Глава 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Цели и принципы поведенческой коррекции Стимулирование позитивной мотивации • Методы коррекции эмоциональных состояний • Методы саморегуляции • Когнитивное переструктурирование • Методы угашения отклоняющегося поведения • Методы формирования позитивного поведения
Цели и принципы поведенческой коррекции
Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.
Эффективность воздействия определяется его целями, которые, в свою очередь, формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы — с условными рефлексами. Тогда как современная поведенческая психология выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлений, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория. Более того, поведенческая психология широко использует данные, полученные в других областях психологической науки, например в психоанализе.
Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия «поведение». Сегодня в структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; наконец, внешне наблюдаемые проявления и действия.
Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.
Девиантная мотивация — это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы — все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности — нормальные, например, в комфорте или безопасности — становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.
Другую группу причин составляют эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий — целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.
Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это также элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.
Рассмотренные причины девиантного поведения позволяют сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением:
— формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);
— интеграция индивидуального опыта;
— повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;
— выработка жизненно важных умений;
— устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
— расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности;
— повышение уровня социальной адаптации.
Более частными и конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать [11, с. 250]:
— устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
— усиление адаптивного поведения;
— ослабление или устранение неадекватного поведения;
— устранение изнурительных реакций тревоги;
— развитие способности расслабляться;
— развитие способности самоутверждаться;
— развитие эффективных социальных навыков;
— достижение адекватного сексуального функционирования;
— развитие способности к саморегулированию.
Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.
Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции — наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими принципами поведенческой психологии являются: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество [5, 7, 11, 15]. При этом должны также соблюдаться общие принципы оказания психологической помощи, рассмотренные в предыдущей главе.
Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.
Другой важный принцип — поведенческой оценки — указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия. Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит:
1) стимулы и ситуации (что предшествовало поведению);
2) поведенческие реакции личности (как реагировала личность);
3) результаты и последствия данных реакций (что следовало сразу за поведением).
Например, агрессивное поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности во втором столбце. В первый столбец заносятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника. В третью графу помещают данные о последствиях данного агрессивного поведения — переживания и мысли самого человека или реакции окружающих людей.
Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими. Другой распространенной формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и тестирования, экспертные оценки.
Следующий принцип обязывает рассматривать отклоняющееся поведение личности в системе ее значимых отношений. Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом. Важно понимать, какую функцию симптоматическое поведение выполняет в различных ситуациях и системах (в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе). Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное поведение.
Полученные данные позволяют определить: в чем суть проблем, как они возникают и что способствует их закреплению. При этом важное значение имеет оценка функционального значения отклоняющегося поведения — той психологической «выгоды», которую человек из него извлекает и которая самоподкрепляет данное поведение.
В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии с чем спланировать последовательность работы.
Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту. Все это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества. В соответствии с данным принципом клиент не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного поведения, но и активно участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий). Разделение ответственности происходит в форме заключения договора о сотрудничестве. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа (клиента) по выполнению домашнего задания в промежутках между терапевтическими встречами.
Таким образом, ведущим условием эффективности воздействия на отклоняющееся поведение личности является следование выделенным принципам поведенческой интервенции. Другим важным моментом, безусловно, можно назвать методы поведенческой интервенции. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов:
— стимулирование мотивации изменения поведения;
— коррекции эмоциональных нарушений,
— методы когнитивного переструктурирования;
— методы угашения нежелательного поведения;
— методы формирования позитивного поведения.
Ниже рассматриваются основные методы и методики воздействия на отклоняющееся поведение личности.
Источник
Агрессия депрессия тревога это девиантная мотивация
АГРЕССИЯ В СТРУКТУРЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Кононова Ольга Сергеевна.
МБОУДО «Детская эколого-биологическая станция», г. Дивногорск, Красноярский край, педагог дополнительного образования.
Агрессия – проявление враждебности по отношению к окружающему миру или себе (аутоагрессия), выражающееся в причинении вреда объекту или объектам действительности. Агрессия свойственна всем людям, т. к. все люди в той или иной степени в процессе жизни в социуме вступают в конфликты с другими людьми и даже с собой. Но не каждый человек обладает агрессивностью. Учась управлять своей агрессией, в т. ч. подавлять её, придавать социально приемлемые формы (занятия спортом), человек учится сосуществовать с другими людьми. Агрессивность в качестве характеристики поведения и/или черты характера школьника часто встречается у школьников с девиантным поведением, т. е. поведением, отклоняющимся от норм и правил, принятых в человеческом обществе. Девиантное поведение отличается от поведения делинквентного – совершения существенных проступков и правонарушений, бродяжничества, хулиганства, а также криминального поведения – сознательного совершения правонарушений и преступлений. Девиантным является не только агрессивное поведение, но и отказ от своего «Я» – поведение аддиктивное (пассивное, зависимое – добровольная алкоголизация, наркотизация и т.д.), девиантная виктимность (жизненная позиция жертвы, не сопротивляющейся ничьей агрессии, испытывающей потребность в ней) [5]
Таким образом, потребность школьников в самоутверждении, гипертрофированное стремление к выражению и защите своего «Я» школьников с девиантным поведением чаще всего и являются причиной их агрессивных проявлений. Что является причиной подобной девиации? Девиантное поведение возникает как следствие различных нарушений психического и психосоматического здоровья школьника, социального здоровья среды его воспитания. Рассмотрим некоторые причины девиантного поведения на примере опыта работы детского объединения дополнительного образования.
- Девиантное поведение – проявление психических (болезнь Аспергера, или синдром РДА, шизофрения), психосоматических (ДЦП, эпилепсия) заболеваний, психопатий (гебоидный синдром), которые частично или полностью наследственно обусловлены, иногда возникают вследствие тяжёлых перинатальных травм головного мозга. Поведенческая девиация часто сочетается с умственной отсталостью, которая не является заболеванием, т. е. не прогрессирует. Агрессивное поведение школьников, страдающих такими расстройствами, поддаётся лишь частичной комплексной коррекции, включающей медикаментозное лечение нарушений деятельности ЦНС, психотерапию, в т. ч. гипноз, и т. д.) [1].
- Девиантное поведение – проявление акцентуаций темперамента и характера, которые являются врождёнными, но не болезненными чертами личности школьника. Акцентуации характера – варианты характерологической нормы, не являющиеся стабильными на протяжении всей жизни человека (в отличие от психопатий). Крайние проявления акцентуированности личности возникают лишь при социально-психологическом неблагополучии, например, при воспитании в асоциальной среде.
А. Е. Личко выделяет 12 типов акцентуаций характера [3], которые часто проявляются в подростковом возрасте, т. е. представляют собой варианты неблагоприятного протекания пубертатного криза. Гипертимные (шумные, неусидчивые) школьники часто проявляют вербальную и физическую агрессию в процессе осуществления своих грандиозных планов, которым часто сопротивляются окружающие (так, Вадим Д., являясь лидером в эколого-социальной деятельности детского объединения, систематически проявляет агрессию – вербальную и физическую – в отношении товарищей по ДО, которые не разделяют его планов – не участвуют в сборе вторсырья и т. д.; если же он находит единомышленников (в т. ч. с помощью педагога), проявления агрессии исчезают). Их агрессивность корректируется в процессе активной созидательной деятельности, позволяющей таким школьникам самоутвердиться общественно одобряемыми путями. Школьники с астено-невротической и психоастеничесой акцентуациями характера проявляют вербальную агрессивность в случае переутомления, которое наступает в процессе любой деятельности весьма быстро; физическая агрессивность таких школьников выражается в разбрасывании вещей и т. п. при нервном истощении (так, агрессивное поведение Анастасии К. становится выраженным в случае необходимости длительного сосредоточения на создании поделки из природного материала и т.п., но при последовательном игнорировании её агрессии педагогом и обучающимися (с которыми педагог провёл беседу о необходимости помочь девочке) Анастасия полностью прекратила агрессивные выходки, а созданная ситуация успеха в творчестве помогла ей повысить уровень сосредоточенности на объекте деятельности, улучшить саморегуляцию).
Агрессивность является одной из основных черт эпилептоидных школьников, которые часто проявляют потребность в истязании слабых и т. д. Эпилептоидная акцентуация характера хуже других поддаётся коррекции, т. к. эпилептоидные школьники замкнуты, уверены в собственном превосходстве над окружающими, у них ослаблено чувство самосохранения; их психические процессы ригидны, вследствие чего они крайне злопамятны и мстительны (так, Дмитрий К. в течение учебного года не только проявлял физическую агрессию непосредственно после конфликта, но и планировал месть обидчику, осуществляя её в самых неожиданных ситуациях – во время индивидуальной работы, на прогулках и экскурсиях; снизить уровень его агрессивности позволили только систематические беседы с другими детьми: они проявляли повышенную уступчивость в отношении мальчика, не давая повода для конфликта; имея высокие умственные способности, он понял, что теперь его поведение выглядит нелепо, и агрессивные вспышки стали случаться реже).
- Девиантное поведение – следствие социального неблагополучия школьника воспитание в агрессивной, или, напротив, в эмоционально холодной среде, вследствие чего возникает педагогическая запущенность, ЗПР, постоянные трудности в учении, травмирующие самолюбие школьника; для такого школьника агрессия – единственный известный и доступный путь самоутверждения, она носит демонстративный характер (так, Виктория Т., переживая постоянные ссоры родителей друг с другом, в которых винила отца, проявляла выраженную вербальную агрессию по отношению к мальчикам, мужчинам). Приёмы коррекции агрессивности таких школьников разнообразны, но, к сожалению, не достигают цели при постоянном нахождении школьника в психотравмирующей среде.
Причины, вызывающие девиации поведения, часто сочетаются (например, умственная отсталость вследствие перинатальной травмы головного мозга, приведшей к развитию резидуальной энцефалопатии, в сочетании с педагогической запущенностью, воспитанием в антисоциальной среде и вседозволенностью в семье и школе приводят к развитию агрессивности как определяющей черты личности). На несформированную систему жизненных ценностей такого школьника оказывают воздействие отрицательные социальные стереотипы, модели поведения, принятые в семье, социальной группе и т. д. В подобных случаях реакция имитации побуждает школьника (преимущественно подростка) следовать предлагаемому стереотипу (так, Владислав Б., систематически проявляющий вербальную и физическую агрессию по отношению к более слабым товарищам, в беседе о причинах его поведения очень точно их определил: «Тот, кто бьёт, – крутой. Я хочу быть крутым!»).
К явлениям, провоцирующим агрессивные проявления у школьников с девиантным поведением в ОУ, следует отнести явную или скрытую агрессивность педагога (-ов), эмоциональную напряжённость в педагогическом коллективе и т. д., поэтому в связи с увеличением количества агрессивных и даже жестоких выходок школьников очень полезным становится опыт выдающегося психиатра, психолога и педагога В. П. Кащенко, который главными факторами успеха педагогической коррекции считал единство педколлектива в вопросах воспитания и личное самообладание и спокойствие педагога в любой ситуации [2].
Избежать выхода агрессии школьников из-под контроля педагога (когда последствия агрессии становятся непредсказуемыми, школьник представляет опасность для себя и окружающих) в случае конфликтной ситуации позволят следующие приёмы:
- сохранение спокойствия, проявляющееся в медленных, плавных движениях, ровном тембре и тоне голоса педагога;
- отвлечение внимания агрессивного школьника внезапным действием (иногда якобы случайно опрокинутый стул, уроненная книга на фоне общего спокойствия педагога производят очень сильное отрезвляющее впечатление);
- использование шутки (опасно шутить над поведением агрессивного школьника, лучше пошутить над собой).
Уверенность педагога в себе, искренность в общении с воспитанниками в сочетании с психолого-педагогическими знаниями – один из путей преодоления агрессивного поведения школьников.
- Еникеева Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков: Основы психиатрических знаний/ Д. Д. Еникеева. – М.: Академия, 1998. – 304 с.
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция/ В. П. Кащенко. – М. : Академия, 2000. – 302 с.
- Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 384.
- Раттер М. Помощь трудным детям/ М. Раттер. – М.: Апрель-пресс; Эксмо-пресс, 1999. – 432 с.
Степанов В. Г. Психология трудных школьников/ В. Г. Степанов. – М.: Академия. 2001 – 336.
Источник