- Эмоциональный и социальный интеллект
- Академический и социальный интеллект
- Читайте также
- Социальный регресс
- Социальный работник
- 27. Общение как социальный акт
- Интеллект и социальный статус
- 23. Социальный статус
- Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона
- Социальный рынок
- Социальный Взгляд
- Социальный контекст
- Социальный выход
- 8. Социальный интеллект
- Социальный метод
- Коэффициент вербальной интеллектуальности и социальный интеллект
Эмоциональный и социальный интеллект
Практический и академический интеллект
Классификация интеллекта
Практический интеллект — это способность формировать субъективное психологическое пространство в окружающем нас мире. В повседневной жизни практический интеллект значительно больше востребован, чем собственно интеллект.
В повседневной жизни может быть востребован интеллект в привычном его понимании, но, прежде всего, необходим практический интеллект. Это способность адаптироваться к повседневным условиям cуществования, формировать их и делать выбор условий, оптимальных для индивида. Практическое мышление, подобно большинству способностей, может быть рассмотрено как форма развивающейся компетентности. Индивидов с развитыми знаниями, умениями и способностями, необходимыми для преуспевания в определенной области, обычно характеризуют как специалистов. Следовательно, понимание опыта и особенностей его приобретения обусловливает способ постижения практического интеллекта. Рассматривая процессы мышления и проблему интеллекта, очень важно определиться с понятием «интеллектуальная операция». По мнению С.Л. Рубинштейна, «операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями». Интеллектуальная операция учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Понятие интеллектуальной операции включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Простейшим видом интеллектуальной операции является предметная мысль (по И.М. Сеченову). Интеллектуальной операцией является практическое действие, поскольку, преобразуя действительность, оно реализует свою цель. Интеллектуальной операцией является наглядное мышление. Сочетание наглядного мышления и разумного действия дает нам практическое мышление, которым характеризуется практический интеллект [5].
Существуют два взгляда на особенности интеллекта как формы развития способностей и навыков
Привычное представление об интеллекте — это восприятие его как относительно стабильного признака личности, развивающейся при взаимодействии наследственности и окружающей среды. Традиционные тесты на мышление и способности измеряют достижения индивидов, которые имели место за несколько лет до момента тестирования. Тесты на словарный запас, на понимание прочитанного, на словесные аналогии, на решение арифметических задач и подобные им лишь отчасти являются тестами на достижения. Даже в тестах на абстрактное рассуждение используются геометрические символы, которым обучают в западных школах.
Альтернативный взгляд заключается в том, что интеллект воспринимается как развивающиеся способности, а тесты на интеллект — как измерение их ограниченного аспекта. Приобретаемый опыт определяется здесь как продолжающийся процесс обретения и обобщения навыков, необходимых для достижения высокого уровня мастерства в одной и более сферах жизнедеятельности.
Когнитивные теории интеллекта подразумевают, по меньшей мере, две его основных составляющих. Ж. Пиаже уделил огромное внимание первой из них — операциям, однако недостаток в изучении второй составляющей — когнитивного опыта — проявился в широком спектре последующих работ когнитивистов. Компенсируя этот недостаток, Дж. Брунер выделил двигательную, образную и языковую формы репрезентации знания в когнитивном опыте.
В отечественной психологии проблема практического интеллекта решалась в контексте психологии мышления. По мнению Б.М. Теплова, несомненным является единство интеллекта, но существуют различные формы одного интеллекта, «вплетенные» в различные формы деятельности. Мышление никогда не бывает само по себе, мышление — это всегда процесс, направленный на что-либо, более того — процесс для чего-либо. Таким образом, мышление — процесс, возникающий для решения задачи, в то время как под интеллектом понимается способность человека как черта или характеристика, тем более, что когнитивный опыт человека, как составляющая интеллекта, подразумевает его постоянство и стабильность во времени.
Результаты нейропсихологических исследований показали, что за каждый этап решения задачи отвечают вполне определенные, различные по локализации отделы головного мозга. Из сказанного можно сделать важный для теории интеллекта вывод: интеллект индивида реализуется системной работой различных отделов головного мозга; общим фактором, обеспечивающим природные основы интеллекта, является системная деятельность мозга [5, с. 114].
Теоретическая модель интеллекта включает следующие факторы:
· продуктивность чувственного познания (восприятия, памяти, представлений);
· продуктивность формирования элементарных мыслей;
· продуктивность процессов символизации образования понятий;
· качественную характеристику сформированных понятий, со стороны их полноты и значений;
· скорость установления личностного смысла и значения имеющейся информации;
· владение способами получения чувственной информации; владение способами оперирования понятиями; владение речью; умение формулировать цели;
· умение составлять планы и программы деятельности (поведения);
· владение решающими правилами, умение находить решающие правила, адекватные решаемым задачам, владеть критериями предпочтительности, критериями достижения цели;
· уметь контролировать и регулировать свои интеллектуальные действия [5, с. 114-115].
Термин «эмоциональный интеллект» введен в научный обиход американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером. Первая публикация разработанной ими теоретической модели датирована 1990 годом, где они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей:
а) идентифицировать и выражать эмоции;
б) регулировать собственные эмоции;
в) использовать информацию для управления своим мышлением и поведением.
Широкое распространение в среде психологов проблема эмоционального интеллекта получила благодаря работе американского ученого Д. Големана. Он первый включил понятие «эмоциональный интеллект» в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей, чем содействовал росту популярности этого психического явления.
Д. Големан выделил следующие критерии эмоционального интеллекта: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться.
Более детально и результативно данная проблематика исследовалась американским психологом Р. Бароном. Эмоциональный интеллект он предлагает определять как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.
Несколько иначе предлагает рассматривать это явление отечественный психолог Д.В. Люсин. В его трактовке эмоциональный интеллект — «. способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими». При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями не может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта – «внутриличностный» и «межличностный». Эти варианты предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.
Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, включает три элемента:
• когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
• представления об эмоциях (как о ценностях, о важном источнике информации о себе самом и других людях и т.п.);
• особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.) [6].
В отличие от эмоционального интеллекта, изучение социального интеллекта имеет давнюю, насыщенную событиями и открытиями историю. Понятие «социальный интеллект» (social intelligence) было введено Э. Торндайком еще в 1920 году. Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать, или поступать мудро в отношении других». В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями.
В разное время сторонники различных психологических школ по-разному трактовали понятие «социальный интеллект»:
· способность уживаться с другими людьми;
· способность иметь дело с окружающими;
· способность легко сходиться с другими, умение входить в положение другого человека, ставить себя на место другого;
· способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.
Суммируя эти представления, известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию.
Перед исследователями всегда стояла задача определения границ социального интеллекта. Ее решение требовало отделить социальный интеллект от практического (IQ) и академического. Основой в обследованиях социального интеллекта выступала его вербальная оценка. При диагностических обследованиях специалисты преимущественное внимание уделяли когнитивным характеристикам, таким, как восприятие других людей, понимание мотивов их поведения и т.п. Причем выявлялось все это лишь в результате вербальных измерений, и даже оценка поведенческих аспектов социального интеллекта осуществлялась с помощью вербальных методов (самоотчет, интроспекция и т.п.).
Вероятно, можно утверждать, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Выделяются два фактора социального интеллекта.
Первый — это «кристаллизованные социальные знания». Имеются в виду декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях. Под декларативными в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения, а под опытными те, что получены в ходе собственной исследовательской практики.
Второй — социально-когнитивная гибкость. Здесь речь идет о способности применять социальные знания при решении неизвестных проблем. Всем известно, что «знать» о чем-либо очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностями их применять.
Резюме
1. Способности определяются и развиваются в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности.
2. Способности индивида отражают его природную сущность и проявляются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). Природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельности. Отношение к деятельности определяется мотивацией субъекта. В деятельности формируются планы и программы, отрабатываются решающие правила и критерии предпочтительности, которые входят в состав ментального опыта субъекта.
3. Постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания. В способностях личности проявляется уже весь внутренний мир человека.
4. Анализ факторов, обеспечивающих успешность деятельности и поведения, приводит к проблеме интеллекта. Интеллект выступает как свойство функциональных систем, обеспечивающих системную реализацию функций приема, переработки и хранения информации, организации ментального опыта, программирования, регулировки и контроля деятельности. Системный эффект деятельности указанных функциональных систем выступает как G-фактор, как общие способности или интеллект. Интеллект является свойством указанной суперсистемы головного мозга. Это природный интеллект человека.
5. В успешность проявления интеллекта вносят свой вклад отдельные познавательные способности человека. В свою очередь интеллект, прежде всего через интеллектуальные операции, обеспечивает развитие отдельных способностей. Как и в случае со способностями, развитие интеллекта идет за счет освоения и формирования интеллектуальных операций, накопление ментального опыта, включения в интеллектуальную деятельность всего внутреннего мира человека. На этом пути формируется культурный интеллект [5].
Источник
Академический и социальный интеллект
Академический и социальный интеллект
Современные исследователи-психологи также противопоставляют рациональное и интуитивное знание, делая различие между академическим интеллектом (который оценивается по тестам на интеллект и академические способности) и тем, что Нэнси Кантор и Джон Килстром называют социальным интеллектом — ноу-хау, — который помогает нам справляться с социальными ситуациями и управлять собственным поведением в них. Все мы хорошо знаем людей, которые способны показать лучшие результаты в тесте SAT[7], но при этом ведут себя деструктивно из-за отсутствия социальной чувствительности и проницательности. И в самом деле, как отмечают Сеймур Эпстейн и Петра Мейер, если академические способности являются показателем социальной компетентности, то почему тогда умные люди «не являются, по большому счету, более эффективными в создании более прочных браков, успешном воспитании своих детей и достижении более высокого уровня психологического и физического благополучия».
Важнейшей частью социального интеллекта является то, что психологи Питер Саловей и Джон Майер называют эмоциональным интеллектом — способность воспринимать, выражать и понимать эмоции и управлять ими. Эмоционально интеллектуальные люди отличаются высокой степенью самоосознания. Они справляются с жизнью, не позволяя своим эмоциям наносить им урон посредством дисфункциональной депрессии, тревожности или гнева. Стремясь к долгосрочному вознаграждению, они могут отложить получение вознаграждения, вместо того чтобы действовать импульсивно. Их способность к эмпатии позволяет им читать эмоции окружающих и умело реагировать на них — они знают, что сказать другу, у которого горе, как подбодрить коллегу, как уладить конфликт. Они эмоционально мудры и поэтому зачастую более успешны в карьере, браке и родительских обязанностях, чем те, кто умнее с академической точки зрения, но обладают более низким эмоциональным интеллектом. В ходе одного исследования, проведенного специалистом по эмоциям из Университета Делавэра Кэрроллом Изардом, оценивали способность пятилетних детей распознавать и обозначать эмоции на лице. Даже после исключения влияния таких переменных, как вербальные способности и темперамент, пятилетние испытуемые, которые могли точнее всего различать эмоции, становились потом девятилетними испытуемыми, способными легко заводить друзей, сотрудничать с учителем и эффективно справляться со своими эмоциями.
Майер, Саловей и Дэвид Карузо продолжили свои исследования (которые Дэниэл Гоулман популяризировал и распространил на более широкие области в своей книге «Эмоциональный интеллект» («Emotional Intelligence»)), разработав многофакторную шкалу эмоционального интеллекта (MEIS), которая оценивает и общий эмоциональный интеллект, и три его компонента
• Восприятие эмоций. Оценивает способность людей распознавать эмоции, передаваемые раз-личным выражением лица, музыкальными отрывками, графическими изображениями и историями.
• Понимание эмоций. Оценивает способность .людей распознавать, как эмоции меняются со временем, предсказывать различные эмоции (например, эмоция водителя, машина которого сбила собаку, побежавшую за палкой, и эмоции владельца собаки), и понимать, как сочетаются эмоции. (Вопрос звучит так: какие две эмоции объединяет оптимизм — удовольствие и предвкушение; принятие и радость; удивление и радость, удовольствие и радость? Ответ: удовольствие и предвкушение.)
• Регуляция эмоций. Люди ранжируют стратегии, которые они или окружающие могли бы использовать, сталкиваясь с различными проблемами.
Первые исследования с использованием MEIS и ее обновленной более краткой версии показывают, что эмоциональный интеллект характеризуется устойчивостью, целостностью и возрастной динамикой, т. е. свойствами, присущими истинной форме человеческого интеллекта.
Иногда повреждения мозга могут снижать эмоциональный интеллект, не затрагивая при этом академического интеллекта. Антонио Дамасио, невролог из Университета Айовы, зарегистрировал более двух тысяч пациентов с повреждениями головного мозга. Он рассказывает об Элиоте, мужчине с нормальным интеллектом и памятью. «После удаления опухоли головного мозга Элиот живет без эмоций. Я никогда не видел даже намека на эмоцию во время своих многочасовых бесед с ним, — рассказывает Дамасио. — Ни печали, ни нетерпения, ни разочарования». Когда Элиоту показывают неприятные изображения раненых людей, общественных волнений и природных катастроф, он не показывает — и понимает, что не чувствует, — никаких эмоций. Как мистер Спок из «Звездного пути» и андроид Дейта[8] из «Звездного пути: следующее поколение», он знает, но не может чувствовать. И из-за отсутствия эмоциональных сигналов социальный интеллект Элиота резко снизился. Будучи неспособным адаптировать свое поведение к чувствам окружающих, он потерял работу. Он стал банкротом. Его брак развалился. Он снова женился и снова развелся. По последним данным, он попал под опеку к своему брагу и находится в процессе получения инвалидности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Социальный регресс
Социальный регресс Боуэн утверждает, что эмоциональные процессы в обществе подобны эмоциональным процессам в семье. Исходя из этой гипотезы, для любого общества будет иметь место следующая закономерность: чем больше напряжения в обществе (что характерно для войн и
Социальный работник
Социальный работник Социальный работник призван оказывать всевозможную помощь семье. Во-первых, следить за соблюдением прав семьи. Например, во Франции есть люди, которые живут без документов и поэтому находятся вне закона. Если у них нет документов, значит, у них нет и
27. Общение как социальный акт
27. Общение как социальный акт Общение как деятельность всегда социально. Даже тогда, когда люди (двое) общаются без третьего лица, они общаются как представители групп, коллективов, определенных социальных слоев. Степень социальности может быть различной. Она
Интеллект и социальный статус
Интеллект и социальный статус В современном обществе социальный статус в наибольшей степени определяется образованием, получением престижной профессии, а в дальнейшем – профессиональными достижениями. Поэтому логично ожидать, что тесты интеллекта способны
23. Социальный статус
23. Социальный статус Социальный статус – положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии.Статус является отражением иерархической структуры группы и создает в ней вертикальную дифференциацию.
Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона
Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона На вопрос, возможно ли мышление без языка, затруднительно ответить одной фразой, так, чтобы ответ был убедительным. Поэтому придется начать издалека и сравнить особенности поведения человека и животных. Тогда, вероятно, и
Социальный рынок
Социальный рынок И спор продолжается. Возможно, он отражает некие культурные различия между племенами аче и хадза. Или даже между мужским и женским полом Хоукс и Хилла. И все же, рискуя вызвать негодование обеих сторон, я думаю, что, в сущности, они говорят одно и то же.
Социальный Взгляд
Социальный Взгляд Если ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Эксперименты по иссле-дованию особенностей взгляда показали, что во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на
Социальный контекст
Социальный контекст Кроме рассмотрения жизни индивида как единого целого, мы должны также учитывать ее социальный контекст. Поначалу дети рождаются слабыми, и их беспомощность делает необходимым, чтобы за ними ухаживали другие люди. Таким образом, стиль жизни или модель
Социальный выход
Социальный выход Известный француз заметил, что человек — животное, которое ест, не будучи голодным, пьет, не испытывая жажды, и постоянно вступает в сексуальные отношения. Действительно, потворствование сексуальному инстинкту сродни потворствованию неумеренным
8. Социальный интеллект
8. Социальный интеллект Социальный интеллект – это способность высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Для того чтобы тактично говорить и поступать, нужно уметь прогнозировать наиболее вероятные реакции другого
Социальный метод
Социальный метод Всегда досадую, когда встречаю фразу: «Нет слов выразить». Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив… Николай Некрасов Этот вариант активизации интеллекта хорошо знаком преподавателям, лекторам и иногда его случайно открывают студенты на экзамене. Его
Коэффициент вербальной интеллектуальности и социальный интеллект
Коэффициент вербальной интеллектуальности и социальный интеллект Социальный интеллект – это понятие, обозначающее способность на всех уровнях создавать позитивные связи с другими людьми. Любой человек без особых усилий способен увидеть тесную взаимосвязь между
Источник