- Способы эмоционального реагирования в состоянии агрессии
- Модели агрессивности
- Модель реакции разочарования
- История модели
- Суть модели
- Последователи и последователи похожих идей
- Врожденная модель агрессии (агрессия как инстинкт)
- История появления модели
- Суть модели
- Сторонники модели и подобных теорий
- Противники модели
- Агрессия как социальное обучение
- Викарий обучения
- Что влияет на заурядное обучение
- Контроль агрессии, контроль агрессивности
- Самоконтроль агрессии
- Психотерапия
- Поучительная терапия
- Самоконтроль агрессии и психологическая подготовка
- Что делать с агрессивностью других
- Управление агрессией
- Как сделать вашу агрессивность управляемой
- Исследование методов контроля раздражительности, проводимое Novako
- Состояние релаксации
- Когнитивное лечение
- Вывод:
Способы эмоционального реагирования в состоянии агрессии
Содержание:
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 11.03.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Агрессия (от лат. Aggressio — атака) — эмоционально окрашенная жесткая целевая атака. Желание и готовность нанести урон, нанести удар, уничтожить.
Проявления агрессии разнообразны. Агрессия (агрессивность) может быть прямой и косвенной, направленной вовне и на себя, физической и словесной, защитной и провокационной, здоровой и разрушительной.
Агрессия — это тип действия или условия, а агрессивность — это черта характера, привычка и тенденция агрессивно реагировать на все.
Часто говорят, что агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные опасные для жизни физические и психические ситуации, которые вызывают стресс, разочарование и тому подобное. Это правда, но агрессия не обязательно является формой реакции, часто это активная политика и сознательный выбор человека.
Почему люди агрессивны и почему люди используют агрессию — это разные проблемы. «Почему» о естественных причинах агрессии и агрессии, см. Модели агрессивности для получения дополнительной информации. Более того, агрессия и агрессивность зачастую являются сознательным решением и продуманной политикой.
Люди используют агрессию, чтобы:
- Влиять на других и достигать желаемых целей
- Получите азарт новых впечатлений, острых ощущений, развлекайте себя яркими эмоциями
- Лидеры первенства — чтобы защитить и поднять свой статус
Вам нужна агрессивность?
Агрессивность может быть контролируемой и неуправляемой. Неконтролируемая агрессивность более вредна, как неконтролируемый страх, неконтролируемая радость и любые другие неконтролируемые эмоции. Агрессивность не подходит в отношениях между близкими людьми и друзьями, за исключением комической агрессивности, когда агрессивность — игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают происходящее как игру и наслаждаются ею.
Управляемая агрессивность может быть полезна, например, при разрешении конфликтных ситуаций, в которых ваши интересы ущемляются, но вы не реагируете на попытку решить «хорошим способом». Агрессивность иногда необходима там, где вас «проверяют на прочность», и вы должны продемонстрировать разумную твердость, а иногда и адекватный ответ.
Более подробно об этом было сказано Конрадом Лоренцем в его книге «Агрессивность».
Знаменитая книга Конрада Лоренца, изданная в нашей стране под лаконичным названием «Агрессия», в оригинале называется по-разному — «Так называемое зло».
Сама эта формулировка ясно указывает на позицию автора: агрессия, которая считается злой, на самом деле не такова, но действует как естественный, биологически целесообразный механизм выживания живых существ. Автор демонстрирует многочисленные примеры: агрессор с большей вероятностью достигнет своей цели, а миротворец, как правило, подавляется в широком смысле слова «используется», даже уничтожается. Такова природа всего живого, включая человека, и любые попытки его переделать обречены на провал. Надо просто считаться с природой, пытаясь направить древние импульсы в приемлемом направлении. Хотя последняя задача также кажется практически невыполнимой — на протяжении всей истории человечества она ставилась всегда, но никому не удалось найти ее идеальное решение.
Противоположную точку зрения отстаивает наш соотечественник В.П. Эфроимсон. По его мнению, биологически целесообразный адаптивный механизм — это отнюдь не желание насильственного подавления других, а, наоборот, альтруистическое желание оказывать поддержку другим. Культивируя это стремление (в основном без сообщений), человек стал человеком, хотя авторы прослеживают источники человеческого альтруизма в животном мире (ясно, что этот вид биологизации устремлений, которые считаются чисто человеческими, вызвал резкую критику в советской науке).
Модели агрессивности
Основные модели агрессивности:
- Агрессивность как научная реакция
- Агрессивность в результате разочарования
- Агрессивность как врожденный компонент
- Модель выученной агрессивности
- Самая реалистичная модель агрессивности.
Суть модели:
- Агрессивность — это поведение, которое ребенок учится, глядя на других и, в первую очередь, на своих родителей, а затем развивается самостоятельно.
- Чем чаще поощряется агрессивность, тем активнее формируется агрессивное поведение. И наоборот, негативные последствия агрессивности тормозят ее проявление.
- Многие практические психологи сходятся во мнении, что теория социального обучения наиболее эффективна для объяснения, прогнозирования и коррекции агрессивного поведения.
Несмотря на различие разных подходов, все они предлагают один и тот же важный практический вывод: формирующейся личности следует учить толерантному, доброжелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не сделать, то человек легко научится обижать людей сам.
Модель реакции разочарования
Основатель — Джон Доллард.
История модели
Модель реакции на разочарование получила известность среди психологов в 1930-х годах. после серии исследований. Первая значительная публикация Джона Долларда на эту тему («Разочарование и агрессия». Издательство Йельского университета и др., Дж. У. Дубл, Н. Э. Миллер, О. Х. Мауэр, Р. Р. Сирс. 1939) стала классической работой, которая до сих пор широко цитируется и известна как гипотеза « разочарование — агрессия «. Эта гипотеза стала основой для последующих исследований агрессии Леонардом Берковицем, а также для изучения расстройств и агрессии у животных.
Суть модели
Агрессия — это не врожденное влечение, которое автоматически возникает в организме человека, а реакция на разочарование — попытка преодолеть препятствие на пути удовлетворения потребностей, достижения удовольствия и эмоционального баланса.
Основные принципы модели:
- Агрессия понимается как намерение причинить вред другим своим действием.
- Агрессия всегда является проявлением разочарования, а разочарование всегда влечет за собой агрессию.
- Агрессия может быть подавлена или заменена.
- При ярком физическом или эмоциональном проявлении агрессивности (катарсис) — готовность к агрессии ослаблена.
Последователи и последователи похожих идей
Представителем такой модифицированной формы теории обусловленности агрессии фрустрацией является Л. Берковиц. Во-первых, он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате разочарования, — гнев как эмоциональную реакцию на раздражающий раздражитель. Во-вторых, он признает, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на разочарование и может быть подавлена при определенных условиях.
Берковиц внес три существенные поправки в концептуальную основу «фрустрация-агрессия»:
- Разочарование не обязательно выражается в агрессии. Разочарование — это «благодатная почва» для агрессии;
- Разочарование может быть выражено в агрессивной форме, но только если этому способствуют условия окружающей среды;
- Человек, который регулярно снимает разочарование агрессивностью, привыкает к агрессивности, становится агрессивным.
- Агрессия является лишь одной из защитных реакций и может быть выражена символически (уйти, хлопнув дверью)
Критика модели:
- Многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность катарсиса: было установлено, что в некоторых случаях агрессивное поведение уменьшает дальнейшие агрессивные проявления, а в некоторых случаях, наоборот, оно усиливается.
- Согласно наблюдениям, разочарование не всегда заканчивается агрессией и наоборот: состояние агрессии не всегда связано с разочарованием.
Врожденная модель агрессии (агрессия как инстинкт)
Основателем этого подхода является Зигмунд Фрейд.
История появления модели
В ранних работах Ферде утверждал, что все человеческое поведение основано на желании спасти свою жизнь и воспроизвести новую. Соответственно, агрессивность возникает там, где что-то противопоставлено этому желанию. В более поздних работах Фрейд уже говорил о другом: Танатос считался источником агрессии — инстинктивного влечения к смерти и разрушению, то есть агрессия, по его мнению, является неотъемлемой частью человеческой жизни.
Первой, кто выдвинул теорию врожденной агрессивности, стала исследователь психоаналитической школы Сабина Шпильрейн (1911).
Центральная идея этой работы: любое творение обязательно включает в себя процесс разрушения. Фрейд впоследствии развил эту теорию.
В 1920 году в своей работе «За пределами принципа удовольствия» Фрейд повторил и развил основные выводы С. Шпильрейна. Существует гипотеза, что причиной этого является опыт мировой войны и ряд личных потерь. повторили основные выводы Шпильрейн. Фрейд ввел понятие Танатоса — инстинктивное влечение к смерти.
Суть модели
Согласно Фрейду, стремление к смерти (Танатос) и стремление к жизни (Эрос) находятся в постоянном противостоянии. Чтобы защитить Я от разрушительного действия Танатоса, существуют механизмы, которые помогают перенаправить энергию Танатоса наружу, от человека к другим людям. То есть, согласно Фрейду, источник агрессивности человека по отношению к другим является проявлением деструктивного принципа в человеке.
Основные принципы модели:
- Агрессивность — врожденное и необходимое проявление инстинкта смерти Танатоса
- Танатос всегда проявляет себя: либо разрушает личность, либо агрессивно выплескивает на других. Задача состоит в том, чтобы преодолеть желание смерти и загнать его в самый социально приемлемый канал.
- Яркое эмоциональное выражение агрессивности — самая мирная форма выражения Танатоса.
- Более поздние сторонники считают, что выражением Танатоса также могут быть различные виды соревнований, физические упражнения и участие в спортивных состязаниях.
Сторонники модели и подобных теорий
Аналогичная точка зрения была разработана Конрадом Лоренцем. Конрад Лоренц считал агрессивность врожденным свойством и проявлением инстинкта выживания. Именно агрессия с точки зрения К. Лоренца будет способствовать естественному отбору, то есть в условиях высокой агрессивности выживают только самые сильные особи, имеющие хороший генетический материал. Конрад Лоренц полагал, что агрессивная энергия (источником которой является инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, с постоянной скоростью, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количество накопленной агрессивной энергии и наличие и сила специальных стимулов, облегчающих разрядку агрессии в ближайшем окружении.
Другими словами, чем более агрессивной является энергия в данный момент, тем меньше силы требуется для того, чтобы стимул выплеснулся. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, такое поведение может разворачиваться самопроизвольно в отсутствие высвобождающего стимула.
Аналогичные взгляды придерживаются Мелани Кляйн, которая рассматривает агрессию как проекцию саморазрушительного влечения человека.
Противники модели
Идея Фрейда получила ряд критических отзывов. Противники теории: Эрнст Джонс, Альфред Адлер.
Основные пункты критических отзывов:
- Основная критика модели Фрейда противоречит канонам биологии (любой живой организм стремится выжить и продолжить свое появление).
- Восприятие человека как существа более высокого ранга, отличного от животных.
- Невозможность описания и характеристики инстинкта смерти. На самом деле, исследования не продвинулись дальше, чем придание этой энергии имени — в работах Фрейдов она выглядит как Моргидо или Деструд.
- Возражения против утверждения, что человек неизменен.
- Другое определение агрессии — это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к другим или себе и с помощью которой он пытается удовлетворить свои инстинкты.
Агрессия как социальное обучение
Агрессия — это взрыв сдерживания или результат обучения, когда дети (люди) видят интересные закономерности? — Скорее второе.
Автором исследования является «Агрессия: анализ социального обучения». Энглвудские скалы, 1973. — Альберт Бандура.
Сначала Бандура понимал агрессию как импульсивную, близкую к патологической реакции на разочарование, но затем он был убежден, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации объясняет факты хуже, чем его теория обучения, основанная на наблюдении за вознаграждением за последствия агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые учатся на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, он обнаружил, что отцы суперагрессивных подростков служат моделью для такого поведения, побуждая их проявлять агрессию вне дома.
Проводя исследование детей младшего возраста, где он показывал им фильмы, поощряющие словесную агрессию, я обнаружил, что в этом случае дети, как правило, повторяют то, что видели (1965). Основываясь на этих исследованиях, я пришел к выводу, что гнев как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, проявится только тогда, когда закономерности гневных реакций социально приемлемы в этих ситуационных условиях.
Согласно теории социального обучения, процессы, ответственные за агрессию, идентичны процессам, связанным с разработкой, реализацией и поддержанием большинства типов открытого поведения.
Учитывая нейрофизиологические функциональные способности человека приобретать и поддерживать агрессивные реакции в своем поведенческом репертуаре, Бандура предполагает, что такое приобретение основано на непосредственном опыте или викарном обучении.
Откровенно агрессивные действия, совершенные отдельным лицом в контексте проб и ошибок или под руководством и поощрением других, если они подкреплены, увеличивают вероятность того, что этот человек научится или приобретет агрессию. А. Бандура считает усиленные действия особенно важным событием в изучении агрессии через непосредственный опыт, будь то суета детей, подростковые стычки или военные действия взрослых.
Однако наиболее важную роль в приобретении агрессии играет обучение викария.
Викарий обучения
Викариальное обучение (англ. Vicarious learning) — концепция, введенная американским психологом А. Бандурой, о том, что обучение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и последствий их поведения, а не только на основе их собственное поведение и личное подкрепление. Иногда альтернативное обучение переводится как «косвенное обучение»; более точное, но семантически суженное имя «учиться на чужих ошибках». Викарное обучение не должно быть полностью приравнено к эмоциям.
Что влияет на заурядное обучение
Символическое моделирование в процессе просмотра телевидения, чтения газет и комиксов также служит важным источником усвоенной агрессии.
Важнейшим фактом является то, что такая агрессия обычно «работает», то есть позволяет герою достичь своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телевидение) часто усиливается. Люди склонны принимать такое поведение, за которое другие получают вознаграждение.
Вероятность обучения возрастает, если:
- Показанное поведение легко воспроизвести, оно понятно, оно повторяется, его демонстрируют разные люди.
- Тот, кто проявляет поведение, кажется компетентным, основанным на статусе, и тот, у кого есть наблюдатель возраста, пола и расы. Еще лучше, если есть дружеские отношения с кем-то, кто демонстрирует поведение, если он явно поощряет размножение (позволяет, требует или требует), и особенно, если повторение поведения вознаграждено.
Контроль агрессии, контроль агрессивности
Контроль агрессии, контроль агрессивности — отслеживание агрессивности (агрессивности) и, при необходимости, коррекция процесса. Агрессию можно сдерживать как с помощью силы, так и с помощью психологических средств воздействия.
Самоконтроль агрессии
Релаксация — эффективное средство облегчения состояний напряжения и возбуждения, которые обычно считаются предшественниками открытой агрессии.
Тренировка самоконтроля как подхода к контролю над гневом и агрессией принимает несколько форм, основная из которых заключается в том, чтобы научить клиента участвовать в процедуре, называемой разными специалистами, по-разному: рациональная перестройка, когнитивное самообучение или вакцинация от стресса. Основная идея тренинга — научить человека давать устные инструкции, которые помогают реагировать на чувства гнева и возбуждения более осознанно (рефлексивно) и менее агрессивно.
Ситуационное управление — это чрезвычайно эффективное вмешательство, которое обеспечивает контроль над агрессией, особенно в тех приложениях, которые сочетают в себе награды для усиления конструктивного или просоциального поведения.
Психотерапия
Психотерапевтические применения, которые чувствительны к конкретным характеристикам пациента, таким как воздействие агрессивных подростков на влияние сверстников.
Поучительная терапия
Заимствовать конкретные процедуры из теории социального обучения.
Самоконтроль агрессии и психологическая подготовка
Тренинги по психологическим навыкам используют ряд психолого-педагогических процедур, чтобы тренироваться справляться с агрессией. Процедуры обучения обычно включают моделирование, поведенческое обучение и обратную связь по практическому применению приобретенных навыков.
Цель состоит в том, чтобы помочь студентам сформировать, прояснить и применить свои жизненные ценности посредством свободного и вдумчивого выбора среди различных альтернатив.
Что делать с агрессивностью других
Лучше не связываться с агрессивными людьми, но если контакт неизбежен, то.
Если рядом с вами агрессивный человек, вы должны:
- Если возможно, двигайтесь — встаньте бок о бок, но не напротив друг друга. Если возможно, измените свое общее местоположение, сделайте хотя бы пару шагов от места, где вы стоите вместе со своим партнером, обвиненным в агрессии.
- Если есть опасность драки — старайтесь не смотреть в глаза или допускайте только короткий зрительный контакт.
- Попробуйте сделать паузу, например, под спокойным предлогом «Нужно думать».
- Лучше говорить медленнее, тише, но без сильного контраста. Начало звучит в тоне собеседника на «его волне», затем — медленно снижается темп и громкость его речи.
- Переключите свое внимание на что-то другое. («Пожалуйста, дайте мне ручку», «Извините, что прерываю, вопрос: . »).
Управление агрессией
Агрессивность — это черта характера, тенденция реагировать и действовать агрессивно: атаковать, разрушать, возражать и т. д. Агрессивность характерна для людей, живущих во враждебном мире.
Управление агрессией шире, чем ее сдерживание; это также вызов агрессии, направляющий ее в правильном направлении и контролирующий ее характер и динамику.
Как сделать вашу агрессивность управляемой
Научитесь контролировать себя и свои эмоции. Дело не быстрое, но вполне реальное.
Получить себе регулярные упражнения. После хорошей тренировки неконтролируемой агрессии не бывает.
Расслабьтесь полностью. Если вы спите 2 часа в сутки — не стоит и управлять собой. У вас недостаточно ресурсов для этого, ваше тело устало и работает до предела. Обеспечьте свое тело достойным отдыхом.
Постройте позитивное мировоззрение.
Исследование методов контроля раздражительности, проводимое Novako
Раймон Новако из Университета Ирвайна, Калифорния, разработал одну из самых известных программ для контроля раздражительности или агрессивности. Возможно, не менее важной является система оценки эффективности таких программ, которую он предложил перед многими другими учеными. Когда он был создан, Новако заняла откровенно познавательную позицию, которая в некоторых аспектах совпадает с моими взглядами на агрессию. Хотя он определил понятие раздражения в рамках, которые легко доступны для нашего здравого смысла, то есть, связывая чувства и действия, он был убежден, что этот тип проявления эмоций был, по сути, реакцией на пережитый стресс (или неприятное положение дел). Он также подчеркнул, что раздражение может усугубляться неблагоприятными ожиданиями и постоянным размышлением над болезненной темой. Однако его позиция отличается от моей, поскольку он утверждает, что неприятные события не вызывают раздражения, если они не рассматриваются как представляющие личную угрозу.
Новако интересовался вопросом о том, может ли раздражение, понимаемое как реакция человека на провокационные события, быть ослаблено как путем изменения их последующей оценки, так и путем их отражения в них. В соответствии с точкой зрения, поддерживаемой другими психологами когнитивной ориентации, Новако считала, что особенно важно научить человека с высокой эмоциональной реактивностью говорить с собой (конечно, мысленно) спокойно о конфликтной ситуации, в которой он был вовлечен. Психологи часто называют программы, которые пытаются изменить утверждения, используемые человеком в разговоре с самим собой, программами самообучения (см .: Novaco, 1975; Goldstein A.R., 1988, в частности, глава 5).
Я дам краткое описание процедуры, разработанной Новако, в двух словах о его эксперименте. В нем приняли участие 18 мужчин и 16 женщин в возрасте от 17 до 42 лет, которые сами признали наличие серьезных проблем с сдерживанием своего вспыльчивого характера (и, конечно, у некоторых из них также были вспышки гнева во время исследования). Психотерапевтические сеансы проводились с этими людьми два раза в неделю в течение трех недель для всех четырех первоначально установленных условий для эксперимента. Кроме того, в начале и в конце исследования были организованы дополнительные встречи с субъектами, в ходе которых проводились различные оценки их психического состояния.
Состояние релаксации
Поскольку концепция контроля раздражения, предложенная Новако, фокусируется на ослаблении эмоционального возбуждения, вызванного провоцирующим событием, он решил сравнить результаты своей когнитивной (или самообучающейся) процедуры с результатами других широко используемых методов релаксации. Чтобы достичь расслабления, некоторым субъектам первоначально сообщили, что их раздражение «представляет собой состояние повышенного возбуждения, сопровождаемого беспокойством, которое вызывает импульсивное поведение» (обратите внимание, что это утверждение хорошо согласуется с моей формулировкой) и что оно чрезвычайно важно для чтобы они могли достичь как физического, так и психического расслабления. Затем испытуемых просили выполнить ряд стандартных упражнений на расслабление на протяжении всего курса обучения. Им было предложено представить различные случаи, которые вызывают раздражение, а затем попытаться установить глубокое дыхание и вызвать переменное напряжение и расслабление определенных групп мышц. В то же время им не сообщили о роли мыслей и оценок в провоцировании раздражения.
Когнитивное лечение
Я опишу этот тип условий эксперимента Новако более подробно, поскольку он главным образом относится к вопросу эффективности предложенной процедуры. В начале исследования экспериментатор объяснил испытуемым цель эксперимента и возможные причины раздражения. В дополнение к рассказу о том, как эмоции могут быть возбуждены в результате негативных мыслей, испытуемым сообщили, что раздражение может быть как конструктивным, так и разрушительным. Было подчеркнуто, что цель этой программы состоит в том, чтобы помочь субъектам научиться использовать раздражение для достижения собственных целей без ущерба для своей личности. В течение курса лечения, как дома, так и в специальных кабинетах, испытуемые выполняли специальные задания: воображали или играли различные события, которые могли вызвать беспокойство, а затем пытались сделать определенные предложения.
Мысли, которые участники эксперимента постоянно вдохновляли, менялись, согласно терминологии Новако, в соответствии с четырьмя этапами развития провоцирующего события.
Подготовка к вызывающему событию. Испытуемые повторяли утверждения следующего типа: «Если я выйду из состояния душевного равновесия, я буду знать, что мне делать» или «Я смогу справиться с этой ситуацией. Я знаю, как контролировать свой гнев».
Наступление провокационного события. На этом этапе можно внушить следующие мысли: «Будьте спокойны. Продолжайте расслабляться: «Вы не должны подвергать себя испытанию» или «Жаль, что этот человек ведет себя таким образом».
Преодолевая волнение и волнение. Испытуемые успокаивали себя утверждениями такого типа: «Мои мышцы начинают напрягаться. Время отдыхать »и« Я не собираюсь активно вмешиваться в происходящее, но я не останусь абсолютно равнодушным».
Думая о вызывающем событии. На этом этапе мысли участников должны быть направлены как на конфликты, которые уже преодолены, так и на конфликты, которые еще не разрешены. Примером заявления, касающегося неразрешенных конфликтов, является следующее: «Эта ситуация оказалась довольно сложной, для ее немедленного разрешения потребуется дополнительное время». Размышляя о преодоленном конфликте, можно использовать такие высказывания, как: «Оказалось, что это не так сложно, как я себе представлял» и «Все могло быть намного хуже».
Вывод:
Во время эксперимента использовались два других типа условий. В первом варианте субъекты, входившие в так называемую контрольную группу, не подвергались когнитивной или расслабляющей тренировке, но им было поручено уделить особое внимание чувствам, возникающим во время возникновения раздражения. Во втором варианте использовался комбинированный подход, в котором применялись как упражнения на расслабление, так и заявления о самообучении.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник