Актуальность изучения темперамента человека

Темперамент (16)

Главная > Курсовая работа >Психология

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

(представительства ТвГУ в городе Бежецке)

Факультет психология и социальная работа

Кафедра социальной психологии

студентка 2 курса

Глава 1. Темперамент как предмет исследования психологии: исторический аспект……………………………………………………………………………………………………………….5

Возникновение учения о темпераменте и его дальнейшее развитие……………………………………………………………………………………………..5

Конституционные типологии человеческой психики………………………..8

Исследования темперамента в отечественной психологической науке………………………………………………………………………………………………….17

Исследования В. П. Казначеева……………………………………………………….17

Критика концепции И. П. Павлова…………………………………………………..21

Глава 2. Анализ подходов к изучению темперамента в современной психологической науке………………………………………………………………………………….28

. Подходы к определению понятия темперамента………………………………28

. Психологическая характеристика типов темперамента…………………….38

. Внешние признаки, характерные для представителей различных типов темперамента……………………………………………………………………………..44

Глава 3. Эмпирическое исследование типов темперамента………………………..48

.Методический инструментарий и ход исследования……………………….48

.Анализ полученных результатов. Выводы…………………………………………..48

Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижны, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые в движениях и поступках.

Возникает вопрос: что же именно влияет на наше поведение?

В психологии особым образом выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Индивидуально психологические особенности личности человека придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий, и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. То есть темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, хотя, как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей.

Появляется вопрос, какие индивидуально психологические особенности личности существуют?

Гипотеза : так как человеку присущи индивидуальные свойства психики, которые определяют динамику его психической деятельности и проявляются в особенностях поведения, можно предположить, что именно тип темперамента оказывает влияние на все личностные особенности человека.

Объектом исследования является психологическая характеристика типов темперамента, а предметом – подходы к изучению темперамента.

Цель исследования: дать психологическую характеристику типам темперамента и выявить влияние темперамента на личностные особенности человека. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

проанализировать литературные источники по данным проблемам;

подобрать методики для исследования;

выявить тип темперамента;

установить влияние темперамента на личностные особенности человека.

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на особенности психической деятельности человека не до конца не изучена. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в той или иной ситуации. Также это актуально в педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

Читайте также:  Чувство что осталась капля симптомы

ГЛАВА 1. Темперамент как предмет исследования психологии: исторический аспект.

Возникновение учения о темпераменте и его дальнейшее развитие .

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв. н. э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека. Он, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделал попытку данные особенности объяснить. Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов жидкости в их организме. При правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. По Гиппократу, таковых жидкостей четыре: кровь, два сорта желчи и слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает кровь, у холериков – желтая желчь, у флегматиков – слизь, а меланхолики – это люди с избытком черной желчи.

Дальнейшее развитие учения о темпераменте происходило в следующих направлениях.

Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (2 в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ И. Кант в конце 18 века рассматривает темперамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. Он утверждал, что у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его не постоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой – нибудь страсти. Его страсти мгновенно воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда душа его находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

По мнению Канта, чувствования не овладевают флегматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от скорого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других [11].

Кантовские описания темпераментов были повторены потом во многих и многих источниках. Более того, представляя с самого начала полунаучные-полухудожественные образы, они довольно быстро перешли в общую культуру.

В качестве примера можно привести отрывки из ярких описаний темпераментов, принадлежащих Стендалю.

Стендаль обращается к изображению темпераментов в своей работе «История живописи в Италии», считая, что каждый художник должен быть психологически образован, чтобы не делать ошибок в изображении персонажей – их общего облика, действий, настроений и т.п. Вот его «портреты» темпераментов 1 .

Сангвинический темперамент. Сангвиник – человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.

Читайте также:  Поднять настроение начальнику прикольные

Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов – сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.

Холерический темперамент. Желчь – один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.

Источник

Исследовательская работа по биологии на тем «Влияние темперамента на характер человека»

Темпераментом называют врождённые особенности личности человека, которые определяют динамику протекания химических процессов.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_temperamenta_na_harakterdokument_microsoft_office_word.docx 40.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Братовщина имени Героя Советского Союза В.С.Севрина

«Влияние темперамента на характер человека»

Ученица 9 класса

Индивидуальные психологические особенности личности человека , его темперамент придают окраску всей деятельности и поведению человека.

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

Актуальность моего исследования : проблема, о которой пойдет речь в данной работе, занимает человечество уже более 25 столетий. Знакомство с понятием и видами темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода в процессе обучения, студента при выборе будущей профессии, при общении людей друг с другом, а также для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений..

Цель исследования: изучение влияния темперамента на характер личности;

— проанализировать понятие «темперамент»

— изучить основные свойства темперамента

— изучить типы характера

Объект исследования : темперамент и характер личности

Гипотеза исследования : доказать, что характер связан с темпераментом и его способностями

Методы исследования : анкетирование по методикам определения темперамента Айзенка, Белова, статистическая обработка материала

1.Темперамент – что это?

Что же такое темперамент? Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Выделяют четыре простых типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сам термин «темперамент» был введен античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского слова «temperans», что означает умеренный. Само же слово темперамент можно перевести как «надлежащее соотношение частей».

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас активные, веселые, настойчивы, а другие медлительны, застенчивы, неторопливы в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный педагог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплывов, бурных водопадов, брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Так почему же люди разные? Наблюдения показывают нам, что все люди различны не только по своей внешности, по своему поведению, движениям. Личность человека неповторима, нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психическими свойствами.

Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности, в походке, в жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

Вопрос о темпераменте и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов психологи признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный.

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести человека к тому или иному типу. Из наиболее распространенных классификаций выделяют следующие типы темперамента:

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться:

меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями ;

флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку;

холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента :

у меланхолика — замкнутость и застенчивость;

у флегматика — чрезмерная медлительность;

у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство;

у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия , быстрота мышления , длительность сосредоточения внимания и т. п.);
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли );
  • направленность психической деятельности на определённые объекты ( экстраверсия или интроверсия ).

Источник

Читайте также:  После приема пищи чувство тяжести отрыжка
Оцените статью