ШКОЛА ПАМЯТИ. СУПЕРАКТИВИЗАЦИЯ ПАМЯТИ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭМОЦИЙ
Биография
Самвел Агасинович Гарибян родился 1 февраля 1963 года в городе Ахалкалаки, Грузия. В 1985 году окончил юридический факультет Ростовского Государственного Университета, работал в Ереване адвокатом, затем в МИНЮСТе Армении.
«В детстве многие учителя ругали меня за рассеянность, я фантазировал, иногда во время уроков «уплывал» в дальние дали. рассказывает Самвел Гарибян,- но учился я блестяще, хотя больше гонял во дворе в футбол, чем сидел за учебниками. Отличался прекрасной памятью, позволявшей мне просто запоминать, о чем говорилось в классе.»
Гораздо позже, будучи уже студентом, он направил свои способности в определенное русло. Произошло это совершенно случайно. Кто-то из друзей рассказал о брате, который запоминает из 50 до 20 слов. Собравшиеся решили попробовать свои способности к запоминанию. Кто-то запомнил 5 слов, кто-то 7, 10. Самвелу удалось с первого раза 20, а со второго он повторил все пятьдесят.
Постепенно объем запоминаемой информации он довел до такой степени, который позволял говорить о его способностях как о феноменальных. Во время учебы в университете Самвел Гарибян попал в экстремальную ситуацию: после операции по устранению близорукости ему запретили напрягать зрение, а экзамены сдавать надо было — без книг, без конспектов, рассчитывая на слух и память.
А потом, когда зрение восстановилось, он не переставал тренировать свою память, параллельно активно занимаясь йогой, в том числе дыхательными упражнениями, благодаря которым ему удавалось максимально концентрироваться во время запоминания.
Он активно работал над развитием методики запоминания. Кто из лучших учителей мира ни разу не ошибался? Только природа. А кто представляет природу на Земле? Конечно, в первую очередь, дети. Вот Самвел и стал присматриваться к детям разного возраста и увидел, что их естественный способ воспринимать вещи — с помощью чувств. Каждая вещь напоминает им что-то из их внутреннего мира фантазии, так они запоминают все новое. Это и стало основой методики Самвела Гарибяна.
На сегодняшний день С. Гарибян обладает огромными способностями по мгновенному запоминанию устной и печатной информации определенных видов – иностранной лексики, цифр, разрозненных слов, выражений и т.д. Способности С. Гарибяна признаны международным научно-информационным сообществом, дважды зарегистрированы в «Книге рекордов Гиннесса» и неоднократно отмечались СМИ. Он является разработчиком оригинальной методики по развитию памяти автором алгоритма создания общечеловеческого языка. (авт. свид-во РАО). В мировой и росссийской прессе было опубликовано более 1 тыс. статей, репортажей и аннотаций на книги С. Гарибяна. Он является участником более 100 тематических передач на телеканалах России, Белоруссии, Израиля, Армении, Эстонии и др. стран. В 2001 г. занесен в Книгу рекордов России «Диво», в 2003 г. – в Книгу рекордов «Левша»; Публикации: несколько десятков научно-популярных и проблемных статей в периодических печатных изданиях.
С.Гарибян является автором книг «Активизация памяти и мышления» (1988), «Суперактивация памяти через возрождение эмоций» (1990), «Школа памяти» (1993), «Школа памяти 2» (2001), автором и составителем словарей «Мой новый Вавилон. Словарь ключей запоминания. 1300 английских слов» (1996, 2000), «Английский без английского. Словарь ключей запоминания1500 обиходных английских слов с их подкреплением русскими крылатыми выражениями» (2002-03), «Английский без английского 2. Словарь ключей запоминания 2000 активных английских слов с их подкреплением русскими крылатыми выражениями» (2004-05); «Чудо-словарь ключей запоминания 3500 английских слов «Английский без английского» (2008 г.). Награды: медаль и диплом Гиннесса (1990, 2000).
Источник
Читать онлайн «Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций»
Автор Самвел Гарибян
(СУПЕРАКТИВИЗАЦИЯ ПАМЯТИ ЧЕРЕЗ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭМОЦИЙ)
Москва, 1992
С. А. Гарибян. Школа памяти (Суперактивизация памяти
через возрождение эмоций). Москва, 1992 г. — 64 стр.
Работа посвящена обучению приемам более рационального
мышления, развитию его образности. Суть методики
С. Гарибяна сводится к использованию факторов
нестандартных ситуаций, неординарности, вызывающих в
нас положительные эмоции.
Овладение изложенными в книге навыками поможет любому
из нас улучшить свою коммуникабельность и гибкость
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
0304010000
г
702(01)—1992
© C. A. Гарибян. 1991
© Издательство «Цицеро». 1992
Человек есть тайна. Ее надо
разгадывать, и, ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то
не говори, что потерял
Ф. М. Достоевский
Свои способности человек
может узнать только
попытавшись приложить их.
Человек! Сколько сокровенного и таинственного, великого
и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, хорошего
и плохого кроется под этим магическим словом.
И в зависимости от того, какие из этих сторон будут больше
проявляться в нем, тем он и станет.
Каждый человек есть уникум. И пожалуй, среди 5-ти мил
лиардного населения нашей планеты невозможно найти двух
одинаковых людей, включая и однояйцевых близнецов. У каж
дого человека есть свои способности, воззрения, идеи и ценно
сти, порой сильно отличающиеся от других.
Однако, в одном все люди сходятся. В стремлении к счастью
и успеху в общественной и личной жизни, в желании быть нуж
ным, значимым, респектабельным, уважаемым и обеспечен
ным человеком. Но, к сожалению, а может быть и к счастью, это все само собой не приходит. Для достижения этих целей
личность должна выработать в себе соответствующие качества
и отвечать всем требованиям новой эпохи, которую смело мож
но назвать эпохой информации. Удача будет сопутствовать
тем, кто смог себя соответствующим образом подготовить к
приему, обработке и рациональному использованию получен
Дорога к успеху проходит через постоянную и систематиче
скую работу над собой и развитие тех способностей, которые
когда-то возвысили нас над мамонтами и саблезубыми тигра
ми, и стали особенно актуальны сейчас. Из вышеизложенного
можно понять, что речь идет об обучении приемам более раци
онального мышления, развития его образности, оперативно-
сти, активизации внимания и целенаправленной фантазии, ко
торые мобилизуют творческие силы человека, и, главным обра
зом, сильно укрепляют нашу смысловую ассоциативную па
мять, являющуюся фундаментом умственной деятельности и, в
то же время, генератором ее развития.
Суть моей методики состоит в использовании факторов не
ординарности, нестандартных ситуаций, вызывающих в нас
положительные эмоции и в создании эмоциональных связок.
Овладение изложенными в книге навыками поможет каж
дому желающему улучшить свою коммуникабельность, гиб
кость мышления и ее оперативность, которые позволят людям
разных профессий и возрастов не нуждаться в, так называемом,
«заднем уме», работать энергичнее, лучше и выработать дело
вую хватку в положительном смысле этого слова.
И пусть никто не надеется спрятаться за спиной компьюте
ров. Умные машины сами требуют от человека в обращении с
ними вышеуказанных способностей и качеств.
Если рассмотреть конкретно область применения мнемони
ческой и мыслительной техники, изложенной в пособии, мож
но отметить следующее:
1. Система скоростного составления сюжетов при запомина
нии не связанных друг с другом слов сильно развивает опера
тивность мышления и может пригодиться тем, чья работа тре
бует принятия быстрых, но в то же время ответственных
решений, от которых зависят судьбы и даже жизни многих лю
дей. Например, авиадиспетчерам, таможенникам, оператив
ным работникам правоохранительных органов, военнослужа
2. Тренировка на запоминание геометрических фигур ока
зывает особенно благотворное влияние на зрительную память и
способность к самым нестандартным ассоциациям и связям, что
является предметом острой необходимости для людей творче
ских профессий, например, архитекторам, скульпторам при
поиске неординарных решений и проектов, требующих боль
шого полета фантазии.
Для этого в пособии изложены специальные приемы, облег
чающие работу с фигурами.
3. Мнемотехника на имена, фамилии и лица явится ключом
к информации, касающейся людей. Это поможет желающим, особенно административным работникам, журналистам, всем, чья работа связана с большой массой людей и фактов, быть ин
формационно вооруженным и успешно действовать.
4. Мнемотехника бессмысленных выражений призвана об
легчить задачу обучения иностранным словам.
5. Избавлению от блокнотов с адресами, записных книжек и
прочей макулатуры, а также развитию аналитического мыш
ления наряду с мнемотехникой 3-го пункта должна служить
Следует отметить, что техника запоминания одного вида
информации является опорой и ступенью для освоения другого.
Например, если не научиться как следует запоминать в том же
порядке не связанные друг с другом слова, то не удастся запом
нить имена, цифры и фигуры. И все эти ступени, вместе взя
тые, послужат надежной базой для работы даже с самыми слож
ными и абстрактными текстовыми информациями.
За счет максимальной рационализации мыслительной дея
тельности, которая достигается при изучении и освоении посо
бия, можно улучшить также и экономичность затрат психиче
ской энергии, что является, пожалуй, самой главной
проблемой при работе с информацией. Это окажет неоценимую
услугу школьникам и студентам.
Закончу введение словами одного из мыслителей средневе
ковья английского герцога Честерфилда в «Письмах к сыну»:
«Тебе не хватает только внимания, ты быстро все схваты
ваешь, у тебя хорошая память, но если не сумеешь быть вни
мательным, то часы, которые просидишь над книгой, будут
выброшены на ветер. Подумай только, какой стыд и срам: иметь такие возможности учиться и оставаться невеж
Голова без памяти, что
крепость без гарнизона
Наполеон Бонапарт
Не встретишь человека,
жалующегося на свой ум,
однако люди, жалующиеся на
свою память, не такая уж
Ларошфуко
1. НЕМНОГО ИСТОРИИ
Сначала уясним предмет нашего интереса. Психологи опре
деляют память как процесс запечатления, сохранения и вос
произведения следов прошлого опыта. Она дает возможность
сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведе
нию на длительные интервалы времени и в какой-то мере про
гнозировать поведение на будущее.
Являясь одной из самых сложных психических функций че
ловека, память имеет разные виды и формы. К видам относятся
наследственная и прижизненная. Первая в основном это инс
тинкты. Она почти не зависит от условий жизнедеятельности
организма по сравнению с прижизненно накопляемой па
мятью. Что касается прижизненной памяти, то это хранилище
информации, полученной с момента рождения до смерти.
Прижизненная память имеет, Кроме того, свои структурные
иерархии. Она делится на мгновенную, кратковременную, про
межуточную и долговременную. На них подробно мы останав
ливаться не будем, отметив при этом, что пределов человече
ской памяти практически не существует. Вот что говорит об
этом Р. М. Грановская: «Объем долговременной памяти прак
тически не ограничен, также не ограничено и время хранения
информации в ней». 2
Являясь фундаментом умственной деятельности, память, при умелом использовании, может служить человеку верой и
правдой, демонстрируя порой фантастические возможности.
Вот наглядный пример.
Несколько лет назад крупнейший современный математик
и кибернетик фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По
его расчетам получилось, что человеческий мозг потенциально
может вместить всю информацию, содержащуюся в миллионах
томов крупнейшей в мире библиотеки им. В. И. Ленина в Моск
Это сообщение должно нас убедить в том, что мы имеем та
кую потенциальную возможность, а так называемая «природ
ная феноменальность» заключается в умении извлечь это со
кровище из тайников нашего мозга.
Несколько подтверждений: Юлий Цезарь и Александр Ма
кедонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до
30000 человек. Этими же способностями обладал легендарный
Ганнибал. По имени и в лицо знал 20000 жителей греческой
столицы и знаменитый Фемистокл. А Сенека, философ и поэт
Древнего Рима — был способен повторить 2000 не связанных
между собой слов, услышанных лишь раз.
Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех нео
быкновенной памятью на числа. Он помнил шесть первых сте
пеней всех чисел до ста. Академик Иоффе по памяти пользо
вался таблицей логарифмов. Другой советский ученый
академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер теле
фона, по которому он звонил 5 лет назад случайно всего один
раз. Великий русский шахматист Алехин мог играть «вслепую»
по памяти с 30-40 партнерами.
Эти люди жили в разных эпохах и запоминали они разное.
Однако их общим знаменателем было одно — выдающаяся па
Но давайте не очень будем удивляться такой памяти, хотя ее
обладатели, безусловно, достойны уважения и подражания.
Скорее всего, им просто удалось сбросить психологические
зажимы, одним из которых является укоренившееся мнение об
ограниченных возможностях человеческой памяти.
Вот какой интересный эксперимент был проделан болгар
скими психологами несколько лет назад. Георгий Лозанов, ди
ректор института суггестологии в Софии собрал группу из две
надцати лиц абсолютно незнакомых с французским языком, и
преподаватель института Алеко Новаков начал учить их фран
цузскому языку. Новаков предупредил, что слова учить не на
до, домашних заданий и экзаменов не будет. «С первых минут
он безраздельно завладел нашим вниманием, — рассказывал
один из членов этой группы Гольдин. — Вплетая в свою речь
французские фразы, он кружился вокруг кресел, придумывая
Источник
Министерство транспорта России
Pdf көрінісі
бет | 5/5 |
Дата | 17.02.2020 |
өлшемі | 0.99 Mb. |
Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его
продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня
формирования понятийного мышления. Методика может применяться для
исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном
Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и
словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после
предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «узелка на
память» любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести
предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что
этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания.
Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку
предъявления слов и словосочетаний».
После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом
не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется
его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение.
Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во
В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов
испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны
Примерный набор слов и словосочетаний:
1. Веселый праздник
2. Тяжелая работа
5. Смелый поступок
1. Глухая старушка
3. Строгая учительница
4. Голодный человек
5. Слепой мальчик
7. Девочке холодно
9. Больная женщина
11. Веселая компания
Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется
спустя 40–60 минут или более.
По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с
просьбой вспомнить слова, которые фиксируются в протоколы.
соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.
Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений
испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также
его способности к отвлечениям, абстрагированию.
качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать
на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные,
сюжетные и метафорические.
Абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в
какой-либо узнаваемый образ.
виде знаков или символов
(геометрические фигуры, стрелки и т. п.).
Конкретные (К) – конкретные предметы.
Сюжетные. (С) – изображаемые предметы, персонажи объединяются в
какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-
Метафорические (М) – изображения в виде метафор, художественного
вымысла, так, например, на слово «радость» изображается: человек,
поднявшийся в воздух на крыльях.
При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком
проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения.
Затем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса
испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида
изображения. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-
символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу
«мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к
обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-
Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические
изображения, составляют группу людей с творческим мышлением,
сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся
В случае предпочтения конкретного вида изображений можно
воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом
практическом мышлении, направленном на разрешение частных конкретных
задач в практической деятельности
Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует
абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и
воспроизведения слов по рисункам.
Кроме того, следует обратить внимание ни проективное значение
методики для диагностики особенностей личности испытуемого.
Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются
человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит
может расцениваться как проявление общительности, но если
воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить
Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого
истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность,
ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.
3.6.2. Активизация памяти через возрождение эмоций
(Методика С.А. Гарибяна)
В основе этого метода – ассоциативный метод и подключение эмоций.
Эмоционально окрашенные образы оставляют более прочный след в памяти.
В качестве разминочного предлагается упражнение-опыт, цель
Слова для запоминания: любовь, спичка, встреча, полка, школа,
разлука, кочегарка, болезнь, доска, сессия, экзамен, мыло, дружба, винт,
сцена, стипендия, капуста, свидание, труба, кирпич, вода, общежитие,
учебник, окно, дождь, память.
Испытуемым предлагается прослушать слова, затем записать их по
памяти. Качественный анализ показывает, что лучше запоминаются слова,
имеющие субъективное значение (т. е. особую эмоциогенность для
испытуемых. Например: любовь, встреча, сессия, стипендия и др.)
Сам С. Гарибян так характеризует свою систему запоминания: «Если
постараться описать мою систему мнемотехники в виде какого-то образа, то
я бы взял дерево. Его корни и ствол – это не связанные друг с другом слова,
питающиеся эмоциями. Что же касается ветвей и листьев, то это уже вполне
развитые способности запоминания и воспроизведения без особых усилий
огромных объемов текстовых информации, иностранных слов с переводом,
цифр, адресов, телефонов, имен и названий, лиц, геометрических и
шахматных фигур, бессмысленных выражений и т. д.»
Методика Д. Лаппа показывает зависимость запоминания от
эмоциональной окрашенности запоминаемого образа. Материал для
осиное гнездо у вашей двери;
осиное гнездо в вашей ванной.
острый нож, режущий мясо;
острый нож, режущий ваш палец.
Старик на скамейке;
старик на скамейке на солнце;
плачущий старик на скамейке на солнце.
Птичка на дорожке в парке;
птичка, купающаяся в луже;
птичка, спасающаяся от кошачьих лап.
Разбитая кружка на полу вашей кухни;
разбитая кружка с черникой на полке;
разбитая кружка с черникой на вашей любимой скатерти.
красные и желтые падающие листья;
красные и желтые листья на вашем газоне.
Свет фар и вой сирены скорой помощи на вашей улице;
свет фар и вой сирены скорой помощи у вашего дома;
свет фар и вой сирены скорой помощи у вашей двери.
В начале упражнения предлагается слушать и представлять как можно
ярче данные образы, затем дается задание вспомнить предложенные фразы и
словосочетания в любом порядке. Как правило, в процессе последующего
обсуждения обращается внимание на то, что эмоционально окрашенные
образы запоминались легче и помогали восстановить в памяти всю цепочку
3.7. Механическая память
память один из видов памяти, критерием выделения
которой является механизм запоминания. На ряду с механическим
запоминанием принято выделять также логическое запоминание.
3.7.1. Объем механической памяти при зрительном восприятии
Методика «ТАБЛИЦА ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Объем механической памяти оценивается по количеству запомненного
и воспроизведенного материала. Для исследования применяются таблицы с
двузначными числами. На каждой таблице размещается 12 чисел. Цифры
могут быть любые от 21 до 98, за исключением таких чисел как: 20, 30, 22, 33
и т. п. Для проведения исследования необходимо иметь несколько вариантов
Инструкция: «На таблице представлены двузначные числа. Я буду
Вам показывать таблицу в течение 30 секунд. Вы должны быть внимательны
и стараться запомнить эти числа. После того как я уберу таблицу, Вы должны
припомнить и записать на бланке как можно больше чисел. Числа нужно
записывать в том порядке, в каком будете их припоминать. Последовательно
Вам будет представлено 3 таблицы. Какие есть вопросы? Приготовились!».
Таблица демонстрируется после инструкции. Время экспозиции 30
секунд. После чего в течение 1 минуты испытуемый припоминает числа и
записывает их на бланке в произвольном порядке.
Источник