Блог / Как устроена агрессия (и почему не стыдно её проявлять)?
Автор: Екатерина Макарова, 22 июля (8 559 просмотров)
Любая эмоция важна и нужна — эмоции сигнализируют о том, что происходит в нас или вокруг нас, и побуждают реагировать. Разбираемся в том, как устроена агрессия и почему не стыдно её проявлять.
Злость (гнев, ярость) сигнализирует о том, что с вами поступают несправедливо, ваши границы нарушены — и вам нужно на это отреагировать. Эта эмоция сообщает об угрозе и требует мобилизации всех ресурсов на оборону границ. Проследите за тем, как злость проявляется в теле: раздуваются ноздри, вытягивается тело, краснеют щеки или сжимаются кулаки — тело готовится к защите или к бою. Агрессией мы не только отстаиваем своё пространство, но и изменяем чужое.
Злиться стыдно?
В нашей культуре сильные негативные эмоции ассоциируются с животным началом, которое нужно держать под контролем. Любые проявления агрессии — ярость, злорадство, напористость, раздражение и т.д. — принято осуждать, они деструктивны по умолчанию. Многих из нас с детства учили подавлять негативные эмоции: нельзя расстраиваться, когда заставляют делиться игрушкой, нельзя сердиться на младшую сестру, нельзя отшвыривать тарелку с манной кашей, нельзя кричать на маму.
Что получается? Ощущение несправедливости, обиды никуда не деваются, но проявлять их нельзя. Если у человека с детства нет возможности найти место своему гневу, то он выражает его более социально-приемлемым способом: либо обращает гнев на себя (аутоагрессия), либо становится пассивно-агрессивным. Аутоагрессия — защитный механизм психики. Хорошее определение аутоагрессии дал основатель гештальт-терапии Фриц Перлз: «Мы делаем с собой то, что не позволяем себе делать с другими». К аутоагрессии относится не только саморазрушающее поведение — алкоголизм, переедание, нанесение себе увечий — но и его социально одобряемые формы: трудоголизм, изматывающие спортивные тренировки, экстремальные виды спорта и т.д. Когда мы излишне критикуем себя, сравниваем с сыном маминой подруги, предъявляем себе непомерно высокие требования — всё это тоже примеры агрессии, повернутой против себя.
Пассивная агрессия немногим лучше. Это — скрытое напряжение, которое никогда не переходит в открытое противостояние. Это — конфликт, который никак нельзя разрешить, потому что формально его и как бы не существует. Например, подчиненный не может открыто возразить начальнику, и начинает саботировать его поручения, опаздывать, откладывать работу на потом. В семейных и дружеских отношениях пассивная агрессия проявляется по-разному: один из партнеров играет в молчанку вместо того, чтобы открыто заявить о том, что его не устраивает. Когда такому человеку нужна помощь, он не может попросить о ней открыто, но может давить на жалость и чувство вины. Манипуляции, провокации, саботаж, перекладывание ответственности за свои чувства — для некоторых это единственно возможные способы выразить агрессию.
Отрицая агрессию на уровне внутренних ощущений, в какой-то момент человек теряет связь с собой и вовсе разучивается испытывать чувства в полную силу — как хорошие, так и плохие.
Здоровая агрессия
Агрессия не равна насилию. Агрессия на самом деле — это не только злость, но и жизненная сила, ультимативное проявление своего Я, импульс вовне, который заставляет нас добиваться чего-то, исследовать мир и вообще вставать утром с кровати. Не имея доступа к собственной агрессии, человек разучивается вступать в конфронтацию в принципе — не может адекватно оценивать свои достижения, делать карьеру, выигрывать в соревнованиях, менять свою жизнь. Запрет на выражение негативных чувств может даже затронуть способность строить отношения, а также сексуальность человека. Именно агрессия позволяет сохранить сексуальное желание и идти навстречу другому.
Что делать?
Подавление злости дезориентирует. Реальность сигнализирует об опасности, мы испытываем злость, но ничего не предпринимаем. Поэтому первое, чему придётся учиться заново, — это признавать своё право на гнев. Да, дети бесят — и это нормально. Да, вы имеете право негодовать, когда с вами поступают несправедливо.
Второе — работа с собственными установками. «Когда злишься, ты некрасивая» «Злятся только тупые истерички» «Со мной дружат, только когда я всем улыбаюсь» Нужно разобраться, почему слово «агрессия» для вас окрашено негативно.
Третье — учиться слушать собственный гнев и находить его причину. Дети редко бесят сами по себе — возможно, вы злитесь на партнёра, который недостаточно с ними помогает. Возможно, вы видите в детях собственные слабости, тревожитесь за них — и да, злитесь, но не на них, а на себя. Присмотритесь к отношениям с партнёром — возможно, ирония, которой пропитаны ваши диалоги, не такая уж безобидная.
Маленькое упражнение
Принято считать, что базовых эмоций всего четыре: страх, гнев, радость и грусть. Внутри каждой широкий спектр чувств. Например, в категорию гнева входят злость, раздражение, ярость, бешенство, досада, злоба и другие. В радость — триумф, восторг, умиление, ликование, эйфория и т.д.
Вспомните любую конфликтную ситуацию, которая тревожит вас до сих пор. Вспомните себя в ней и попробуйте разделить свои эмоции в процентном отношении. Например, когда я спорю с начальником, я чувствую:
50% страха — боюсь, что меня уволят,
20% радости — триумф от победы в споре,
20% грусти — от того, что до сих пор работаю в этой конторе,
10% гнева — меня бесит, что ко мне не прислушиваются.
Слишком маленький процент гнева должен насторожить. Где он потерялся? Попробуйте, отследить, на что вы злитесь и почему не получается войти в контакт с собственным недовольством.
И возвращаясь к тому, о чём мы говорили в самом начале, эмоции всегда о чём-то сигналят. И если злость сигналит о несправедливости, то может быть, пора что-то менять в отношениях с реальностью?
Источник
Агрессивность
Агрессивность – это качество личности, выражающееся в действиях и поступках, ориентированных на причинение вреда окружающим или самому себе. Проявляется враждебностью, нанесением физических травм, произнесением оскорблений. Агрессивные люди раздражительны, обидчивы, часто переживают гнев, злость, ярость. Диагностика выполняется клиническими методами, при помощи психодиагностических личностных опросников, проективных тестов. Для снижения агрессивности применяется психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, аутотренинг, медикаментозная коррекция.
Общая характеристика
С практической точки зрения агрессивность рассматривается как повышенная готовность человека к агрессивному поведению, которое не является врожденным, а приобретается в процессе социального взаимодействия. По качественным характеристикам различают агрессивность конструктивную и разрушительную. Первая реализуется в оборонительных действиях, нанесении непреднамеренного вреда, позволяет социально адаптироваться, преодолевать препятствия, проявлять лидерство. Вторая представлена неконструктивным агрессивными действиями, основанными на умысле причинения физического или психологического страдания другому.
По направленности агрессивность бывает ориентированной на окружающих и на себя. В соответствии с этим выделяют гетероагрессивные – оскорбления, побои, ругань и самоповреждающие или аутоагрессивные реакции. Крайним вариантом аутоагрессии являются попытки суицида. Наиболее очевидные враждебные действия – использование физической силы против другого лица. Прочие возможные варианты – неприязнь, ехидство, негативизм, раздражение, обидчивость, подозрительность, высказывание угроз. Агрессивность, направленная на себя, сопровождается чувством вины, самоуничижением.
Причины агрессивности
Становление агрессивности как черты личности – сложный процесс, в котором задействовано множество факторов. Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации. Дети учатся агрессии путем наблюдения и апробирования: видят, как можно проявить ненависть и враждебность, оценивают, к чему это приводит, реализуют полученные знания на практике. Если опыт агрессивных поступков положительный, они закрепляются в характере. Причины агрессивности взрослого человека – социально-психологические факторы, психические болезни, состояния алкогольной и наркотической интоксикации.
Психосоциальные факторы
Продуктивная враждебность позволяет добиваться намеченных целей, отстаивать личностные границы, собственные убеждения. Она противопоставляется бесхарактерности, присуща большинству людей. Выраженность и частота агрессивности зависят от индивидуальных характеристик, таких как темперамент и характер, а также от социокультурных условий, случайных ситуативных влияний. Психосоциальные причины подразделяются на несколько групп:
- Ситуативные. Агрессивность провоцируется раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Так, более вспыльчивыми люди становятся при перегреве, нахождении в душном помещении, длительном воздействии шумов, вибраций. Самоконтроль ослабевает в ситуации стресса, при усталости, болевых ощущениях, половом возбуждении.
- Поведенческие. К данной группе факторов относится любое поведение, которое расценивается окружающими как неприемлемое, вызывает ответную защитную реакцию. Например, агрессивность ребенка бывает связана с бесцельным времяпрепровождением, прогулами уроков, употреблением алкоголя – поступками, вызывающими осуждение родителей, педагогов.
- Личностные. Агрессивными чаще бывают люди с сангвиническим и холерическим темпераментом, с возбудимыми и асоциальными чертами характера. Враждебное поведение реализуется на основе эмоциональной неустойчивости, раздражительности, депрессивности. Другие личностные причины – неадекватный уровень самооценки, готовность к риску, завистливость.
- Микросоциальные. Микросоциальной средой является семья, школьный или трудовой коллектив. К демонстрации агрессии склонны люди, которые часто наблюдают насилие или испытывают его на себе, переживают унижения, оскорбления. Поэтому высокий уровень враждебности определяется у подростков из неблагополучных семей, у людей, работающих в силовых структурах.
- Макросоциальные. Как причины агрессивности могут рассматриваться общественные, политические и культурные факторы. Враждебная настроенность формируется при пропаганде негативных событий СМИ, демонстрации ненормативного поведения значимыми людьми (руководителем страны, министрами), возведении в культ насилия. Провоцирующим фактором часто становится низкое социально-экономическое положение, зависимость от материальной помощи государства.
Психические расстройства
Агрессивность – довольно распространенный поведенческий и эмоциональный феномен, встречающийся в практике психиатров. Исследовательский и общественный интерес к проблеме агрессии у психических больных связан с высоким риском совершения ими опасных действий, которые направлены на близких, случайных людей или на самих себя. Озлобленность, гневливость, импульсивность наиболее характерны для следующих расстройств:
- Депрессия. У депрессивных больных агрессивность чаще интрапунитивная – направленная на самого себя. Она проявляется самоуничижением, чувством никчемности, переживанием вины. Сочетание тяжелой формы депрессии с импульсивностью характера повышает риск суицидальных попыток, нанесения самоповреждений. В отношении других людей агрессия реализуется через раздражительность, подозрительность, негативизм.
- Деменция. Дементные больные утрачивают самоконтроль, не учитывают правила поведения, принятые в обществе. Они могут оскорблять, причинять вред окружающим, не осознавая тяжести своих поступков. Агрессия часто вызвана страхом, переживанием невозможности выполнять привычные действия, потерей независимости, а в тяжелых случаях – физическим дискомфортом (голодом, усталостью) и неспособностью попросить о помощи.
- Шизофрения. Ведущие причины враждебности пациентов – бредовые идеи о злом умысле окружающих, неадекватность эмоций, расторможенность влечений. При этом у них нет умысла навредить другому. Поведение часто основано на искаженной логике, направлено на избавление от напряжения и страхов. При параноидной форме шизофрении больные могут причинить вред, выполняя требования галлюцинаторных образов или голосов.
- Психопатии. В психиатрической практике частой причиной агрессивности являются расстройства личности. При эксплозивной психопатии больные склонны к неконтролируемым вспышкам гнева, импульсивной непреднамеренной агрессии. Ключевые проявления эпилептоидного личностного расстройства – эмоциональная вязкость, злопамятность, гневливость. Пациенты долгое время остаются раздраженными, проявляют эгоизм, пренебрегая интересами других. Люди с асоциальной психопатией имеют дефекты морали, не испытывают уважения, симпатии и любви, поэтому проявляют агрессию без чувства вины.
Интоксикации
Прием психоактивных веществ снижает ясность сознания, нарушает познавательные функции, искажает восприятие. В состоянии опьянения поведение и эмоции становятся неадекватными: без причины возникает смех, плач, злость, страх. Все эти изменения обусловлены фармакологическим эффектом принятого препарата (алкоголя, наркотика) и физиологическими особенностями организма. После отмены вещества состояние постепенно нормализуется. Агрессивность может быть спровоцирована следующими веществами:
- Алкоголь. На начальной стадии опьянения преобладает эйфория, чувство расслабленности, легкости. Затем алкогольная интоксикация усиливается, поведение становится вызывающим, самоконтроль снижается. Нарастает раздражительность, грубость, назойливость. Человек ведет себя агрессивно, провоцирует конфликты, скандалы, драки. В этот период он становится наиболее опасным для себя и людей, которые находятся рядом.
- Препараты конопли. При небольшой дозе наркотика возникает ощущение беззаботности, несдержанность, повышенная разговорчивость. Обостряется чувствительность к свету, звукам, запахам. Увеличение дозы приводит к заторможенности и вялости либо, наоборот, к агрессивности, немотивированным действиям. Во втором случае нарастает гиперактивность, появляются галлюцинации, беспочвенные страхи, паника.
- Галлюциногены. Прием галлюциногенных веществ сопровождается изменением восприятия внешнего мира: человек начинает «слышать цвета», «видеть звуки», утрачивает ощущение собственного тела. Галлюцинации чаще зрительные, провоцируют перевозбуждение, неадекватные сильные эмоции – страх, счастье, злость. На фоне утраты самоконтроля и измененного эмоционального состояния возникает импульсивное поведение, иногда – с элементами агрессивности.
- Седативные, снотворные препараты. Интоксикация проявляется нарастанием заторможенности, сонливости, дискоординации движений. Эмоциональные реакции лабильны, аффект расторможен. Возникающее вначале чувство симпатии к собеседнику легко переходит в гнев, агрессию. Двигательная активность повышается, движения становятся беспорядочными, некоординированными. Усиливается сексуальное влечение, аппетит.
Диагностика
Диагностика агрессивности и ее причин проводится врачом-психиатром, психотерапевтом, клиническим психологом. Особый интерес представляют случаи определения склонности к агрессии при выполнении экспертиз, когда у пациента может присутствовать стремление скрыть нежелательные качества. В таких ситуациях помимо стандартных диагностических процедур используются экспериментальные методы, в ходе которых осуществляются воздействия, провоцирующие враждебность. В рамках базового исследования применяются следующие процедуры:
- Опрос. Во время беседы врач выясняет причины агрессивности, ее продолжительность, выраженность, обоснованность. Пациенты не всегда критичны к изменениям своего поведения, поэтому для получения более объективной информации проводится опрос родственников (сопровождающих лиц), запрашиваются характеристики из школы, с места работы.
- Наблюдение. Склонность к агрессивным реакциям проявляется во время врачебной консультации: больные раздражительны, вспыльчивы, грубы. На неприятные вопросы отвечают с руганью, легко переходят к обвинениям, ссорам, скандалам. Более полное представление о поведении пациентов дает наблюдение в условиях стационара. Как правило, они проявляют вербальную и физическую агрессию, становятся зачинщиками ссор с медицинским персоналом, другими больными.
- Психодиагностическое тестирование. Личностные опросники позволяют количественно оценить выраженность агрессивности, определить ее положение в структуре характера, сочетание с другими качествами, например, импульсивностью. Используется тест Басса-Дарки (Диагностика состояния агрессии), тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях). Для выявления скрываемой агрессии эффективны проективные методики: тест руки, тест Розенцвейга.
Лечение
Агрессивность не должна рассматриваться как неизбежная форма реагирования человека на конфликты, жизненные трудности и неудобства. При своевременной правильной работе над своими личностными качествами можно научиться контролировать проявления злости и враждебности, предупреждая развитие их патологических форм. Симптоматическая медико-психологическая помощь заключается в проведении психотерапевтических сеансов, групповых тренингов, медикаментозной коррекции.
Индивидуальная психотерапия
Беседы с психотерапевтом позволяют пациентам осознать причины гневливости, раздражительности и враждебного отношения к окружающим. Используются методы психоанализа, психодрамы, когнитивной психотерапии. Результатом становится осознание проблемы, понимание того, как агрессивность проявляется в повседневной жизни, как влияет на качество отношений, какими методами будет проведена коррекция. Второй этап психотерапии нацелен на овладение навыками самоконтроля, переключения внимания, релаксации. Применяется аутогенная тренировка, гипноз, техники гештальт-терапии и арт-терапии.
Групповые тренинги
Эффективны тренинги социальных навыков. Производится моделирование ситуаций, в которых демонстрируются образцы адекватного поведения, даже если другая сторона провоцирует конфликт. В форме ролевых игр отрабатываются способы межличностного взаимодействия в различных ситуациях: бытовых, профессиональных, официальных. После каждого практического занятия происходит процесс рефлексии, обратной связи, в котором участники делятся мнениями, переживаниями, оценивают результат.
Медикаментозная терапия
Подбор медикаментозного лечения необходим при тяжелых формах агрессивности, когда поведение пациента представляет угрозу для него самого или окружающих. Прием лекарств позволяет достичь компенсации общего состояния, снизить количество агрессивных поведенческих актов, предупредить их развитие в будущем. Распространено комбинированное использование быстродействующих бензодиазепинов с нейролептиками. Фармакологическое воздействие объясняется способностью препаратов влиять на уровень и соотношение нейромедиаторов. Помимо вышеуказанных лекарств могут быть назначены атипичные нейролептики, соли лития, бета-адреноблокаторы, СИОЗС.
Источник