Актуальность исследования стресса у школьников
Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь школьников
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Данная работа посвящена вопросам возникновения стрессов у учащихся, их психологическому здоровью и профилактике стрессов.
В сегодняшнем мире возникновение стрессовых ситуаций неизбежно, с ними сталкиваешься на каждом шагу, что вызывает интерес к изучению проблемы. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход учащихся из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.
Тема моего проекта: «Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся».
Цель проекта: Выяснение причин возникновения стрессов у учащихся и влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.
Для этого мне предстояло решить следующие задачи:
— выяснить что такое «стресс»;
— научиться определять симптомы стресса;
— узнать какие болезни развиваются на фоне стресса у учащихся.
— провести опрос среди учащихся 7 классов по выявлению стрессоустойчивости;
— дать рекомендации по профилактике стресса у учащихся.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы стресса в жизни учащихся
1.1 Понятие стресса
Стресс (от англ. Stress- напряжение)— состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные.
Концепция стресса была введена и разработана канадским врачом и биологом с мировым именем, директором института экспериментальной медицины и хирургии Гансом Селье в 1936 году. Он же обосновал свое учение о стрессе.
Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.
Стресс можно разделить на два вида конструктивный и деструктивный.
Стресс или раздражители того или иного рода являются неотъемлемой составляющей любой человеческой активности. Сама жизнь есть производное от действия стрессов. Например, принимая пищу, раздражаем пищеварительную систему, но оставаясь без пищи, мы испытываем голод, а это ещё больший стресс. Напряжение подобного характера является примером «конструктивного» стресса. Такое воздействие стресса на наш организм позитивно.
Конструктивный стресс не влечёт за собой сердечных приступов, спазм мышц тела и язвы желудка.
Совершенно иного рода напряжение, «деструктивный» стресс, напротив, наносит вред. Вернее, вредоносной является наша эмоциональная реакция на внешние деструктивные раздражители, которыми щедро одаривает нас жизнь.
Употребляя слово «стресс», мы обозначаем именно пагубно влияющие на нас явления.
Стресс способен разрушать и убивать, хотя люди пытаются игнорировать эту возможность. Роковая роль стресса в развитии болезней доказана и не вызывает сомнений.
1.2. Причины стресса у учащихся
Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало, стресс был исключительно проблемой взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей и подростков. Каждый третий ребенок испытывает стресс .
Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.
Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс.
В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.
1.3. Признаки проявления стресса у учащихся
Школьный (подростковый) возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.
Наступающие в это время гормональные перестройки, влияют, в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.
Признаки стресса — физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:
— повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;
— резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;
-недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;
— злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;
— резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;
1.4. Влияние стресса на здоровье
Ученые, которые исследовали влияние стресса на организм, пришли к выводу, что стресс – это тихий убийца современного общества. Не зря существует поговорка: «Все болезни от нервов!». Так вот, именно длительный стресс способен запустить механизм различных заболеваний: сахарный диабет, ревматоидный артрит, который приводит к хроническому воспалению суставов, поражая и сердечную мышцу, рассеянный склероз и т.п. Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания (или даже вызывать их): от болей в пояснице и бессонницы до рака.
Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, они постоянно подвержены разным заболеваниям.
Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом: заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит. Кроме того, дети, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.
1.5 Средства борьбы со стрессом
Для того чтобы ребёнок был здоровым ему нужен здоровый сон, и чем меньше ребёнок, тем больше его потребность во сне. Исследования учёных показали, что деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву.
Новый этап в борьбе со стрессами и депрессией – спортивные игры: в них идёт борьба за победу и важен командный дух. Влившись в команду, ребёнок не только разовьёт силу мышц, но и закалит силу духа, приобретёт психологический иммунитет. Совместные исследования психологов и инструкторов по лечебной физкультуре показывают, что лучшее лекарство от меланхолии — это аэробика. Специалисты обнаружили 3 главных секрета её благоприятного воздействия на детскую психику: ритмичная современная музыка, разнообразие движений, быстрый ритм, не дающий отвлекаться на грустные мысли, присутствие сверстников.
Ещё очень важно, чтобы у учащихся было хобби или любимый предмет, который давал бы возможность эмоциональной разрядки.
А для родителей главное– это не прекращать постоянного общения с почти уже взрослыми детьми. Если подросток замкнётся, то это навсегда.
Родителям следует забыть обращение «ты должен», вместо этого хорошо бы в разных вариациях повторять «ты можешь!».
Снимет стресс и ароматерапия. Необходимо больше есть фруктов и овощей, они богаты минералами и витаминами, улучшающими и активизирующими мозговую деятельность. За день выпивать не менее 2-х литров жидкости (воды, сока, чая), т. к. каждая клетка тела, в том числе и мозг, нуждается в жидкости.
Глава 2. Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте.
2.1. Описание экспериментального исследования
В целях выявления причин возникновения стрессов, их проявления и профилактики я провела исследовательскую работу:
1. Мониторинг психологического здоровья учащихся 7 класса
2. Анкетирование учащихся 7 классов по вопросу возникновения стрессовых ситуаций и их воздействия на ребят;
3. Анкетирование взрослых (родителей учащихся) по причинам стресса и путях выхода из него;
4. Анализ результатов опросов, сравнение результатов у учащихся и у родителей.
Свои исследования по изучению стрессов и депрессий у детей и подростков я проводила в среднем звене лицея, 7-е классы. Опрошено 127 человек, возраст 12-14 лет. Дети в классах, в общении с окружающими в основном раскованы, в большинстве общительны, но среди них выделяются ребята с отклонениями от возрастных норм поведения.
Из опроса учащихся, 49 человек испытывают систематическое утомление, 13 двигательное возбуждение, 7 тревогу, 14 частую потерю аппетита, 16 резкую смену настроения, 9 испытывают систематические головные боли, 14 заболевания желудочно-кишечного тракта, 5 заболевание почек.
Хотя многие дети из классов считают, что в семье у них всё благополучно, их любят и уважают, при этом 5% человек не находят общего языка с родителями, не видят в них своих единомышленников.
В школах учатся сотни ребят, которым противопоказаны какие бы то ни было волнения или переживания, экзаменационные в том числе. Это сердечники, диабетики, те, кто страдает расстройством нервной системы.
Я задала своим одноклассникам следующие вопросы:
1. Сталкивался ли со стрессом?
2. Как ты себя чувствовал?
3. Что было после стресса?
4. Как ты справился со стрессом?
По результатам опроса я пришла к следующим выводам: Практически в любом возрасте мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие и, как следствие – испытывают огорчение, испуг и страх.
Причинами стрессовых ситуаций зачастую становятся школьные нагрузки и межличностные отношения.
Чаще всего к разрешению сложных проблем и стрессов ребята обращаются к близким людям и родственникам, а успокоение получают на отдыхе, прогулке или слушая любимую музыку.
Большинство участников опроса понимают, что стресс наносит огромный вред здоровью и в первую очередь нервной системе человека.
После этого было проведено анкетирование родителей учащихся. В опросе приняли участие 60 родителей учащихся. Взрослым были предложены следующие вопросы:
1. Сталкивались ли вы со стрессом?
2. Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?
3. Как влияла на вас стрессовая ситуация?
4. Где вы чаще всего получаете стресс?
5. Ваши пути выхода из стрессовой ситуации?
6. Как можно избежать стрессов?
Выводы после опроса родителей получились также неутешительные: Все участники опроса сталкивались со стрессом, подвергались воздействию стрессовой ситуации и испытывали отклонения в состоянии здоровья. В результате данных, видно, что стрессовая ситуация влияет на настроение, самочувствие, неспособность сосредоточиться, при этом респонденты испытывают гнев, обиду и возмущение. Большинство родителей, по их мнению, снимают стресс сменой деятельности, прослушиванием любимой музыки, общением с близкими людьми, активным отдыхом и принятием успокоительных средств.
В своём исследовании я пришла к выводу, что учащиеся моего класса имеют предрасположенность к стрессу.
Наряду со взрослыми, дети подвержены стрессам, но до конца каждый из них не понимает или не знает всей опасности стресса, его отрицательного влияния на организм и здоровье.
Главная задача взрослых помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.
Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово.
Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!
В результате изучения вопроса о возникновении стрессов и их влияния на здоровье, я сделала выводы и дала некоторые рекомендации по профилактике и выходу из стрессовых ситуаций, учитывая реальные возможности учащихся, их родителей и учебных заведений, где обучаются школьники, для сохранения своего здоровья и здоровья будущих учеников.
1. Г. Селье. Стресс без болезней. — Спб,: ТОО «Лейла», 1994г.
2. Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.
3. Попова Л.М. И.В. Соколов, О. Грегори. Как противостоять стрессу. — Спб.: ТОО «Лейла», 1996г.
4. Щербатых Ю.В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2006г.
5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессов — Питер, 2009г.
6. Дубровина И.В. и др. «Рабочая книга школьного психолога» — М., «Просвещение», 1991.
7. Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.
8. Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.
9. Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.
10. Мухина В.С. Психология. Питер-2005г.
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Бахрам -2007г.
Источник
Проектная работа «Стресс в школьной жизни»
проект по психологии (8 класс)
В современном мире без стрессовых ситуаций не обойтись, причём это касается не только взрослых, но и детей. Актуальность темы проекта заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_stress_v_shkolnoy_zhizni_klimova_a._8a.docx | 50.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Стресс в жизни школьника»
Автор: Климова Анастасия Дмитриевна
«Панаевская школа- интернат»,
Лукоянова Наталья Георгиевна
«Панаевская школа- интернат»,
Теоретические аспекты изучения проблемы стресса
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у обучающихся подросткового возраста
2.1. Организация и проведение исследования стрессоустойчивости у обучающихся подросткового возраста……………………………………………..……….7
2.2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………..8
В современном мире без стрессовых ситуаций не обойтись, причём это касается не только взрослых, но и детей. Актуальность темы проекта заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. Я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.
Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены и поэтому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.
Цель проекта: изучение влияния стресса на организм школьника подросткового возраста, вызванного действием стрессоров.
Для достижения цели проекта нам предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по теме «стресс», «школьный стресс», дать определение данным явлениям, изучить интернет-источники по данной теме.
2. Выяснить причины и проявления стресса в целом и школьного стресса, в частности.
3. Провести тестирование с целью изучения стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста.
4. Разработать рекомендации для обучающихся по развитию стрессоустойчивости.
1. Анализ источников информации по проблеме проекта.
3. Анализ полученных данных.
Проект имеет практическую значимость, так как, во-первых, результаты проведенного исследования помогут обучающимся нашей школы лучше познать себя, оценить уровень подверженности стрессам. Во-вторых, использованные в работе методики могут быть полезны для изучения стресса и у других старшеклассников, а составленные мною рекомендации по борьбе со стрессом будут актуальны не только для подростков, но и для других возрастных категорий людей, которых волнует вопрос собственного здоровья.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы стресса
1.1. Определения стресса
Стресс (в психологии) (англ. stress) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье при описании адаптационного синдрома. [1]
Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом: стресс (англ. stress – напряжение, давление) — термин H. Selye обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).
Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения. [2]
Оксфордский толковый словарь по психологии: стресс — вообще любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений.
В настоящее время в зависимости от результатов стресса ученые различают:
- эустресс — положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм
- дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).
При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке, может распространяться и на не рабочее время.
Стресс делится на два вида:
- физиологический (мы не можем повлиять на его проявления)
- психологический ( понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. делится на два вида информационный и эмоциональный).
Информационный стресс, когда возникает информационная перегрузка. Для этого стресса характерно снижение концентрации внимания, ухудшение памяти.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, когда человек в течение длительного времени остается один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, ухудшается сон. [3]
Физиологическая и психологическая энергии неразрывно связаны, чем сильнее стресс истощает нас физически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически. Есть и обратное влияние. Сильное длительное переживание вызывает физиологические недуги.
Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность «стресс кролика»
Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
1.3. Причины стресса
Причины стресса могут быть внутренними и внешними . Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны. Ниже приведем небольшой перечень причин стресса. [4]
Внешние причины стресса
• Резкие изменения в жизни человека.
• Работа.
• Затруднения в отношениях с людьми.
• Материальные проблемы.
• Высокая занятость.
• Личная жизнь (семья и дети).
Внутренние причины стресса
• Невозможность принять неопределенность.
• Пессимизм.
• Негативный диалог с самим собой.
• Нереалистичные ожидания.
• Отсутствие усердия и настойчивости.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Кроме того к потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:
- расставание с близкими друзьями;
- переезд семьи;
- давление со стороны сверстников;
- резкие перемены в распорядке дня;
- начало и конец учебного года;
- контрольные работы, тесты, подготовка и сдача экзаменов.
Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать стрессовое состояние.
Признаки школьного стресса
Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:
• В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
• Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
• Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
• Тревожности и непоседливости.
• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
• Упрямства;
• Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
• Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
• Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
• Повышенной тревожности;
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
1.4. Влияние стресса на здоровье
Влияние стресса на здоровье человека очень пагубно. Если мы не будем знать как справиться со стрессом, то опасность возникновения тяжелых болезней велика. Нам нужно научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации. Если мы долго сдерживаем свои эмоции, подвергаясь стрессу, то они имеют свойство накапливаться и затем происходит взрыв, как бы на ровном месте. Возникает эффект переполнения стакана одной каплей. И все это сказывается на нашем здоровье. [5]
На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие.
Напряжение психики при стрессе, которое сохраняется длительно, нарушает иммунную систему. Здоровые клетки перерождаются и это приводит к тяжелым заболеваниям. Под влиянием стресса возникают:
- состояние угнетенности и волнения или перемены в настроении
- чувство внезапной усталости;
- потеря аппетита или внезапная тяга к определенной пище;
- резкое снижение веса;
- различные высыпания, покраснения, шелушения.
Внезапный стресс может привести:
- к сердечному приступу, панической атаке
- к повышению уровня глюкозы и адреналина, а значит и артериальное давление становится высоким
- возникает отказ от еды или, наоборот, приступы обжорства
- при сильном волнении мы чувствуем, что в животе «летают бабочки»
- некоторые в это время подвержены тошноте и даже внезапной рвоте
- иногда, во время стресса возникает диарея
- часто стресс вызывает спазмы не только сосудов, но и мышц, нарушается двигательная функция [6]
Глава II. Эмпирическое исcледование стрессоустойчивости
у обучающихся подросткового возраста
2.1. Организация и проведение исследования стрессоустойчивости
у обучающихся подросткового возраста
Эмпирическое исследование проводилось на базе Панаевской школы-интерната в ноябре-декабре 2018 года.
Эмпирическое исследование состояло из трёх основных этапов:
- подготовительный (разработка программы исследования, подбор методик);
- основной (проведение эмпирического исследования);
- завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
Для проведения исследования стрессоустойчивости обучающихся подросткового возраста подобраны следующие методики:
- Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
Цель методики: оценка стрессоустойчивости
Сферы применения: выявление уровня стрессоустойчивости.
Под стрессоустойчивостью подростка мы понимаем эмоциональную устойчивость, обеспечивающую противостояние стрессовым факторам, организующую направленность поведения подростка на преодоление стрессовой ситуации.
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
Результаты эмпирического исследования представлены в таблицах и диаграммах.
Всего в исследовании участвовало 20 обучающихся из 7а и 8а класса Панаевской школы-интерната.
Источник