- Консультативный тренинг с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания. Способы контроля эмоций»
- Как справляться с негативом? Советы педагогам
- Где обитают чувства и эмоции?
- Какие бывают состояния?
- Зачем обращать внимание на свои чувства?
- О чем сигнализируют нам наши чувства?
- Что делать с негативными состояниями?
- Повышение осознанности, достижение ясности сознания
- Работа с чувствами, переживаниями
- Какие фильмы стоит посмотреть?
Консультативный тренинг с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания. Способы контроля эмоций»
Екатерина Турченкова
Консультативный тренинг с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания. Способы контроля эмоций»
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога, является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Цель: Управление собственным эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.
• Формирование положительного эмоционального состояния.
• Профилактика стрессовых ситуаций с помощью положительного опыта общения.
• Обучение педагогов приемам саморегуляции, снятия эмоционального напряжения.
Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, музыкальное сопровождение, клубочек ниток.
Минутка психологического настроя: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не так уж и много. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: мертвая она или живая?».А сам думает: «Скажет живая – я ее задавлю, скажет мертвая –выпущу: Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать для себя такую атмосферу, в которой можно будет чувствовать себя «как дома».
Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий.Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей, те, кто пришел сегодня в юбке, те, у кого в голове много мыслей, те, кто с удовольствием идет на работу». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.
«Составление банка эмоциональных состояний».
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.
Участники группы отвечают на следующие вопросы:
• Что вы понимаете под эмоциями?
• Какие эмоции чаще испытываете?
• Как боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.
Ведущий: «Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение».
Игра «Будь внимательным».
Ведущий: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».
Ведущий: «Я благодарю всех вас за активное участие в игре, желаю, чтобы в будущем у вас были только приятные знакомства».
Цель: эмоционально расслабиться и сблизиться.
Ведущий: «Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца впишите по одному качеству, которое вам в себе нравится. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник допишет те качества, которые он ценит в вас. Если кто-то по какой-то причине не хочет вписывать ничего. Это его право. Листок с качествами должен вернуться к вам».
Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.
Ведущий: «Вам нужно стать пары в произвольном порядке. На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук – руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала лист».
Анти советы психолога педагогу.
Пусть они трясут весь садик.
А потом – коль доживете
Вы до пенсии своей –
Будет вам, что в жизни вспомнить,
Лежа на больничной койке,
И решать, что эти годы
Были прожиты не зря.
Научите педагогов
Очень крепко выражаться.
Поливают пусть друг друга.
И ругаются с детьми.
Через месяц убедитесь
Как спокойно на работе.
Речь активно развивая,
Быстро стрессы победим.
Забота о психотерапевтах.
Агрессивность и тревожность
У себя и педагогов
И, конечно же, детей!
Вам за это благодарны
Вы поможете им быстро
Ощутить бюджета рост.
Ведущий: «Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть. И негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность, испытывать физическую боль, голод или холод.
Давайте сейчас разобьемся на четыре группы,каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность, испытывать негативные эмоции и состояния.
Первая – обсуждает злость;
По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы».
Ведущий: подводит итог обсуждения.
• Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;
• Страх сигнализирует об опасности;
• Грусть побуждает нас задуматься;
• Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.
Я предлагаю вам обсудить, что вы делаете, когда испытываете негативные эмоции?Сравните два высказывания:
«Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна».
Второе высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта.
Упражнение «Звуковая гимнастика».
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Ведущий: «Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом,а на выдохе громко и энергично произносим звуки:
• А – воздействует благотворно на весь организм;
• Е – воздействует на щитовидную железу;
• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
• О – воздействует на сердце, легкие;
• У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
• Я – воздействует на работу всего организма;
• М – воздействует на работу всего организма;
• Х – помогает очищению организма;
• ХА – помогает повысить настроение.
Цель: нахождение индивидуальных путей снятия эмоционального напряжения.
Ход: Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие. далее их нужно преобразовать до самых приятных. Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.
Игровое упражнение «Песня».
Ведущий: «Сейчас мы с вами повысим настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».
Упражнение «Связующая нить».
Ведущий: «Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств,что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.
Сейчас каждый из вас, держа клубок в руках,выскажет: что он чувствует сейчас, как прошел тренинг, что хотел бы пожелать участникам или лично кому-то».
Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для воспитателей. Цели: 1. Познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание»;.
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Профилактика эмоционального выгоранияТренинг для педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального.
Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.
Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.
Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число педагогов, психологов,.
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Н. Н. Арсенина педагог-психолог Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Важнейшее условие духовного роста педагога.
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.
Источник
Как справляться с негативом? Советы педагогам
Где обитают чувства и эмоции?
Мы всегда что-то чувствуем. Нет людей, которые бы не испытывали эмоций. Конечно, бывают периоды, когда мы держим точку своего внимания в уме, в голове, но все-таки, даже тогда мы испытываем определенные ощущения, пусть не отдавая себе в этом отчет.
- Физическое тело — то, что мы видим, чувствуем.
- Энергетика — на энергетическом плане мы можем ощущать уровень своей энергии: мало сил или много, как мы себя чувствуем, есть ли усталость, сонливость, или мы бодры.
- Чувства и эмоции — то, что мы чувствуем, переживаем.
- Ум — мысли, анализ, обработка информации.
Человек обычно живет либо на территории ума, либо на территории чувств и эмоций. Проблема современных людей в том, что они слишком часто «уходят в ум», много думают, игнорируя собственные эмоции. Но с помощью волшебного инструмента — внимания — можно переводить себя с территории ума на территорию чувств.
И вот пример: когда вы думаете о какой-то теме, которая вас волнует, вы постоянно начинаете видеть во внешнем мире какие-то подтверждения. Затеяли ремонт в квартире — все время натыкаетесь в интернете на статьи, блоги, красивые картинки с интерьерами, в магазине замечаете предметы, которые органично впишутся в новый дизайн дома, на улице видите рекламу нового строительного магазина.
Как это работает? Мир начинает генерировать для нас все это? Нет. Просто мы погрузили в эту тему наше внимание и удерживаем его там. Поэтому мозг сам предлагает варианты: «смотри, тут красиво оформленная гостиная, а тут — скидки в мебельном салоне».
Получается, что мы всегда находимся там, куда направляем наше внимание, а где внимание — там много энергии. И когда все наше внимание уходит на территорию ума, мы начинаем много думать, анализировать, вспоминать, делать выводы из негативных ситуаций, конфликтов, ссор. Внутри себя мы пытаемся переиграть ситуацию, доказать что-то оппоненту, мысленно продолжаем диалоги. К сожалению, когда все наше внимание в голове, мы меньше времени проводим на территории чувств и совершенно не стремимся их пережить. Вроде и понимаем умом, что нам плохо, но не погружаемся внутрь.
«Все наши эмоциональные реакции остаются с нами. Если какая-то эмоция когда-то была подавлена, скорее всего, она вернется потом, потому что всегда находится внутри».
Какие бывают состояния?
Зачем обращать внимание на свои чувства?
Действительно, зачем, если можно просто отстраниться? Кто-то действительно привык так жить, его это устраивает. Но кого-то это может не устраивать. Задайте себе вопрос: удовлетворяет ли меня качество моей жизни? И речь идет не о материальных благах, не о внешнем, а о внутреннем качестве. Спросите себя: в каком состоянии я нахожусь постоянно, каждый день? нравится ли мне то, в чем я пребываю круглосуточно? сколько легкости, радости есть в моей жизни? есть ли в моей жизни место для творчества, нового опыта, новых событий, развития? Ответить на эти вопросы можете только вы сами. Возможно, это не быстрый процесс. Присмотритесь к себе, понаблюдайте.
В детстве мы легко проживаем все переживания. Вспомните себя ребенком или посмотрите на детей. Если ребенку больно, он заявит миру об этом: будет плакать, кричать. Если он испытывает радость, он покажет, что ему хорошо, будет смеяться. Если он испытывает любовь — он проявит ее. Но чем старше мы становимся, тем больше становится черных квадратов внутри нас — задавленных переживаний. Человек начинает быстрее уставать, воспринимать мир серым и плоским.
Кто-то боится показаться слабым, кто-то боится даже испытывать страх, чтобы не показаться трусливым. Помните, что наши внутренние чувства чисты от навешанных ярлыков. Это мы сами искажаем то, что у нас внутри. Мы сами делаем себя несвободными, заключая собственные реакции в какие-то рамки.
О чем сигнализируют нам наши чувства?
- Радость, удовольствие — нам хорошо, нам нравится это занятие, этот человек, это действие. Это что-то, что несет нам пользу.
- Обида — сигнал о том, что у нас были ожидания в отношении поведения другого человека, но они не оправдались.
- Чувство вины — сигнал о том, что нарушен какой-то внутренний закон и последует наказание.
- Раздражение, злость — напоминание, что ранее пришел импульс на действие, движение, на расстановку границ, но вы ему не последовали.
- Апатия, депрессия — следствие подавленных ранее чувств. Нет сил на действия. В этом случае хорошо бы вспомнить, что вы подавили в себе.
«Чувства — это часть меня. Если я бегу от них, отрицаю, виню себя или стыжу, то я отрицаю часть себя и делаю себе очень больно. Вместо привычного бегства от чувств начните бежать навстречу к ним! Чувства — ваш лучший друг, который скажет хоть и горькую, но правду. Прислушивайтесь к себе!»
Каждый из нас хочет быть услышанным, принятым, понятым. Когда нам плохо и даже в радости мы хотим быть принятыми. К сожалению, обычно мы ждем этого от других людей, но это ожидание тупиковое. В вашей жизни есть единственный человек, который может вам дать 100% любви и принятия — это вы сами.
Мир вокруг становится более позитивным, когда вы обращаете внимание на себя и свои чувства. У вас становится больше сил на творчество, на движение. Ситуации, которые с вами происходят, уже не кажутся тупиковыми, потому что вы знаете, что делать со своими чувствами и переживаниями.
То, что мы чувствуем внутри — это фильтр, через который мы воспринимаем реальность. Когда нам плохо, мы раздражены или опечалены, все во внешнем мире кажется нам темным и угнетающим. Вспомните состояние влюбленности — в этом состоянии все хорошо, и даже негатив переживается легче.
Люди, которые работают с другими людьми, помимо собственных состояний чувствительны к тому фону, который их окружает. Это касается и учителей. Бывает тяжело, когда вокруг все время происходит что-то неприятное. Это, кстати, еще один повод начать обращать внимание на себя, заботиться о своих чувствах. Тогда будет легче переносить те эмоциональные фоновые состояния, в которых находятся люди вокруг. Будет легче справляться со стрессом, а может быть, он и вовсе прекратится.
Что делать с негативными состояниями?
Что можно сделать, чтобы не сбегать и не накапливать негативные ощущения, неудовлетворенность внутри?
«Ты можешь убежать от обстоятельств и людей, но ты никогда не убежишь от своих мыслей и чувств».
Залог успешной практики по работе с негативом:
- Быть честным с собой — да, я действительно это чувствую.
- Идти навстречу своему чувству — да, я разрешаю этому быть, не отрицаю, не сбегаю.
- Держать контакт с ним — я активно переживаю, принимаю себя в этом состоянии. В этот момент я нахожусь на территории чувств. Я не думаю, не даю себе оценку, не делаю выводы.
- Дать чувству выйти наружу. Это лучше всего делать в практиках, которые мы разберем чуть ниже.
При работе с негативом мы сталкиваемся с повышением осознанности и ясности сознания. Но когда внутри нас ком переживаний и эмоций, нам становится тяжело. Но для того чтобы подготовить себя к работе с собой, расчистить, так сказать, поле для деятельности, нужно, опять же, уйти с территории тревожного ума, который рисует нам страшные картины сценарии. Так как же повысить осознанность и пойти навстречу чувствам? Как подготовить себя?
Повышение осознанности, достижение ясности сознания
Работа с чувствами, переживаниями
Конечно, если у вас есть желание и возможность, поработайте со специалистом, который близок вам по мировоззрению, с которым было бы комфортно. Но если такой возможности нет, или вы хотите справиться с негативом как можно быстрее и нет времени ждать приема специалиста, можно самому выполнить несложные техники:
- Вырисовывание внутреннего негатива. Возьмите лист бумаги, ручки, фломастеры. Вспомните ситуацию, которая вызвала у вас негативные ощущения. Снова постарайтесь максимально отключиться от головы, войдите в то состояние, прочувствуйте его, разрешите себе нарисовать свою эмоцию. Может быть, вы сделаете это резко, импульсивно, или, наоборот, вяло, может быть, просто одной линией, может быть, клубком каких-то разноцветных кривых. Когда вы «вытащите» это состояние на бумагу, попробуйте нарисовать что-то хорошее, что появится на месте старого и страшного состояния.
Практика благодарности хороша тем, что ее можно делать когда угодно. Можно писать по вечерам, за что вы благодарны этому дню. Важно действительно включаться в это состояние, действительно испытывать благодарность. Из этого более высокого, более ресурсного состояния легче принять весь негатив, который произошел за день.
Практика «Что хорошего произошло за день». В ней вы специально фокусируете себя на хорошем. Обязательно выпишите не менее 5 пунктов. И пусть практика не очень глубинная, но иногда важно натренировать наш ум, перенастроиться на позитивное восприятие мира. Научите себя замечать хорошее вокруг!
Вытанцовывание внутреннего негатива. Включите музыку, отпустите свое тело. Это можно делать даже сидя, если вам неудобно танцевать в привычном смысле этого слова. Могут двигаться только руки, но важно, что через эту практику вы снова отпускаете ум и даете вырваться наружу всему плохому, что мешает вам.
Письмо себе маленькому. Это можно сделать, если вы до сих пор ощущаете эмоциональный след из детства, и вас до сих пор что-то связывает с теми событиями, которые произошли очень давно, но оставили эмоциональное потрясение на всю жизнь. Важно писать с посылом из своего мудрого, любящего состояния, для того чтобы посмотреть на ту ситуацию, которая с ним происходила, по-другому. Не пишите, что кто-то плохой или хороший, не осуждайте других и себя.
Практика с внутренним ребенком. В фигуре внутреннего ребенка есть все, что мы не прожили в детстве, наши раны и боль. Закрываете глаза, представляете своего внутреннего ребенка. Начинаете сочувствовать ему, сопереживать. Тем самым вы уже меняете свой шаблон отношений со своими чувствами. Вы не сбегаете, не стыдите, а сопереживаете, сочувствуете.
Гавайская практика исцеления негатива Хоопонопоно. Очень действенная, особенно если вы не можете простить какого-то человека. Повторяйте поочередно про себя или вслух эти фразы (100 раз):
– Я люблю тебя
– Мне очень жаль
– Прости меня
– Я благодарю тебя
Обращайте эти фразы к человеку, с которым возникли сложные отношения, или к самому себе. Так вы исцелите свое внутреннее состояние.
Бывает, что в моменте происходит что-то, требующее выхода эмоций наружу. Но мы не всегда можем себе это позволить. Поэтому важно переключиться. Сделайте маленький перерыв, посвятите себе 5 минут, чтобы через какую-то из практик выплеснуть негатив. Таким образом вы снизите эмоциональный накал и поможете себе прожить чувство, которое требует проявиться.
Какие фильмы стоит посмотреть?
Если уже смотрели, пересмотрите заново эти картины. С новыми знаниями о себе и своих чувствах вы наверняка воспримете их по-другому, еще более объемно.
- «Головоломка» — мультфильм
- «День сурка»
- «Мирный воин»
Источник