Актуальность развития чувства ритма у дошкольников

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста: реализация аспектов требований ФГОС
статья

Актуальность данной темы в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально — ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.

Скачать:

Вложение Размер
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста: реализация аспектов требований ФГОС 25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Ю. Г., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №40 Пушкинского района

Развитие чувства ритма

у детей дошкольного возраста:

реализация аспектов требований ФГОС

Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно. Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человеку (да и большому). Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки. Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьѐзное внимание необходимоуделять ритмическому воспитанию.

Актуальность данной темыя считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально — ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.

Проблема: Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не толькосферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Цель: Преодоление общего недоразвития речи детей средством развития ритмических способностей.

• развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах;

• усвоение метра-ритма: ритмический рисунок, пульсация, акценты;

• вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.

— дети воспринимают развитие музыкальных образов и выражают их в движениях, согласовывают движения с характером музыки;

— у детей развиваются музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

— дети умеют определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

— различают простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

— у детей сформирована красивая осанка, выразительные, пластичные движения.

Что же такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всѐ наше тело. Ещѐ одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

По мнению Киры Владимировны Тарасовой, чувство ритма имеет три

— темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

— метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

— ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.

Ритм формирует физическое и духовное развитие ребенка, помогает ему развить свои способности и творческие проявления. А также способствует развитию речи и ее восприятия. Речевые нарушения, имеющиеся у детей, могут корректироваться на музыкальных и логоритмических занятиях. Ведь на таких занятиях связь слова, движения и музыки решает многие речевые проблемы. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, положительно развиваются музыкальные способности, чище становится

речь. Поэтому можно сделать следующий вывод, что развитие ритмических способностей детей не только способствует музыкальному развитию, но и развивает речь и личность ребенка во всех его проявлениях.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности (хлопки, шлепки по бѐдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к.

подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.

Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно

шлепать по столу ладошками)

Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки

пальцами, притопы ногами)

Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно

выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам,

Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно

шлепать по столу ладошками)

Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши,

шлепок по столу)

А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно

щелчки пальцами, притопы ногами)

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно

выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам,

Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)

Также много внимания работе над ритмом уделяется и в процессе игры на ДМИ. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Интерпретируя музыку, ребѐнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребѐнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий) возраст пока еще не носит достаточного понимания. «Эмме Пари –известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».

(Показываем на примере ритмической формулы из рыбок: «раз–и два-

и, раз-и-два-и» и «ти-ти-Та, Та-Та».)

Разница очевидна! Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бегать». Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.

Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно

— ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и

— с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется

перевод слов в ритм;

— ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и

— ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции –

это всегда радость и удовольствие для детей.

Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведѐтся со 2 младшей группы.

Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему:

— музыкально — дидактических игр;

— музыкально — ритмических движений;

— игр на развитие чувства ритма;

— игры на детских музыкальных инструментах;

Работая по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Комплексная, многоплановая работа с использованием дифференцированного и индивидуального подхода обеспечивает формирование музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи, повышает эффективность воздействия и положительно влияет на результат освоения танца в целом.

1. Анисимова Г. И. Использование музыкально-ритмических упражнений в формировании графических навыков у старших дошкольников в системе подготовки их к школьному обучению // Школьный логопед. — № 4 (48). — 2013. — С. 14-22.

2. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания — М.: Палея, 2007. – 320 с.

5. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2010. – 240 с.

6.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». — СПб.: ПИТЕР, 2014, — 460 с.

Источник

Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр

Татьяна Галимова
Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических игр

Развитие чувства ритма у дошкольников — одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время — одна из наиболее сложных. Решение этой задачи успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности:

• в пении — когда мы просим ребенка прохлопать, протопать ритмический рисунок песни;

• в ритмике — где особенно важно слышать чередование сильных и слабых долей в музыке для передачи музыкального образа и характера музыки в движении;

• в игре на детских музыкальных инструментах — здесь очень важно слышать и чувствовать ритм мелодии, чтобы уметь согласовать свою игру на инструменте и игрой других детей, уметь поддержать темпо-ритм, не ускорять и не замедлять музыку.

Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего

возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями, развивая общую и мелкую моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать ритмические рисунки. Музыкальные игры развивают музыкальный слух, помогают в игровой форме усваивать элементарную теорию музыки. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов и художественные приёмы обучения, применяемые педагогом, способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.

Одна из задач ФГОС ДО — создать благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкально-ритмические игры в этом плане имеют особое значение,поскольку решают одновременно множество задач:

• формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах;

развивать вокальные и ритмические навыки, музыкальный слух;

• формировать речевую и певческую интонации;

развивать воображение, образное мышление, внимание, память;

• формировать коммуникативные способности детей, способствовать преодолению индивидуальных психологических проблем.

Цель пособия — развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

Данное пособие предназначено для организации музыкально-игровой деятельности для детей 3-7 лет. При выполнении игровых упражнений дошкольники будут иметь возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности – пении, музицировании, музыкально-ритмических движениях.

Все игровые упражнения построены на синтезе слова, движения и музыки.

Работа над развитием чувства ритма и закреплением знания ритмических структур строится на разнообразном музыкальном материале.

К данному пособию прилагается диск с музыкальным сопровождением.

«Песенки-ритмы»

1. Педагог проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

2. На слова «цок-цок-цок» дети играют на кастаньетах или деревянных ложках.

Вот лошадка прискакала —

И копытцами стучала —

Звонко цокают копытца —

Игра на свистульках.

Педагог проговаривает текст, дети играют на свистульках.

1. Птички прилетели,

Ах, какой прелестный день!

2. Песенку пропели,

Ах, какой прелестный день!

3. По дорожке — скок-скок

И на ветку — прыг-скок:

Ах, какой прелестный день!

Дети с педагогом проговаривают текст и играют на треугольниках.

Я — красивый петушок,

Шпоры есть и гребешок.

По утрам я всех бужу

И кричу: «Ку-ка-ре-ку!» (тремоло треугольников).

Дети отстукивают ритм на барабане.

Барабан гремит с утра.

Поиграй с ним, детвора!

Далее поиграть с детьми различные ритмические рисунки.

Игра на клавесах.

Играли в догонялки.

По тропке бежали,

Скачут и резвятся,

Волка не боятся.

Меее…. – показать рожки (приложить клавесы ко лбу).

На лесной лужайке

Музыкально-ритмическая игра для детей 4-6 лет.

Оборудование: шумовые инструменты — ложки, кастаньеты, барабаны, бубны, маракасы, треугольник.

1. На лесной лужайке

Ритмы отбивали.

2. Белки услыхали,

Ритмы обивали!

Ти-ти Та, ти-ти Та,

Ти-ти Та, ти-ти Та!

3. Вдруг ежата прибежали,

В барабаны застучали.

Ритмы отбивали!

4. И волчата тут как тут,

С бубном появились вдруг.

Ритмы отбивали!

5. А мышата (лисята) прибежали,

В маракасы зашуршали.

Так тихонечко играли,

Ритмы отбивали

Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та,

Ти-ти-ти-ти, ти-ти Та!

6. Медвежонок услыхал,

Треугольник в лапы взял.

Ритмы отбивает!

7. Музыканты, дружно в ряд!

Становись, как на парад!

Ритмы обивайте!

Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та

Ти-ти, ти-ти, ти-ти, Та

Предварительно выучить с детьми ритмический рисунок.

Педагог поёт, ребёнок простукивает ритм. После последнего куплета, все дети играют на инструментах. Дети старшего возраста самостоятельно исполняют песню и простукивают ритмы.

ИГРА С КЛАВЕСАМИ

1. В руки клавесы мы взяли, — стучать клавесами друг о друга

Громко, громко застучали.

Клавес — раз — стукнуть клавесой по полу вертикально

Клавес – два — стукнуть другой клавесой по полу вертикально

Начинается игра — стучать по-очерёдно клавесами по полу.

2.Постучали справа так:

Туки-так, туки-так. — стучать клавесами друг о друга

Но,а слева все вот так:

Туки, туки, туки, так! — стучать клавесами друг о друга

Рожки показали — приставить клавесы ко лбу («рожки»)

И на ножки встали. — поставить клавесы вертикально на пол

3. Правой ножкой — топ, топ, топ,

Левой ножкой — топ, топ, топ.

Весело шагаем — «шагать» клавесами

Ритмы отбиваем — стучать клавесами друг о друга.

Далее поиграть в ритмические игры — педагог простукивает различные ритмоформулы, дети повторяют.

(музыка И. Конвенан, слова Д. Галимовой)

Надеть шапочки зверят. Дети идут по кругу и поют. Выбранные дети по-очереди выходят в центр круга и на музыкальном инструменте исполняют ритмический рисунок.

1.Ёжик песенку поёт,

Яблочки домой несёт:

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» — 2 раза

2. Скачет белка целый день,

Ей грибы срывать не лень.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» — 2 раза

3. Зайка в огород пошёл

И морковку там нашёл.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» — 2 раза

4. Мишка по лесу идёт,

Землянички там нарвёт.

«Ти-ти -та, ти-ти- та!

Ах, какая вкуснота» — 2 раза

Музыкально-ритмические движения для детей 3 лет

Музыка с диска Е. и С. Железновых «Десять мышек»

Цель: развитие умения находить образные движения, побуждать к выразительности исполнения игрового образа.

1. Вот по-кошачьи кошечка

К нам, крадучись, идёт опять.

Собака – по-собачьи, гордо

2. Утёнок по-утиному:

Вразвалочку идёт-бредёт.

Всё прыг да прыг – вперёд!

3. Красиво, по-лосиному,

Гуляет лось в лесу густом.

Бежит мышонок в дом.

4. А косолапый мишка

По-медвежьи вышел погулять.

В берлоге под сосною он

Всю зиму спал опять.

5. А заинька по-заячьи

Спешит запутать след в лесу.

Трусишка скачет маленький.

Не встретить бы лису!

6. Гусята по-гусиному

Так важно шествуют гуськом.

Кто вприпрыжку, кто шажком.

По стихотворению В. Степанова

Дети читают стихи, затем играют на музыкальном инструмене.

1. На осенней на полянке

Так красиво, ярко, ярко!

Ёжик вдруг здесь появился,

С бубном весело резвился.

2. Тут и Зайчик прибежал,

Румбу в лапы быстро взял.

Очень весело, забавно

Он с ежонком заиграл.

3. К ним и белка прискакала,

Ведь красиво, вместе, дружно

Всем сыграть в оркестре нужно.

4. Вот и вечер подкатился,

Всё замолкло, стало тихо…

Музыканты ушли спать,

Чтоб с утра сыграть опять.

Тссс… (Зверята ложатся спать).

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Источник

Читайте также:  Проблемы с пониманием чувств
Оцените статью