Психологические (поведенческие) реакции на стресс
Помимо физиологических, возможны психологические адаптивные реакции, помогающие человеку противостоять стрессору. На действие стрессора человек реагирует тревожностью, напряжением и фрустрацией. Адаптивные формы поведения — тоже механизм адаптации к стрессу, причём они ориентированы либо на выполнение какой-либо задачи (атакующее поведение, избегание стресса, компромиссное поведение), либо на самозащиту. В табл. 9-1 представлены варианты поведенческих реакций на стресс.
Тревожность — психологическая реакция, выражающаяся в ощущении ужаса (страха) или беспокойства, возникшем по неясным причинам. Различные уровни тревожности и соответствующие им типы поведения представлены в табл. 9-2.
Таблица 9-1.Варианты поведенческих реакций на стресс
Адекватные поведенческие реакции | Неадекватные поведенческие реакции |
Атакующее поведение | Тревожность |
Избегание стресса | Агрессивность |
Компромиссное поведение | Депрессия |
Скрытное поведение | |
Подозрительность |
Таблица 9-2.Уровни тревожности [50]
Уровень тревожности | Тип поведения |
Лёгкая тревожность | Повышенная настороженность. Быстрые движения глаз, обострение слуха. Ускорение понимания (схватывание) |
Умеренная тревожность | Сниженное понимание подробностей (деталей) окружающей среды. Сосредоточение внимания на собственных переживаниях, болезни |
Тяжёлая тревожность (паника) | Расстройство мышления. Несоответствие мыслей, чувств и поведения. Сужение поля восприятия, искажённое восприятие окружающей среды. Непредсказуемые реакции, беспорядочная двигательная активность |
Понимание, которое повышается при легкой тревожности, практически исчезает на уровне паники, при которой восприятие окружающей среды становится искажённым. Состояние человека может колебаться между несколькими уровнями тревожности. Уровень возникшей тревожности и её проявление зависят от возраста человека, понимания необходимости лечения, уровня самоуважения и зрелости механизмов борьбы со стрессорами. Люди с высокой тревожностью могут передавать чувство тревоги другим. Например, очень тревожный пациент может усилить тревожность члена семьи, и наоборот. Проявление тревожности может быть результатом выхода энергии, необходимой для восстановления психического равновесия. Эти реакции могут выражаться адаптивным или неадекватным поведением. На типы возникающих поведенческих реакций влияют психические, социальные и культурные факторы, общее развитие личности, прошлый опыт, ценности и экономическое положение. У пациентов и их близких тревожность встречается очень часто.
Агрессивность — реакция, дающая человеку возможность почувствовать себя менее беспомощным и более сильным, снять тревожность. Проявления агрессии возможны при угрозе «Я-концепции» человека. Люди часто злятся из-за потери здоровья, непонимания того, что с ними происходит, поэтому становятся раздражительными, чрезмерно требовательными.
Депрессия — обычная реакция на информацию о тяжёлой болезни. Чувство печали или горя может проявляться следующим образом:
• пропадает желание общаться с другими людьми;
• исчезает интерес к активной деятельности, окружению;
• проявляется обеспокоенность болезнью и объёмом необходимой помощи (ухода);
• выказываются желание умереть или тревожные мысли о смерти;
• поведение становится преимущественно зависимым;
• появляются жалобы на утомляемость или бессонницу;
• возникает плаксивость [50].
Любые разговоры о самоубийстве должны восприниматься серьёзно, и об этом нужно немедленно сообщить врачу.
Скрытное поведение (скрытность) часто появляется во время болезни. Оно помогает пациенту беречь психическую и физическую энергию, чтобы справляться со стрессорами и ускорять выздоровление и восстановление. Скрытные пациенты обычно не создают проблем, их часто называют хорошими пациентами. Они нетребовательны, часто обладают низкой самооценкой, поэтому их можно «упустить».
Подозрительность может появиться вследствие ощущения беспомощности, отсутствия контроля над обстоятельствами. Подозрительные пациенты недоверчивы (у некоторых это может быть особенностью характера). Они часто с осторожностью относятся к персоналу, рутинным манипуляциям и процедурам. Разговоры шёпотом в пределах слышимости такого пациента могут вызвать подозрение, что окружающие скрывают что-то важное.
Соматическое поведение — привычная реакция на стресс, которую можно иначе назвать бегством в болезнь. Люди выражают тревожность путём жалоб на множество симптомов (боль, одышка, запор, понос и др.). Расплывчатые жалобы на боль в пояснице, головную боль или усталость используются пациентом, чтобы привлечь внимание. Медработники часто сердятся на пациентов с соматическим поведением, из-за частых и нечётких жалоб. Сестринский персонал может совершить ошибку, не реагируя на жалобы таких пациентов, потому что они вполне могут оказаться непритворными.
9.3. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АДАПТАЦИИ К СТРЕССУ
Сестринский персонал, работающий в лечебных учреждениях, постоянно сталкивается со стрессами. Окружающая обстановка часто является стрессовой и для пациента. Например, у пациента в результате травмы или операции ампутирована конечность либо вследствие ожога обезображено лицо. Чтобы справиться с подобными переживаниями, пациентам нужна профессиональная помощь: можно дать пациенту высказаться по поводу своих тревог, помочь ему сформулировать ближайшие и отдалённые цели ухода. Медицинская сестра таким способом помогает пациенту участвовать в организации лечения и ухода.
Первичная оценка
Некоторые люди решают проблемы, не задумываясь надолго, другие, наоборот, делают это очень продуманно. Решение проблем — способ преодоления стрессовой реакции, который будет более эффективным, если придерживаться следующих этапов:
• определение проблемы (воздействия стрессора);
• установление факторов, влияющих на проблему (стрессор);
• изучение альтернативных целей и последствий их достижения;
• оценка эффективности сестринской помощи.
Некоторые поведенческие реакции, свидетельствующие о наличии стресса у человека:
• непрерывное хождение вперёд-назад;
• снижение активности, даже у увлекающихся развлечениями людей (пассивность, длительное пребывание в одной позе и т.п.);
• изменения в повседневной жизнедеятельности (снижение аппетита, запор, понос);
• изменение восприятия реальности и социальных взаимоотношений;
• изменение отношения к работе.
В условиях лечебного учреждения стрессорами могут стать изоляция и невозможность повседневного общения с близкими, большой поток информации, чрезмерный шум, изменение привычного жизненного уклада и т.п. Иногда стрессором становятся манипуляции медсестры, выполняемые без объяснения причин и целей. Поэтому медсестра, пытаясь снять беспокойство пациента, помогает ему противостоять стрессу. Оценивая состояние пациента, надо уметь выявлять физиологические, психологические, а иногда и духовные показатели стресса.
К физиологическим показателям стресса относятся:
• повышение или понижение артериального давления;
• учащение пульса и дыхания;
• потливость ладоней либо похолодание кистей и стоп;
• поникшая поза, усталость;
• изменение аппетита, тошнота, рвота, понос, вздутие живота;
• изменение массы тела;
• изменение частоты мочеиспускания;
• патологические изменения в результатах лабораторных, инструментальных и аппаратных исследований;
К психологическим показателям стресса относятся:
• злоупотребление психотропными лекарственными средствами;
• изменение привычек, связанных с питанием, сном, любимыми занятиями;
• психическое истощение, раздражительность;
• отсутствие мотивации, эмоциональные вспышки и частая плаксивость;
• снижение работоспособности и качества работы, забывчивость, ухудшение внимания к деталям, рассеянность («грёзы наяву», «витание в облаках»), прогулы;
• учащение болезней, апатия, подверженность несчастным случаям.
Некоторые авторы отмечают и духовные показатели стресса: гнев на высшие силы, восприятие стрессора как наказание свыше, поиск смысла жизни.
Признаки стресса в рамках «Я-концепции»:
• отказ от встречи с друзьями и знакомыми;
• нежелание смотреться в зеркало, прикасаться к пострадавшей части тела или смотреть на неё;
• негативное восприятие упоминаний об ухудшении функции, деформации или уродстве;
• нежелание использовать протезы при отсутствии конечности;
• отказ от усилий, направленных на реабилитацию.
При проведении первичной оценки состояния пациента медицинская сестра должна выявить признаки нарушения «Я-концепции», задав пациенту следующие вопросы:
• каким образом болезнь (насилие, развод и т.п.) повлияла на Вашу жизнь?
• как Вы приспосабливаетесь к переменам, которые произошли к Вашей жизни?
• как Вы и Ваши близкие сможете справиться с произошедшими изменениями?
Проблемы пациента
Сестринский анализ тревожности лучше всего классифицировать по уровням тревожности. Возможные причины беспокойства:
• изменение социально-экономического статуса, ролевого функционирования, окружающей среды или типов привычного взаимодействия.
Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 2845 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Стресс и здоровье человека
Главная > Реферат >Психология
Некоторые нездоровые формы поведения могут значительно повысить подверженность заболеваниям. Курение является одной из основных причин сердечно-сосудистых заболеваний и эмфиземы. Продукты с повышенным жиросодержанием способствуют развитию различных форм рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Люди, не выполняющие регулярно средней по нагрузкам программы упражнений, испытывают повышенный риск сердечных заболеваний и ранней смерти. Хроническое недосыпание связано с высоким уровнем смертности, как вследствие болезней, так и несчастных случаев. Употребление алкоголя в больших дозах приводит к заболеваниям печени и сердечно- сосудистым заболеваниям, а также способствует развитию некоторых форм рака. Отказ от использования презервативов значительно повышает риск заражения вирусом СПИДа. Таким образом, по подсчетам ученых, большинство болезней, от которых умирают жители промышленно-развитых стран, в значительной степени вызываются нездоровыми формами поведения (Taylor, 1999).
Переживая стресс, мы часто недостаточно заботимся о себе. Студенты во время сдачи экзаменов не спят ночами, часто несколько ночей подряд. Они могут питаться нерегулярно, перехватывая на ходу что попадется. Многие мужчины, у которых умерла жена, не умеют сами готовить и питаются плохо, если едят вообще. Охваченные печалью, некоторые понесшие такую утрату мужчины начинают много пить и курить. При стрессе люди прекращают обычные физические упражнения и ведут сидячий образ жизни. Все такие образы жизни влияют на способность организма
бороться с заболеваниями и на его работу в целом.
Стресс косвенно может влиять на здоровье, сокращая долю положительных факторов в образе жизни и увеличивая долю отрицательных.
Нездоровый образ жизни также способствует повышению субъективного ощущения стресса. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к нарушениям когнитивного функционирования. Человек, злоупотребляющий алкоголем, неспособен мыслить столь же ясно и быстро, как люди, не страдающие от привычки к спиртному. Чрезмерное употребление алкоголя является причиной вялости, утомления, а также депрессии легкой или средней степени, негативно влияющих на способность справляться со стрессовыми ситуациями или даже просто с требованиями повседневной
Аналогично, люди, не получающие достаточного количества сна, страдают от проблем с памятью и обучаемостью, нарушениями логического и математического мышления, сложных вербальных навыков и процессов принятия решений. Пятичасовой сон в течение всего двух суток приводит к значительному снижению результатов при выполнении математических задач и задач на творческое мышление. Таким образом, бессонная ночь перед экзаменом может фактически повлечь за собой получение более низкой оценки.
С другой стороны, лица, ведущие здоровый образ жизни — питающиеся обезжиренными продуктами, употребляющие алкоголь в умеренных количествах, не страдающие от недосыпания и регулярно выполняющие физические упражнения, — часто сообщают, что стрессовые события кажутся им более контролируемыми и что им лучше удается управлять своей жизнью.
Таким образом, здоровые формы поведения помогают справиться с жизненными стрессами, а также снизить риск многих серьезных заболеваний.
4.Навыки преодоления стресса.
Вызванные стрессовыми ситуациями эмоции и физиологическое возбуждение крайне неприятны, и этот дискомфорт мотивирует индивида предпринять что-то для их ослабления.
Процесс, посредством которого человек пытается справиться со стрессовыми требованиями, называется преодолением и встречается в двух основных видах. Человек может сосредоточиться на конкретной проблеме или ситуации, пытаясь изменить ее или избежать в будущем. Это называется проблемно- ориентированным преодолением.
Человек может также сосредоточиться на ослаблении связанных со
стрессовой ситуацией эмоций, даже если саму ситуацию изменить нельзя. Это называется эмоционально-ориентированным преодолением. Большинство людей в стрессовой ситуации пользуются обоими этими видами преодоления.
Стратегия решения задач включает формулировку задачи, выработку альтернативных решений, оценку альтернатив по затратам и выгодности, выбор альтернативы и воплощение выбранного решения. Проблемно ориентированные стратегии могут быть направлены вовнутрь: вместо изменения окружения человек может изменить что-то в себе самом. Например, можно сменить уровень притязаний, найти другие источники удовлетворения или приобрести новые навыки. Умелость использования индивидом этих стратегий зависит от его опыта и возможностей
У людей, склонных к проблемно-ориентированному преодолению стрессовых ситуаций, проявляется меньшая депрессия как до, так и после действия стресса (Billings & Moos, 1984). Конечно, менее подавленным людям легче прибегать к проблемно-ориентированному преодолению.
Но долгосрочные исследования показывают, что проблемно-ориентированное преодоление сокращает периоды депрессии, даже с учетом ее первоначального уровня. Кроме того, психотерапевтическое обучение проблемно-ориентированному преодолению депрессии хорошо помогает людям справиться со своей подавленностью и более адекватно реагировать на источники стресса.
Люди прибегают к эмоционально-ориентированному преодолению, чтобы избежать перегрузки отрицательными эмоциями и чтобы эти эмоции не мешали им предпринимать действия, направленные на решение своих проблем. К эмоционально-ориентированному преодолению прибегают также в случае невозможности урегулирования проблемы.
Существует много способов преодоления отрицательных эмоций. Некоторые исследователи различают поведенческие и когнитивные стратегии (Moos, 1988). К поведенческим стратегиям относятся физические упражнения с целью отогнать свои мысли от проблемы, использование
алкоголя и препаратов, вымещение злости, поиск эмоциональной поддержки у друзей. К когнитивным стратегиям относится возможность временно отложить мысли о проблеме и снизить угрозу, изменив смысл ситуации. Когнитивные стратегии часто предусматривают переоценку ситуации.
Естественно ожидать, что одни поведенческие и когнитивные стратегии будут иметь адаптивный эффект, а другие только вызовут у человека еще больший стресс (например, систематическое пьянство).
Одна из стратегий, помогающих преодолеть отрицательные эмоции, приспособиться к стрессору эмоционально и физически, — это поиск эмоциональной поддержки у других.
Некоторым людям свойственно проявлять менее адаптивные формы преодоления отрицательных эмоций: они просто отрицают, что они испытывают отрицательные эмоции и вытесняют их из сознательной части психики — стратегия, известная как репрессивное преодоление. Вытеснение эмоций в бессознательное может потребовать реальных физических нагрузок, приводящих к хроническому перевозбуждению и, в свою
очередь, к физической болезни.
Защитные механизмы в качестве эмоционально-ориентированного преодоления.
Идея эмоционально-ориентированного преодоления имеет давнюю историю. Для обозначения бессознательных стратегий, позволяющих людям преодолеть отрицательные эмоции, Анна Фрейд ввела понятие защитного
механизма. Эта эмоционально-ориентированная стратегия не меняет стрессовую ситуацию, она изменяет лишь представления и мысли человека о ней. Поэтому во всех защитных механизмах есть элемент самообмана.
Время от времени все мы пользуемся защитными механизмами. Они позволяют нам обойти трудные места, пока мы не сможем непосредственно заняться стрессовой ситуацией. Защитные механизмы только тогда свидетельствуют о неприспособленности человека, когда они становятся
основной формой реагирования на проблемы. Эти механизмы действуют как клапан в котле.
1.Подавление – травмирующий человека материал активно забывается.
Пример: человек забывает прийти на встречу, которая даст ему возможность получить новую работу.
2. Отрицание – отрицание реальных фактов, недопустимых для принятия с его точки зрения или искажает реальность до неузнаваемости.
Пример: человек смертельно болен, но продолжает жить обычной жизнью, строя долгосрочные планы.
3. Проекция – человек наделяет других людей своими собственными чувствами или мыслями, в которых не может признаться себе.
Пример: молодой человек обвиняет в измене свою подругу, хотя сам хочет это сделать.
4. Сублимация – механизм позволяет добиться большего, чем планировалось ранее, но не могло быть осуществлено. Чаще всего это происходит в профессии или творчестве.
5. Рационализация – человек ищет оправдание собственным неблаговидным поступкам или пытается найти причины, объясняющие его действия.
Пример: молодой человек говорит, что эта девушка слишком глупа, чтобы тратить на нее время (на самом деле, она ему отказала).
5.Стресс и закалка организма.
Исследования показывают, что периодическое воздействие источников стресса может оказаться выгодным в плане приобретения физиологической жесткости. По сути, периодический стресс (воздействие его время от времени, с периодами восстановления) ведет к последующей
Полезные физиологические реакции включают возбуждение симпатической нервной системы и происходят, когда человек предпринимает активные усилия, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Возрастание уровня эпинефрина и норэпинефрина положительно коррелирует с успешностью выполнения различных задач (от написания контрольных учащимися до совершения тренировочных прыжков парашютными десантниками): с высоким уровнем этих гормонов в крови и моче связывают лучшую производительность.
Физиологические реакции, являющиеся скорее вредными, включают
возбуждение адренокортикальной системы и происходят, когда человек переживает расстройство, но не пытается активно справиться со стрессовой ситуацией.
Действительно, людям, возможно, необходимо успешно преодолевать умеренные стрессовые раздражители в раннем возрасте для развития психологической устойчивости.
Чаще всего событие считается стрессовым, когда оно является травмирующим, выходящим за границы нормального человеческого опыта; когда оно воспринимается как неконтролируемое или непредсказуемое; когда оно испытывает наши способности; когда оно вызывает внутренний конфликт между несовместимыми целями.
К обычным психологическим реакциям на стресс относятся: тревожность, гнев и агрессия, апатия и депрессия, когнитивные нарушения (например, трудность концентрации и снижение производительности).
Симпатическая нервная система вызывает учащение сердечного ритма, повышение кровяного давления, расширение зрачков и высвобождение печенью дополнительного сахара. Адренокортикальная система вызывает выделение адренокортикотропного гормона, который стимулирует высвобождение в кровь кортизола. Эти реакции готовят организм к тому, чтобы бороться со стрессором или бежать от него. Однако при хроническом возбуждении эти физиологические реакции изнашивают и изнуряют организм.
Стресс влияет на здоровье непосредственно, создавая хроническое перевозбуждение симпатической системы или адренокортикальной системы или нарушая работу иммунной системы. Во время стресса люди могут пренебрегать благоприятными для здоровья видами поведения, что
также может вести к заболеванию.
То, как человек оценивает событие, может повлиять на его восприимчивость к заболеванию после этого события. Например, у людей, которые объясняют плохие события своими внутренними, устойчивыми и глобальными причинами, вслед за этими событиями чаще возникают приобретенная беспомощность и заболевание.
Стратегии преодоления стресса делятся на проблемно- ориентированные и эмоционально- ориентированные. У людей, предпринимающих активные шаги к решению своей проблемы, после
отрицательных событий реже возникает депрессия и заболевание. У людей, которые при преодолении негативных эмоций прибегают к стратегии
уклонения, расстройство после таких событий длится дольше и тяжелее. В психоаналитической теории описан ряд бессознательных стратегий (защитных механизмов), используемых людьми, чтобы справиться с отрицательными эмоциями: вытеснение, отрицание, проекция и другие.
Поведенческие методы, например тренировка релаксации, и когнитивные методы, например противостояние негативным мыслям, помогают людям более адекватно реагировать на стресс.
7.Список использованной литературы.
1.Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию [Текст] – 13-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 713с. ил.
2.Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней). — Спб, ТОО «Лейла», 1994. — 384 с.
Источник