Актуальность развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Проект «Развитие эмоционального интеллекта»

Любовь Игнатова
Проект «Развитие эмоционального интеллекта»

Актуальность.

Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.

В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г. Орме, К. Кеннон и многие другие.

Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.

В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.

Диагностика педагогического коллектива нашего детского сада по выявлению (методика оценки EQ Н. Холла):

— умения распознавать эмоции других людей

— умения управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений

показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

•умением контролировать свои чувства;

•способностью сознательно влиять на свои эмоции;

•умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

•способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

•умением эффективно общаться с другими людьми;

•способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство — идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.

Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.

Читайте также:  Какие гормоны отвечают за чувство насыщения

Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса

Задачи:

1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.

2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.

3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Участники пед. проекта: дошкольники, родители, педагогический коллектив.

Длительность: 1год.

Методы реализации проекта: диагностика, коррекционо — развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.

План реализации проекта

Содержание работы

1. Подготовительный этап

изучение литературы по теме проекта;

подбор диагностического материала;

выбор и конкретизация направлений работы;

2. Основной этап

Работа с педагогическим коллективом.

методика оценки EQ Н. Холла

Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы дошкольников.

«Тренинг развития эмоциональной гибкости педагога»

«Профилактика СЭВ у педагогов»

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.»

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.

Что мешает успеху?

Использование эмоций для повышения мышления и деятельности.

Работа с дошкольниками.

Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В течение года психолог

Работа с семьей

Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек.

Влияние типа родительского отношения на эмоциональное развитие старшего дошкольника

Секреты эмоционального благополучия ребенка.

Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка- дошкольника.

3. Заключительный этап

Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.

Подготовить публикацию материалов в СМИ

Предполагаемый результат:

1. Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.

2. Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т. п.).

3. Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.

4. Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.

5. Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.

Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.

1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.

2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М. : ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478с.

3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.

4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.

5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001

6. Электронные ресурсы:

Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями» Нарушение в овладении предложно-падежных конструкций. Наиболее характерными ошибками у употреблении предложно-падежных конструкций дошкольников.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Источник

Проект «Эмоциональный интеллект — основа успешного развития дошкольника»
проект (старшая группа)

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)

Скачать:

Вложение Размер
proekt_emotsionalnyy_intellekt.docx 27.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 98»

«Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»

(практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный)

для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей

Сроки реализации: с 1.09.2017 г. по 31.05.2018 г.

Емельянова Маргарита Олеговна

Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника

Образовательные области ООП ДО

Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)

Само понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные. Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Наши мозги устроены таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию — после того, как поймем, в чем она состоит.

Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что мы педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решаем фрагментарно, бессистемно.

Воспитатели, педагогические работники ДОУ, дети 5-6 лет, семьи воспитанников

Формирование социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через различные культурные практики

Для детей 5-6 лет:

— уметь поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;

— проявлять такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;

— уметь проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;

— овладеть способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;

— учиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.

— развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

— повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Для родителей (законных представителей):

— повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

— создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

— доска детской активности;

— копилка «Добрых дел»;

— портфолио группы «Солнышко»;

— календарь интересных событий в группе;

— картотека игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта;

— картотека творческих игр по методу сторителлинг;

— тактильная книга «Наши сказки»;

— авторское дидактическое пособие «Интерактивный пластилиновый куб»;

— дидактическое пособие «Трогательный театр»;

— создание тематической видеотеки;

— тематическая прогулочная территория «Детский парк».

Мероприятия в рамках проекта

— семейные посиделки «Семья вместе»;

— утренний ритуал «Круг друзей»;

— пятничный ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел»;

— игровые занятия «Путешествие в картину» в «Музее одной картины» ДОУ;

— игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ;

— игры-драматизации по прочитанным произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик», Ю. Владимиров «Чудаки», Э. Успенский «Разгром», О. Пройслер «Маленькая баба-яга»;

— слушание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Зима», М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Тревожная минутка», С. Прокофьев «Раскаение».

— литературно-музыкальные гостиные: «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы»;

— тематические выставки творческих работ и рисунков: «Что нам осень подарила», «К нам зима пришла серебристая»;

— квест-игра «По следам осени», «Путешествие по соловьиному краю», «Поиски сокровища»;

— итоговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений».

— создание картотеки по формированию эмоционального интеллекта;

— совместная разработка игр и упражнений на развитие эмоционального интеллекта;

— создание библиотеки художественных произведений, направленных на развитие чувства эмпатии;

— совместная работа по формированию фонотеки.

Для родителей (законных представителей):

— практикум по народным играм «Игры нашего детства»;

— практикум «Куклы из бабушкиного сундучка»;

— консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»;

— мультлекторий «День рождения популярного героя мультфильма»;

— заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы»; «Щи да каша пища наша», «Искусство быть родителями»;

— экологическая акция «Встречаем птиц»;

— семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк».

— умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;

— проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;

— умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;

— овладели способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;

— научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.

— создана доброжелательная атмосфера в коллективе;

— повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Для родителей (законных представителей):

— повысилась родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

— созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.

— тактильная книга «Наши сказки»;

— тематический альбом «Коллекция впечатлений»

— РППС «Детский парк»

Форма представления проекта

— Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»;

— семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк»

— наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;

— беседы с детьми;

— анализ детских рисунков;

Направления проектной деятельности.

Работа с педагогами, родителями

1 этап – подготовительный

(сентябрь 2017 г.)

— Изучение информации по теме проекта (познавательная литература, презентации, тематические альбомы, изучение опыта работы коллег из других регионов, видеоролики, и др.)

— Определение цели и задач проекта.

— Разработка конспектов занимательной деятельности (игровые занятия: «Путешествие в картину В. Васнецова «Аленушка», «Путешествие в И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ, «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ; «Помоги Мише», «краски волшебной сказки», «Путешествие в страну эмоций»).

— Разработка сценариев («Нет ее дороже», «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы», «Ярмарка эмоций»).

— Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта.

— Картотека творческих игр по методу сторителлинг.

2 этап – организационно-практический

(сентябрь 2017 -май 2018 г.)

— Организация различных видов детской деятельности, по теме проекта (выставка детских творческих работ, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, квест-игры, прослушивание музыкальных произведений, ознакомление с живописью, сюжетно-ролевые игры и т.д.).

— Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту (квест-игра «Путешествие по соловьиному краю», семейный праздник «Ярмарка эмоций»).

3 этап – итоговый

— Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений.

— Семейный праздник «Ярмарка забав».

-Создание РППС «Детский парк»

План по реализации проекта

«Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»

(сентябрь 2017 -май 2018 г.)

Интегрированное занятие «Путешествие в страну эмоций»

Семейные посиделки «Семья вместе»

воспитатель, муз. работник

Игровое занятие «Путешествие в картину В. Васнецова «Алёнушка» в «Музее одной картины» ДОУ

Игры-драматизации по прочитанному произведению: В. Катаев «Цветик-семицветик»

Мультлекторий «День рождения популярного героя мультфильма»;

воспитатели, сетевой клуб отцов

Занимательная деятельность «Краски волшебной сказки»

Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»

Совместное создание с детьми дидактической игры «Настроение сказочных героев»

Праздник ко дню матери «Нет ее дороже»

Интегрированная занимательная деятельность «Помоги Мише»

Праздник народных игр «Заря», «Горелки», «Ручеек»

Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковского «Зима»

Практикум для родителей по народным играм «Игры нашего детства»;

Игры-драматизации по прочитанному произведению: Ю. Владимиров «Чудаки»

Творческая игра «Сделай коллаж и расскажи»

Квест-игра совместно с родителями «Путешествие по соловьиному краю»

Творческая игра «Сказочный город»

Консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»;

Занимательная деятельность «Уроки добра»

Слушание музыкальных произведений: С. Прокофьев «Раскаение»

Игровое занятие «Путешествие в картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ

Игры-драматизации по прочитанному произведению: О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»

Практикум «Куклы из бабушкиного сундучка»

Игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ

Квест-игра «В поисках сокровищ»

Экологическая акция «Встречаем птиц»

Игры-драматизации по прочитанному произведению: Э. Успенский «Разгром»

Заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы»

Сетевой клуб отцов

Анкетирование родителей по вопросам оценки результатов проекта

Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений»

Семейное досуговое мероприятие «Ярмарка эмоций»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности произвольного внимания у дошкольников, нарушения внимания, методы и приемы активизации.

laquo;Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуал.

Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов.

Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий.

Данная консультация познакомит Вас с современной моделью социального партнерства ДОУ и семей воспитанников, а также с разнообразными формами вовлечения семьи в образовательный процесс, которые пр.

В презентации проиллюстрированы упражнения для знакомства дошкольников с образными формами речи и выражениями ( синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами).

Источник

Читайте также:  Как чувствуют себя люди с низким давлением при низком атмосферном давлении
Оцените статью