Приемы актуализации духовно-нравственных эмоций и чувств
В качестве приёмов создания ситуаций ценностного самоопределения в педагогическом процессе чаще всего используются те, которые обращены к активизации интеллектуальной оценочной деятельности, и очень редко те, которые вызывают высокие эмоциональные состояния и чувства, без которых невозможно постижение и принятие духовно-нравственных ценностей.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА
Приём используется для того, чтобы пробудить в душе человека те чувства и переживания, которые он испытал когда-то, необходимые для понимания и принятия им тех ценностей, о которых идёт речь.
— Вспомните о том случае в вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?
А теперь вспомните другую ситуацию: вы просили прощения, и вас не простили. Какие чувства и мысли у вас были?
— Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, не подумав перед этим о возможных негативных последствиях вашего поступка. Вспомните о своих ощущениях после этого и расскажите о них.
Активизация эмоциональной памяти и повторного чувствования обязательно должна сопровождаться рефлексией своих эмоциональных состояний и анализом их.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Приём, основанный на создании внутренних образов в сознании человека, т.е. активизации воображения с помощью слуховых, зрительных и других ощущений. Визуализация помогает человеку развивать его эмоциональную память, воссоздавать те высокие духовные эмоции и ощущения, которые он испытывал когда-то и вместе с тем вносить изменения в свои мысли и чувства. Для использования этого приёма необходимо создать ситуацию погружения человека в свой внутренний мир, что достигается с помощью релаксации (психического и физического расслабления) и концентрации (сосредоточения).
Упражнение на растворение чувства обиды
Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и ритмично. Представьте, что вы в затемнённом театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, который вас обидел. Вызовите его образ. Скажите себе следующие слова: «Перед моим внутренним взором появляется человек (тот или иной образ). Повторите это ещё раз. Затем: «Образ становится всё более чётким». «Образ стоит передо мной». Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для него имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении, а потом пусть он исчезнет.
А теперь поставьте на эту сцену себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся.
Растворяются тёмные облака накопленной обиды, она уходит. Открываем глаза.
А теперь давайте проанализируем, что чувствовал, ощущал каждый из вас при выполнении этого упражнения.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ РИСУНОК
Посредством аппеляции к воображению и с помощью изобразительных средств можно актуализировать и выявить отношение школьников к различным явлениям духовной жизни человека.
Например, создание ситуации самоопределения по отношению к ценности и смыслу свободы может осуществляться следующим образом.
Делим класс на несколько групп. Каждой даем по листу бумаги и фломастеры. Задание: нарисовать понятие «свобода» либо свои ассоциации, связанные с ним (в течение 7-10 мин.)
Затем команды обмениваются рисунками и пытаются объяснить то, что нарисовала другая. Авторы рисунка комментируют его, уточняют свой замысел. Если необходимо, вносятся изменения и дополнения в рисунок.
ЦВЕТОПИСЬ
Создание цветового ассоциативного ряда позволяет выявить отношение учащихся к тому или иному явлению, создать ситуацию осознания своих эмоций и чувств, возникающих в ситуации ценностного самоопределения. Раздайте ученикам карточки с заранее написанными словами, например: жизнь, труд, искусство, общение, человек, природа, бескорыстие, радость, счастье, любовь и т.д., и попросите назвать и нарисовать цвета, которые ассоциируются у них с этими понятиями. Затем измените задание. Предложите воспитанникам цветовую гамму и попросите их определить, с чем у них ассоциируются данные цвета. Последующее обсуждение позволит отрефлексировать ценностный смысл возникших ассоциаций и самого упражнения.
Источник
Влияние эмоций на актуализацию образов представления
| ||||||
Чирикова Алла Евгеньевна
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА АКТУАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Настоящее исследование посвящено изучению некоторых проблем эмоциональной регуляции деятельности.
Задача нашего исследования заключалась в выяснении влияния эмоциональных явлений на особенности актуализации и динамику психических процессов. Для этого нами был проведен анализ литературных данных о влиянии эмоций на процессы восприятия, памяти, ассоциаций, воображения, мышления, а также экспериментальное исследование, направленное на выяснение роли эмоциональных явлений в процессах актуализации образов представления.
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего тем, что эмоциональные процессы представляют собой один из главных механизмов внутренней регуляции деятельности, познание которых имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Однако, несмотря на большую важность данной проблематики, “исследований по проблеме эмоций появилось непропорционально и незаслуженно мало, многие высказанные в них положения требуют более детальной разработки” (Вильнюс, 1976).
С другой стороны, особая актуальность работы обуславливается выбором объекта исследования — процесса актуализации образа. Именно в настоящее время в психологии проблема порождения образа становится центральной, “образы возвращаются из изгнания” (Хольт, 1973).
Конкретная цель экспериментального исследования состояла в выяснении закономерностей регуляции осознаваемыми и неосознаваемыми эмоциями процесса произвольной визуализации лица человека. Для получения контрольных данных было проведено специальное исследование по выяснению особенностей визуализации “нейтральных” лиц.
Кроме того, экспериментально проверялась возможность применения полученных данных в практических целях (для индикации эмоциональных переживаний субъекта).
Методика исследования была разработана в соответствии с поставленными задачами и получила название “Методики зрительных представлений”. Данный методический прием сводился к замеру скорости произвольной актуализации зрительных образов различной эмоциональной окраски.
При изучении влияния неосознаваемых эмоциональных процессов на визуализацию образов использовались также методики с применением техники гипноза (метод внушения искусственных эмоциональных переживаний, методика косвенных внушений).
Научная новизна работы определяется, в первую очередь, тем, что в ней впервые изучается влияние эмоций на визуализацию образов представлений.
В экспериментальных материалах, полученных в ходе исследования, обнаруживается ряд существенных закономерностей, ранее не описанных в литературе, — это, прежде всего то положение, что процесс актуализации образа лица человека оказывается зависимым не только от такой переменной, как частота представленности в перцептивном опыте субъекта, но и от особенностей эмоционального отношения к этому лицу. Кроме того, были получены данные об особенностях визуализации нейтральных образов.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке ряда психологических проблем как теоретического, так и прикладного характера. При этом особую значимость полученные данные имеют для разработки рекомендаций по применению прожективных тестов в клинике. Вскрытые закономерности влияния эмоций на скорость актуализации образов могут быть применены также в целях индикации эмоциональных состояний, возникающих в ходе общения в различных социальных группах. Определенный интерес полученные данные могут представлять для юридической практики: при составлении “словесных портретов”.
Разработанная методика и результаты ее применения могут использоваться также в учебном процессе. (В разделе “Практикум”).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и выводов. В основе работы лежит материал 1000 индивидуальных экспериментов, проведенных более чем с 150 испытуемыми в возрасте 14—30 лет.
Апробация работы состоялась на заседании кафедры общей психологии факультета психологии МГУ.
Результаты проведенного исследования докладывались на Всесоюзной конференции по теоретическим и прикладным проблемам психологии познания людьми друг друга в Краснодаре (1975), а также на Всесоюзной конференции по проблемам периодизации развития психики в онтогенезе, проходившей в Туле (1976).
Глава I Влияние эмоций на протекание психических процессов
В данном разделе диссертации проведен анализ данных, полученных при экспериментальном исследовании влияния эмоций на протекание таких психических процессов, как восприятие (Bruner, Postman, Shafer и др.), память (Фрейд, Meltzer, Koch, 4
Beam, и др.), ассоциации (Фрейд, Юнг, Лурия, Gordes, Gross и др.), воображение (Atkinson, Reykowski), мышление (Тихомиров, Виноградов, Симонов и др.).
Как показали эксперименты, проведенные большим количеством исследователей, эмоции оказывают существенное влияние на протекание психических процессов субъекта.
Несмотря на большое разнообразие полученных в этих исследованиях фактов, обусловленных как особенностями каждого отдельного психического процесса, так и различиями теоретических и экспериментальных подходов к их изучению, при их анализе, наряду со специфическими эффектами выявляются также и некоторые общие тенденции и закономерности. Это не удивительно, так как механизмы эмоциональной регуляции обладают свойствами, которые проявляются независимо от модальности изучаемого процесса. Цель данной части работы состояла в нахождении именно этих общих закономерностей.
Проведенный анализ позволил выделить два основных типа влияния эмоций на психические процессы.
Во-первых, под воздействием эмоций происходят содержательные изменения изучаемых процессов. Речь идет о тех содержательных изменениях, которые наблюдаются в ассоциациях (Jung, 1906; Gross, 1907; Вырубов, 1914; Кармазинова, Сухова, 1916; Леонтьев, Лурия, 1926 и др.), в воображении (Me Clelland, 1953; Reykowski 1968), об изменении отдельных свойств воспринимаемых объектов (Postman, Goodman, 1947; Prohanski, Murphy 1949). К этому типу влияния условно можно отнести и те экспериментальные феномены, в которых указывается, какой материал (эмоциональный или нейтральный) лучше запоминается (Meltzer, 1930; Koch, 1930; Блонский, 1932 и др.).
В целом эти исследования показывают, что эмоции закрепляют некоторое содержание и способствуют его актуализации в условиях конкретной деятельности. Особенно отчетливо это проявляется в ассоциациях (Jung, Лурия и др.) и в мышлении (Тихомиров, Виноградов и др.).
Второй тип влияния эмоций касается динамических, процессуальных характеристик психических процессов. В экспериментальных исследованиях это проявляется, прежде всего, в изменении “пороговых” показателей изучаемого процесса. Под “пороговыми” характеристиками нами понимаются показатели латентного времени актуализации отражаемого содержания. Отчетливее всего этот тип влияния выступает в восприятии (Bruner, Postman, 1947; Murphi, 1949 и др.) и в ассоциативном процессе (Freud, 1907; Jung, 1906; 1910; Stern, 1908; и др.). По-видимому, этот тип влияния распространяется и на другие психические процессы, но из-за трудностей экспериментального контроля этот феномен специально не исследовался.
Обобщая имеющиеся экспериментальные исследования, можно выделить два типа противоречивых фактов. Одни из них свидетельствуют о том, что эмоции способствуют сенсибилизации психических процессов, что проявляется в понижении “пороговых” показателей. Данные, подтверждающие подобное действие эмоций, содержатся в работах по восприятию (Cohn, 1949; Reykowski, . 1968; Me Cinnies и др.), памяти (Beam, Smit, Lamplikoskie и др.), воображению (Reykowski и др.). Кроме этого “генерального” влияния эмоций, наблюдается противоположный эффект, выражающийся не в сенсибилизации психических процессов, а в их депрессии. По мнению целого ряда исследователей (Postman, Bruner, Lasarus, Eriksen и др.), подобное воздействие эмоций может быть в некоторых случаях объяснено включением особых “механизмов защиты”, которые должны оградить личность от восприятия травмирующей информации.
Мы в своем анализе особое внимание уделяли тому, в каких именно случаях действуют механизмы сенсибилизации, а в каких — механизмы защиты. В работе рассматривается ряд гипотез по этому вопросу.
Итак, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что эмоции оказывают существенное влияние на протекание психических процессов субъекта. Однако многие вопросы остаются неясными. В связи с этим нам показалось важным продолжить исследование в этом направлении.
В качестве объекта изучения нами был выбран процесс визуализации образа представления. Благодаря специфическим особенностям, которыми обладает этот процесс (имеется в виду, прежде всего, его одновременная конкретность и обобщенность, отсутствие жесткой зависимости от внешней стимуляции), можно предположить, что он окажется особенно “чувствительным” к эмоциональному фактору.
Конкретная цель экспериментального исследования состояла в выяснении закономерностей регуляции осознаваемыми и неосознаваемыми эмоциями процесса произвольной визуализации лица человека. Для получения контрольных данных предполагалось провести специальное исследование по выяснению особенностей визуализации нейтральных лиц.
Глава II Особенности визуализации нейтральных образов. Методика исследования
В данной главе диссертации представлены экспериментальные данные изучения особенностей визуализации нейтральных образов. Дается описание разработанной методики исследования.
В силу того, что для решения поставленных задач мы не располагали готовыми методическими средствами, на первом этапе работы необходимо было разработать методику и тщательно ее проверить. Мы остановились на следующей принципиальной схеме ведения опыта: испытуемому предлагалось представить заранее составленный экспериментатором ряд объектов, состоящий как из нейтральных, так и эмоционально-значимых стимулов, и моторно (нажатием ключа или ударом карандаша) сигнализировать экспериментатору о наличии образа. Экспериментатор фиксировал латентное время возникновения образа.
Однако реализация подобной схемы исследования, несмотря на ее простоту, вызвала определенные трудности и потребовала разрешения некоторых дополнительных вопросов.
Одна из них была обусловлена тем, что современная психологическая литература не располагает данными об особенностях визуализации зрительных представлений нейтральных образов.
Но если этот процесс является нестабильным и зависимым от случайных влияний, то возможность изучения роли эмоционального фактора в его протекании будет крайне затруднена. Поэтому первоначально необходимо было проверить адекватность предложенной методической схемы. С этой целью на первом этапе исследования было предпринято изучение особенностей актуализации нейтральных образов предметов и лиц людей.
Исследование скорости представления нейтральных образов предметов и лиц людей. Задача данной серии опытов — изучить особенности актуализации образов, не связанных с положительными или отрицательными эмоциями.
Помимо этой основной задачи, в данной серии опытов рассматривались также вопросы о зависимости процесса визуализации образа от частоты его представленности в перцептивном опыте субъекта, от той или иной степени его конкретности или абстрактности.
Эксперимент включал в себя 2 серии опытов.
В первой серии исследовалась скорость визуализации образов предметов, во второй серии — скорость визуализации нейтральных лиц. Всего в этом эксперименте приняло участие 83 испытуемых в возрасте 14—30 лет.
Как показали полученные результаты, процесс зрительного представления предметов, в большинстве случаев, является достаточно устойчивым и достаточно независимым от случайных факторов, что выражается в низкой вариативности скорости актуализации зрительных представлений этих предметов. Индивидуальные показатели среднего времени скорости актуализации нейтральных образов колеблются в пределах 0,8—3,8 секунд. Дисперсия данных имеет значение 0,2—0,8 сек. Предметы конкретные и часто встречаемые (1 ряд), абстрактные (2 ряд), конкретные, но редко встречаемые (3 ряд) представляются с различной степенью легкости. С наименьшим латентным периодом времени представляются конкретные и часто встречаемые объекты. Большего времени для представления требуют абстрактные объекты.
Процесс зрительного представления образов лиц “нейтральных” людей также имеет характер устойчивого и независимого от случайных факторов процесса. Это также выразилось в низкой вариативности данных по скорости актуализации образов этих лиц.
Следовательно, на основе полученных экспериментальных данных можно утверждать, что такой показатель, как латентное время актуализации образов представления, может быть использован при изучении влияния эмоций.
Наряду с затруднениями, обусловленными отсутствием данных об особенностях визуализации нейтральных образов, существовало также другое затруднение, вызванное тем, что процесс зрительного представления является закрытым для внешнего наблюдения. В связи с этим возникает вопрос о достоверности полученных данных и степени надежности рефлексивного отчета испытуемого. Несмотря на то, что эксперименты с использованием отчетов испытуемых являются достаточно традиционными, мы попытались экспериментально проверить достоверность получаемых данных. С этой целью были разработаны специальные эксперименты, в том числе с использованием техники гипноза.
Исследование надежности показаний испытуемых. С целью проверки достоверности сообщаемых испытуемыми сведений было проведено 2 эксперимента. Один из них состоял в сознательной фальсификации даваемого отчета. Другой проводился с привлечением техники гипноза.
а) Оценка попыток сознательной фальсификации. В этой серии опытов испытуемым предлагалось постараться обмануть экспериментатора: сигнализировать о наличии образа, реально его не имея. Схема опыта идентична предыдущим. В эксперименте участвовало 17 человек.
Как показали полученные результаты, в случае ложных отчетов наблюдается иная картина в показателях времени актуализации образов. Обработка результатов с использованием Т-критерия выявила наличие значимых различий во времени “представления” различных лиц у 16 испытуемых из 17. Дисперсия данных составила 1,4—2,6 секунды, по сравнению с 0,2—0,6 секунды при реальном протекании процесса. Таким образом, фальсификация присутствия образа приводит к резкому разбросу временных показателей. Это дает основание предположить, что при проведении эксперимента по обычной схеме, испытуемые ориентируются на реально протекающий процесс.
б) Оценка достоверности отчета испытуемых с использованием гипноза. Исследуемый нами процесс актуализации образа включает в себя, как минимум, 4 звена: восприятие на слух фамилии, идентификация ее с человеком, само появление зрительного образа и моторный ответ. Замысел этого опыта состоял в том, чтобы изучить экспериментальные эффекты, наблюдающиеся при последовательном затруднении или выключении нормального функционирования одного из звеньев, с использованием техники гипноза. Именно гипноз, как метод психологического исследования, создает возможное функционального нарушения или выключения отдельных звеньев любой сложноорганизованной деятельности. В данном случае этот прием был применен для того, чтобы проверить достоверность показаний испытуемых о возникновении у них образов. Предполагалось, что если рефлексивный отчет субъекта достоверен, то при искусственном нарушении звена зрительного представления должно произойти резкое замедление моторного ответа, сигнализирующего о появлении образа. При полном выключении этого звена моторный ответ должен отсутствовать.
Как показала экспериментальная проверка, нарушение первого, второго и четвертого звеньев изучаемого процесса сопровождалось некоторым замедлением моторного ответа. При нарушении же третьего звена задержка сигнала была наиболее длительной. При выключении третьего звена — звена актуализации зрительного образа — моторный ответ испытуемого о наличии образа полностью отсутствовал.
Итак, проверка достоверности отчета испытуемых о наличии образов дала положительный результат. Таким образом, проведенные опыты свидетельствуют о возможности использования предложенной принципиальной схемы эксперимента для изучения влияния эмоций на процесс визуализации образов представления.
Описание методики. Методический прием, разработанный наши был назван условно “Методикой зрительных представлений”.
Как уже упоминалось, процедура проведения эксперимента с помощью этого приема заключалась в следующем: испытуемого просили зрительно представить лицо человека и затем просигнализировать моторно экспериментатору о возникновении образа. В качестве объекта исследования было выбрано человеческое лицо. Список лиц, предлагаемых испытуемому для зрительного представления, составлялся заранее экспериментатором и зачитывался испытуемому с постоянным временным интервалом. Время от предъявления раздражителя до сигнала испытуемого принималось за латентное время актуализации образа представления и фиксировалось экспериментатором при помощи секундомера.
Список лиц, предъявляемых испытуемому для зрительного представления, должен удовлетворять двум требованиям: во-первых, испытуемый должен иметь, приблизительно одинаковую частоту встреч с этими людьми и, во-вторых, в этом списке должны присутствовать люди как “нейтральные”, так и эмоционально-значимые.
В качестве испытуемых были выбраны школьники 8—10 классов, а в список предъявляемых лиц вошли их учителя, соученики, родственники, близкие друзья. Позднее контингент испытуемых был расширен: кроме школьников дополнительно исследовались студенты, молодежь. В список предъявляемых лиц вошли их учителя, близкие друзья, родственники, коллеги по работе.
Степень эмоциональная значимость исследуемых лиц анамнестическим путем (в случае изучения уровня осознаваемых переживаний) и с использованием техники гипноза (в случае изучения уровня неосознаваемых или скрытых переживаний).
Наряду с методикой зрительных представлений, в данной работе применялась также методика удержания зрительных образов, которая являлась вариацией основного методического приема. Ее отличие от описанной методики состояло в том, что в данном случае замерялось два показателя: время актуализации образа и время его исчезновения из поля представления субъекта.
Результаты, полученные при использовании этих методик, представлены в следующей главе.
Глава III Экспериментальное исследование влияния эмоции на визуализацию образа
Анализ влияния эмоциональных переживаний субъекта на процесс актуализации представления осуществлялся на двух уровнях— осознаваемом и неосознаваемом.
Влияние осознаваемых эмоциональных переживаний на процесс визуализации образа. Анализ влияния эмоций на процесс визуализации образа шел в трех направлениях. Первое направление рассматривало влияние эмоций на скорость актуализации образа. Второе направление анализировало содержательные изменения, наступающие под влиянием эмоций в изучаемом процессе. Третье направление включало анализ динамических изменений, наблюдавшихся при многократной актуализации одного и того же образа. Кроме того, у части испытуемых были получены данные об особенностях удержания образов представления.
Изучение скорости актуализации эмоционально-окрашенных образов. Как показали экспериментальные результаты, у 109 испытуемых из 137 эмоциональный процесс повлиял на скорость возникновения образа. Оказалось, что если время представления нейтральных лиц, одинаково часто встречаемых в перцептивном опыте субъекта, является сравнительно стабильным, то время представления эмоционально-окрашенных образов существенно отличается от показателей, полученных на нейтральном материале, причем это отличие имеет разнонаправленный характер. В одних случаях (56%) наблюдалось увеличение времени по сравнению со средним, в других случаях (44%) —его уменьшение. Графическое представление полученных данных изображено на рис. 1.
Таким образом, эмоции оказывают двоякое влияние на скорость актуализации образа: в одном случае, приводя к ее замедлению, в другом случае, к ее сенсибилизации (Р
[1] Второе предъявление всего ряда лиц, которых должен был представить испытуемый, производилось вслед за первым.
Источник