сюжетом. Так, в картине Жерара де Лересса (1640-1711), написанной в стиле академизма, мы видим аллегорию Зрения – купидон с зеркалом, Слуха – купидон с музыкальным инструментом, Обоняния – девочка с бутонами цветов, Вкуса – женщина с лимоном и жующая что-то на заднем плане обезьянка, Осязания – женщина с попугаем на руке.
В живописи Лересс проповедовал не слишком знакомые голландскому обществу идеи классицизма и академизма, он думал, что искусство можно объяснить, рассчитать, рационально устроить, верил, что красота должна быть стандартной, как в античности, что у искусства есть непогрешимые законы, соблюдение которых обеспечивает высокий результат. В своей книге по живописи он пишет: «Если на картине изображен король, то его должны окружать министры, придворные и охрана, если изображен философ, то он должен быть с учениками, книгами, свитками и в шапочке…».
Лересс, Жерар де
Аллегория пяти чувств (1668)
Глазго, Художественный музей
Так и в «Аллегории пяти чувств», словно, не надеясь на сообразительность зрителя, Лересс всюду разместил предметы, воздействующие на разные чувства: цветы, фрукты, шелковые ткани, музыкальные инструменты и т.д.
В 1632 году картина на данную тему была заказана Теодору Ромбоутсу епископом Гента Антонием Триестом.
Ромбоутс, Теодор
Аллегория пяти чувств (1632)
Холст, масло, 207×288 см
Еще ранее отдал дань этой теме и Ян Брейгель Старший (Бархатный) (1568-1625).
Брейгель, Ян Старший (Бархатный)
Аллегория Зрения (1617)
Холст, масло, 65×109 см
Мадрид, Прадо
На полотне «Аллегория Зрения» запечатлены прекрасные девы (их исполнил Питер Пауль Рубенс) и два малыша-купидона в окружении различных предметов, призванных тешить и радовать зрение. Один из Купидонов держит перед молодой женщиной зеркало, другой преподносит ее подруге букет (Обоняние?). На столе перед ними разложены драгоценные камни (Осязание?), у ног – астролябия и телескоп, в центре комнаты – глобус. Люстра в комнате увенчана двуглавым орлом – гербом династии Габсбургов, символом власти над Фландрией. Среди картин, окружающих героев, в правой части композиции можно видеть полотно, на котором изображен Иисус, исцеляющий слепого.
Эта картина является подтверждением того, что искусство в определённой степени отражало достижения науки, так как здесь изображена своего рода энциклопедическая кунсткамера, наполненная эмблематикой четырёх первостихий, а также пяти чувств.
В Прадо хранятся и остальные картины Брейгеля и Рубенса из серии пяти чувств.
Рубенс был самым известным зарубежным художником во Франции, его с почетом принимал сам король, и художник Филипп Мерсье (1689-1760), безусловно, был знаком с его творчеством.
Мерсье, Филипп. Автопортрет
Французский живописец и гравер Мерсье родился и провел большую часть жизни за пределами Франции. Появился на свет он в Берлине, где его родители – французы-гугеноты – работали на фабрике курфюрста Бранденбургского по производству гобеленов. Живописи Мерсье учился в Академии художеств в Берлине, а позже в мастерской французского живописца Антуана Пена.
По завершении обучения он совершил путешествие по Италии и Франции, в Париже познакомился с творчеством Антуана Ватто, которое так его впечатлило, что он даже взял на себя роль арт-дилера работ Ватто, проведя через много лет – в 1742 году – в Лондоне торги его картин.
В 1715 или 1716 году по рекомендации покровителей, служивших при ганноверском дворе, художник отправился в Англию. В 1719 году в Лондоне он женился и через некоторое время поселился с женой во владениях лорда Лестера. В 1726 году художник стал членом лондонского отделения академии Святого Луки. В декабре 1728 года Мерсье получил выгодное назначение – он стал придворным художником и хранителем библиотеки принца и принцессы Уэльской в их загородном доме. Причем, в обязанности художника входило также приобретение картин и других произведений искусства для коллекции принца.
В 1730-е годы Мерсье активно занимался творчеством, он писал, в основном, портреты королевской семьи, а также знати и дворянства. Среди известных работ этого периода искусствоведы называют портрет принца Уэльского (1735-1736), портрет принца и его трех сестер Анны, Каролины Элизабет и Амалии Софии Элеоноры, написанные в 1728 году, и позже – в жанровой зарисовке «Музыкальная вечеринка».
Историки не уточняют подробностей, но в середине 1730-х годов Мерсье оказался вовлеченным в семейный скандал своих покровителей, после чего потерял фавор принца Уэльского. В 1736 году художник перестал быть придворным художником, а два года спустя оставил должность хранителя библиотеки. Филипп с семьей переехал из Лондона в Нортгемптоншир, где проживал в течение 1736-37 годов. Затем в октябре 1737 году он вернулся в Лондон, чтобы выполнить серию картин под влиянием творчества Шардена. В 1739 году художник вновь покинул столицу и поселился в Йорке, где на протяжении 12 лет продолжал заниматься портретной живописью, выполняя заказы местной аристократии. Историки считают этот период самым плодотворным в творчестве художника. Он создал огромное количество портретов, литературных иллюстраций, бытовых жанровых сцен и картин с детьми.
Примерно в это же время Мерсье создает серию своих картин на тему аллегории пяти чувств.
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Зрение (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см.
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Слух (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Обоняние (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Вкус (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
Мерсье, Филипп
Аллегория чувств. Осязание (1744-1747)
Холст, масло, 132,1х153,7 см
Нью-Хейвен, Йельский центр британского искусства
В соответствии с представлениями того времени аллегорическое изображение чувств было предметом «высокого жанра» – исторического, прославлявшего богов и героев. Соответственно и чувства изображались в идеальных образах, с изысканными атрибутами. Филипп Мерсье представляет нам образы реальных людей из высшего аристократического круга за их обычными занятиями: музицированием, охотой, застольной беседой и т.п. Вполне возможно, что это групповые портреты друзей и членов семьи его покровителей, выполненные в форме жанровой картины, как это было выполнено для сестер принца Уэльского.
Только в 1751 году художник опять вернулся в Лондон, и вскоре по просьбе нескольких английских торговцев отправился в Португалию, где пробыл почти два года. Как пишут историки, в 1752 году Мерсье вернулся Лондон, где и умер в 1760 году в возрасте 70 лет. Дочь Мерсье Шарлотта также была художницей, пережив отца всего на два года.
Большое собрание изящных искусств ASG располагает серией картин Филиппа Мерсье, олицетворяющей пять чувств человека (произведение с аллегорией Осязания отсутствует). На них опять-таки запечатлены не боги и герои, а реальные люди, правда, в отличие от тех, что изображены на картинах из Нью-Хевена, в каких-то условных вневременных костюмах.
Мерсье, Филипп
Зрение
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (1)
Мерсье, Филипп
Обоняние
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (2)
Мерсье, Филипп
Слух
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (3)
Мерсье, Филипп
Вкус
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 90,5×72,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1473 (4)
Во всех картинах Филиппа Мерсье отсутствует какой-либо назидательно-морализаторский аспект, к XVIII веку чувства вырвались из-под спуда греховности, теперь это уже не опасное «очарование очей» (Бл. Августин), а способ постижения мира и обретение земного блаженства как цели существования человека.
Источник
Аллегория пяти чувств Рембрандта
Понятно, что в Амстердам путешествуют вовсе не за тем, чтобы музеи посещать, но как-нибудь между кофе-шопами и шоппингом можно и в музей заглянуть. В этот раз удалось пройтись по дому-музею голландского художника, мастера светотени Рембрандта. Полную обстановку дома удалось восстановить согласно описи, которую провели когда Рембрандта объявили банкротом — творческий кризис сопровождался еще и финансовым. Судьба у голландского художника была не из легких, как и большинство гениальных людей Рембрандт скончался в одиночестве и бедности.
Музей честно говоря особо не впечатлил, за исключением парочки интересных фактов и комнат. Для доступа открыто много комнат, в том числе кухня со всей утварью; приемная, в которой продавались картины как самого Рембрандта, так и других художников; мастерская, где Рембрандт проводил уроки для детей. Была удивлена маленьким размером кровати. Оказывается вплоть до 19 века в Европе спали сидя, потому что боялись кровоизлияния в мозг — считалось, что при лежачем положении кровь не приливает к голове и это может привести к летальному исходу. Ну и плюс положение лежа считалось позой покойника и при таком положении духи могли забрать твое тело. Как они вообще высыпались
Наибольший интерес представляет выставка четырех картин из серии Рембрандта о пяти человеческих чувствах — слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Эта серия картин относится к раннему творчеству художника и отличаются яркими цветами, которые не характерны для творчества Рембрандта. Картины кстати впервые представлены вместе. Дело в том, что «Обоняние» было найдено только в прошлом году. Семья из Нью-Джерси выставила картину, доставшуюся по наследству и завалявшуюся в подвале на торги. Аукционный дом не углядел в картине кисть Рембрандта и оценил картину на 800 долларов. В конечном итоге картина Рембрандта была продана за несколько миллионов долларов. Это же надо так любить искусство!
В живописи чаще всего аллегорию пяти чувств представляют стандартным образом. Ваза с цветами — это обоняние, фрукты — это вкус, птица или изображение животного — это осязание, музыкальные инструменты — это слух и зеркало — это зрение. Но у Рембрандта все абсолютно по-другому. Картина «Торговец очками» показывает взгляд и несет в себе долю сатиры, выражение «продать кому-то очки» в переносном значении означает обман, так что продавец очками явно пытается продать очки слепым клиентам. Стоит отметить, что в 16-17 веке чрезмерное проявление пяти человеческих чувств считалось проявлением греха. Изображение трех людей, пытающихся петь, показывают нам слух и носит название «Три певца». Странная практика лечения головных болей с помощью скальпеля показывает нам чувство осязание и называется картина «Хирургия». И последняя картина под названием «Пациент без сознания», которая как раз таки была обнаружена только в прошлом году, на которой двое врачей-шарлатанов откачивают молодого человека после процедуры кровопускания нашатырным спиртом показывает нам обоняние.
Пятая картина с аллегорией вкуса все еще не найдена и можно только догадываться каким образом ее изобразил великий голландский художник Рембрандт Харменс Ван Рейн.
Источник