- Ощущение и восприятие
- Что такое ощущение
- Теория обнаружения сигналов
- Сенсорная адаптация
- Зачем и как тренировать ощущения?
- Что такое восприятие
- Принцип гештальта
- Сохранение постоянства восприятия
- Тренировка восприятия
- Разница между ощущением и восприятием
- ЛЕКЦИЯ 1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности
Ощущение и восприятие
Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.
Что такое ощущение
Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.
Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:
- Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
- Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
- Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).
Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.
Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.
Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:
- Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
- Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
- Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.
Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.
Теория обнаружения сигналов
Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.
Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.
Сенсорная адаптация
Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?
Зачем и как тренировать ощущения?
Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.
Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:
- Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
- Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их. Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
- Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
- Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
- Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.
Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно. Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей».
Что такое восприятие
Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.
Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.
Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.
Принцип гештальта
Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», а гештальт-психологи полагают, что целое больше, чем сумма его частей. Согласно теории, чтобы интерпретировать то, что мы получаем при помощи наших чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет интерпретировать информацию в будущем без ненужного повторения.
Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность.
Сохранение постоянства восприятия
Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.
К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.
Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.
Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.
Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях. Эта темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно «становится» черной, когда вы заходите в темное помещение. Без постоянства цвета мы будем постоянно переинтерпретировать цвет и будем поражены чудесным преобразованием, которое постоянно «происходит» с нашей одеждой.
Тренировка восприятия
Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:
- Насколько адекватно мое восприятие?
- Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
- Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
- Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
- Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
- Мое восприятие целостное?
- Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?
Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.
Разница между ощущением и восприятием
Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.
У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.
Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.
У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.
В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.
Источник
ЛЕКЦИЯ 1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
|
Учебно-методическое пособие по курсу «Ощущения и восприятие» разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначено для студентов очной и заочной форм обучения факультета психологии РГУ по специальности 020400 — Психология.
Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры психологии развития факультета психологии РГУ (Протокол № 3 от 5 октября 2006 г.).
Автор — кандидат психологических наук, доцент Терёхин В.А.
Рецензент — доктор психологических наук, профессор Скрипкина Т.П.
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
ЛЕКЦИЯ 1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности
Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности могут быть рассмотрены только в контексте проблемы развития психики в целом.
С точки зрения философии вопрос зарождения психики коренится в вопросах: Что первично? Что есть объект отражения? Что есть субъект? Что такое отражение вообще? Основные направления философии — материализм и идеализм. Идеализм и все школы идеализма приводили систему аргументации, которая доказывала, что первичен сам субъект, отраженный объект — вторичен. Материализм утверждает обратное. Компромиссные решения этой проблемы находят другие школы.
Существует целый ряд учений, предлагающих принципиальное решение проблемы возникновения психики:
1. Антропопсихизм – Психика существует только у человека.
2. Панпсихизм — Всеобщее одушевление. Процесс отражения
един как в живой, так и в неживой материи.
3. Биопсихизм — Как только появляется раздражимость у живого
существа — уже можно говорить о психике.
4. Нейропсихизм — Психика появляется только там и тогда, где
есть нервная система и аналог мозга.
Отечественная психология придерживается материалистической идеи о том, что психика – это такое свойство материи, которое возникает лишь на высших ступенях ее развития.
Наличие раздражимости у биологических объектов является одним из важнейших элементов отличия процессов отражения в живой и неживой природе. Раздражимость позволяет сохранять целостность живого организма в окружающей среде. По мере эволюционного усложнения биологических систем раздражимость преобразуется в чувствительность, в дифференцированные ощущения и восприятие. Появляется психика. Изменяется роль самого процесса отражения во взаимоотношениях с окружающей средой, от непосредственных реакций, связанных с поддержанием жизнедеятельности организма, к их опосредованию.
Ощущения возникают там, где есть органы чувств, где есть психика. Ощущения обеспечивают адекватное реагирование на раздражители, которые не являются в данный момент необходимыми. На этой основе сегодня проведена грань между раздражимостью и ощущениями. Ощущения присущи высшим животным и человеку, так как они обуславливаются не только безусловно-рефлекторными, но и условно-рефлекторными действиями. Возможно, ощущения схожи у человека и животных. Процесс ощущений обусловлен деятельностью коры головного мозга, уровнем его сложности. У человека существуют такие процессы, как мышление, память. У высших животных в акте ощущения включено так называемое интеллектуальное поведение. Уровень развития психики человека выше, чем уровень интеллектуального поведения животных. Человек обладает сознанием, что обеспечивает ему еще более высокий уровень отражения, который выступает в чувственной форме, т.е. в форме ощущений и восприятия.
ОЩУЩЕНИЕ — есть активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
ВОСПРИЯТИЕ — активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств, т.е. отражение образа в целом.
Долгое время считалось, что субъект отражения есть пассивное начало, и все воздействия на него есть не что иное, как запечатление в субъекте этих воздействий (рецепторные теории), более того, некоторые исследователи полагали, что человек реагирует не столько на специфические воздействия, сколько на специфические энергии органов чувств, которые и являются ощущениями (Й.Мюллер. Закон специфических энергий органов чувств).
Исследования И.М.Сеченова раскрыли важнейшую особенность психического отражения – его активный характер. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь; таким образом, орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Ощущение и восприятие возникают в процессе рефлекторной деятельности.
С этой точки зрения, ощущения и восприятие являются процессами активными, что обуславливается сенсорной и моторной деятельностью. Это прослеживающие движения глаз, ориентация поворотом головы, микродвижения глаз, движение руки при осязании и т.д.
Многие авторы полагают, что генетически ощущения первичны, а восприятие вторично и представляет собой более высокую ступень. Но с точки зрения реально отражаемого мира, ощущения и восприятие переплетены в одно целое. Процесс ощущений так же включен в систему анализа и синтеза. Таким образом, оба процесса взаимно дополняют друг друга. Ощущения и восприятие, в отличие от других психических процессов, создают первичный образ, т.е. они работают тогда, когда на нас непосредственно действует раздражитель. Мы с помощью своих ощущений и восприятия создаем этот мир. Таким образом, мир объективно существует вне нас, но ощущается и воспринимается нами субъективно.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Аристотель выделял пять типов ощущений, в основе которых, по его мнению, 5 видов «внешних чувств»:
Э.Веберрасширил данную классификацию. Он предложил разделить осязание на:
— чувство внутренних органов,
объединив их под названием «общих ощущений».
Г.Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности, фактически эта классификация – также расширение классификации Аристотеля. Поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств, например, ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные со слухом – к слуховой модальности, и т.д. В современной модификации этой классификации используется дополнительное понятие субмодальности, например, в такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично, внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений
В.Вундтсчитается родоначальникомклассификации ощущений на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов:
1. физические (зрение, слух);
2. механические (осязание);
3. химические (вкус, обоняние).
Классификация ощущений И.П.Павлова также опирается на физико-химические характеристики раздражителей:
4. запаховые и т.д.
Х.Хэдпредложил генетический принцип классификации. Разделял:
· протопатическую чувствительность (низшую)
· эпикритическую чувствительность (высшую).
Под протопатическими ощущениямионподразумевал те наиболее древние формы ощущений, которые не носят дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира. Интероцептивные ощущения являются наиболее ярким примером протопатической чувствительности (например, боли в сердце).
Под эпикритическими ощущениями понимаются наиболее высокие (молодые) виды ощущений, они имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира. Ярким примером таковых являются зрительные ощущения.
Исследования показали, что в работе всех органов чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, но в разных
|
А.А.Ухтомскийтакже применял генетический принцип классификации. Самой древней, по его мнению, и поэтому диффузной сигнализацией является кожно-болевая, и сопряженные с ней аффективные состояния страдания, страха и т.д. Более поздней по генезису, и весьма дифференцированной, является тактильная рецепция, которая является источником познания внутренних свойств объекта – упругости, плотности и т.д. Высшие реакции — слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том, что сначала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем — в чисто зрительную рецепцию.
Ч.Шеррингтонразработал классификацию, учитывающую место расположения рецептирующих поверхностей и выполняемую ими функцию:
1. Экстероцепция (внешняя поверхность):
2. Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т.д.):
3. Интероцепция (рецепция внутренних органов).
Современные авторы используют дополненную классификацию Аристотеля, различая ощущения: прикосновения и давления, осязания, температурные, болевые, вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее классификацией Ч.Шеррингтона.
ОЩУЩЕНИЕ — есть активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
1. Качество — основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и варьируемая в пределах данного ощущения (модальность).
2. Интенсивность — характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
3. Длительность — определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием рецептора.
4. Латентный период – скрытый период ощущения. Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения.
5. Инерцияощущения – сохранение ощущения при отсутствии раздражителя. Ощущения не исчезают сразу по окончании действия раздражителя. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.
Чувствительностьизмеряется или определяется силой раздражителя, которая в данных условиях оказывается способной вызвать ощущение. Минимальной силой раздражителя, способной вызвать ощущение, определяется нижний абсолютный порог ощущения. Раздражители меньшей силы называются подпороговыми. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.
Е = 1/Р где Е — чувствительность, Р — пороговая величина раздражителя.
Величина абсолютного порога зависит от возраста, характера деятельности, функционального состояния организма, силы и длительности действующего раздражителя.
Верхний абсолютный порог ощущения – определяется максимальной силой раздражителя, вызывающей характерное для данной модальности ощущение. Существуют надпороговые раздражители. Они вызывают болевые ощущения и разрушение рецепторов анализаторов, на которые действует надпороговая стимуляция. Минимальное различие, вызывающее различные ощущения, между двумя раздражителями, лежащими в данной модальности, определяет разностный порог, или порог различения. Разностная чувствительность обратно пропорциональна порогу различения.
Закон Бугера-Вебера: ∆I / I = const
где ∆I — разностный порог , I — исходный раздражитель.
Отношение разностного порога к величине исходного раздражителя является величиной постоянной и называется относительным разностным или дифференциальным порогом. Величина, обратная дифференциальному порогу, называется дифференциальной чувствительностью. Исследования показали, что величина дифференциальной чувствительности не одинакова для различных модальностей.
Закон Фехнера: S = К lg i + С
где S — интенсивность ощущения, i — сила раздражителя, К,С — коэффициенты.
Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы действующего раздражителя, то есть ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения.
Закон Фехнера получил в психологии название основного психофизического закона.
Адаптация — приспособление организма к действиям окружающей среды благодаря изменению чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Различают три вида адаптации:
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе довольно продолжительного воздействия. В случае достаточно долгого
действия раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Это
явление характерно практически для всех анализаторов, кроме зрительного. Для зрительного это возможно путем полной остановки глаза.
2. Адаптация как притупление ощущения под действием сильного раздражителя. Резкое снижение ощущения с последующим восстановлением — охранная адаптация.
3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием
слабого раздражителя (снижение порога).
1, 2 — негативные, 3 — позитивный виды адаптации.
Исследования этого феномена показали, что одни анализаторы адаптируются быстро (тактильные), другие — медленно (зрительные, обонятельные, вкусовые).
Биологическое значение адаптации заключается в том, что адаптация органов чувств помогает улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения и разрушения.
Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при воздействии на него раздражителя. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных ядрах анализаторов. При длительном раздражении рецепторов кора отвечает охранным отражением, что и снижает чувствительность.
Развитие торможения иногда вызывает усиление возбуждения других очагов или соседних ядер анализатора, что может способствовать повышению чувствительности — явление последовательной взаимоиндукции.
ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АНАЛИЗАТОРОВ
Слабые ощущения вызывают повышение, а сильные — понижение чувствительности анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности при взаимодействии анализаторов носит название сенсибилизации.
Физиологические механизмы, лежащие в основе сенсибилизации. — это процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где и представлены центральные отделы анализаторов. По Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации повышается чувствительность других анализаторов. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, вызывающий, наоборот, процесс концентрации, что приводит к торможению чувствительности других анализаторов.
Изменение чувствительности анализатора может быть вызвано и воздействием второсигнальных раздражителей. Например: изменение электрической проводимости глаз и языка в ответ на слова «кислый лимон», что в действительности и происходит при непосредственном воздействии сока лимона. Под влиянием сенсибилизации могут возникнуть межмодальные связи. Примером этому явлению может служить факт возникновения панического страха при воздействии звука низких частот. Это же явление подтверждается, когда человек чувствует воздействие радиации или чувствует взгляд в спину.
Синестезия — явление возникновения под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например: холодный свет, теплые цвета). Явление синестезии характеризует постоянную взаимосвязь анализаторных систем организма и целостность чувственного отражения мира.
Источник