Административный восторг синдром эмоционального выгорания управленческая эрозия

Содержание
  1. Профессиональные деформации
  2. Оценка воздействия профессиональных деформаций на работников. Эмоциональное выгорание, административный восторг, управленческая эрозия. Диагностика уровня эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области.
  3. Соглашение об использовании материалов сайта
  4. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  5. Подобные документы
  6. Управленческая эрозия («порча» властью)
  7. Профессиональное выгорание сотрудников – как с этим бороться?
  8. Что такое выгорание сотрудников, каким оно бывает и почему появляется
  9. Психологи выделяют три типа профессионального выгорания:
  10. Административный восторг
  11. Управленческая эрозия
  12. Эмоциональное выгорание
  13. Причины профессионального выгорания
  14. Симптомы и признаки профессионального выгорания
  15. Признаки выгорания:
  16. Как помочь сотруднику, если выгорание уже случилось:
  17. Новое хобби
  18. Смена обязанностей
  19. Отдых
  20. Обновление рабочего места
  21. Занятия спортом
  22. Как избежать выгорания, если этого еще не произошло
  23. Интересные примеры: как в российских компаниях «тушат» выгорающих работников

Профессиональные деформации

Оценка воздействия профессиональных деформаций на работников. Эмоциональное выгорание, административный восторг, управленческая эрозия. Диагностика уровня эмоционального выгорания у работников Департамента социального развития Тюменской области.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.10.2010
Размер файла 141,3 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Профессиональная деформация личности, ее компоненты и уровни, мероприятия по снижению. Три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания. Сущность состояния «административный восторг». Управленческая эрозия или «порча» властью, метод профилактики.

реферат [57,5 K], добавлен 03.05.2015

Синдром эмоционального выгорания: теоретические подходы, причины, направления коррекции и профилактики. Профессиональные качества и психологические особенности социальных работников, исследование проявления у них синдрома эмоционального выгорания.

курсовая работа [513,0 K], добавлен 04.10.2012

История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.

курсовая работа [218,2 K], добавлен 10.10.2014

Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации: динамика и психологическая симптоматика. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников со стажем работы более пяти лет. Подходы к решению проблемы.

дипломная работа [649,8 K], добавлен 21.06.2013

Основные подходы к проблеме профилактики «выгорания». Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

дипломная работа [297,4 K], добавлен 17.05.2014

Личностные особенности медицинских работников. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания, эмпирическое изучение взаимосвязи.

дипломная работа [209,0 K], добавлен 04.03.2011

Эмоциональное выгорание педагогов. Понятие тревожности. Эмоциональное выгорание, его сущность. Методика Бойко «Исследование эмоционального выгорания». Методика Спилбергера – Ханина «Определение тревожности». Диагностика эмоционального выгорания.

курсовая работа [62,0 K], добавлен 18.07.2008

Источник

Управленческая эрозия («порча» властью)

Управленческая эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эфективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».

Руководители принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль (власть) над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие (см. Административный восторг). В этом случае человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремиться к доминированию (господству). Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее тенденция к ее расширению.

«Испорченные» властью руководители становятся все более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации.

Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления.

Читайте также:  Как научить не показывать эмоции

Испытанные методы реализации власти со временем становятся анахронизмом; схемы решений и средства контроля не дают ожидаемого эффекта. Руководители, которые хуже других приспосабливаются к новым условиям и настоятельно защищают старые методы руководства, принимают все худшие решения, все хуже осуществляют функции организации и реализации управления.

Основным методом профилактики управленческой эрозии является ротация (замена) на руководящих должностях. Поэтому во многих организациях определен максимальный срок выполнения руководящих функций. По прошествии какого-то времени, руководство поручается новым людям. Новые люди, как правило, демонстрируют большую инновационность, творчество и энтузиазм. (см. также Деформация личности профессиональная).

Источник

Профессиональное выгорание сотрудников – как с этим бороться?

Согласно данным рекрутингового агентства Hays, 67% работодателей сталкиваются с выгоранием у сотрудников. 79% опрошенных работников компаний заявили, что выгорали сами или наблюдали этот процесс у коллег. Выгорание опасно. Чем? Расскажем в статье.

Что такое выгорание сотрудников, каким оно бывает и почему появляется

Выгорание — это особое психическое состояние, при котором человек начинает цинично относиться к работе, получать меньше удовлетворения и ощущать собственную несостоятельность.

Выгорание как депрессия, но затрагивает только работу. Из-за негативных эмоций, усталости и отсутствия удовольствия у работников снижается производительность труда. Они начинают халатно относиться к обязанностям, не выполняют план, срываются на коллегах.

Профессиональное выгорание опасно для здоровья. Исследование показывает, что такое состояние ускоряет истончение префронтальной коры головного мозга. Ученые Тель-Авивского университета доказали, что выгорание повышает риск развития коронарной недостаточности.

Впервые термин «выгорание» появился в 1974 году. Его ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер, который заметил, что такому синдрому подвержены люди, деятельность которых связана с регулярным общением с другими людьми и эмоциональному сопереживанию им и большой ответственностью. До недавнего времени профессиональное выгорание считали не более, чем эмоциональным состоянием, близким к опустошению. Сегодня его признали болезнью. На Всемирной ассамблее здравоохранения, прошедшей 20–28 мая 2019 года в Женеве, выгоранию присвоили код QD85 и внесли его в каталог МКБ-11 (Международная Классификация Болезней).

Психологи выделяют три типа профессионального выгорания:

Административный восторг

Появляется у руководителей. Характеризуется тем, что человек буквально упивается властью. Ведет к превышению или злоупотреблению служебными полномочиями.

Управленческая эрозия

Тоже появляется у руководителей любых уровней. Приводит к тому, что власть над людьми приносит человеку больше удовлетворения, чем сама работа.

Эмоциональное выгорание

Встречается у рядовых сотрудников из-за накопления отрицательных эмоций. Ведет к снижению эффективности труда.

Вне зависимости от типа выгорание характеризуется эмоциональным истощением, отрицательными эмоциями по отношению к работе и снижением производительности труда. Работники с выгоранием приносят бизнесу меньше прибыли, чем мотивированные сотрудники.

Причины профессионального выгорания

  • переработки — по данным Hays, 87% работников признались, что трудятся сверхурочно и при этом не получают дополнительных выходных или другой релевантной компенсации, кроме того, переработки не оставляют времени на отдых;
  • амбиции, особенно нереализованные — если сотрудник не видит перспектив карьерного роста, работа может ему надоесть;
  • давление со стороны руководства — если у руководителя тоже выгорание или он некомпетентен, сотрудникам тяжело работать;
  • некомфортные условия труда — например, если в офисе слишком жарко или холодно, или интроверту на текущей должности приходится каждый день общаться с новыми людьми.

Есть и другие причины такого эмоционального состояния. Организовать идеальные условия труда для всех не получится, у каждого свои потребности. Нужно стараться создавать комфортные условия и не допускать выгорания.

«Выгорание у сотрудников часто происходит, когда их перегружаешь. Когда я работала по найму, в один момент ощутила, что любимая работа стала в тягость. Ожидание конца рабочего дня, раздражительность, усталость — все нарастало с каждым днём. В один день я не выдержала и ушла. Открыла своё дело и увела людей, которым могла доверять.
Сейчас я стараюсь не перегружать своих сотрудников. Я знаю, когда перегоришь, обычный отпуск или перерыв не помогут. Продуктивность просто пойдет на спад. И качество, и количество пострадают.
К сожалению, руководители редко задумываются о том, как влияет перегрузка на работника. Порой им легче заменить его на другого, еще не перегоревшего, и идти дальше. Но и другой так же перегорит. Так и получается вечная текучка кадров»
Алиса Сахарова, основатель дизайн-студии unoYuno в Казани

Симптомы и признаки профессионального выгорания

Симптомы могут быть различными в зависимости от места работы, психотипа человека и других факторов. Но если вы или ваши работники сталкиваетесь хотя бы с тремя симптомами из перечисленных ниже, это повод задуматься о том, есть ли у вас профессиональное выгорание.

Читайте также:  Подумайте какие продукты наиболее благоприятны для вас повышает настроение обж

Признаки выгорания:

  • неуверенность в себе и чувство страха перед новыми задачами — рутинными или из другой сферы деятельности;
  • негативные мысли о работе, нежелание идти на нее по утрам и стремление уйти пораньше;
  • нежелание заниматься рабочими задачами в течение дня, попытки подольше пообедать, поиграть на ПК, заняться чем-то другим;
  • перманентная установка на будущее о том, что что бы ни сделал, лучше не будет;
  • ощущение монотонности, рутинности действий, отсутствия новизны в рабочих процессах;
  • ухудшение общего эмоционального состояния: раздражительность, апатия, замкнутость;
  • неприязнь к рабочему окружению, коллегам, рабочему месту, отдаление от коллектива;
  • физические нарушения — головные боли, сонливость или бессонница, вялость, нарушения в работе ЖКТ.

Некоторые из этих симптомов могут свидетельствовать о других заболеваниях — например, головные боли могут появиться из-за травм головы, нарушения в работе ЖКТ из-за гастрита или язвы. Нужно оценивать состояние работников комплексно и замечать любые мелочи — чем занимается сотрудник на работе, нужен ли ему отдых, как он ведет себя в коллективе.

«Мы разрабатываем и реализуем на российском и зарубежном рынках систему учета рабочего времени Kickidler. Основная задача, с которой к нам приходят пользователи — это выявление уровня продуктивности персонала, его вовлеченности в рабочий процесс. По словам многих наших клиентов, наиболее проблемными являются именно сотрудники, подверженные профессиональному выгоранию.
Недавно мы провели опрос наших пользователей, работающих в HR-отделах, и выяснили, что 70% всех сотрудников, чья продуктивность ниже средней — это те, кто работает в компании более 3-х лет.
К примеру, наши клиенты из компании, занимающейся производством инструмента, рассказали, что у них работал сотрудник, который порядка 80% рабочего времени читал новости в интернете и общался в соцсетях. Об этом узнали только после установки программы мониторинга. До этого он постоянно сетовал на высокую загруженность и отказывался от новых проектов.
У другого нашего клиента из IT-компании работал системный администратор, который наоборот на протяжении долгого времени демонстрировал высокую работоспособность, постоянно задерживался на работе, иногда — до поздней ночи. Но в один день он просто исчез и неделю не отвечал на звонки.
Без сомнения, старожилы являются проводниками ценностей и основной движущей силой любой компании. Поэтому стратегическая задача руководителя — не допустить выгорания своих сотрудников, а если оно началось, вовремя заметить и принять нужные меры»
Алексей Уткин, маркетолог системы учета рабочего времени Kickidler

Как помочь сотруднику, если выгорание уже случилось:

Улучшить состояние сотрудника помогут следующие способы:

Новое хобби

Посоветуйте ему заняться любимым делом или попробовать то, о чем давно мечтал. Например, оригами. Порекомендуйте уделять хобби 10–15 минут в день: этого будет достаточно, чтобы снять напряжение, переключить внимание и отдохнуть от работы.

Смена обязанностей

Переведите его на другую должность, обновите круг обязанностей или дайте новый проект.

Отдых

Вовремя отправляйте в отпуск, не нагружайте выходные дополнительными задачами, порекомендуйте отказаться от бешеного темпа жизни. Расскажите, как найти баланс между работой и личной жизнью — наши советы помогут освободить больше времени на отдых.

Обновление рабочего места

Совет банальный, но действенный: просто смените обстановку. Купите сотруднику новый стол, сделайте ремонт в офисе, переведите работника в другой кабинет.

Занятия спортом

Физический труд помогает справиться с эмоциональной усталостью. Запишите сотрудника в фитнес-клуб, посоветуйте работнику гулять 20–30 минут в день на свежем воздухе, делайте перерывы на разминку для всего офиса:

Эти же способы можно использовать, чтобы справиться и со своим выгоранием. Больше отдыхайте, берите новые проекты, сделайте ремонт в кабинете, займитесь любимым делом или начните ходить в фитнес-клуб.

«Выгорание сотрудников — это усталость, когда «внешняя» мотивация не действует, а «внутренняя» куда-то уходит. Сотрудник теряет энергию, его одолевает апатия и это, конечно же, сказывается на производительности труда.
Первый сигнал, на который нужно обратить внимание — это несоответствие результатов труда планируемым. Руководитель всегда должен смотреть сотруднику в глаза и видеть, что с ним происходит. Из моего опыта: каждый день в компании я делал по два обхода, утром и вечером, а иногда и три, и каждый раз я разговаривал с сотрудниками, смотрел им в глаза.
Когда ты видишь, что сотрудник начинает «выгорать», первое, что необходимо предпринять — поговорить. Очень хорошо работает разговор «один на один». Мы садились, наливали две чашки чая и час-полтора, а бывало и больше, разговаривали с сотрудником. Это позволяло понять, что происходит и что с этим можно сделать, а также найти решения, которые позволили бы «зарядить» сотрудника.
Еще один вариант — это перемещение сотрудника на более интересную работу/должность, если у него есть это желание. Здесь важно увидеть эту потребность, а затем договориться и перевести сотрудника на более интересную ему работу.
Третий момент — это овладение смежной профессией: здесь мы тебя немного освобождаем, а ты начинаешь изучать смежную профессию с дальнейшим полным переходом и погружением в нее.
Также хороший инструмент — командировка. Я отправлял сотрудника в командировку, как правило, заграничную, и это давало ему сил к новым свершениям. Один вариантов этого же разрешения проблемы — отпуск.
И еще один вариант решения проблемы — создание «позитивного» образа вокруг этого сотрудника. Я обязательно хвалил его на собраниях, подчеркивал какие-то достижения, создавал позитивный эмоциональный фон вокруг него»
Владимир Моженков, бизнес-практик и бизнес-тренер

Если ничего не помогает, есть радикальный способ избавиться от выгорания — кардинально сменить сферу деятельности. Поговорите с выгоревшим работником, и, если другого варианта нет, предложите ему написать заявление по собственному желанию. А потом наберите новых работников. Мы рассказывали, как построить команду мечты, в отдельной статье.

Читайте также:  Мультяшный таблица эмоций для рисования с телом

Как избежать выгорания, если этого еще не произошло

Выгорание сотрудников легче предотвратить, чем бороться с последствиями. Для этого:

  • равномерно распределяйте нагрузку так, чтобы она была примерно одинакова у всех работников: если нагрузить одного больше других, он может быстро выгореть;
  • переключайте внимание между разными видами деятельности — давайте работникам разноплановые задачи, например, чередуйте задачи, требующие креатива, и рутинные;
  • давайте людям отдыхать — следите за графиком отпусков, введите нормальный обеденный перерыв, старайтесь не задерживать сотрудников после рабочего дня и не давать работу на дом, а в случае переработок — достойно компенсируйте затраченное время;
  • создайте комфортную атмосферу в офисе или на производстве — установите кондиционеры, поставьте кулеры и кофемашину, купите удобные стулья и столы, своевременно делайте ремонт;
  • заинтересуйте работников чем-то новым: например, предложите всем поехать на рыбалку или сыграть в страйкбол, это поможет не только предупредить выгорание, но и сплотить коллектив;
  • мотивируйте, а не ругайте — введите KPI и премируйте за перевыполнение плана, а в случае неудачи не ругайте и не штрафуйте, а разберитесь, почему так произошло, и помогите работнику преодолеть отставание;
  • проводите опросы, которые бы выявляли выгорание работников, и помогайте тем, кто близок к нему — переведите на другую должность или используйте советы, приведенные выше.

Не забывайте и о себе. Например, автоматизируйте управленческий учет и бизнес-процессы, больше отдыхайте и проводите время с семьей.

Интересные примеры: как в российских компаниях «тушат» выгорающих работников

В L’Oreal Russia ежегодно проводят опрос, показывающий уровень удовлетворенности сотрудников, а затем корректируют бизнес-процессы в зависимости от результатов опроса. Например, работники высказали желание приходить на работу позже и иногда работать из дома. Просьба была услышана и сотрудникам разрешили приходить не к 9 утра, а в промежуток с 8 до 10, а иногда вообще не приезжать, работая при этом из дома.

В «Яндексе» проводят опрос, показывающий степень вовлеченности в работу. Если руководитель видит, что сотрудник близок к выгоранию, он предлагает ему сменить команду, проект или вообще сферу деятельности. Например, разработчик может стать тестировщиком или попробовать себя в менеджерской позиции.

В «Мегафоне» выяснили, что от выгорания чаще всего страдают работники, которые общаются с людьми. Для таких сотрудников была разработана специальная программа «Стрессу — нет». В ее рамках психологи помогают работникам справиться со стрессом.

В «Уральском банке реконструкции и развития» сотрудникам call-центра предлагают отказаться от однообразия. Работников ставят то на входящие, то на исходящие звонки, а также предлагают поработать с разными продуктами банка. Кроме того, некоторые вакансии в других отделах закрывают за счет сотрудников call-центра. Благодаря этому в call-центре в два раза снизилась текучка кадров.

Есть и другие способы предотвратить профессиональное выгорание. Данные рекрутингового агентства Hays показывают, как поступают российские компании:

Если вы чувствуете что выгорание уже близко (или наступило), то советуем пройти тест на сайте Experimental Psychic и получить результаты совершенно бесплатно.

Источник

Оцените статью