Что показывает колесо эмоций Роберта Плутчика?
Психологическое состояние человека выражается через эмоции. Именно эмоция — основное звено для связи человека с реальностью и его общения с другими людьми.
Сложный процесс коммуникации включает не только выражение чувств, но и сопряженный с этим процессом комплекс психологических защит личности.
Клинический психиатр, психолог Роберт Плутчик (США) стал автором адаптационной теории эмоций. Научный труд увидел свет в виде монографии, вышедшей в 1962 году и получившей мировое признание.
Плутчику удалось воссоздать четкую картину внутриличностых процессов и связанных с ними психозащит человека.
Основные тезисы теории эмоций:
- В основе возникновения эмоций лежит генетика, эволюционная адаптация человека.
- Именно эволюционный отбор обеспечил формирование наиболее эффективных механизмов — поведенческих реакций (всего их 8), позволяющих людям выживать и коммуницировать с окружающим миром.
- Эмоция трансформируется в поведенческую реакцию, мгновенно соединяющую сложную цепь человеческого восприятия от стимула к конкретному действию.
Например, при распознании угрозы и опасности, человек немедленно чувствует страх и ужас, что побуждает его отстраниться, сбежать, повинуясь инстинкту самосохранения.
Взаимосвязи между эмоциями Плутчик представил в виде «колеса» — схемы, в структуре которой цепочки определений соединены общностью понятий. Например, вертикальный вектор колеса демонстрирует интенсивность нарастания чувства: печаль — грусть — горе, принятие — доверие — восхищение.
Эмоции соотносятся с чертами характера человека: страх свойственен робости, радость — дружелюбию, а ожидание — любопытству в характере. Крайние выражения чувств определяют в дальнейшем клиническую картину психических расстройств: состояние печали субъекта в крайней степени превращается в депрессию, гнев — в агрессию, а отвращение — в параноидальное состояние.
Базовые человеческие реакции соответствуют 8 основным эмоциям:
- принятие — в физиологии это процесс приема пищи, в более широком смысле — принятие того, что человек определяет, как нужное и хорошее для себя (благоприятное);
- отторжение, отвращение — так индивид избавляется от неприятного, непригодного для выживания;
- избегание как реакция на опасность, угрозу;
- разрушение преград на пути к желаемому;
- приближение, ухаживание с целью воспроизводства;
- печаль от потери значимого человека вместе с поиском нового объекта опеки (реинтеграция);
- распознавание, ориентация при контакте с новым и неизвестным;
- изучение, исследование событий и фактов среды, в которой живет человек.
В дальнейшем теория Плутчика дорабатывалась им в соавторстве с другими учеными. Совместно с Генри Келлерманом Плутчик разработал рабочую модель механизмов психозащит, структурную теорию личности.
В результате психозащиты в голове человека реальность искажается удобным ему способом: игнорируется, забывается или интерпретируется во что-то кажущееся безопасным и «удобоваримым».
Основные виды эмоций в научном исследовании Плутчика — Келлермана ложатся в основу диспозиций — склонность человека к конкретным действиям, реакциям на события, явления и предметы окружающей среды. Для совладания с бурей чувств образуются защитные механизмы, поэтому 8 базовых эмоций человека также сопровождаются 8 основными психозащитами.
Радость — диспозиция мании
В норме личность этого типа буквально фонтанирует энергией с преобладанием эмоции радости. В характере выражены позитивное отношение, любовь к людям, высокая потребность в общении.
Психзащита проявляется в виде управления поведением. Присуща высокая мотивация соответствовать социальным канонам, традициям и нормам.
Принятие — истерия
Эмоция принятия сопровождается защитным механизмом в виде отрицания. В характере истерика проявлены гипервнушаемость, склонность к идеализации симпатичных, приятных людей (влюбчивость).
Те моменты, которые не нравятся сознанию, отрицаются. В социуме люди с основной эмоцией принятия стремятся к всеобщему вниманию, склонны к аффектации и пафосу, они самонадеянны, оптимистичны и жаждут признания.
Гнев — агрессия
Гнев — агрессия: замещение
Защитной реакцией организма на преобладающую эмоцию гнева является замещение.
Замещение, как защитный механизм, необходимо для коммуникации с более сильными и имеющими власть членами социума, иначе человек находился бы в состоянии постоянных опасных для него конфликтов. Замещение перенаправляет гнев на более безопасный объект или же внутрь самого агрессора.
Гневливый человек раздражителен и вспыльчив, гипертребователен, критичен к окружению. Любая критика вызывает у него бурный протест.
Удивление — психопатия
Человек с ведущей эмоцией удивления внушаем и импульсивен. Его характер слаб, он не умеет доводить до конца начатое, легко поддается влиянию окружающих, не уверен в себе, постоянно ищет поддержки и помощи окружающих.
Защитный механизм, регулирующий по Плутчику эмоцию удивления — регрессия, которая выражается в переходах от более зрелых моделей поведения к детской незащищенности и обратно.
Печаль — депрессия
Печаль — депрессия: функции
Личность такого типа постоянно страдает из-за утраты чего-либо (кого-либо), а также потери самоуважения.
Защитной реакцией выступает компенсация, которая выражается в устранении собственных недостатков, работе над собой.
Такие люди способны достигать значимых результатов в деятельности, они склонны к оригинальности, серьезным занятиям спортом.
Отвращение — паранойя
Неприятие (или отвращение) в качестве основной эмоции становится следствием травмы отвержения важными для человека людьми в ранний детский период.
Защитной реакцией выступает проекция, которая перебрасывает ощущение собственной ущербности на других.
Такие люди настроены критично, не поддаются внушению, горды, злопамятны, ревнивы. Часто они замкнуты и несговорчивы, но стремятся достичь высоких показателей в любом деле.
Страх — пассивность
Страх — защитное поведение: пассивность
Эмоция страха блокируется, вытесняется подавлением.
Защитное поведение делает боящегося человека пассивным, инертным. Он уходит в себя, не проявляет инициативу, старается избегать возможных проблем.
В социуме такие люди робки, боятся новых знакомств, покорны, часто все забывают. Легко попадают в зависимость от кого-либо.
Ожидание — обсессивная диспозиция
Эмоция ожидания негативных событий блокируется излишней рационализацией, переосмыслением событий и фактов.
Подобный тип личности формируется в отрочестве из-за страха не проявить себя «на высоте» в конкурентной борьбе с ровесниками.
Возникший гиперконтроль и склонность к самоанализу делают человека ответственным и дисциплинированным индивидуалистом.
Итак, колесо Плутчика — что это такое?
Колесо Плутчика — что это такое: понятие. Визуализация эмоционального спектра человека, предложенная Робертом Плутчиком, получила название колеса эмоций.
Спектр изображен в виде 8-лепесткового цветка правильной формы, дополнительно поделенного на три сектора.
В центре расположены эмоции в крайнем проявлении (аффекты), средний круг — базовые чувства, внешний — более сложные.
Чем дальше от центра — тем ниже интенсивность проявляемого чувства (перечисление от центра к внешнему сектору):
Таким образом, все эмоции — производные от базового спектра (возможные комбинации), а каждое базовое чувство имеет свой антипод — противоположность.
Как им пользоваться?
Колесо эмоций Плутчика используют для изучения тонкостей эмоций, а также для обучения эмоциональному воздействию.
Суть упражнения в том, что несколько раз в день останавливайтесь и отвечайте себе на вопросы:
1. Что сейчас со мной происходит?
2. Что чувствует моё тело?
3. Что я хочу сделать?
4. Как называется это переживание? (загляните в цветочек и найдите подходящее состояние)
Упражнение помогает лучше разобраться в тонкостях эмоционального мира, а значит, более эффективно взаимодействовать с людьми.
Именно эмоциональный импульс лежит в основе любого действия, совершаемого человеком. Поэтому максимальное осознание многообразия спектра эмоций помогает лучше понять не только другую личность, но и себя самого.
заметку разместила Анастасия Дядчук — психолог, фототерапевт, игропрактик, основатель «Общества игропрактиков Санкт- Петербурга»
расписание трансформационных игр смотрите здесь >>>
Источник
Как использовать колесо эмоций Роберта Плутчика для развития эмоционального интеллекта.
Колесо эмоций Роберта Плутчика: общая информация
Американский психолог Роберт Плутчик закончил работу над теорией в 1962 году — тогда она была представлена в виде монографии.
Он изобразил 8 основных эмоций человека, представил их в виде противоположных пар. В итоге получилась яркая наглядная схема, напоминающая цветок. Колесо эмоций Роберта Плутчика включает в себя:
Центральный круг — аффекты — эмоции.
Средний — базовые или простые эмоции.
Внешний — сложные эмоции, получаемые, если соединить простые чувства в определенном порядке.
Обратите внимание: чем дальше эмоция удалена от центральной оси, тем слабее является переживание. В нижней точке смыкания лепестков — полное спокойствие или эмоциональный ноль. С помощью колеса эмоций Роберта Плутчика удается лучше представить свои или чужие чувства, понять их и научиться вызывать нужные, а при необходимости — корректировать поведение.
Эмоция состоит из нескольких компонентов.
Во-первых, это некое возбуждение в организме человека.
Во-вторых, это особое переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щёки, трясутся руки).
В-третьих, эмоции экспрессивны, т.е. люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении.
Эмоции являются очень полезным приобретением эволюции человека. Благодаря эмоциональному реагированию люди лучше понимают друг друга, поскольку эмоции передают большое количество информации. Например, если собеседник злится, то можно делать некоторые предположения относительно его дальнейшего поведения и решений.
Кроме того, эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента. Они предупреждают нас, сигналят, привлекают наше внимание к чему-то важному и дают возможность найти верное решение в конкретной ситуации.
Эмоции подкрепляют нашу мотивацию и решимость совершить то, что хочется. Если бы наши цели были нам безразличны, мы бы к ним не стремились.
Однако эмоции могут и мешать нам. Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую это сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.
Вот простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:
1.Что сейчас со мной происходит?
2. Что чувствует моё тело?
3. Что я хочу сделать?
4. Как называется это переживание?
Инструмент полезен и в работе с персоналом. С помощью него можно влиять на сотрудников во время развития, обучения и вовлечения, мотивировать работать лучше, разрабатывать тактику личного развития. Колесо дает возможность спрогнозировать не только действия конкретных людей, но и результаты работы команд.
Жук в коробке.
Как-то Людвиг Витгенштейн предложил такой эксперимент: представьте, что у вас и у меня есть по коробке. Я спрашиваю: «Что у тебя в коробке?» – и вы отвечаете: «Жук». Я говорю: «Вот классно, у меня тоже жук». И если мы оба не слишком-то интересуемся насекомыми, то вполне можем решить, что в наших коробках одинаковые жуки. А вот если захотим проверить, так ли это, что мы будем делать? Вероятно, скажем: «У меня здоровенный жук там, а у тебя?» – «У меня тоже здоровенный». Вроде бы по одному параметру совпало… Но что значит «здоровенный жук»? Для человека, который видел когда-либо южноамериканского жука-геркулеса, и для человека, который не видел ничего крупнее рогача, понятие о том, что значит «здоровенный жук», будет сильно отличаться. И хорошо, что жуков можно вытащить из коробки, поставить рядом и сравнить. А потом найти способ классифицировать их. А что если бы жуки водились только в закрытых коробках, видеть их могли бы только их владельцы, и то не целиком и краем глаза, – как бы мы говорили о них тогда? Представили? Вот и хорошо, теперь нет никакой нужды объяснять, почему описание и уж тем более классификация эмоций – одно из самых гиблых начинаний психологии.
Колесо эмоций
Попыток классификации эмоций было бессчетное множество, и большинство разбивалось об эту «жучиную» проблему. Ну в самом деле, как классифицировать штуки, которые нельзя ни пощупать, ни померить, ни отделить четко одну от другой? А слова, которыми они описываются, имеют множество близких, но в то же время разных значений, что создает отличную почву для шуток («Гоги, ты помидоры любишь?» – «Кушать да, а так – нэт»), но безобразную – для исследования. Однако даже на такой почве какую-никакую определенность можно прорастить.
Совместными усилиями социальных психологов вроде Пола Экмана, этологов, эволюционных и когнитивных психологов (которым удивительно хорошо удаются красивые и симметричные схемки) было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Самой удачной, на мой взгляд, является «колесо эмоций» Роберта Плутчика. Центральный круг на колесе – аффекты, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции. Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль. Итак, эмоции бывают базовые и сложные.
Сложные эмоции получаются из базовых, базовые – из аффективно-поведенческих реакций на типичные ситуации (а вернее, на ситуации, типичные для наших гоминидных предков).
Альфрид Лэнгле, автор экзистенциальной теории эмоций, определяет аффект как непосредственное чувство, вызванное раздражителем. Он не длится долго – с исчезновением стимула почти сразу (или спустя недолгое «время затухания») исчезает и вызванный им аффект. В отличие от аффекта, который является всего лишь психической реакцией на раздражитель и личностно еще не интегрирован, эмоция – это продукт «преломления» аффекта через призму субъективных ценностей.
«Эмоция – это то, как человек переживает… то, что он воспринял из ситуации, – считает Аль¬фрид Ленгле, – эмоция – это не реакция, а своего рода внутренняя речь». Путем «преломления» аффекта через призму базовых социально-биологических ценностей мы получаем социально-биологические базовые эмоции. Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.
Упражнения для тренинга эмоций.
Попробуйте несколько упражнений, которые можно сделать с этой таблицей (особенно полезны они будут тем людям, у которых типичные эмоциональные состояния описываются словами «плохо», «так себе» и «нормально».)
Гнев + Предвкушение = ЗАПАЛ
Предвкушение + Радость = ОПТИМИЗМ
Отвращение + Гнев = НЕГОДОВАНИЕ
Страх + Удивление = СМЯТЕНИЕ
Радость + Доверие = ЛЮБОВЬ
Печаль + Отвращение = ПРЕЗРЕНИЕ
Удивление + Печаль = ДОСАДА
Доверие + Страх = ПОКОРНОСТЬ
Гнев + Радость = ТРИУМФ
Предвкушение + Доверие = НАДЕЖДА
Отвращение + Предвкушение = ЦИНИЗМ
Страх + Печаль = ОТЧАЯНИЕ
Радость + Страх = РИСК
Печаль + Гнев = ЗАВИСТЬ
Удивление + Отвращение = ШОК
Доверие + Удивление = ЛЮБОПЫТСТВО
Гнев + Доверие = ДОМИНИРОВАНИЕ
Предвкушение + Страх = ТРЕВОГА
Отвращение + Радость = НЕЗДОРОВАЯ ТЯГА
Страх + Отвращение = ВИНА
Удивление + Гнев = ВОЗМУЩЕНИЕ
Доверие + Печаль = СОЧУВСТВИЕ
Радость + Удивление = ВОСТОРГ
Печаль + Предвкушение = ПЕССИМИЗМ
Эмоциональный ноль = ПОКОЙ
Воспринимайте эту таблицу не как Истинный и Непреложный Словарь Эмоциональных Проявлений, а как тренажер для развития эмоциональной компетентности.
- Внимательно просмотрите на таблицу. Допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. (Например, почему «Доверие + Грусть = Сочувствие»? Я бы сказал скорее «Сентиментальность» или «Ностальгия».) Подумайте, чем именно отличается ваш вариант от предложенного? Почему вы считаете, что он больше сюда подходит? Почему автору таблицы более подходящим показалось другое слово, из каких соображений он поставил его туда, какое значение он вкладывал?
2. Повторите это же упражнение в паре или в группе. Вас может удивить, что те названия, которые вам кажутся подходящими, вызывают возражения и недоумение у других людей, или то, что кто-то настойчиво станет предлагать слова, которые, по вашему мнению, явно не подходят. Возможно, вы понимаете эти слова по-разному. Обсудите и попытайтесь выяснить, в чем конкретно заключается разница.
3. Вспомните любую эмоцию, которой нет в таблице. Теперь подумайте, в какую ячейку ее лучше вставить? Чем эта эмоция отличается от всех прочих? Интенсивностью? Объектом, на который направлена? Чем-то еще?
Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные. Ведь, как сказал тот же Витгенштейн, «границы моего языка определяют границы моего мира».
Плюс на минус.
Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, предложил когда-то простую и удобную формулу для описания того, как это «перемножение» происходит. А х В = С, где А – это активирующее событие, В – это наши взгляды и верования об устройстве мира, а С – это следствия (в нашем случае – сложная эмоция). Сложная эмоция определяется тем, как мы эту ситуацию интерпретируем. Одни люди позволяют себе оказаться раздавленными «негативными эмоциями», а другие – нет. И это говорит не столько о том, что у них другие физиологически реакции, сколько о том, что они переживают эти реакции иначе. Верования Эллис делит на рациональные и иррациональные. Первые выражены в форме пожеланий и предпочтений: «Мне нравится, когда мне удается то, чем я занимаюсь». Вторые – в форме абсолютных требований: «Я должен добиваться успеха во всем, за что бы ни взялся». И одна и та же эмоция при «умножении» на рациональное верование оказывается неприятной, но вполне выносимой, а при «умножении» на иррациональное – пыткой. Таким образом, здоровая негативная эмоция отличается от нездоровой лишь верованием, которое к ней применено.
Как выявить и как работать с иррациональными верованиями.
Узнать иррациональное верование можно по нескольким типичным признакам (следите за внутренним диалогом!)
Абсолютное требование к себе: «Я всегда должен всем нравиться».
Сверхобобщение: «Мне никогда ничего не удается».
Драматизация: «Это невыносимо! Я этого не переживу!»
Абсолютное требование к миру: «Такого не должно было случаться! Никогда!»
Катастрофицирование: «Не сдал отчет вовремя – теперь меня точно уволят, другую работу я не найду, денег не будет, через месяц меня вышвырнут из квартиры…»
Эти штуки, кстати, любят тусоваться вместе.
Инструмент для работы по выявлению иррациональных убеждений.
В спокойных размышлениях нет заранее фиксированного, ожидаемого результата в виде предполагаемого решения какой-либо задачи;
в спокойных размышлениях нет самой необходимости мыслить, т.е., выходить рассуждениями из проблемной ситуации;
в этих размышлениях одинаково ценно как логическое, так и алогическое мышление;
это скорее образное мышление, чем понятийное;
этот тип размышлений близок к музыкальному мышлению и его логике.
Здесь прямая ссылка: https://agb.podster.fm/
Прослушайте треки (их 19) в свободном режиме можно не по порядку и дайте обратную связь Александру Беляеву.
Если внутри спорите с информацией, которую услышите. то аргументы записываете и отправляете их в «личку», тогда по этому материалу Александр Беляев сможет сказать на каких базовых жизненных темах есть ограничения, которые мешают вам в жизни.
Вина – стыд: и вина, и стыд берут начало в отвращении и страхе быть отвергнутым референтной группой. Но если в случае вины отвращение вызывает отдельно взятый поступок, то стыд – это следствие распространения отвращения на того человека, который сделал то, чего не смел делать.
Досада – разочарование: вам грустно, что фортуна вдруг повернулась к вам задом, – это вполне здоровая досада. Но если вы считаете, что она не имела никакого права так с вами поступать и вообще мир жесток и преступно злонамерен – то это уже первый шаг к депрессии.
Тревога – беспокойство: тревожиться в ожидании пугающих событий – вполне нормально. Но если вы убедили себя, что по этому событию проходит водораздел между потенциальным благоденствием и необратимым крушением всех жизненных чаяний, то тогда тревога перерастает в беспокойство.
Зависть – ревность: грусть и злость от того, что у кого-то есть то, что не помешало бы вам, – здоровая зависть, двигатель свершений. Но стоит вам уверовать, что нечто должно непременно принадлежать исключительно вам, – и вот уже ваши мускулистые черные руки душат девицу.
Список подобных пар можно было бы продолжать, но, думаю, основная мысль ясна: страдание – это следствие не эмоций, а неверного обращения с эмоциями.
Благодарим Андрея Беспалова за материал статьи «Колесо эмоций Роберта Плутчика»
Рекомендации для руководителей:
Как пользоваться колесо эмоций Роберта Плутчика при обучении
Обучение будет успешным, если слушатели усвоят информацию, воспримут ее. Для этого у них должно быть приподнятое настроение, а мысли направлены на запоминание сведений. Если спикер не способен вызвать интерес у публики, люди начинают заниматься своими делами, думать о проблемах, отвлекаться и разговаривать.
До начала проведения обучающего мероприятия воздействуйте на эмоциональную сферу слушателей, опираясь на колесо эмоций Роберта Плутчика.
Ваша задача — задействовать внутренние ресурсы подчиненных, а не только мотивировать их обещаниями и внешними стимулами. Это интересно! Одна из важных эмоций, которая участвует в успешной деятельности, — эмоция интереса. В совокупности с доверием и радостью она дает человеку энергию, чтобы достигать цели и быть готовым к вызовам. Коктейль эмоций интерес-радость-доверие побуждает к творчеству.
Вариант №1. Смешивайте эмоции
Выберите чувство, которое вы хотите вызвать у сотрудников. Найдите его в колесе, посмотрите, из каких простых эмоций его можно получить. Например, вызвать любопытство помогает интрига или доверительная обстановка, зарядить оптимизмом — знание конечного результата и т.д. По сути, вам нужно вызвать несколько эмоций, которые в комбинации друг с другом дадут желаемый результат. Какие инструменты для этого использовать — решать вам. Лучше заранее подумайте над этим, чтобы не пришлось импровизировать. Выучите таблицу с эмоциональной арифметикой или распечатайте ее, чтобы при необходимости подглядывать. Эмоциональная арифметика: какие эмоции сочетать
Вариант №2. Создайте позитивную атмосферу
При обучении сотрудников учитывайте тот факт, что познавательная активность мозга зависит от испытываемых человеком эмоций. Сложная информация, требующая умственного напряжения, усваивается только в позитивной обстановке. Если участники напряжены, вызовите эмоцию радости и доверия. Добиться этого можно несколькими способами. Тщательно подготовьтесь к мероприятию, подберите спокойные фоновые мелодии, которые будут расслаблять, но не отвлекать. Дайте участникам время, чтобы они пообщались, познакомились, обсудили что-нибудь. Если у вас нет времени на подготовку, расскажите интересную историю, связанную с темой обучения, в самом начале тренинга, которая вызовет разноплановые эмоции. Важно, чтобы участники прониклись повествованием, сопереживали главным героям.
Пример: Менеджер по обучению компании-дистрибьютора селективной парфюмерии Станислав раз в несколько недель проводит тренинг. Его задача — погрузить новичков в корпоративный контекст, дать информацию о продукте. Приходя на встречу, люди чувствуют благоговение перед новым этапом в жизни. Эта эмоция состоит из страха и удивления. Чтобы воздействовать на аудиторию, тренер добавляет к этим эмоциям чувство доверия. Обычно Станислав начинает мероприятие с интересной истории: «Недавно мы запускали на рынок линию ароматов в красивых флаконах с полудрагоценными яркими камнями. Продукт дорогой. Руководитель проекта, которого назначили популяризировать марку, сомневался в успехе. Не по душе ему были ароматы! А его помощница оценила духи. У нее возникло много новых идей, как донести до потребителей очарование линии. Как вы думаете, чем закончилась история?». Участники приступают к активному обсуждению, осваиваются, начинают доверять тренеру, поэтому мероприятия проходят с максимальной пользой.
Вариант №3. Вызовите любопытство
Любопытство побуждает людей слушать внимательнее, улавливать каждое слово, поэтому оно важно при обучении. Чтобы его вызвать, смешайте удивления с доверием. Для этого подойдет красочная презентация. Также вы можете задать нестандартный или провокационный вопрос, запускающий мыслительные процессы. Побудите людей задуматься, проанализировать, дать ответ. Будет идеально, если вы спровоцируете жаркую дискуссию среди участников. Применение колеса эмоций Роберта Плутчика при развитии внутренних коммуникаций Многие HR-ры сталкиваются с проблемой развития внутренних коммуникаций компании. Связано это с тем, что они не могут вызвать интерес у сотрудников. Чтобы исправить ситуацию, задействуйте эмоции. Вызовите любопытство. Например, при развитии корпоративного портала ежедневно добавляйте интересные новости, делитесь собственными наблюдениями. Провокационная информация — запрещенное, но мощное оружие. Используйте ее, если ничто другое не помогает. Сочетайте доверие и предвкушение, чтобы «заманить». Вызывайте эти же и другие эмоции на совещаниях. Так вам не придется заставлять сотрудников посещать их, придумывать наказания, если они не придут. При подготовке к мероприятию обращайтесь к колесу эмоций Роберта Плутчика. Заранее думайте, как и с чего вы начнете, чтобы заинтересовать подчиненных, чем закончите.
Пример: В компании «Альфа» руководитель Александр не заставлял работников ходить на совещания и посещать корпоративный сайт, но сотрудники все равно делали это. После его ухода ситуация изменилась. Новый управляющий Даниил жаловался директору Станиславу, что подчиненные не желают обсуждать даже серьезные проблемы, а посещаемость сайта упала. Станислав решил поговорить с персоналом. Он выяснил, что поведение сотрудников связано с тем, что им скучно на совещания, а ничего нового управляющий не говорит и не предлагает. После разговора директор вызвал Даниила и попросил его изучить колесо эмоций Роберта Плутчика и научиться им пользоваться. Ситуация изменилась, когда управляющий стал вызывать заинтересованность, предвкушение у сотрудников. Они охотнее шли на совещания, ведь на них стало не так скучно. Как стимулировать персонал с помощью эмоций Эмоции влияют на все сферы жизни человека, его здоровье. Чем больше позитивных чувств испытывает работник, тем эффективнее работает. Создайте в коллективе ощущение благополучия, стабильности, радости. Комбинируйте разные эмоции, записывайте, как себя ведут подчиненные, каких результатов достигают. Со временем вы научитесь ловко вызывать те чувства, которые нужны для решения текущих задач. Экспериментируйте на себе. Заведите дневник, в который записывайте то, что произошло в течение дня, перечисляйте испытываемые эмоции. Через месяц проанализируйте, как и в каких ситуациях вы действовали, что вами управляло. Периодически обращайтесь к колесу эмоций Роберта Плутчика, чтобы пополнить арифметическую таблицу собственными комбинациями чувств. Почему не удается вызвать эмоции у других Не каждый руководитель умеет вызывать аффекты у подчиненных, распознавать их и управлять ими. Если вы только начали карьеру в этой области, начните с себя. Повышайте уровень эмоционального интеллекта, практикуйте комбинации чувств, опираясь на колесо эмоций Роберта Плутчика. Только тогда, когда вы научитесь управлять собой, сможете влиять на коллег. Справка: отсутствие эмоций у человека может говорить о профессиональном выгорании, усталости, а не только о низком уровне EQ. Если вы замечаете, что сотрудники отрешены, не реагируют даже на серьезные раздражители, выясните причину поведения и устраните ее. Помните, что умение управлять эмоциями важно не только для вас, но и ваших подчиненных. Уделяйте внимание личностному росту, проводите тестирование, устраивайте тренинги, раздавайте памятки с рекомендациями по развитию EQ. Со временем вы заметите, что вызывать нужные чувства стало проще, как и управлять ими.
Вывод Колесо эмоций Роберта Плутчика — не такой простой инструмент, как кажется на первый взгляд. Научиться им пользоваться смогут люди, которые знают основы психологии, умеют управлять своими эмоции, определять чувства других и вызывать их. Чтобы узнать тонкости влияния на эмоциональную сферу человека, читайте книги, тренируйтесь, тогда у вас все получится.
Рекомендуем следующие книги к прочтению для развития эмоционального интеллекта:
Источник