- Аффект
- История аффекта
- Характерные признаки аффекта
- Причины аффекта
- Виды аффекта
- Что такое аффективное расстройство?
- Аффект – причины, проявления, помощь
- Основными причинами, чаще всего вызывающими состояние аффекта, могут быть:
- Состояние аффекта
- Патологический аффект
- Как справиться с аффектом
- Аффект это сильное кратковременное эмоциональное
- Общая психопатология
Аффект
Аффект — это сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При этом изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые вошли в комплекс переживания. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этого состояния.
История аффекта
Историческая справка. В начале 20 века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Об аффектах говорили как об эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. По Витвицки, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил страх, ужас, гнев и т.п. К. Штумпф, считая чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта, и при классификации эмоциональных явлений его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. Кроме других общеизвестных признаков аффектов, А. Н. Леонтьеввыделяет тот, который, по его мнению, отличает их от эмоций: аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события, которые еще не наступили. Эмоции и аффект также разделяются А. Ш. Тхостовым иИ. Г. Колымба. С их точки зрения, оба этих эмоциональных феномена представляют собой крайние точки некоего континуума, «задающие основные различия. Тогда аффект выступает как неуправляемое, зачастую беспредметное переживание, образующее натуральный базис эмоций».
Характерные признаки аффекта
Характерными признаками аффекта являются:
- Быстрое возникновение
- Очень большая интенсивность переживания
- Кратковременность
- Бурное выражение (экспрессия)
- Безотчетность
- Диффузность
Причины аффекта
Аффект возникает в уже сложившейся конкретной ситуации и служит для субъекта своеобразной формой выхода из нее, разрядкой. В аффектогенной ситуации человек обязательно должен действовать и испытывает в этом непреодолимую потребность, но подходящих способов действия не находит. Это противоречие и вызывает аффект. Если человек ясно видит возможности адекватного поведения, аффект не наступает.
Предрасполагающими к развитию аффективных состояний индивидуально — психологическими особенностями являются:
- Комплекс врожденных свойств нервной системы (у людей со слабым типом нервной системы, который характеризуется легкой возбудимостью, повышенной чувствительностью к раздражителям, низкой устойчивостью к сильным раздражителям).
- Специфическая структура личности, в частности, особенности ее самооценки.
- Возрастные особенности субъекта.
- Временные функциональные психофизиологические состояния, нарушающие устойчивость человека к аффектогенной ситуации (усталость, бессонница, периоды менструаций у женщин и т. д.).
Виды аффекта
Выделяют следующие виды аффекта:
- Классический аффект. Стремительная, бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера. Длится крайне малый период времени, после чего наступает спад.
- Кумулятивный аффект. Первая фаза кумулятивного аффекта обычно сильно растянута во времени — от нескольких месяцев до нескольких лет. В течение этого времени развивается психотравмирующая ситуация, которая обуславливает кумуляцию (накопление) эмоционального напряжения. Сам по себе аффективный взрыв может наступить и по незначительному поводу, который играет роль «последней капли».
Что такое аффективное расстройство?
Аффективное расстройство — общее название группы психических расстройств, связанных с нарушениями в эмоциональной сфере. Присутствует в МКБ. В классификации DSM объединяет несколько диагнозов, когда основным признаком предполагается нарушение эмоционального состояния. Выделят два основных типа аффективных расстройств — большое депрессивное расстрйоство и биполярное аффективное расстройство.
Источник
Аффект – причины, проявления, помощь
В клинической психиатрии термин аффект является синонимом понятия (термина) эмоции.
В психологии аффектом называют кратковременное и очень выраженное эмоциональное состояние. Это происходит в том случае, если человек субъективно не видит возможности выйти из критической или угрожающей жизни ситуации. К состоянию аффекта может привести ощущение отсутствия вариантов решения какой-либо проблемы, которая является для данного конкретного человека стрессовой или травматичной. Причем, необходимо понимать, что выраженная эмоциональная реакция связана с субъективным принятием человеком ситуации, которая не всегда воспринимается окружающими, как критическая. Также аффективное состояние можно наблюдать, когда человек переживает очень сильные положительные эмоции — внезапную радость, восторг.
В том числе, состояние творческого вдохновения тоже можно назвать состоянием аффекта.
Если композитор пишет похоронный марш, можно предполагать, что у него – аффект горя, а если прелюдию о нежности – аффект любви.
Аффект всегда проявляется, как сильная эмоциональная реакция на уже сложившуюся ситуацию и нередко возникает не только при угрозе физическому существованию, а и при определенных не только негативных, но и позитивных событиях.
Аффект по определению некоторых авторов может дать не подчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии, а также сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
Основными причинами, чаще всего вызывающими состояние аффекта, могут быть:
- критическая или экстремальная ситуация, связанная с угрозой жизни,
- глубокий и продолжительный конфликт, особенно, если человек испытывает критику, сомнение в его способностях или унижение,
- чрезмерно эмоциональная конфликтная ситуация,
- необходимость принять какое-либо решение или совершить определенное действие в условиях жесткого дефицита времени,
- необходимость действовать в сочетании с личным устойчивым убеждением, что действовать невозможно,
- выраженное желание удовлетворения каких-то потребностей и осознание того, что получить желаемое в данной ситуации невозможно,
- резкое, неожиданное внешнее воздействие в тот момент, когда у человека нет собственного плана действий,
- неоднократное повторение схожих психотравмирующих воздействий,
- удачная женитьба или желаемый развод,
- назначение на желаемую должность или увольнение с работы,
- выигрыш большой суммы денег,
- прыжок с парашютом или другие экстремальные удовольствия.
Вероятность наступления состояния аффекта во многом зависит от личностных особенностей человека, его характера и темперамента, образования и воспитания, установок и потребностей. У импульсивных, неуравновешенных людей состояние аффекта наблюдается значительно чаще. Для негативного аффекта чаще всего характерно возникновение чувства гнева и даже ярости, поскольку человек не готов примириться или не может осознать, что получить желаемое невозможно.
Главными признаками аффекта можно назвать взрывной характер реакции, кратковременность протекания и высокую интенсивность. Бурная и ярко окрашенная эмоциональная реакция влечет за собой изменение основных характеристик внимания, и человек воспринимает исключительно те вещи, которые связанные с пугающей его ситуацией. Он плохо осознает наличие других раздражителей и, соответственно, не реагирует на них.
Состояние аффекта
Состояние аффекта характеризуется затруднением в сосредоточении и анализе последствий собственных действий. Как правило, в ситуации аффекта индивидуум действует не рационально, поскольку в этот момент он не достаточно способен осознанно контролировать свое поведение.
Необходимо учесть, что для состояния аффекта характерны иные реакции, чем те, которые свойственны ему в обычном состоянии, когда он соблюдает принятые социальные нормы. В состоянии аффекта человек может быть склонен к совершению стереотипных, шаблонных действий. Сверхсильное возбуждение, обусловленное возникшей травмирующей ситуацией, приводит к ослаблению контроля над собственными действиями, снижает способность мыслить рационально, поэтому нередко приводит к поведению, опасному и для себя, и для окружающих.
У человека в состоянии аффекта наблюдаются значительные изменения в функционировании вегетативной системы (учащение или замедления пульса и дыхания, сужение сосудов, потливость, тремор) и изменения в произвольно-двигательной сфере (явные нарушения координации, торможение или выраженное возбуждение).
Патологический аффект
В этом состоянии наблюдается расстройство сознания в виде сумеречного состояния сознания (суженного сознания) с последующей полной потерей памяти за весь период патологического аффекта.
Несмотря на то, что аффект всегда имеет кратковременный характер, в его развитии присутствуют несколько фаз.
- Некоторые авторы также выделяют другие разновидности аффекта, например,
кумулятивный (реакция на регулярно возникающие травмирующие ситуации или длительное травмирующее воздействие); - аффект неадекватности (проявляется в агрессии, чаще всего связан с завышенными ожиданиями и как реакция на неудачи) и др.
У людей с личностными расстройствами (возбудимые, эксплозивные психопаты) состояния аффекта наблюдаются довольно часто. Для того, чтобы предотвратить бурную эмоциональную реакцию, нужна долгая работа с профессиональным психологом, психотерапевтом. Специалист вместе с клиентом выявит и устранит те установки, которые провоцируют избыточную реакцию на негативные высказывания или определенные поступки других людей.
Как справиться с аффектом
В доаффективной фазе, когда человек еще в состоянии адекватно оценивать происходящее, можно предпринять такие действия:
- сосредоточить свое внимание на чем-то, кроме объекта или ситуации, которые вызывают аффект,
- изменить обстановку, выйти из помещения, сменить деятельность,
- выполнить несколько дыхательных упражнений, направленных на расслабление мышц.
Необходимо обучаться техникам релаксации, пересматривать свой образ мыслей, учиться воспринимать критические замечания и поступки окружающих спокойно и адекватно. В этом может помочь квалифицированный психолог, психотерапевт. Если принятых мер недостаточно, и аффективные состояния повторяются, что затрудняет социальную адаптацию, необходимо обратиться за врачебной помощью.
Источник
Аффект это сильное кратковременное эмоциональное
Общая психопатология
Аффекты, или аффективно-шоковые реакции — предельно выраженные эмоциональные реакции, возникающие у человека при столкновении с экстремальными (в том числе угрожающими жизни) ситуациями и отличающиеся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы (в том числе рациональное мышление), навязывая определенный, закрепленный эволюцией способ «аварийного» преодоления ситуации. Такие реакции, как правило, кратковременны и завершаются по мере минования опасности. Выделяют как минимум три варианта такого инстинктивного поведения, которые можно выразить формулой «бей, беги или замри».
Подобное реагирование на события чрезвычайной значимости досталось человеку от животных. В широко известных примерах поведения животных мы можем увидеть такие реакции с особой наглядностью. Например, если кошка поймала мышь и играет с ней, то жертва обычно попеременно выбирает два варианта поведения — либо замирает, чтобы кошка ее не видела или сочла мертвой и потеряла интерес, либо, наоборот, хаотично мечется, стремясь каким-то случайным отчаянным образом вырваться из создавшегося положения, избежать своей участи. А если к самой кошке вплотную подошла угрожающая ей собака, то теперь уже кошке нужно будет выбирать между тем, чтобы наброситься на собаку или убежать от нее.
Так же как и у животных, у человека в момент серьезной опасности происходит подготовка к действию за счет активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, выброса адреналина и норадреналина в кровь с соответствующими эффектами: расширением зрачков, повышением частоты сердечных сокращений и дыхания, повышением артериального давления и изменением сосудистого тонуса (расширение кровеносных сосудов в мышцах, сужение сосудов во внутренних органах и кожных покровах), мышечного тонуса, повышением уровня глюкозы крови и пр. Сознание человека в этот момент называют суженным (аффективно-суженным состоянием сознания): в этом состоянии воспринимаются только раздражители, непосредственно связанные с текущей угрозой, другие раздражители игнорируются (наиболее наглядно видно в феномене туннельного зрения — сужении полей зрения при сильных эмоциях, человек воспринимает только то, что находится непосредственно в центре его взора), снижается способность рационально рассуждать, рассматривать альтернативные варианты действий, оценивать их последствия, нарушается способность к самоконтролю, на первый план выходят очень быстрые, интуитивные решения и реакции, направленные на скорейшее избавление от опасности.
Переживание серьезной опасности у человека возникает в ситуациях, несущих непосредственную угрозу жизни, здоровью и привычному укладу его жизни и близких ему лиц, например во время природных и техногенных катастроф, пожаров, при несчастных случаях, боевых действиях, террористических атаках, насилии со стороны преступников, сексуальном насилии и др.
Варианты аффективно-шоковых реакций:
· Агрессивное поведение, направленное на активное устранение угрозы (реакция «бей»). В судебной практике особо рассматриваются состояния «внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)», вызванные внешней угрозой и приводящие к чрезмерному использованию силы и в отношении лиц, представлявших такую угрозу. В этих случаях состояния, которые сопровождаются суженным, но не помраченным сознанием, называют физиологическим аффектом. Считается, что такое состояние снижает способность к самоконтролю и оценке последствий своих действий, тем не менее эти способности полностью не утрачены, поэтому человек, совершивший в таком состоянии правонарушение, не освобождается от уголовного наказания. Физиологический аффект необходимо дифференцировать с аффектом патологическим (см. таблицу ниже).
· Психомоторное возбуждение, «двигательная буря» (реакция «беги»). Характеризуется двигательным возбуждением с нецеленаправленными, плохо осмысляемыми действиями, которые потенциально могли бы помочь человеку вырваться из создавшегося положения, но зачастую, напротив, в силу своей неосмысленности несут для него дополнительную опасность. Например, во время пожара некоторые люди, поддавшись своему эмоциональному состоянию, вместо того, чтобы воспользоваться предусмотренными путями эвакуации, мечутся во всех направлениях, иногда выбрасываясь из окон в то время, когда еще доступны безопасные пути выхода из пожара. Во время военных действий описаны ситуации, когда неопытные новобранцы во время первой атаки врага выскакивали из окопов и принимались беспорядочно стрелять во всех людей, которые пытались к ним приблизиться, в том числе в своих сослуживцев. Особую опасность лица в состоянии «двигательной бури» представляют в местах массовых скоплений людей, когда их поведение может быстро «заражать» окружающих, вызывая массовую панику и давку.
· Двигательный ступор (обездвиженность), «мнимая смерть» (реакция «замри»). Случаи, когда эмоции «парализуют» действия человека, необходимые для того, чтобы избежать или минимализировать последствия грозящей ему опасности. Будучи не в состоянии справиться с охватившими его эмоциями, человек остается лишь пассивным наблюдателем происходящих вокруг него угрожающих событий. Например, мать, услышав зов о помощи своего тонущего сына, останавливается «как вкопанная», «руки и ноги не слушаются», в ужасе смотрит на то, как сын тонет у нее на глазах, хотя находится всего в нескольких десятках метров от него.
Эмоции в некоторых случаях мешают людям справляться и с менее чрезвычайными ситуациями. Например, некоторые студенты, отвечая на экзамене, могут быть напуганы ситуацией экзамена и вопросами экзаменатора до такой степени, что также впадают в крайние состояния:
- Состояние «двигательной бури», когда студенты начинают произносить сразу все знакомые им термины из данной дисциплины, видимо, в надежде случайным образом приблизиться к правильному ответу. Однако во многих дисциплинах (особенно в психиатрии, где студентам медицинских вузов приходится усваивать много новых для них терминов) такое неосмысленное использование специальных терминов заставляет экзаменатора решить, что студент не только не знает ответа на его вопрос, но и значения всех тех слов, которые он употребляет.
- Состояние «мнимой смерти», когда студенты оказываются не в состоянии вымолвить ни слова, не в состоянии решиться дать ответ даже на достаточно простые и очевидные вопросы. Длительные паузы между ответами обычно очень раздражают экзаменаторов, ведь другие студенты в это время ждут возможности ответить.
Такие же состояния возможны и у врачей (особенно малоопытных), в том числе во время оказания неотложной помощи. При развитии жизнеугрожающих состояний у пациентов недостаточно подготовленный врач опять же склонен впадать в крайние состояния — «двигательной бури» (когда выполняет все лечебные и диагностические манипуляции, которые в данным момент доступны, вместо того, чтобы действовать согласно необходимому для спасения жизни пациента алгоритму) или «мнимой смерти» (когда врачом не предпринимается никаких, даже простейших действий). Помочь врачам справляться со своими эмоциями ради спасения их пациентов могут:
- Прочно усвоенные («зазубренные») знания, хорошо заученные, простые и непротиворечивые алгоритмы оказания помощи. При оказании помощи в неотложных состояниях у врача нет ни времени на размышления, ни способности последовательно логически рассуждать (в связи с аффективно-суженным сознанием), поэтому в его распоряжении остается лишь прочно заученная информация (см. раздел «Память»).
- Тренировки. Врачебный опыт позволяет не только хорошо освоить практическое выполнение тех или иных врачебных манипуляций, но и научиться справляться со своими эмоциями, контролировать их. Однако не очень хорошо, когда такой опыт приобретается на реальных пациентах. В мировом медицинском образовании все большее значение приобретает обучение врачей в специально созданных симуляционных центрах, а также с помощью решения различных ситуационных задач, моделирующих в том числе различные неотложные состояния. Только после того, как действия в тех или иных ситуациях доведены до автоматизма (подобно тому, что достигается в ходе учений пожарных, спасателей, пилотов), врач может приступать к практической работе без опасений за последствия своих собственных действий для пациентов.
- Доступность средств оказания неотложной помощи. Если вспомнить феномены аффективно-суженного сознания и туннельного зрения, становится понятным, почему так важно, чтобы средства оказания неотложной помощи, даже те, которые необходимы очень редко, были в прямом смысле «всегда под рукой» у медицинского персонала, а инструкции к ним наглядны и однозначны.
Дифференциальная диагностика патологического и физиологического аффектов
Физиологический аффект
Патологический аффект
Сознание не помрачено, но сужено.
1. Кратковременность (секунды-минуты)
2. Соответствие силе переживания (адекватность раздражителю)
3. Возникает сразу в ответ на действие раздражителя (реакция «короткого замыкания»)
4. Действия носят целенаправленный характер
5. Как правило, после помнят все
6. После — эмоциональное облегчение
7. Не освобождает от уголовной ответственности, но может являться смягчающим вину обстоятельством («состояние сильного душевного волнения»)
Представляет собой вариант сумеречного помрачения сознания (часто в виде галлюцинаторно-бредового варианта)
2. Несоответствие реакции силе раздражителя
3. Нет реакции «короткого замыкания»
4. В действиях отражаются психотические переживания
Источник