Актерский темперамент что это

Актерская профессия и сценическое обаяние

Те из Вас, кто задумывается о том, чтобы выбрать актерскую профессию (ну, или режиссерскую, или какую-либо другую, творческую) в качестве основного дела своей жизни — должны знать одну вещь. Даже, наверно, не одну, а целых три вещи. Эти вещи нигде — в том «стакане», что я тут пишу, — не встречаются (лично мне никогда не приходилось их видеть именно в таком разложении и последовательности). Но это — фундаментальные вещи. И они важнейшие — как для актерской профессии, так и для любой творческой — другой.

Надо же, прямо три «О» получилось. Пол-олимпиады:))) Но это — шутка, конечно.

Про актерское обаяние я говорил на страницах этого блога — не раз. Мог бы поискать ссылки на соответствующие статьи, но времени на это у меня сейчас совсем мало. Но ничего, повторю еще. Ибо к таким вещам возвращаться — не грех.

Когда Вы пускаетесь по тропе творчества (я сейчас говорю о творчестве сценическом, в частности, актерском) — Вы должны отчетливо понимать, каковы Ваши первичные цели. ЗА ЧЕМ Вы пускаетесь. И это «за чем» зовется — определение (нахождение) своего сценического обаяния . Да-да, обаяние в жизни и обаяние на сцене — это СОВСЕМ не одно и то же. Хотя — и то, и другое — имеет к Вам самое непосредственное отношение . Любой актерский тренинг ставит своей целью — достижение Вами максимально полного, многогранного и глубокого — сценического обаяния. Ибо — Вы по жизни — можете быть весельчак и балагур — а на площадке — куда что девается.

И даже если Вы привносите на сцену свой веселый нрав — не факт, что Вы будете в нем обаятельны. Быть может, сцена оттолкнет и отринет все то, что Вы считали «своим» и «наработанным». Она очень обнажает человека, сцена. Там никуда не спрячешься.

Так вот, Ваше сценическое обаяние — может быть СОВСЕМ не тем, что в жизни. Каким же? Вот ответу на этот вопрос и посвящены все занятия, предметы и тренинги, что Вы получаете в театральных вузах или на каких-либо курсах или уроках творческой направленности.

Поиск Вашего сценического обаяния должен проходить в контексте Вашей органики (природной естественности). Помните: теряя естественность, Вы теряете (точнее, не приобретаете) обаяние. Органика и обаяние — как две стороны одной медали: расширяя обаяние в нужную сторону, ища его новые грани, возможности и глубины — Вы, тем самым, развиваете свою сценическую органику . Органика и обаяние, в свою очередь, «растут» в результате тренинга темперамента (чувственности и заразительности) актера. И если органику и обаяние можно назвать (условно говоря) — «монетой», то стол, на котором лежит эта монета — темперамент.

У хорошего актера темперамент никогда не бывает вялым. Никогда не бывает «спящим». Темперамент — это то, чем играет актер, находясь при этом в зоне своего органичного обаяния. И любой жанр, в котором в процессе спектакля существует тот или иной актер — это а) темперамент б) обаяние и в) органика.

Темперамент — рушащий органику — ложный (вредный) темперамент. Потому что — разрушение органики автоматически влечет за собой Ваше НЕОБАЯНИЕ на сцене. А значит, отсутствие заразительности. Смотреть на Вас в этом случае зрителю не захочется. Долго, по крайней мере.

Вам, должно быть, встречались когда-либо ранее — спектакли (постановки), где на сцене всего один актер. И в процессе действа за ним хотелось наблюдать все больше и больше, несмотря на то, что партнеров рядом с ним не было. О чем это говорит? Его темперамент был настроен таким образом, чтобы усиливать его органичное сценическое обаяние, что притягивает взор, становясь все более и более заразительным (выразительным). Известны Вам, думаю, и обратные случаи.

Читайте также:  Что такое радость два предложения

«Причем же тут «оправдание?» — спросит кто-то.

Оправдание — это то, что подпитывает (разогревает, создает по сути) Ваш темперамент . И если «монета» — это сценические органика и обаяние, «стол», на котором она лежит — темперамент, то оправдание — «пол», на котором стоит этот «стол». Понятно, что я рассуждаю образно, возможно, кто-то придумает и более интересную картинку-схему или сравнение. На здоровье.

Существует оправдание ситуации и оправдание (присвоение) текста. Есть еще оправдание поступка(ов) Вашего героя (персонажа). Через элемент оправдания (а оправдание — есть оценка существующих обстоятельств и действие в адрес этих обстоятельств) Вы приближаете к себе все обстоятельства сценарного или драматургического материала, как бы «вживляя в себя» образ своего героя. Без оправдания вообще ничего нет. Оправдание — это фундамент актерской профессии. Это то, без чего не бывает ни сценического обаяния, ни органики, ни ПОДЛИННОГО темперамента. Этот базовый элемент следует тренировать денно и нощно (если актерская профессия — это то, о чем Вы мечтаете). Почему тренировать? Я об этом сказал выше.

Как же его тренировать? Этой темы я коснусь немного позднее — это вообще особый вопрос, которому нужно посвящать отдельный материал.

«Ну, хорошо, — скажет кто-то умный и находчивый. — А что тогда — фундамент вообще всего?»

А это — Ваше жизненное обаяние и органика . Развивая жизненное обаяние и органику через оправдание — Вы получаете темперамент. А развивая темперамент — Вы получаете сценические обаяние и органику. Иногда сценические обаяние и органика — равны жизненным (природным) органике и обаянию. Но в подавляющем большинстве случаев этого не происходит, к сожалению.

Но то, что Вам также нужно время от времени оправдывать — это не только поступки Вашего сценического героя. Это также и Ваше присутствие (нахождение) в творчестве. Вам нужно периодически думать о том, ЗАЧЕМ (с какой целью) Вы занимаетесь актерской (или какой-то еще) профессией, что ИМЕННО Вы можете дать этому миру (и можете ли). Это не значит, что надо постоянно рефлексировать или — то и дело уходить в монастырь. Нет.

Но задумываться о таких вещах — хотя бы немного — все-таки стОит. Полезно это.

Источник

Сценический темперамент

Жизненный темперамент и сценический темперамент – не одно и то же. Сценическая деятельность требует высокой интенсивности нервных процессов, т.е. нервная система должна выдерживать большую силу раздражительного процесса, обладать функциональной выносливостью, выдерживать длительное и концентрированное возбуждение не переходя в состояние запредельного торможения.

Сценическийтемперамент – это динамическая характеристика осуществляемого актером сценического действия. Сценический темперамент – это динамические особенности психических процессов и всех действенных проявлений актера в роли (жест, движение, восклицание, мгновенная эмоциональная реакция на внешний раздражитель или воздействие).Сценический темперамент включает такие свойства, как впечатлительность, эмоциональная возбудимость и импульсивность человека.

Таким образом, качества, необходимые актеру, принадлежат и холерическому и меланхолическому жизненным темпераментам. Но поскольку темперамент, данный природой от рождения, неизменяем, то актеру необходимо воспитывать в себе те качества, которые способны актерскую деятельность сделать высоко результативной.

Интеллект актера

Интеллект есть способность мышления, рационального познания.Человек в своей деятельности постоянно сталкивается с необходимостьюпланироватьирегулировать свою деятельность. То есть, соотносить то,как он видит и понимает окружающий мир, с тем,как он представляет, осознаёт самого себя. Этот процесс есть мышление человека.

Мышление, как и темперамент, – базовая основа для развития любых профессиональных навыков и умений.

Вопрос о природе мышления – основной вопрос философии. Природой мышления занимаются и психология, и медицина. Проблема мышления (как и темперамента) многоаспектна.

Нас интересует аспект – мышление как процесс решения творческой задачи.

Процесс решения творческой задачи предполагает наличие цели, средств и способовее достижения. Следовательно, процесс мышления – это процесс поиска средств с учетом конкретной ситуации.

Если средства и способы заранее известны и для человека они единственно возможны, процесс мышления нивелируется. Это так называемое репродуктивноемышление и поведение. Главенствующую роль здесь играет навык. Во многих видах деятельности это сказывается положительно на результате деятельности. Но на языке творческих профессий это может означать штамп, шаблон, то есть, отсутствие творческого поиска.

Читайте также:  Что такое нейрофизиологические механизмы эмоций

В жизни приходится не только искать средства и способы достижения цели, но и самостоятельно формулировать задачу(т.е. ставить цель).

Активность творческого мышления связана с проблемной ситуацией.

Чтобы выйти на самостоятельный поиск средств решения задачи или осознать проблемность ситуации, человек должен обладать способностью понимать смысл конкретной ситуации,для чего важно иметь жизненный опыт, жизненные знания. Это – первая (и основная) стадия мышления. Способность эта находится в прямой зависимости отуровня интеллекта.

Интеллект проявляется во всех умственных процессах, но в первую очередь – в мышлении и творческом воображении.Качества интеллекта у разных людей различны, развиты не в равной степени. Знание свойств психологии мышления позволяет режиссеру-педагогу определить наилучший для каждого актера (ученика) путь и методы воспитания и обучения. Чтобы найти индивидуальный план занятий с каждым учеником (актером), необходимо выявитьего способности к развитию своих способностей (т.е. способности к обучению и самообучению). Это базовая способность человека, она впрямую связана с мышлением. Следовательно, надо определитьпараметры мышления.

Систематизация знаний в этом вопросе особенно актуальна для театрального искусства. В театральном искусстве материалом для творчества является сам актер, его действие на сцене.

Любая сценическая ситуация есть условная модель реальной жизни. Сталкиваясь с многочисленными ситуациями в пьесе, актер развивает в себе способность к продуктивному решению многообразных проблемных жизненных задач. Подобные задачи возникают и в реальной жизни.

Ряд жизненных задач связан с удовлетворением потребности совершенствования внешних условий. Другой ряд жизненных задач связан со стремлением личности к самосовершенствованию, что особенно важно для режиссера-педагога, руководителя театрального коллектива. Чтобы этот процесс шел целенаправленно и результативно, педагогу и важно иметь представление о параметрах мышления.

Австрийский психолог Г. Айзенкразличает пять параметров различий особенностей мышления:

Пассивность или активность.

Скорость и точность мыслительных процессов или отсутствие скорости и точности.

Стремление к детализации или к обобщению (ситуации или явления).

Протоколирующий, констатирующий или интерпретирующий способ познания.

Способы осуществления процессов запоминания и воспроизведения информации (т.е. какзапоминает икаквоспроизводит).

Г. Айзенк считает, что характеристика скорости умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми.

Отечественные психологи исходят из иных оснований. Так, психолог Н.Д.Левитов(Н.Д. Левитов. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969) предложил инуюсистему параметров мыслительной деятельности, которая выразилаосновные качества интеллекта.Эта система включает восемь основных качеств интеллекта:

Ясность ума, простота и искренность мысли, отсутствие «заумности», бутафории, запутанности.

Логичность ума, строгая последовательность, систематичность мышления.

Сообразительность, быстрота ориентировки, скорость решения задач.

Глубина ума, вдумчивость, способность познавать в предметах и явлениях наиболее существенное, открывать закономерность.

Широта ума, способность мыслить с учетом всех сторон вопроса.

Гибкость или пластичность ума, отсутствие шаблонности, стереотипности, способность к изменению хода мышления.

Самостоятельность и оригинальность, новизна, самобытный творческий характер умственной деятельности, отсутствие слепой подражательности.

Критичность ума, отсутствие непроверенных предвзятых суждений, тщательная аргументация, серьезное отношение к возражениям.

Актерская деятельность представляет собой счастливую возможность идентифицировать сценические способности с общими жизненными способностями человека и организовать продуктивную деятельность.

Представление об особенностях своего мышления и степени его готовности к активной творческой деятельности можно получить, используя методику, разработанную Институтом психологии АН (независимо от сферы профессиональной деятельности).

Более высокий уровень интеллекта личности характеризуется не только более высоким уровнем внимания и успешности (продуктивности) умственной работы, но и меньшими энергетическими затратами организма на процесс умственной деятельности. Самооценка уровня и роли интеллекта в организации собственной деятельности и потенциальной возможности ее успешного осуществления может быть проведена по вопроснику-тесту, данному в приложении к лекции (приложение № 2).

В учебно-творческом арсенале актерского искусства есть кладезь упражнений, развивающих, воспитывающих, формирующих интеллект. Например:

Читайте также:  Стресс тест для ноута

Источник

АКТЕРСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Любая крайне напряженная эмоция стремится к разрядке при помощи какой-нибудь эмоции противоположного свойства. Истерический смех и слезы радости — примеры драматического эффекта, которые дает сама природа.

Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель

Артистический темперамент — это недуг, которым страдают любители.

Гилберт Честертон (1874–1936), английский писатель

Крайняя чувствительность создает посредственных актеров; средняя чувствительность дает большинство плохих актеров, и только ее отсутствие дает великих актеров.

Дени Дидро (1713–1784), французский философ-просветитель

Лучше недоиграть, чем переиграть.

Мария Савина (1854–1915), актриса

Актеры производят впечатление на публику не тогда, когда они неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Волосатость и темперамент

Волосатость и темперамент Многие думают, что существует зависимость между количеством волосяного покрова на различных участках тела мужчины и его темпераментом. По такой логике, чем мужчина волосатей, тем он должен быть «горячей». Однако специалисты опровергают

Темперамент и верность

Темперамент и верность Мужики пьют пиво, и самый умный задумчиво говорит: — Вот я читал, что идеальная жена должна быть на кухне — кухаркой, с гостями — королевой, а в постели — шлюхой! Другой: — Тогда у меня — почти идеальная! Она на кухне — королева, в постели — кухарка,

Волосатость и темперамент

Волосатость и темперамент Многие думают, что существует зависимость между количеством волосяного покрова на различных участках тела мужчины и его темпераментом. По такой логике, чем мужчина волосатей, тем он должен быть «горячей». Однако специалисты опровергают

АКТЁРСКИЙ ПРОЕЗД

АКТЁРСКИЙ ПРОЕЗД Проезд между улицей Руднева и проспектом Культуры получил свое название 15 июля 1974 года. Предполагалось, что в проезде появятся клуб и кинотеатр. Кроме того, в огромном жилмассиве, названия которого посвящены теме просвещения и культуры, есть две улицы,

Меланхолический темперамент

Меланхолический темперамент Темперамент меланхолический так же противоположен сангвиническому, как жара холоду.Действительно, все признаки меланхолического темперамента, как физические, так и моральные, совершенно не похожи на признаки сангвинического темперамента.

Нервный темперамент

Нервный темперамент Нервность не является отличительной чертой особой категории существ: во всех темпераментах есть нервные индивидуумы. Многие меланхолики, холерики, сангвиники – люди нервные.Физическое строение. Индивидуумы нервного темперамента обыкновенно сухи и

42. ТЕМПЕРАМЕНТ

42. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.Понятие темперамента ввел в научный оборот

28. ТЕМПЕРАМЕНТ

28. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.Понятие темперамента ввел в научный оборот

Темперамент

Темперамент (в пер. с лат. temperamentum – «смесь», «соразмерность» «надлежащее соотношение частей») – врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования на что-либо, степени эмоциональной возбудимости

Волосатость и темперамент

Волосатость и темперамент Многие думают, что существует зависимость между количеством волосяного покрова на различных участках тела мужчины и его темпераментом. По такой логике, чем мужчина волосатей, тем он должен быть «горячей». Однако специалисты опровергают

Темперамент и верность

Темперамент и верность Мужики пьют пиво, и самый умный задумчиво говорит: — Вот я читал, что идеальная жена должна быть на кухне — кухаркой, с гостями — королевой, а в постели — шлюхой! Другой: — Тогда у меня — почти идеальная! Она на кухне — королева, в постели — кухарка,

ЛЮБОВНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

ЛЮБОВНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ Легче жить со страстной женщиной, чем со скучной. Правда, их иногда душат, но редко бросают. Джордж Бернард Шоу Все женщины хотят одного. Потом — другого. Акрам Муртазаев Вокруг полно плохих любовников. Рэкуэл Уэлч Неважно, сколько мужчин было в моей

Любовный темперамент

Любовный темперамент Искусство любить – это умение сочетать темперамент вампира со скромностью анемона.? Эмиль Сьоран, румынско-французский философ*Женщина жарче мужчин, больше безумия в ней.? Овидий, древнеримский поэт (I в. до н.э. – I в. н.э.)Женщина словно печь: чтобы

Источник

Оцените статью