Научная электронная библиотека
3.3. Особенности развития координационных способностей у лиц с ОФВ
Как уже было сказано ранее, в структуре координационных способностей следует, прежде всего, выделять восприятие и анализ временных и пространственных характеристик собственных движений и различных его частей в их сложном взаимодействии. Особую роль при этом играет точность афферентных импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, а также зрительного и вестибулярного анализаторов, эффективность их обработки ЦНС. Важным фактором является также двигательная память (свойство нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости). Именно наличие многочисленных заготовок в моторной памяти
предопределяет быстрые и эффективные двигательные действия в условиях, когда ЦНС не успевает переработать информацию, поступающую от рецепторов.
Однако у лиц с ОФВ могут иметь место различные нарушения, затрудняющие восприятие сенсорных стимулов, их передачу и переработку. По мнению B.C. Фарфеля, (1975), Е.П. Ильина (1987), А.С. Солодкова (2008), именно они ведут к рассогласованию функций двигательного аппарата и других систем, обеспечивающих работу мышц, что затрудняет освоение сложно координационных двигательных действий.
Таким образом, у лиц с ОФВ, координационные способности формируются изначально нарушенными психическими и биологическими функциями. Однако систематическое выполнение упражнений, которые требуют четкой регуляции движений, оказывает стимулирующее влияние на деятельность нервной системы, при этом за счет условно-рефлекторных связей в работу вовлекаются новые или пораженные нервные механизмы. Оказывая положительное влияние на двигательную моторику лиц с ОФВ, они опосредованно оказывают свое влияние и на высшие психические функции. В связи с этим развитие координационных способностей у данной категории спортсменов не только будет способствовать увеличению двигательной активности, но и оказывать положительное влияние на клиническую картину основного заболевания.
Особенности развития координационных способностей у лиц
с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА)
К особой категории следует отнести спортсменов с детским церебральным параличом (ДЦП). Основным клиническими проявлением ДЦП являются двигательные нарушения, возникающие в результате поражения незрелого мозга, что приводит к нарушению последовательности этапов его созревания. Это, в свою очередь, приводит к неспособности высших интегративных центров оказывать тормозящее влияние на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Наблюдаемое при этом ограничение двигательной активности приводит к развитию вторичных изменений в мышцах и суставах, способствует образованию контрактур, вследствие чего утрачивается возможность удерживать тело в вертикальном положении так, чтобы общий центр тяжести проецировался в пределах площади опоры. В связи с этим костная система лишается главного стимулирующего фактора постоянного развития – взаимодействия веса тела и обратного действия опоры. Сниженные функциональные способности мышечных групп при ДЦП становятся причиной отсутствия или ограничения двигательных
возможностей, формирования патологических установок и поз, дефектного развития опорно-двигательного аппарата, вследствие чего происходит расстройство координационных способностей (Н.Ю. Котова, 2012).
При всех формах ДЦП наблюдаются нарушения компонентов координационных способностей, которые могут проявляться изолированно, либо встречаться в различных сочетаниях: затруднение дифференцирования мышечных усилий и ориентировки в пространстве; нарушение равновесия и точности мелкой моторики, расслабления мышечных групп и поддержания ритма.
По мнению И.Ю. Горской (2000) достижение стандартного уровня координации движений осуществимо только при высокоавтоматизированной и согласованной работе звеньев ЦНС – вестибулярного аппарата, проводников глубокой мышечной чувствительности (мышечно-суставная, вибрационная, частично тактильная, а также чувство давления и положения) и коры височной и лобной областей и мозжечка – главного органа моторной координации. В то же время у детей с ДЦП, как правило, данные отделы ЦНС нарушены и не могут действовать согласованно, следовательно, функция равновесия нарушается.
Еще одной причиной нарушения равновесия у детей с ДЦП является то, что возрастные этапы генеза скелета развиваются в условиях патологического тонуса мышц, следовательно, присущие данному периоду закономерности формирования прямостояния и ходьбы нарушаются (А.Е. Максимов, 2014).
Все формы ДЦП характеризует тяжелое отставание и расстройство формирования тактильного и мышечно-суставного чувства, т.е. кинестетического анализатора. Перцептивные расстройства у детей с ДЦП связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. В первую очередь, наблюдается нарушение пространственно-временных ощущений, непонимание «схемы тела», с опозданием вырабатывается понимание о ведущей руке, с трудом различают левую и правую стороны.
Одной из особенностей, характеризующей лиц ДЦП, является нарушение мелкой моторикии мышечного тонуса рук, наличие насильственных усилий, неточность движений руками. По мнению Т.М. Грабенко и Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (2004) мелкой моторикой называется комплекс скоординированных, взаимосвязанных и согласованных движений нервно-мышечной и костной системы человека. Наиболее характерными расстройствами мелкой моторики при ДЦП являются: расстройства координированных действий глаз и рук;
снижение двигательной памяти и замедленным, неуверенным темпом при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции на внешние раздражители. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.
Как показывают научные исследования у детей с ДЦП, как правило, наблюдается снижение все видов быстроты реакции (простая реакция, реакция на движущийся объект и т.д.), понижена точность управления движениями. Причинами данных нарушений являются функциональная незрелость межполушарных связей, неуравновешенность процессов торможения и возбуждения головного мозга и уменьшение их подвижности, недостаточность премоторных отделов коры головного мозга.
Особенности двигательной сферы спортсменов с ДЦП выражаются сложностями выполнения упражнений, поскольку они не могут воспроизвести правильные исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой движения, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.
При выполнении строевых упражнений наблюдается дискоординация движений рук и ног, неритмичность движений, различная длина шагов, отклонение туловища от вертикальной оси, ходьба на полусогнутых ногах.
В процессе формирования беговой локомоции закрепляются относительно разнообразные динамические стереотипы нервных процессов, реагирующих мышечные усилия. Сложность управления беговой локомоцией определяется тем, что работа мышц, от которой зависит траектория движений, выполняется в течение кратковременной опоры, а необходимое сочетание для большинства физических упражнений – координация работы конечностей с другими частями тела – нарушено. Большое значение при этом имеют корригирующие влияния, рефлекторно осуществленные вестибулярным аппаратом, мышцами тела, зрительным анализатором и тактильным рецептором мышц кисти. Это физиологическая основа развития координационных способностей в частности, дифференциация усилия, времени и пространства.
Специфические особенности спортсменов с повреждениями спинного мозга обусловлены не только поражением спинного мозга, но и вторичными изменениями нервно-мышечной, сердечнососудистой и других функциональных систем организма. Степень поражения функциональных систем организма зависит от того, на каком уровне и в какой степени поврежден спинной мозг.
Патофизиологические изменения, развивающиеся вследствие спинномозговой травмы, характеризуются параличом соответствующих скелетных мышц, нарушаются афферентные проводящие пути (потеря кинестетического чувства, тактильной и болевой чувствительности, рефлекторных реакций ниже уровня повреждения). Из-за нарушения иннервации, у многих инвалидов наблюдаются спазмы различной интенсивности мышц парализованных конечностей.
Физическая нагрузка у спортсменов с поражениями спинного мозга осуществляется при участии относительно небольшой мышечной массы, и локальное мышечное утомление может наступать даже при эффективной циркуляторной деятельности и достаточном объеме доставляемого кислорода. Поэтому быстрая утомляемость мышц верхних конечностей не обеспечивается достижением максимального напряжения деятельности кардиореспираторной системы и метаболических процессов. Лимитирующим фактором при наступлении утомления мышц верхних конечностей, в данном случае, является неадекватный венозный возврат крови к сердцу из-за отсутствия симпатической регуляции сосудистого тонуса, сокращения скелетных мышц, в норме стимулирующих кровоток.
Нарушение иннервации скелетных мышц, вследствие поражения проводящих путей спинного мозга, является основной причиной нарушений координационных способностей данной категории спортсменов. И поскольку восстановление утраченных функций практически невозможно, для развития координационных способностей используется целый комплекс упражнений, направленных на формирование компенсаторных реакций в организме (А.А. Строкин, 2016).
Ампутация конечностей приводит к нарушениям двигательного стереотипа, ходьбы, функции опоры. Отклонения от нормального состояния возникают даже при потере массы тела на 5–10 %.
У инвалидов, перенесших ампутацию нижних конечностей, наблюдается закономерное снижение физической работоспособности в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта и нарушается физиологическая зависимость между потреблением кислорода и физической работоспособностью. Уровень работоспособности инвалидов с ампутациями конечностей детерминирован особенностями адаптации организма к уменьшению массы тела и не приводит к восстановлению работоспособности до уровня, свойственного здоровым.
Формирование компенсаторных возможностей для обеспечения функции опоры лежит в основе развития координационных способностей данной категории спортсменов (Р.Р. Махмутова, 2015).
Особенности развития координационных способностей
у спортсменов с нарушением зрения
Роль зрения является доминирующей в восприятии окружающей действительности, в ориентации в пространстве и в познавательной деятельности. Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение значимой информации из потока внешних сигналов. Это в свою очередь повышает точность и координацию движений.
Выпадение или глубокое нарушение функций зрительного анализатора приводят к некоторому усилению тормозного процесса: снижение скорости выработки условных рефлексов, замедление выработки дифференцировок и переделки сигнальных значений условных раздражителей на противоположные (Л.Р. Макина, 2013).
У слабовидящих, отмечается замедление естественного хода физического развития, включая темпы биологического созревания. И хотя возрастная динамика физического развития у слабовидящих в принципиальных чертах сохраняется, уровень развития значительно отстает от нормы.
Слабость мышечного корсета приводит к появлению боковых искривлений позвоночника, лордозов и кифозов. У слабовидящих детей нарушение осанки отмечается на 20–22 % чаще, чем у учащихся массовых школ. При этом грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что приводит к заболеваниям сердечнососудистой системы, изменению ритма сердечных сокращений, частоты пульса и кровяного давления, а также к отклонению в работе органов дыхания. Данные патологии относятся к вторичным отклонениям (И.И. Шмельков, 1981; Э.С. Аветисов с соавт., 1983; А.К. Акимова, 1987; Л.Н. Ростомашвили, 1999).
Зрительный дефект вносит дискоординацию, нарушает свободу движений. У слабовидящих отмечается ухудшение сократительных свойств мышц, мускулы конечностей и туловища становятся слабыми, они быстро устают даже после непродолжительной ходьбы (И.И. Шмельков, 1981).
Изучение уровня произвольного мышечного напряжения, проводимое Я.И. Дудкевичем (1979) показало, что тонус мышц и уровень мышечного сокращения нижних конечностей у слепых детей ниже, чем у нормально видящих, и с возрастом эта разница увеличивается.
Слабовидящие люди отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, точности движений. По мнению Н.М. Азаряна (1987), Б.В. Сермеева (1987), Н.Л. Литош (2002), наибольшее отставание у лиц, имеющих дефект зрения, проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. В результате исследования функции равновесия у слабовидящих установлено, что показатели устойчивости тела детей с нарушением зрения отстают от нормы в 1,5–2 раза. В возрасте 16 лет наблюдается наибольшее отставание показателей этой функции от зрячих детей (И.И. Шмельков, 1981).
Слепые и слабовидящие дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения, однако целенаправленное накопление двигательного опыта напрямую связано с развитием координационных способностей.
У спортсменов с нарушением зрения наблюдаются значительные трудности в воспитании ловкости, основным проявлением которого считаются координационные способности. Так, отставание в показателях координации движений у детей 8–9 лет составляет 28,2 %, у 10–11 лет – 39,7 %, а к 16 годам достигает 52 % (Л.В. Шапкова, 2005).
Нарушения координационных способностей у данной категории лиц характеризуются: нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Спортсмены испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях.
Особенности развития координационных способностей
у спортсменов с нарушением слуха
Двигательная сфера лиц с нарушением слуха характеризуется: недостаточно точной координацией и неуверенностью движений; трудностью сохранения статического и динамического равновесия; замедленной реагирующей способностью, скоростью выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом; нарушением координационных способностей (способность к мышечному дифференцированию, ориентированию в пространстве, сохранению статического и динамического равновесия, поддержанию ритма); отставанием в развитии физических качеств, таких как скоростно-силовых, силовых и выносливости. Перечисленные нарушения носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: степенью функциональной активности вестибулярного анализатора, структурой слухового дефекта, состоянием двигательного анализатора, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации.
Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем. Лица с нарушением слуха тратят на освоение сложно координационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, уступают в статическом и динамическом равновесии. Проявление координационных способностей зависит от пластичности корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц. Решающим фактором в регуляции равновесия для них является мышечное чувство, так А.О. Костин (1963) говорит о том, что на точность движения влияет не столько вестибулярный аппарат, сколько степень совершенствования двигательного анализатора. Между тем качественные характеристики поддержания тела в вертикальном положении находятся в прямой зависимости от сохранности вестибулярного анализатора. По данным И.Н. Ляховой (1992) для лиц с нарушением слуха характерно, что величина сагиттального размера пространственного поля устойчивости и коэффициента использования площади не превышают 70–75 %.
Существуют разные подходы к пониманию влияния патологии слухового анализатора на уровень двигательной активности человека, так в исследованиях И.М. Соловьева (2006) говорится, что нарушение слухового анализатора снижает полноту зрительного восприятия и затрудняет развитие кинестетической чувствительности. В работах Н.А. Берштейна (1966), Е.Г. Речицкой (2005), Э.И. Леонгарда (2009), указано на тесное взаимодействие между нарушением слуха, речевой функцией и двигательной системой, так речь является итогом согласованности мышления, слуха и движения. В свою очередь слуховой сигнал, наравне со зрительным, участвует в регуляции движений, поэтому выключение слуха из системы анализаторов приводит к искажению основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье, ползанье, перелезание, прыжки). При ходьбе с открытыми глазами дети с патологией слуха держатся так же, как и здоровые, когда глаза закрыты у 45,7 % детей наблюдается нарушение равновесия.
Источник