Чувственное и рациональное познание
Выделяют два основных уровня познания — чувственный (эмпирический) и рациональный.
Чувственное познание, его свойства
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят:
Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;
Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.
Чувственное познание, реализуемое в формах ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик и свойств:
- является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром;
- несмотря на определенную роль сознания на этой ступени познавательной деятельности, чувственное познание часто характеризуют как «пассивное»;
- исключительно важная характеристика чувственного в рамках практически всех культур, существовавших и существующих в истории человечества, данные органов чувств воспринимаются как несомненно соответствующие действительности;
- на этом уровне человек способен зафиксировать лишь «вещное», данное в органах чувств. Мы не способны проникнуть за оболочку внешних, чувственно воспринимаемых свойств предметов, не способны постичь их сущность, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Эта характеристика иллюстрирует недостаточность чувственного познания с точки зрения формирования целостной картины мира.
Эти задачи, задачи сущностного постижения мира, решаются на другой ступени познания, которая называется рациональным (от лат. ratio — разум) познанием.
Рациональное познание, его свойства
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.
К формам рационального познания относят:
Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);
Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;
Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.
Рациональное познание обладает рядом характеристик и свойств, принципиально отличающих его от познания чувственного:
- оно имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов;
- носит абстрактный (от лат. abstractio — отвлекаться от чего- либо) характер — это способность отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов в контексте данного рассуждения;
- рациональное познание активно и целенаправленно. Мы не можем по собственной воле изменять данные собственных органов чувств, но в своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент. Можем выявлять свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств;
- рациональное познание непосредственно связано с языком — все мыслительные процедуры выразимы в языке. Язык в этом смысле оказывается средством не только коммуникации между людьми, но и закрепления, передачи, объективирования знания.
В отличие от чувственного рациональное познание имеет активный характер. Это проявляется не только в указанных ранее характеристиках, но и в том, что, помимо форм — способов получения и закрепления знания, ему присущи также и некоторые познавательные операции, то есть способы преобразования имеющегося знания. Наиболее значимые операции, осуществляемые на уровне рационального познания:
- анализ — мысленное расчленение целого на части в целях исследования их свойств;
- синтез — мысленное воссоздание целого из частей в целях усмотрения связей между ними;
- обобщение — выявление общего между различными предметами;
- абстрагирование — отвлечение от несущественного, формирование абстрактного объекта;
- определение — придание точного смысла языковому выражению;
- классификация — систематизация видов в рамках какого- либо класса предметов в целях выявления их свойств и определения взаимосвязей между ними;
- умозаключение — вывод нового знания из имеющегося;
- доказательство — обоснование истинности суждения;
- опровержение — обоснование ложности суждения и другие.
Итак, рациональное познание занимает особое место в познавательной деятельности. Оно не только является отличительной особенностью человека, но и дает ему возможность сформировать целостную картину мира, не будучи ограниченным сферой чувственно воспринимаемых свойств материальных объектов.
Однако человек не может ограничиться лишь рациональным познанием. Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом, своего рода «пищей» для наших мыслительных процедур. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Итогом любого рассуждения должно стать знание, адекватно отражающее окружающую нас действительность.
С другой стороны, и чувственное познание не является независимым от нашего сознания. Познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Уже на уровне восприятия и представления сознание активно вмешивается в способы отображения познаваемых объектов. Не будучи способным воспринять в ощущениях абсолютно все свойства предметов, человек мысленно «достраивает» чувственно фиксируемые образы. Формируя представления о предметах, человек опирается на всю систему имеющихся у него знаний, относя предметы к тому или иному классу. Таким образом, чувственное и рациональное познание образуют единую систему познавательных способностей человека, направленных на получение знаний о мире.
Основные направления в теории познания
В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.
Сенсуализм
Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.
Рационализм
Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.
Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.
И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.
Скептицизм
Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:
- Все. что видишь ты. — видимость только одна,
- Только форма — а суть никому не видна.
- Смысл этих картинок понять не пытайся —
- Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.
Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:
- чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
- чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
- нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.
Агностицизм
В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.
Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.
Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.
Источник
Соотношение чувственного и рационального познания.
Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание? Почему они вступают в конфликт? А какое начало — чувственное или рациональное — преобладает в Вашем способе познания?
Прежде чем ответить на вопросы, я хочу обратиться к понятиям чувственного и рационального познаний, но для начала дам определение понятия «познание».
Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей. В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания об различных объектах, явлениях и процессах, о закономерностях их протекания.
В науке выделяют две ступени познания – чувственное, осуществляемое при помощи органов чувств, и рациональное, логическое познание, именуемое также абстрактным мышлением. Рассмотрим каждую из ступеней познания.
Чувственное познание.
Существуют три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Восприятие (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствует системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса дыни, с другой – восприятие вкуса, формы, запаха, цвета дыни в их единстве). Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Можно выделить некоторые свойства восприятия:
1) Предметность: мы воспринимаем конкретно что-то или кого-то.
2) Целостность: образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры.
3) Осмысленность: предмет осознается как конкретный предмет.
4) Константность: фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета.
Ощущение (отражение свойств отдельных предметов) соответствуют определенным свойствам предметов. Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. Эта форма чувственного познания представляет собой части целостных восприятий. Глядя на стул, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств дают нам информацию об отдельных свойствах стула, например, о его цвете.
Между ощущением и самим предметом существует несколько звеньев. В рецепторах внешние воздействия превращаются из одного вида сигнала в другой, кодируются и посредством нервных сигналов-импульсов передаются в соответствующие мозговые центры, где перекодируются на «язык» мозга, подвергаются дальнейшей обработке во взаимодействии с прошлыми следами.
Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие не возможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же самое время органы чувств дают нам информацию об отдельных свойствах стула, например, о его форме.
И третья форма чувственного познания – это представление.Представление – это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия из непосредственного чувственного восприятия. Все отмеченные стороны ощущений и восприятий распространяются и на представления — третью форму чувственного познания. Главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием, в представлении сглаживается уникальное, специфическое, единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение.
Память и отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление — это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.
Роль чувственного отражения весьма важна:
• органы чувств это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
• без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению;
• потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности;
• органы чувств дают тот минимум информации, который необходим для познания объектов.
Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств.
Рациональное познание.
Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления. На этой ступени мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даём их определения, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Примером подобного вывода – умозаключения может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Стадиями рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в определениях; суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что – либо о познаваемом объекте. На основе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Соотношение чувственного и рационального познания.
Чувственное и рациональное познание две ступени познания, они не противопоставляются друг другу. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. На уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики духовно-интеллектуальной деятельности сознания.
Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром, поэтому чувственное знание имеет непосредственный характер. Органы чувств человека – результат длительного исторического развития. Хотя они наследуются биологически, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувственных ощущений. Так, художники могут различать несравненно больше оттенков цвета, чем обычный человек, профессионально не работающий с цветом.
Однако как бы не были развиты органы чувств, они всегда принципиально ограничены в различении внешней информации, что нередко давало повод скептикам усомниться в познавательных возможностях людей. Так, ухо человека способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых колебаний. С помощью техники люди преодолевают биологическую ограниченность своих органов чувств.
В силу отсутствия непосредственной связи органов чувств с предметом в представлении возможны произвольные образы (русалка, кентавр). Вместе с тем, благодаря отвлеченности от предмета возможна продуктивная деятельность человека. Ему нужно было вначале представить себе топор и колесо в виде образов, прежде чем он научился изготовлять их на практике.
Все чувственные образы не существуют без человека и вне его. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в указанных формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта.
С помощью органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность чувства человек преодолевает с помощью рационального мышления. Рациональное познание в отличие от чувственного носит опосредованный характер. Это значит, что размышляя о предметах, человек непосредственно с ними не контактирует. Исходные сведения о предметах в рациональном мышлении доставляются человеку органами чувств, либо предшествующим рациональным познанием.
Логическое (рациональное) мышление имеет обобщенный и абстрактный характер. В мышлении человек отвлекается от многих чувственно-конкретных признаков, формирует идеи об общих и типичных свойствах предметов, создает логические абстракции (например, стоимость, энергия и т.д.). Именно с помощью логических абстракций познающий субъект способен проникнуть в сущность изучаемого объекта.
Логический образ существует в форме мысли о предмете. Различают предмет мысли (то, о чем мы мыслим), содержание мысли (то, что представляем в мысли) и форму мысли (то, как мы мыслим). Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение.
Из понятий как из элементарных единиц строятся все логические рассуждения. Понятие всегда является логической абстракцией. Оно лишено чувственности. Понятие можно понять, но не почувствовать.
В научном познании понятие выступает как сущностный образ вещи. Оно не является независимым от предметного мира, но всегда в абстрактной форме выражает сущность вещей. Представление о сущности, разумеется, не тождественно обозначению предмета символом или словом. В понятийном мышлении происходит свое образное препарирование действительности с помощью абстракций: отделение необходимого от случайного, сущности от явления, содержания от формы.
С помощью суждений логическое мышление приобретает особую гибкость в познании самых разнообразных свойств внешнего мира. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то в суждениях можно отобразить и единичные, и частные, и общие признаки. Более того, поскольку всякое суждение есть связь понятий, то в суждениях можно связывать единичное, частное и общее. Например, «галоген фтор — химический элемент». Общее (химический элемент) связано с особенным (галоген) и единичным (фтор).
На основе одних суждений, называемых обычно посылками, можно получать новое суждение, называемое выводом. Благодаря умозаключениям мыслящему человеку нет необходимости каждый раз для доказательства своих утверждений прибегать к опытным данным. Используя умозаключение, он получает некоторую независимость от опыта. Отправляясь от подтверждаемых опытом предпосылочных суждений, познающий ум может путем умозаключений делать все новые и новые утверждения о предмете, не соотнося их непосредственно с опытом.
В познании чувственно и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство у человека всегда носит осмысленный характер, а рациональное рассуждение опирается на данные опыта.
Источник