Проект «Развитие эмоционального интеллекта»
Любовь Игнатова
Проект «Развитие эмоционального интеллекта»
Актуальность.
Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.
В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г. Орме, К. Кеннон и многие другие.
Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.
В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.
Диагностика педагогического коллектива нашего детского сада по выявлению (методика оценки EQ Н. Холла):
— умения распознавать эмоции других людей
— умения управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений
показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
•умением контролировать свои чувства;
•способностью сознательно влиять на свои эмоции;
•умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
•способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
•умением эффективно общаться с другими людьми;
•способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство — идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.
Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.
Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса
Задачи:
1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.
2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.
3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Участники пед. проекта: дошкольники, родители, педагогический коллектив.
Длительность: 1год.
Методы реализации проекта: диагностика, коррекционо — развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.
План реализации проекта
Содержание работы
1. Подготовительный этап
изучение литературы по теме проекта;
подбор диагностического материала;
выбор и конкретизация направлений работы;
2. Основной этап
Работа с педагогическим коллективом.
методика оценки EQ Н. Холла
Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы дошкольников.
«Тренинг развития эмоциональной гибкости педагога»
«Профилактика СЭВ у педагогов»
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.»
Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.
Что мешает успеху?
Использование эмоций для повышения мышления и деятельности.
Работа с дошкольниками.
Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В течение года психолог
Работа с семьей
Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек.
Влияние типа родительского отношения на эмоциональное развитие старшего дошкольника
Секреты эмоционального благополучия ребенка.
Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка- дошкольника.
3. Заключительный этап
Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.
Подготовить публикацию материалов в СМИ
Предполагаемый результат:
1. Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.
2. Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т. п.).
3. Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.
4. Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.
5. Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.
Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.
1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М. : ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478с.
3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
6. Электронные ресурсы:
Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями» Нарушение в овладении предложно-падежных конструкций. Наиболее характерными ошибками у употреблении предложно-падежных конструкций дошкольников.
Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.
Источник
Проект «Эмоциональный интеллект — основа успешного развития дошкольника»
проект (старшая группа)
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_emotsionalnyy_intellekt.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 98»
«Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»
(практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный)
для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей
Сроки реализации: с 1.09.2017 г. по 31.05.2018 г.
Емельянова Маргарита Олеговна
Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника
Образовательные области ООП ДО
Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)
Само понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные. Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Наши мозги устроены таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию — после того, как поймем, в чем она состоит.
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что мы педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решаем фрагментарно, бессистемно.
Воспитатели, педагогические работники ДОУ, дети 5-6 лет, семьи воспитанников
Формирование социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через различные культурные практики
Для детей 5-6 лет:
— уметь поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;
— проявлять такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
— уметь проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;
— овладеть способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;
— учиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.
— развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
— повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
— повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
— создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
— доска детской активности;
— копилка «Добрых дел»;
— портфолио группы «Солнышко»;
— календарь интересных событий в группе;
— картотека игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта;
— картотека творческих игр по методу сторителлинг;
— тактильная книга «Наши сказки»;
— авторское дидактическое пособие «Интерактивный пластилиновый куб»;
— дидактическое пособие «Трогательный театр»;
— создание тематической видеотеки;
— тематическая прогулочная территория «Детский парк».
Мероприятия в рамках проекта
— семейные посиделки «Семья вместе»;
— утренний ритуал «Круг друзей»;
— пятничный ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел»;
— игровые занятия «Путешествие в картину» в «Музее одной картины» ДОУ;
— игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ;
— игры-драматизации по прочитанным произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик», Ю. Владимиров «Чудаки», Э. Успенский «Разгром», О. Пройслер «Маленькая баба-яга»;
— слушание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Зима», М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Тревожная минутка», С. Прокофьев «Раскаение».
— литературно-музыкальные гостиные: «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы»;
— тематические выставки творческих работ и рисунков: «Что нам осень подарила», «К нам зима пришла серебристая»;
— квест-игра «По следам осени», «Путешествие по соловьиному краю», «Поиски сокровища»;
— итоговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений».
— создание картотеки по формированию эмоционального интеллекта;
— совместная разработка игр и упражнений на развитие эмоционального интеллекта;
— создание библиотеки художественных произведений, направленных на развитие чувства эмпатии;
— совместная работа по формированию фонотеки.
Для родителей (законных представителей):
— практикум по народным играм «Игры нашего детства»;
— практикум «Куклы из бабушкиного сундучка»;
— консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»;
— мультлекторий «День рождения популярного героя мультфильма»;
— заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы»; «Щи да каша пища наша», «Искусство быть родителями»;
— экологическая акция «Встречаем птиц»;
— семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк».
— умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;
— проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
— умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;
— овладели способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;
— научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.
— создана доброжелательная атмосфера в коллективе;
— повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
— повысилась родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
— созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.
— тактильная книга «Наши сказки»;
— тематический альбом «Коллекция впечатлений»
— РППС «Детский парк»
Форма представления проекта
— Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»;
— семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк»
— наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;
— беседы с детьми;
— анализ детских рисунков;
Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап – подготовительный
(сентябрь 2017 г.)
— Изучение информации по теме проекта (познавательная литература, презентации, тематические альбомы, изучение опыта работы коллег из других регионов, видеоролики, и др.)
— Определение цели и задач проекта.
— Разработка конспектов занимательной деятельности (игровые занятия: «Путешествие в картину В. Васнецова «Аленушка», «Путешествие в И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ, «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ; «Помоги Мише», «краски волшебной сказки», «Путешествие в страну эмоций»).
— Разработка сценариев («Нет ее дороже», «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы», «Ярмарка эмоций»).
— Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта.
— Картотека творческих игр по методу сторителлинг.
2 этап – организационно-практический
(сентябрь 2017 -май 2018 г.)
— Организация различных видов детской деятельности, по теме проекта (выставка детских творческих работ, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, квест-игры, прослушивание музыкальных произведений, ознакомление с живописью, сюжетно-ролевые игры и т.д.).
— Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту (квест-игра «Путешествие по соловьиному краю», семейный праздник «Ярмарка эмоций»).
3 этап – итоговый
— Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений.
— Семейный праздник «Ярмарка забав».
-Создание РППС «Детский парк»
План по реализации проекта
«Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»
(сентябрь 2017 -май 2018 г.)
Интегрированное занятие «Путешествие в страну эмоций»
Семейные посиделки «Семья вместе»
воспитатель, муз. работник
Игровое занятие «Путешествие в картину В. Васнецова «Алёнушка» в «Музее одной картины» ДОУ
Игры-драматизации по прочитанному произведению: В. Катаев «Цветик-семицветик»
Мультлекторий «День рождения популярного героя мультфильма»;
воспитатели, сетевой клуб отцов
Занимательная деятельность «Краски волшебной сказки»
Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»
Совместное создание с детьми дидактической игры «Настроение сказочных героев»
Праздник ко дню матери «Нет ее дороже»
Интегрированная занимательная деятельность «Помоги Мише»
Праздник народных игр «Заря», «Горелки», «Ручеек»
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковского «Зима»
Практикум для родителей по народным играм «Игры нашего детства»;
Игры-драматизации по прочитанному произведению: Ю. Владимиров «Чудаки»
Творческая игра «Сделай коллаж и расскажи»
Квест-игра совместно с родителями «Путешествие по соловьиному краю»
Творческая игра «Сказочный город»
Консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»;
Занимательная деятельность «Уроки добра»
Слушание музыкальных произведений: С. Прокофьев «Раскаение»
Игровое занятие «Путешествие в картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ
Игры-драматизации по прочитанному произведению: О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»
Практикум «Куклы из бабушкиного сундучка»
Игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ
Квест-игра «В поисках сокровищ»
Экологическая акция «Встречаем птиц»
Игры-драматизации по прочитанному произведению: Э. Успенский «Разгром»
Заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы»
Сетевой клуб отцов
Анкетирование родителей по вопросам оценки результатов проекта
Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений»
Семейное досуговое мероприятие «Ярмарка эмоций»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности произвольного внимания у дошкольников, нарушения внимания, методы и приемы активизации.
laquo;Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуал.
Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов.
Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий.
Данная консультация познакомит Вас с современной моделью социального партнерства ДОУ и семей воспитанников, а также с разнообразными формами вовлечения семьи в образовательный процесс, которые пр.
В презентации проиллюстрированы упражнения для знакомства дошкольников с образными формами речи и выражениями ( синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами).
Источник