- Исследовательская работа на тему «Депрессия»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Курсовая работа: Психологические подходы к депрессии
- 3.Когнитивно-бихевиористский подход
- 1. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб, 2003.
Исследовательская работа на тему «Депрессия»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнила ученица: 9 А класса Ламкина Марина Игоревна. Руководитель проекта: Гусева Вера Борисовна. г. Нижний Новгород 2015 год Депрессия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №190»
Актуальность темы Депрессия — болезнь нашего времени Это распространенное расстройство, которым страдают миллионы людей. По данным разных исследователей, им страдает до 20% населения развитых стран. Американские исследователи считают, что депрессией страдают 2% детей в возрасте до 12 лет. В среде подростков эти цифры возрастают до 8% мальчиков и 12% девочек, а в возрасте 13-19 лет у девочек доля переживающих депрессию возрастает до 16%.
Цель работы Выяснить что такое депрессия и дистимическое расстройство Познакомиться с причинами развития депрессии Выяснить склонны ли к депрессии окружающие меня люди( ученики класса) Дать рекомендации по профилактике депрессии
Депрессия — серьезное заболевание, которое резко снижает трудоспособность и приносит страдание, как самому больному, так и его близким.
Депрессия — болезнь всего организма. Типичные признаки депрессий Эмоциональные проявления Физиологические проявления Поведенческие проявления Мыслительные проявления
Что обычно мешает людям обратиться за помощью по поводу депрессии? Часто люди боятся обратиться к специалисту по психическим расстройствам из-за предполагаемых негативных последствий: Возможных социальных ограничений; Осуждения в случае, если кто-то узнает, что пациент лечится у психиатра; Опасения негативного влияния медикаментозного лечения депрессии.
Причины развития депрессии Наследственность, или генетическая предрасположенность к депрессии Нарушения баланса биологически активных веществ в головном мозге Изменения климата и погодных условий Заболевания эндокринных желез Длительный прием некоторых лекарств Наркомания и употребление алкоголя Психологические факторы. P.S. Женщины страдают депрессией чаще мужчин
Лечение депрессии Медикаментозное лечение Антидепрессанты Психотерапия
Основные этапы терапии Определение тактики лечения Проведение основного курса терапии, направленного на уменьшение симптомов депрессии вплоть до их исчезновения, восстановление прежнего, свойственного пациенту уровня активности. Проведение поддерживающего курса терапии в течение 4-6 и более месяцев после общей нормализации состояния.
Дистимическое расстройство Дистимия, или дистимическое расстройство – это плохое настроение(длящееся 2 года) Симптомы: Не нарушают способность человека работать, обучаться и взаимодействовать с окружающими людьми. Признаки расстройства: Человек мрачен, погружен в себя, чрезмерно критичен к себе и окружающим, лишен чувства юмора.
Отличие депрессии от плохого настроения Плохое настроение и подавленность при депрессии отмечаются каждый день, в течение 2 и более недель Практически всегда депрессия сочетается с симптомами нарушения работы внутренних органов Появление суицидальных мыслей Часто депрессия развивается без видимых на то причин.
Практическая работа Цель работы: Выяснить склонны ли к депрессии окружающие меня люди( ученики класса) Дать рекомендации по профилактике депрессии
Ход работы Предложила ученикам своего класса самостоятельно выявить степень выраженности признаков склонности к депрессии(по шкале предложенной Американской Психологической Ассоциацией) Совсем нет 0 В слабой степени 1 Довольно сильно 2 Очень сильно 3
Признаки депрессии Снижение устойчивости к стрессу Более агрессивное, направленное на внешние обстоятельства поведение, трудности с самообладанием Чувство опустошенности Синдром «перегорания» Постоянная необъяснимая усталость Раздражение, беспокойство, напряженность Нерешительность в повседневных ситуациях Нарушение сна: раннее пробуждение, засыпание с трудом, беспокойный сон, непреодолимая сонливость в дневное время Нетерпение, беспокойство, чувство неловкости, особенно по утрам Для снятия напряжения: злоупотребление алкоголем (или лекарствами), повышение активности, изнуряющая работа, усиленное занятие спортом, обильное или скудное питание Будущее представляется в черном свете, мрачным, безнадёжным Жалость к самому себе Наблюдались ли ранее в семье: злоупотребление алкоголем, лекарствами или наркотиками, депрессии или суицидальное поведение, увлечение деятельностью, связанной с риском
Результат 11 человек из класса – нет признаков депрессии 4 человека из класса — проявляются начальные симптомы развивающейся депрессии
Признак 1 2 3 4 5 6 Варианты ответа 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Число ответов 6 8 1 0 7 5 2 1 7 4 2 2 6 6 3 0 4 6 4 1 1 9 2 3 Признак 7 8 9 10 11 12 Варианты ответа 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Число ответов 3 8 3 1 7 4 3 1 10 4 1 0 6 6 2 1 8 7 0 0 7 8 0 0 Признак 13 Варианты ответа 0 1 2 3 Число ответов 9 2 3 1
Максимальный отрицательный результат- 3 балла 3. Чувство опустошенности 6. Раздражение, беспокойство, напряженность 8. Нарушение сна: раннее пробуждение, засыпание с трудом, беспокойный сон, непреодолимая сонливость в дневное время 13. Наблюдались ли ранее в семье: злоупотребление алкоголем, лекарствами или наркотиками, депрессии или суицидальное поведение, увлечение деятельностью, связанной с риском Вопрос 3 6 8 13 Количество человек 1 1 1 2
Результат 2 балла 1.Снижение устойчивости к стрессу 3.Чувство опустошенности 4.Синдром «перегорания» 5.Постоянная необъяснимая усталость 7.Нерешительность в повседневных ситуациях 8.Нарушение сна: раннее пробуждение, засыпание с трудом, беспокойный сон, непреодолимая сонливость в дневное время 10.Для снятия напряжения: злоупотребление алкоголем (или лекарствами), повышение активности, изнуряющая работа, усиленное занятие спортом, обильное или скудное питание 11.Будущее представляется в черном свете, мрачным, безнадёжным Вопрос 1 3 4 5 7 8 10 11 Количество человек 1 2 1 3 3 2 3 1
Рекомендации по профилактике депрессии
Выводы: Выяснила : Отличия депрессии и дистимии и плохого настроения Причины депрессии Склонность к депрессии окружающих меня людей( учеников класса) Рекомендовала меры профилактики.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Актуальность темы: 1.Депрессия — болезнь нашего времени. 2.Это распространенное расстройство, которым страдают миллионы людей. По данным разных исследователей, им страдает до 20% населения развитых стран. 3.Американские исследователи считают, что депрессией страдают 2% детей в возрасте до 12 лет. В среде подростков эти цифры возрастают до 8% мальчиков и 12% девочек, а в возрасте 13-19 лет у девочек доля переживающих депрессию возрастает до 16%. Цель работы: 1.Выяснить что такое депрессия и дистимическое расстройство. 2.Познакомиться с причинами развития депрессии 3..Выяснить склонны ли к депрессии окружающие меня люди( ученики класса) 4.Дать рекомендации по профилактике депрессии
Номер материала: 427155
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин призвал поддерживать сельские школы
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
С кем чаще работают школьные психологи
Время чтения: 3 минуты
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Курсовая работа: Психологические подходы к депрессии
Название: Психологические подходы к депрессии Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа Добавлен 17:55:02 28 марта 2009 Похожие работы Просмотров: 1603 Комментариев: 14 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||
«Примитивное» мышление | «Зрелое» мышление |
Многомерное. Я довольно робкий, но зато я щедрый и неглупый | |
Релятивистское и безоценочное. Я чаще испытываю страх, чем большинство моих знакомых | |
3. Инвариантность. Я всегда был и всегда буду трусом | Вариативность. Мои страхи зависят от ситуации |
4.«Характерологический диагноз». У меня какой-то дефект характера | «Поведенческий диагноз». Я слишком часто бегу от неприятных ситуаций и слишком часто испытываю страх |
5. Необратимость. Я слишком слаб, чтобы преодолеть свои страхи | Обратимость. Я могу научиться преодолевать страх и смело встречать любые ситуации |
Депрессивный пациент склонен видеть в том, что происходит с ним, только лишения и поражения (одномерность мышления) и склонен считать, что они никогда не закончатся. Он относит себя к «неудачникам» (категоричное, оценочное суждение) и полагает, что обречен на вечные страдания [1].
Предрасположенность к депрессии. Когнитивная модель предлагает гипотезу о предрасположенности к депрессии. Согласно этой теории, негативные представления о собственной персоне, своем будущем и окружающем мире формируются у человека на основе раннего опыта. Эти представления (схемы) могут до поры до времени находиться в латентном состоянии — их активируют специфические обстоятельства, аналогичные тем, что ответственны за внедрение негативной установки.
Например, развод может активировать у человека, пережившего в детстве смерть отца или матери, концепцию необратимой утраты. Точно так же физическое увечье или болезнь могут вызывать депрессию, активируя латентное убеждение человека в том, что он обречен на муки и страдания. Однако неприятные события не обязательно имеют депрессогенный эффект; последний наблюдается только в том случае, если человек в силу своей когнитивной организации оказывается особенно чувствительным к данному типу ситуаций [1].
Теория А. Эллиса. А. Эллис (1994) предложил добавить ко всем перечисленным моментам теории Бека, особый абсолютистский тип мышления, который возлагает на человека бессмысленные обязанности, не обоснованные рационально, своего рода «must-урбации». Как он полагает, это единственно явное различие между так называемыми «адекватными негативными эмоциями» (печалью, грустью, обидой) и депрессивными переживаниями, которые носят аномальный характер. В случае депрессии внутренний диалог приобретает форму команд и «тычков», которые программируют настоящее и будущее, проявляясь в форме долженствующего Я. Присутствие в личностном стиле самокоманд как способа контроля и регуляции исключает гибкое, приспосабливающееся реагирование на ситуацию и даже в обычных условиях бывают весьма тягостны, в критические же моменты это может формировать описанные чувства беспомощности, вины, ожидания наказания и ведет к депрессивным состояниям [6].
А.Эллис полагает, что в возникновении эмоциональных расстройств, абсолютистское мышление играет большую роль, чем алогичное, нереалистическое или сверхгенерализованное.
Депрессивное мышление описывается как незрелое и примитивное, с чертами глобальности, абсолютизма и морализаторства, в то время как зрелое мышление характеризуется гибкостью и дифференцированностью [7]. Для депрессии характерны определенные нарушения мышления в виде недостаточной абстрагированности, предпочтении конкретности и дискретности. Это мышление функционирует по принципу «все или ничего».
Теория выученной беспомощности. К когнитивно-поведенческому подходу, также относится теория выученной беспомощности Селигмана (1974).
Мapтин Сeлигмaн oпpeдeляeт бecпoмoщнocть как cocтoяниe, вoзникaющee в cитуaции, кoгдa нам кaжeтcя, что внeшниe coбытия от нac не зaвиcят, и мы ничeгo не мoжeм cдeлaть, чтобы иx пpeдoтвpaтить или видoизмeнить.
Бecпoмoщнocть у чeлoвeкa вызывaeтcя нeкoнтpoлиpуeмocтью и нeпpeдcкaзуeмocтью coбытий внeшнeгo миpa. Уже в paннeм дeтcтвe — в млaдeнчecкoм вoзpacтe чeлoвeк учится кoнтpoлю над внешним миpoм. Пoмeшaть этому пpoцeccу могут три oбcтoятeльcтвa:
1. полное oтcутcтвиe пocлeдcтвий (дeпpивaция),
2. oднooбpaзиe пocлeдcтвий или же
3. oтcутcтвиe видимой связи между дeйcтвиями и иx пocлeдcтвиями.
По мнению M. Seligman, обученную беспомощность можно рассматривать как аналог клинической депрессии, при которой человек снижает контроль над усилиями по сохранению своего устойчивого положения в окружающей среде. Ожидание отрицательного результата, к которому приводит попытка контролировать происходящее (безнадежность, беспомощность, бессилие), приводит к пассивности и подавлению ответов (клинически проявляющихся как пассивность, моторная, вербальная и интеллектуальная заторможенность).
В целом хронические воздействия, вызывающие отрицательные переживания, снижение адаптивных способностей, потеря контроля над ситуацией, состояние беспомощности и безнадежности, возникающее при нарушении социальной приспособленности, являются для исследователей бихевиористского направления частично совпадающими понятиями, описывающими клиническую структуру депрессивных расстройств. Терапевтические схемы вытекают из предполагаемой структуры основного дефекта. Терапия основана на изменении ситуации, обучении в особых условиях, позволяющих путем позитивного подкрепления разрушить устойчивые стереотипы депрессивного стиля поведения, укрепляя поведенческую активность. Систематическая десенсибилизация, целью которой является снижение тревоги или тренировка настойчивости, предназначена для того, чтобы вернуть индивиду контроль над межличностными отношениями [12].
4. Многофакторная модель аффективных расстройств
А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян
В отечественной клинической психологии А.Б Холмогорова и Н.Г. Гаранян предложили гипотетическую многофакторную модель депрессивных расстройств (1998). Эта модель рассматривает психологические факторы разного уровня — макросоциального, семейного, интерперсонального, личностного, когнитивного и поведенческого. В основе этого подхода лежит представление о том, что биологическая уязвимость выливается в болезнь только при условии воздействия неблагоприятных социальных и психологических факторов [9].
С точки зрения А. Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян в современной культуре существуют достаточно специфические психологические факторы, способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняющие их психологическую переработку. Это особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях, как отражение более широкого социума. Затем эти установки становятся достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональным расстройствам.
Эмоциональные нарушения, тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерными для нашей культуры. В таблице 2 показано, как эти ценности преломляются затем в семейных и интерперсональных отношениях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления, и, наконец, в болезненных симптомах. В таблице достаточно условно связан тот или иной тип ценностей и установок с определенными синдромами — депрессивным, тревожным, соматоформным. Разведение это достаточно условно, и все выделенные установки могут присутствовать при каждом из трех анализируемых расстройств. Речь идет лишь об удельном весе тех или иных установок, о тенденциях, но не о жестких причинно-следственных связях определенной установки с определенным синдромом [9].
Таблица 2. Многофакторная модель эмоциональных расстройств.
Реализуя поставленные задачи, в своей работе я составила обзор основных психологических подходов (моделей) к изучению депрессии. Как можно видеть, каждая из рассмотренных моделей (психоаналитическая, бихевиористская, когнитивная) депрессии выражает оригинальный подход к объяснению причин и факторов возникновения симптомов депрессии.
Психоаналитический подход в исследованиях депрессий базируется на первенстве аффективного радикала при формировании депрессивного симптомокомплекса и ведет свое развитие от идей Фрейда об утрате объекта, потере в сфере собственного Я.
С развитием Эго-психологии и теории объектных отношений фокус внимания психоаналитиков переместился на объектные отношения при депрессии, характеристики Эго и Самости, в частности на проблемы самооценки и ее детерминант. Представители теории объектных отношений, отводят большую роль успешности преодоления младенцем сменяющих друг друга фаз развития и гармоничность отношений с объектом.
В когнитивно-бихевиористском подходе основная роль отводится когнитивным компонентам Я-концепции. Депрессия понимается как результат иррационального и нереалистического мышления.
Современная многофакторная модель аффективных расстройств, разработанная А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян представляет собой особую схему, которая объясняет связь между специфическими психологическими факторами культурального уровня и возникновением эмоциональных расстройств и показывает, как характерные для современной культуры ценности преломляются в семейных и интерперсональных взаимоотношениях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления, и, наконец, в болезненных симптомах. В данном подходе, авторы уделяют внимание не отдельным факторам, а рассматривают взаимодействие различных факторов — когнитивных, поведенческих, социальных, межличностных, семейных, биомедицинских и других [9].
Сложность исследования аффективных расстройств заключается в «трудноуловимости» объекта изучения, поскольку эмоции и аффекты представляют собой специфическую окраску содержания сознания, особое переживание явлений, самих по себе эмоцией не являющихся, и возможности эмоционального «переключения», взаимодействия и «наслоения», так что одна эмоция может становиться предметом для возникновения последующей.
В сущности, каждая из представленных моделей достаточно адекватно описывает отдельный класс депрессивных нарушений, и эти модели следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга [7].
Говоря о перспективах в изучении депрессии, можно перечислить уже имеющиеся на данный момент направления. Например, одним из важных направлений психоаналитических изысканий является выделение различных типов депрессии (или типов депрессивной личности).
Большое внимание уделяется изучению личностных факторов, влияющих на возникновение и протекание депрессии, но также изучается и взаимодействие различных факторов — когнитивных, поведенческих, социальных, межличностных, семейных, биомедицинских и других.
Тема депрессии весьма интересна и актуальна в наше время. Поэтому, тему своей следующей курсовой работы я планирую также связать с изучением или исследованием депрессии, но уже в более конкретизированной форме.
1. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб, 2003.
2. Виноградов М.В. К диагностике и лечению маскированных депрессий. Советская медицина. 1979, №7.
3. Кляйн Мелани. Зависть и благодарность. СПб., 1997.
4. Мосолов С.Н. Клиническое применение современных антидепрессантов. СПб.: «Медицинское информационное агентство», 1995. — 568с.
5. Обухов Я.Л. Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Винникотта). — Рос.мед. академия последипломного образования. — М., 1997
6. Соколова Е.Т. Исследовательские и прикладные задачи в психотерапии личностных расстройств. Социальная и клиническая психиатрия, — Том 8/№2/1998.
7. Тхостов А.Ш. Психологические концепции депрессии. // РМЖ. — СПб, Том 1/№ 6/1998.
8. Фрейд 3. Печаль и меланхолия. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
9. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии.
10. Холмогорова А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра (Автореферат), — Москва, 2006.
11. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели.
12. Пcиxoлoгичecкoe кoнcультиpoвaниe: Пpoблeмы, мeтoды, тexники.- //Концепции Бека и Селигмана, — 2000, c.278-187.
13. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают. МПЖ, — № 1/1994 .
14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
15. Kupfer D. Depression: a major contributor to world-wide disease burden // International Medical News.- 1999.- Vol.99, №2.- P.1-2.
Источник