Абстрактно чувствую как это

Абстракция — что это такое и как абстрактное мышление (абстрагирование) помогает увидеть суть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вспомните скучные уроки в школе или университете, на которых вам хотелось спать. Что в них было общего? Обилие научных понятий, общих тезисов (что это такое?) и размытых формулировок.

Вводный теоретический урок предполагает работу с абстракциями. Из-за них он такой обобщённый, как бы оторванный от предмета.

Что такое абстракция? Зачем она нужна? И как она связана с другими сложными понятиями: абстрагированием, абстрактным мышлением? В этой статье мы разберём все вопросы по полочкам. Поехали!

Абстракция и абстрагирование — это упрощение реальности

Абстракция – это мысль, которая родилась в процессе абстрагирования (процесса исключения и отделения несущественного в данный момент, чтобы увидеть главное). Разочарованный читатель, наверное, подумал: «Ну вот, опять нет чёткого определения, а только размытая фраза». Наберитесь терпения, до истины (что это?) осталось совсем чуть-чуть.

У слова «abstractio» три варианта перевода с латыни:

Это мыслительные операции, которые проводит мозг над объектами реального мира в процессе абстрагирования. И появляются абстракции.

Вот несколько примеров для понимания.

    Вы вышли на улицу и посмотрели вверх. О чём подумали? «Газовая оболочка из пяти слоёв с водяным паром, содержит 78% азота, 21% кислорода и так далее». Да так и с ума сойти можно!

Чтобы этого не произошло, вы отвлекаетесь от несущественных сторон, свойств и связей объекта. Выбрасываете из головы слои атмосферы, химический состав и формируете общую мысль – «небо».

Так вот, «небо» — это и есть абстракция. Вы можете пойти дальше и выделить другие существенные признаки объекта: цвет, погоду, время суток. Тогда возникнут такие абстрактные понятия: «голубое небо», «пасмурное небо», «ночное небо».

В конце месяца вы сняли с банковской карты зарплату. Теперь ваша общая мысль – «деньги». Это тоже абстракция. В процессе абстрагирования вы мысленно исключили (отделили) несущественные связи объекта.

Например, связи с банковским учреждением и работодателем. Разве вам интересно, какой длинный путь прошли титульные знаки перед тем, как оказались в вашем кошельке? Вряд ли. Важно то, что это деньги.

Таким образом, вы постоянно занимаетесь абстрагированием и порождаете абстракции. Без этого процесса голова бы просто лопнула от мыслей.

Тогда почему так трудно высидеть на скучных лекциях?

Абстрактные понятия — это высшая форма абстракции

Обобщать можно не только объекты реального мира, но и сами абстракции. Так формируются абстракции высокого порядка – абстрактные понятия. Ими оперируют фундаментальные и точные науки, чтобы описывать сложные закономерности.

Рассмотрим упрощённый пример того, как рождается абстрактное понятие.

На землю выпали атмосферные осадки из кристалликов льда. Это снег. Небо полностью закрыто облаками. Небо и снег белые. На улице белизна.

«Белизна» — это абстрактное понятие. Попробуйте его обобщить. Не получится. Другие примеры абстрактных понятий: истина, справедливость, время, вещество, информация.

От простой абстракции до её высшей формы иногда проходит так много мыслительных этапов, что абстрактное понятие оказывается сильно оторванным от реальности и сложным для восприятия.

Поэтому так трудно слушать теоретические лекции преподавателя.

Виды абстракций

Абстрагирование – это мыслительный процесс, который преследует определённую цель. Вычленить какой-то существенный признак, получить общую картину явления или выработать идеальную схему.

В зависимости от цели абстрагирования выделяют три вида абстракций.

  1. Изолирующая.
    Цель – выделить существенный признак объекта и сосредоточить на нём внимание. На столе лежит апельсин. Вы замечаете, что фрукт оранжевый или сладко-кислый.
  2. Обобщающая.

Цель – получить общую картину явления. Для этого вы отвлекаетесь от частных признаков. Пример обобщающей абстракции – это математические уравнения. Они решаются по определённым правилам. Нет смысла мысленно «дробить» математические уравнения на цифры, плюс, минус, знак равенства, переменную.

Вы, наверное, замечали, что успех в решении любой математической задачи зависит от умения посмотреть на проблему как бы сверху, увидеть общую картину.
Идеализация.

Цель – выработать идеализированную схему объекта, отбросив несущественные реальные атрибуты. Идеализация – это метод познания, без которого не обходятся точные и естественные науки. Вспомните пресловутого «сферического коня в вакууме».

В реальности нет изолированных точек, прямых линий, времени. В отрыве от конкретного объекта их нельзя потрогать, измерить. Это абстракции, которые используются в математике и физике для описания закономерностей реальных явлений.

Что такое абстрактное мышление

Если абстрагирование – это процесс выработки абстракций, то абстрактное мышление – это оперирование ими.

Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».

Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.

Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?

Абстрактное мышление – это форма познания, которая позволяет выйти из интеллектуального тупика, хотя бы на обобщённом уровне описать неизвестные явления. С его помощью строят догадки и видят проблему с разных углов.

Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?

  1. Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
  2. Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.

Краткое резюме

Итак, если говорить совсем уж простым языком, то термин, вынесенный в заголовок этой статьи, представляет из себя общую мысль, которая приближает нас к сути объекта (явления).

Абстракция – это посредник между человеком и сложным миром с его тайнами, законами.

Глупо противопоставлять конкретные понятия абстрактным, потому что без последних невозможен сам процесс познания.

Автор статьи: Наталья Белоусова

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Спасибо за развернутую и крайне понятную подачу материала, выручили!

Незнаю как поблагодарить за такое ясное определите слова . Вы просто супер.такими простыми словами объяснили. Спасибо искренне.

Так абстракция может быть реальным миром и нет? Ведь допустим такой пример : смотрю в книгу , вижу фигу-абстракция же?! Но она в реальном мире уже не существует (фига) -это образное высказывание , но по сути она же является абстракцией.

И ваш пример в начале статьи с небом -это уже реальность. Т.е. абстракция не обязательно должна быть реальна(существовать)? Как это сложно работает , но в целом мне ваша статья понравилась , спасибо , сделал некоторые пометки .

Автор статьи явно молодец.

Абстрактное мышление может быть очень полезно при решении любых задач, причем как теоретических, так и практических. Жаль только, что в школах и других учебных заведениях толком не учат правильным и эффективным методикам.

Мы можем мыслить абстрактно, чтоб объяснить для себя некоторые неосязаемые категории, однако дальше этого, навыки мышления идут редко.

Это всё здорово, но вот когда так называемый художник выплескивает на полотно свои абстрактные идеи, вот тут не по себе становится. Одно дело создание абстракции для решения задач, совсем же другое, когда абстракция создается ради самой абстракции или для подтверждения бредовых идей.

Источник

7 признаков того, что у вас развито абстрактное мышление

Каждый человек примерно понимает, что такое абстрактное мышление, но зачастую лишь интуитивно путается в связях между абстракцией, абстрагированием, размышлением.

Что понимается под абстрактным мышлением? Зачем оно нужно и почему мы не можем обойтись конкретным? Какие формы абстрактного мышления обычно выделяют? Что сделать для развития способности мыслить? Какие вещи не относятся к данному виду мышления? На все это, я постараюсь сегодня вам ответить.

Для более легкого восприятия сегодняшней темы, я рекомендую начать с просмотра короткого ролика.

Первое, что приходит в голову, когда у меня спрашивают об этом мышлении (психологи еще называют его теоретическим, понятийным): это мышление с использованием абстрактных понятий. Но, ответив таким образом, мы абсолютно ничего не поймем ни про мышление, ни про то, какие понятия можно назвать абстрактными.

Итак, абстрактное мышление – это психологический процесс, в ходе которого человек осуществляет поиск решения проблемы, применяя понятия и выполняя действия в уме, но не обращаясь к опыту или к органам чувств.

Почему мы не можем решать вопросы, исходя из окружающей реальности? Необходимо помнить, что те знания, которыми мы обладаем, слишком недостаточны. Мы постоянно сталкиваемся с неполнотой наших представлений о мире. Если бы мы опирались только на них, ничем хорошим бы это не закончилось. Абстракция помогает нам хотя бы примерно сориентироваться в ситуации, начать действовать. Таким образом, сначала чисто теоретическое переходит в практическое. В этом нам помогают следующие формы абстрактного мышления.

Биологический и социальный фактор

Абстрактное или абстрактно-логическое мышление формируется еще в детстве, в дошкольном возрасте. Это заключительный этап развития мышления. Важную роль в его формировании играет воображение. Ребенок пытается оперировать свойствами предмета, не привязывая их к нему. Постепенно учиться выстраивать логические цепочки между предметами, изначально не связанными между собой. Какие упражнения на этом этапе могут помочь:

  • рисование (попросите ребенка нарисовать любовь, если он засомневается, спросите, что он думает об этом чувстве, как его представляет; обычно рисуют любимых людей или сердце);
  • сочинение сказок (вместе с ребенком придумайте сказку, где главными героями будут он и неодушевленный предмет – мячик или пирожок);
  • ассоциативные игры (с чем может быть связано слово жарко, вкусно, красиво, счастливый и т.п.).

Если родители не занимались развитием данного типа мышления у ребенка, то может сформироваться комплекс проблем. В будущем ему будет трудно выделять из общего конкретное, или конкретные понятия интегрировать в общие. Помимо этого, он не сможет находить выход из тупиковых ситуаций, и не сможет планировать события, давая им прогноз. Это может сказаться на профессиональной деятельности, а также на построении взаимоотношений с другими людьми.


Как мы используем мышление?

Конечно, большинство из нас использует сочетание конкретных и абстрактных рассуждений в разное время и в разных ситуациях. Никто бы не смог идти по жизни, полагаясь только на один способ мышления.

Каждый должен использовать абстрактное мышление для того, чтобы строить планы на будущее, понимать сложные идеи или даже запарковать свой автомобиль.

Мы также все нуждаемся в конкретном мышлении для выполнения более практичных жизненных задач, например, необходимость проверить, нужно ли нам купить молоко.

Когда вы были детьми, то считали на пальцах. Теперь вам этого не нужно, поскольку вы воспринимаете цифры с помощью абстрактного мышления. Для некоторых людей абстрактное мышление является доминирующим.

Особенности абстрактно мыслящего человека

В какой-то степени все люди мыслят абстрактно, но у кого-то данный тип мышления развит лучше. Такого человека отличают следующие признаки:

  • он умеет абстрагировать свойства и качества от самого предмета, абстрагироваться от ситуации (вам говорили когда-нибудь «Просто абстрагируйся, и все станет понятно!», т.е. отдели ситуацию от себя и своего к ней отношения, посмотри на нее объективно);
  • умеет находить соответствия между предметами и явлениями, выстраивать логические цепочки;
  • умеет придавать все явления или события анализу, разбирая на составляющие или собирая в единую картину.

Иногда можно услышать вопрос «Хорошо или плохо мыслить абстрактно?». Плохо, если чрезмерно ударяться в абстракцию. Вы можете перестать замечать очевидное, а также, занимаясь планированием и прогнозированием, так и не перейти к действиям.

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно?

Почему это так? Всё дело в том, что в процессе познания мира наши знания о реальности никогда не являются абсолютно точными, абсолютно полными и, как следствие, абсолютно конкретными. Фактически, мы всегда что-то знаем лишь приблизительно, или, другими словами, абстрактно.

Например. Понятия «жизнь» и «смерть» являются абстрактными, но мы при этом точно знаем, что мы живы, а не мертвы. Даже если мы не можем дать точные и конкретные определения этим понятиям, живое от мертвого мы отличить можем почти всегда. Камень мертв, а я жив. Я это знаю, хотя объяснить конкретно и не могу.

Короче говоря, абстрактное мышление нужно для того, чтобы все-таки хоть как-то ориентироваться в нашем мире неполного знания. Потому что наши знания никогда не являются полными, а жить как-то надо. Если мы не можем рассуждать о чем-то точно, надо рассуждать об этом приблизительно. Иначе рассуждать не получится вообще.

Еще один пример. Ребенок не может точно знать, кем он будет работать, когда вырастет. Но он знает, что работать ему все равно придется, потому что деньги будут нужны. Это достаточно абстрактное рассуждение, но если так не рассуждать, то не будет смысла готовить себя к работе, получать знания, ходить в школу, институт, на курсы и так далее. Поэтому, когда приходит время работать, выросший ребенок будет уже приблизительно готов к этому. А в деталях он разберется уже потом, по ходу дела.

Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, следует знать хотя бы направление Фото: pixabay.com
Нам постоянно приходится рассуждать абстрактно, приблизительно. Мы слишком многого не знаем. Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, нам следует знать хотя бы направление. Если точная цель пока не определена, должна быть хотя бы смутная мечта. Абстрактная мотивация к действию лучше, чем полное отсутствие мотивации.

Причем, что самое интересное, абстрактное порождает конкретное. После того как мы на абстрактном уровне пришли к какому-то выводу — нам будет намного проще его конкретизировать. Если вы абстрактно поняли, что вы «технарь» или «гуманитарий», вам будет проще выбрать конкретную профессию, а также конкретный институт, в котором вас этой профессии обучат. Собственно, именно поэтому во всех учебных заведениях дают абстрактные знания — потому что сделать конкретные выводы из них человек потом и сам сможет.

Если вы не знаете, кем хотите стать, но знаете, что склонны к математике, направление уже сужается Фото: pixabay.com

Абстрактное мышление еще хорошо тем, что позволяет думать в условиях, казалось бы, полного интеллектуального тупика. Если вы находитесь в ситуации, в которой мало что понимаете — вы можете все-таки начать рассуждать о ней, просто абстрактно. Собственно, само утверждение «я ничего не понимаю» может стать хорошим началом подобного абстрактного рассуждения. А дальше вам уже станет понятно, что можно подумать более конкретно.

Поэтому, если вы чувствуете, что вы в тупике, вы не знаете что делать или не знаете что думать — начните рассуждать абстрактно. Абстрактное мышление поможет вам выбраться из тупика. А во всем остальном — разберетесь по ходу дела.

Теги: мышление, абстрактное мышление, познание мира

Как развивать абстрактное мышление?

Этот вопрос актуален в любом возрасте, хотя лучше мышление развивается в детстве. Взрослому человеку придется приложить немало времени и стараний для этого. Следующие упражнения помогут вам в решении данной задачи.

  1. Фантазируйте и рисуйте. Попробуйте изобразить такие понятия, как бесконечность, одиночество, нирвана, наслаждение и т.д.
  2. Изучайте картины художников-абстракционистов и сюрреалистов. Не просто рассматривайте их, а попытайтесь вызвать в своей голове образы, которые ассоциируются у вас с этими картинами.
  3. Если вам нравится писать, придумывайте различные сюжеты, вводите в них персонажей, а потом пытайтесь создать для них выход.
  4. Если у вас возникла проблема в отношениях или на работе, прежде чем принять решение, мысленно отстранитесь от ситуации и попробуйте взглянуть на нее со стороны. Задайте себе вопрос «Если бы это происходило не со мной, чтобы я предпринял/а?». Ставьте себя на место других людей: прохожих, родителей, мужа или жены, начальника и др.
  5. Когда ситуация зашла в тупик, попытайтесь придумать несколько вариантов дальнейшего развития событий. Пусть они будут максимально нереалистичными. Потом упростите их, подстройте под собственную жизненную проблему.

Как мы познаем мир?

Есть два способа:

  • Путем чувственного осознания, направленного на внешние признаки предметов — цвет, размер, форма. Инструментом служат органы чувств.
  • Посредством предметного осознания — через собственные умозаключения, проникая в суть вещей.

Конкретные мыслители чувствуют себя комфортно в том, что происходит прямо сейчас. Им нравятся понятные и реальные вещи, а также те, которые они могут подержать в своих руках.

Они любят следовать инструкциям и имеют четко расписанные планы. Такие люди ненавидят все, что относится к непонятным и двусмысленным вещам. Обычно они не читают между строк. И у них не всегда получается быть спонтанными и «плыть по течению».

Абстрактные мыслители, наоборот, думают о том, как все относится ко всему более широко. Они всегда ищут более глобальный смысл или скрытые детали в тех или иных вещах.

Такие люди очень любопытны и любят работать со сложными идеями. Абстрактное мышление тесно связано с символическим мышлением.

Источники

  • Українська радянська енциклопедія : у 12-ти т. / гол. ред. М. П. Бажан; редкол.: О. К. Антонов та ін. — 2-ге вид. — К. : Головна редакція УРЕ, 1974—1985.
  • Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону. В. Н. Савченко, В. П. Смагин. 2006.
  • Словарь-справочник по педагогической психологии. М. В. Гамезо, А. В. Степаносова, Л. М. Хализева. 2001.
  • ГОСТ Р 43.0.3-2009: Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения

Какие есть абстрактные типы мышления

Существует три формы абстрактного мышления, без знакомства с которыми не придет осознание, что значит мыслить абстрактно:


Понятие. Его можно отнести к особой форме мыслительной деятельности, подразумевающей ситуацию, когда предмет или объединение предметов выражаются одним или несколькими признаками. Естественно, что речь идет о какой-либо значимой характерной черте. Понятие может являться словосочетанием или единственным словом, например, «собака», «учащийся школы», «голубоглазая брюнетка».

  • Суждение. Результат – подтвердить или опровергнуть какое-либо высказывание, описывающее предметы или пространственные явления. Здесь же происходит установление тесных взаимосвязей и выявление определенных закономерностей. Существуют простые и сложные суждения. Например, «девочка идет в школу» относится к первому типу, а «началась осень, облетели с деревьев листья» уже считается повествованием.
  • Умозаключение. В результате этого вида мышления происходит связывание множественных суждений в единую цепочку, и человек делает общий вывод. Полученный результат можно назвать новым суждением. А здесь уже вступает абстрактно-логическое мышление, в основе которого и есть формирование нового типа суждений.
  • Читайте также:  Аудиокнига ошо радость счастье которое приходит изнутри аудиокнига

    Промежуточные суждения, приводящие к единому выводу, называются «предпосылками», а окончательный вывод – это «заключение».

    Абстрактное – это значит, ничем не обремененное, свободное мышление, умение оперировать суждениями, самостоятельно делать умозаключения. Без этих психических процессов повседневная жизнь лишилась бы смысла.

    Абстракция – что это в психологии?

    Абстракция – это такой процесс познания, при котором происходит отвлечение от несущественных свойств, параметров, связей явлений или предметов с целью выявить их более важные обобщающие закономерности.

    Иными словами, это обобщение, которое можно сделать над предметами или явлениями, процессами, отвлекаясь от некоторых их свойств.

    С абстракцией связаны следующие понятия:

    1. Абстрактная логика. Она отражает способность человека рассуждать, мыслить, строить высказывания, оперируя не конкретными данными, а понятиями.
    2. Абстрактные образы – это образы, не соответствующие какому-либо реальному предмету.
    3. Абстрактные умозаключения – мысль, которая была сформирована на основе нескольких суждений о чем-либо.

    Об основных положениях и идеях гештальтпсихологии читайте здесь.

    Виды абстракций

    Абстрагирование – это мыслительный процесс, который преследует определённую цель. Вычленить какой-то существенный признак, получить общую картину явления или выработать идеальную схему.

    В зависимости от цели абстрагирования выделяют три вида абстракций.

    1. Изолирующая. Цель – выделить существенный признак объекта и сосредоточить на нём внимание. На столе лежит апельсин. Вы замечаете, что фрукт оранжевый или сладко-кислый.
    2. Обобщающая.
      Цель – получить общую картину явления. Для этого вы отвлекаетесь от частных признаков. Пример обобщающей абстракции – это математические уравнения. Они решаются по определённым правилам. Нет смысла мысленно «дробить» математические уравнения на цифры, плюс, минус, знак равенства, переменную.

    Вы, наверное, замечали, что успех в решении любой математической задачи зависит от умения посмотреть на проблему как бы сверху, увидеть общую картину.

    Читайте также:  Как развивать эмоции человека

    Идеализация.
    Цель – выработать идеализированную схему объекта, отбросив несущественные реальные атрибуты. Идеализация – это метод познания, без которого не обходятся точные и естественные науки. Вспомните пресловутого «сферического коня в вакууме».

    В реальности нет изолированных точек, прямых линий, времени. В отрыве от конкретного объекта их нельзя потрогать, измерить. Это абстракции, которые используются в математике и физике для описания закономерностей реальных явлений.

    Источник

    Оцените статью