Активно изучать эмоциональный интеллект начали когда

Содержание
  1. Активно изучать эмоциональный интеллект начали когда
  2. I.II. Историческая справка. Термин Эмоциональный интеллект
  3. Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
  4. Анна Веселко
  5. Самая крупная профессиональная социальная сеть LinkedIn каждый год составляет список востребованных soft skills: в 2020 году эмоциональный интеллект (ЭИ) вошел в пятерку самых ценных навыков по мнению крупных международных компаний — наравне с креативным мышлением, адаптивностью, талантом убеждать и умением сотрудничать. Согласно другому исследованию, продуктивность и успешность на работе на 58% зависят именно от эмоционального интеллекта. При этом люди, обладающие высоким ЭИ, в среднем зарабатывают на $29 000 в год больше, чем люди, у которых этот мягкий навык развит слабее. Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков.
  6. Юлия Кондратьева
  7. Софья Шматова
  8. Что такое эмоциональный интеллект?
  9. Кому необходим эмоциональный интеллект?
  10. Как развивать эмоциональный интеллект?
  11. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях?
  12. Чтобы взаимодействовать с разными людьми
  13. Чтобы успешно работать в команде
  14. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека
  15. Чтобы суметь аргументировать и отстоять свою позицию

Активно изучать эмоциональный интеллект начали когда

I.II. Историческая справка. Термин Эмоциональный интеллект

Говоря о первых упоминаниях в психологии термина « Эмоциональный интеллект » , многие источники ссылаются на одноименную статью Питера Сэловея , опубликованную в 1990 году и, по признанию большей части научного сообщества, ставшую первой публикацией на эту тему.

Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции – как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни. При этом надо понимать, как позже написал коллега Салловэя Дэвид Карузо, что «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Эмоциональный интеллект – понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то термин «эмоциональный интеллект» и аббревиатура EQ (эмоциональный коэффициент) вошли в оборот только в 90-х годах ХХ века.

В 1870 году Чарльз Дарвин выпустил первую книгу о роли внешнего проявления эмоций для выживания и адаптации «Выражение эмоций у человека и животных». В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк говорил о том, что он называл «социальным интеллектом». [6].

Позднее важность «эмоциональных факторов» была признана Дэвидом Вечлером, одним из отцов системы тестирования IQ. В 1940 году в одной из своих редко цитируемых работ Вечлер настаивал на том, что «неинтеллектуальные аспекты мышления» необходимо учитывать при любой развернутой оценке. В этой же работе обсуждалось то, что он называл «аффективными» и «конативными» способностями – по существу, эмоциональный и социальный интеллект – которые, по его мнению, окажутся ключевыми для составления полной картины. К сожалению, эти факторы в тесты IQ Векслера не были включены, так как в то время им уделялось мало внимания. [1].

В 1948 году другой американский исследователь, Р.В. Липер, выдвинул идею «эмоционального мышления», которое, как он считал, является составной частью «логического мышления». Однако еще более 30 лет мало кто из психологов и педагогов-теоретиков поддерживал эту точку зрения. А в 70-х годах прошлого столетия Л. Кронбах пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны. Затем в 1983 году Говард Гарднер, психолог из Гарвардского университета, писал о возможности «множественного интеллекта». Он, по мнению Гарднера, включает то, что можно назвать «интропсихическими способностями» – способностями к самоанализу – и «личностным интеллектом». [1].

И вот только в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он впервые вводит обозначение EQ (emotional quontient) – коэффициент эмоциональности. По аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта [3]. А пять лет спустя Джон Майер из Нью-Гемпширского университета и Питер Саловей из Йейльского университета ввели понятие «эмоционального интеллекта» (emotional intelligence) [4].

Вместе с Дэниэлом Гоулманом, коммунистом Нью-Йорк Таймс и известным популяризатором идеи ЭИ, Майер Салловей и Карузо составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта.

Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект . Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». [3] .

Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с кем-либо». [2].

Читайте также:  Эмоция переживания неудачи это

Кроме того, уставлена четкая связь между ЭИ и доминированием правого или левого полушария мозга. Как известно, людей можно условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и «левополушарных» (они более рациональны, их мышление более логично, им лучше даются точные науки).

На сегодняшний день существует четыре основных модели эмоционального интеллекта, разработанные и описанные в работах ведущих западных исследователей – Бар-Он, Гоулман, Купер и Маейр-Карузо-Салловей.

Программа развития эмоционального интеллекта МЦ «КТК» опирается на модель Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо, которая, трактует эмоциональный интеллект как когнитивную способность, и, на наш взгляд, является наиболее полной и научно-обоснованной методической концепцией.

Согласно их представлениям, эмоциональный интеллект включает в себя способности воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания, и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Условно на эмоциональный интеллект можно смотреть как на комбинацию из четырех способностей:

  1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.
  2. Фасилитация мышления — способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. То есть, эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.
  3. Понимание и анализ эмоций — способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой
  4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции. Осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т. д.; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации [5].

Такая иерархическая последовательность основывается на следующих рассуждениях:

1. Способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь») является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь»).
2. Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья «ветвь»).

3. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая «ветвь»).

Сегодня существуют десятки тестов, измеряющих ЭИ. Наиболее разработанной и сложной методикой измерения эмоционального интеллекта в рамках модели способностей является MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests), в которую входит по 2 суб-теста на каждую их четырех «ветвей». В результате прохождения данного теста человек получает 4-х мерную картину собственно эмоционального интеллекта.

Возможность количественно измерять эмоциональный интеллект позволила ученым оценивать, насколько это качество влияет на достижения человека. Большинство исследований доказывают, что ЭИ — один из ключевых факторов успеха. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет добираться до вершин бизнеса, менеджмента и политики.

1. Горскова Г. Г. (1999) «Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру»// Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. – СПб.

2. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. «Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с; Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Inc., 1995

3. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997

Источник

Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком

Анна Веселко

Самая крупная профессиональная социальная сеть LinkedIn каждый год составляет список востребованных soft skills: в 2020 году эмоциональный интеллект (ЭИ) вошел в пятерку самых ценных навыков по мнению крупных международных компаний — наравне с креативным мышлением, адаптивностью, талантом убеждать и умением сотрудничать. Согласно другому исследованию, продуктивность и успешность на работе на 58% зависят именно от эмоционального интеллекта. При этом люди, обладающие высоким ЭИ, в среднем зарабатывают на $29 000 в год больше, чем люди, у которых этот мягкий навык развит слабее. Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков.

Юлия Кондратьева

Дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.Практикуме»

Софья Шматова

Интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence

Что такое эмоциональный интеллект?

Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили еще в конце 1930-х годов, когда исследователи пытались дать определение уму, не связанному с интеллектуальными способностями и эрудицией, — так появилось понятие «социального ума» .

Читайте также:  Почему человек не чувствует себя счастливым психология

Уже позже, в 1995 году, выяснилось, что в 70% случаев продуктивность людей со средним IQ гораздо выше, чем у людей с высоким IQ . Такая аномалия бросила тень на привычную установку о том, что высокий IQ — главный и чуть ли не единственный ключ к профессиональному успеху. В результате исследований выяснилось, что критическим фактором, отличающим крутых профессионалов от всех остальных, является именно эмоциональный интеллект .

Первое определение эмоциональному интеллекту в начале 1990-х годов дали исследователи П. Сэловей и Дж. Мэйер . По их словам, эмоциональный интеллект — это набор навыков, имеющий отношение к точной оценке, а также выражению, использованию и эффективному регулированию своих и чужих эмоций . Несколько десятков лет спустя это определение дополнил психолог из Гарварда, научный журналист и автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман , который выделил четыре основные сферы эмоционального интеллекта:

Самосознание , или способность слышать свои эмоции;

Самоуправление , или возможность держать эмоции и импульсы под контролем;

Социальное сознание , или возможность считывать и интерпретировать эмоции других людей;

Управление взаимоотношениями , или способность мотивировать других и слаженно работать в команде.

Каждая из этих сфер складывается из одного или нескольких навыков, всего их 12 : эмоциональное самосознание, эмоциональный самоконтроль, адаптивность, фокус на результат, позитивный подход, эмпатия, понимание группы, влияние, менторство, регулирование конфликтов, лидерство и работа в команде.

Кому необходим эмоциональный интеллект?

В целом, на сегодняшний день регулярно развивать и поддерживать эти качества и навыки необходимо каждому, однако существуют профессии, представителям которых просто не справиться без эмоционального интеллекта . Первыми в этом списке стоят медицинские сотрудники: согласно исследованиям, эмоциональный интеллект напрямую влияет на исход болезни пациентов. Ученые из Медицинского колледжа Джефферсона в Филадельфии пришли к такому выводу после наблюдения за 890 больными диабетом, проходившими лечение у 29 разных врачей. Также в этом списке профессий значатся социальные работники, архитекторы, менеджеры по персоналу, маркетологи и менеджеры по продажам.

Эмоциональный интеллект играет ключевую роль и в сфере высоких технологий. Искусственный интеллект постепенно вытесняет человека в тех областях, где возможна автоматизация: сбор и анализ данных, выполнение повторяющихся задач, — но нет такого инструмента, который помог бы искусственно воспроизводить подлинные человеческие взаимоотношения. С таким типом задач лучше всего справляются как раз люди с высоким эмоциональным интеллектом, которые долгое время будут оставаться вне конкуренции: ни один компьютер на подлинные эмоции пока не способен.

Таким образом, эмоциональный интеллект помогает наладить связь между человеком и машиной и быстрее находить точки контакта с любой аудиторией . Поэтому он особенно важен и полезен представителям профессий, которые регулярно взаимодействуют с пользователями: продакт-менеджерам, веб-дизайнерам, дизайнерам интерфейсов, интернет-маркетологам.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Софья Шматова , интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence

Человек, абсолютно любой, вне зависимости от возраста и профессии, должен стараться постоянно развиваться. Например, диджитал — очень динамичная среда, и в ней просто нельзя работать, не будучи гибким человеком. Также важно читать профильную и сопутствующую литературу, получать новые знания, например, по навыкам презентации, по выступлениям, по работе с аудиторией. Также важно участвовать в публичных дискуссиях, круглых столах, выставках, ставить себе сложные, но реалистичные цели и достигать их. А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх.

Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях?

Чтобы взаимодействовать с разными людьми

Юлия Кондратьева , дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.Практикуме»

Читайте также:  Как надо жить чувствами или разумом сочинение

Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми , в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров.

Первый — это так называемое коридорное тестирование , когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время.

Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию.

Чтобы успешно работать в команде

Софья Шматова , интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence

Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег : нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы.

Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку.

Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам.

Чтобы суметь поставить себя на место другого человека

Юлия Кондратьева , дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.Практикуме»

В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди.

В этом и состоит специфика профессии дизайнера и любого другого человека, который взаимодействует с пользователями, — искать простые решения для повседневных проблем . Дизайнеры, например, проводят исследования о культурных различиях разных пользователей, потому что им важно делать свои продукты удобными для более широкого круга людей.

Софья Шматова , интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence

Невозможно, сидя за компьютером и почитывая соцсети, представить себе истинное лицо представителя своей целевой аудитории. Метрики показывают, что происходит, но не объясняют причин, не позволяют проверить инсайты и идеи, не дают глубинного понимания мотивации. Именно поэтому существуют такие виды исследований, как наблюдение, глубинное интервью, домашние визиты. Задавая людям вопросы, внимательно выслушивая ответы, наблюдая за их поведением, хороший маркетолог может четко представлять, как потом к ним обращаться, на каком языке с ними разговаривать.

Помимо этого общения, всегда должна быть обратная связь от коллег по работе, членов своей команды. Когда работаешь в маркетинге, у тебя нет возможности забиться в нору и оттуда заниматься продвижением своего бренда . Да и в принципе любому человеку нужен оппонент, редко когда интересные или прорывные идеи создавались в одиночку.

Чтобы суметь аргументировать и отстоять свою позицию

Юлия Кондратьева , дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.Практикуме»

Когда у вас заложена определенная сумма на проект, то программист будет отстаивать свои ресурсы, менеджер — сроки, а дизайнер — пользователей. Конечно, в большинстве команд сейчас довольно высокая дизайн-культура и за пользователя так или иначе переживают все, но дизайнер — больше всех. Но только переживать мало, нужно придумать, как убедить всех остальных, а для этого нужно упорство, умение найти весомые доводы и донести их до остальных.

Источник

Оцените статью